В картине «Песнь потока» («Песнь водопада»), 1920 г., Николай Константинович Рерих обращается к традиционным символам Востока – лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река – человеческую жизнь. За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. Николай Рерих картины пишет играя контрастами. Тема сокровенного знания как подлинного сокровища культуры также отразилась в картинах Николая Рериха. А за свою творческую жизнь Николай Рерих написал более 7000 картин.
Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге.
По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. Экспедиция продолжалась до 1928 года. Но к Рерихам у высших лам было совсем иное отношение. Братство».
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Еще сказано: «Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Был вечер. Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование.
В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. Выставки имели исключительный успех. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы. Вполне вероятно, что эта картина отразила в себе и личный духовный опыт Е. И.
В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Золото, алмазы, рубины. Они несут в себе скрытые знания, понять которые могут лишь духовно утонченные люди».
В итоге воспринимать (или, как сказано в Учении Жизни, ассимилировать) новые космические энергии без вреда для физического здоровья смогут лишь организмы светлых и духовных людей, сознание которых не загрязнено негативной энергетикой отрицательного мышления. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Что хотел выразить художник в картине «Чудо дивное».
Никогда не видевшие изумительных красок Гималаев, упрекали художника в неестественности, надуманности его работ. Рерихи переезжают в Америку. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний. Так, Михаил Бабенчиков писал: «Слепы те, кто видит в Рерихе только живопись. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». – что в самом деле начинаешь верить в близость если не конца света, то, по крайней мере, эпохи природных катаклизмов.
Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Летом 1910г.
Но люди, питающие в своем сознании низкие мысли и чувства – ненависть, злобу, зависть – не смогут переработать высшие космические энергии и станут жертвами новых болезней, страшные эпидемии которых в эпоху Апокалипсиса предсказывали все великие пророки мира, от Нострадамуса до Ванги. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Вспомним миф «О Происхождении Гор». На своих полотнах Рерих много раз запечатлевал еще одно чудо Гималаев – величественную Канченджангу, «Гору Пяти Сокровищ».
Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Какие это сокровища. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. «Танг-ла.
Может быть, предания о том, что в Азии есть заповедные места, близко к которым пролегают пути, ведущие в Ашрамы Шамбалы. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Интересно, что одним из признаков того, что в прошлом воплощении Рерих был именно этим деятелем, ламы сочли особое расположение родинок на щеке Николая Константиновича – они в точности повторяли конфигурацию созвездия Большой Медведицы, которому на Востоке поклонялись как священному. Там же зародилась и Ариаварта.
К 1910г. Что указывает на ирреальность горных пейзажей Мастера. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Только не навсегда ушла Чудь. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости».
Одна из картин Рериха называется «Чудь подземная». Как писал Рерих, «пришла вся экспедиция с Эвереста. Тайный Ашрам Братства в горах. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Какие-то старцы стоят на дороге.
Жена моя хотела иметь старинное изображение Будды. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947).
Эта работа символизировала начало нового этапа в жизни Рериха, связанного с предпринятым в 1923-1928г. г. Обычно тибетцы не выказывали иностранцам («пелингам», как они их называли) особого доверия. И этому может очень действенно помочь искусство, которое к тому же есть великий объединитель. Вполне понятно, что такая односторонность вызвана замалчиванием миссии Н. К. Отвечая на этот вопрос, авторы учения Живой Этики цитируют загадочное пророчество библейского «Откровения» : «И увидел я Новое Небо и Новую Землю». Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану».
И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием.
Конечно, вы понимаете, что некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей». Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932). Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Очень интересно высказалась о Рерихе и его творчестве одна из самых знаменитых пророчиц мира – болгарская ясновидящая Ванга. Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954.
Это было 28 июня 1921 года, когда Рерихи были еще в Америке. Но на дальнем фоне художник изобразил другие сокровища, духовные. С 1936 года начались письма, запросы.
Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. В семье, кроме Николая, было еще трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Беспредельное делает и мысли возвышенными. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас.
Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Голодая, сам он предлагал свою работу.
И в центре груди этого почти невидимого «двойника», чуть выше сердца можно увидеть неявно светящийся круг с таким же почти прозрачным излучением по всей его окружности. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед.
Помните картину Н. К. «Та, которая ведет». Эти новые космические энергии и были названы в учении Агни Йоги «огнем», а само слово «Агни» на санскрите означает «огонь». Что отличает эту форму. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой.
О существовании обители Высшего знания на Востоке народы мира знали издавна. В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». Это тот свет, который возник по слову Божьему в первый день творения, когда небесные светила еще не созданы. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975).
На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Но несмотря на долгие переезды верхом и в жару и в холод, на переходы по опасным горным тропам, пролегающим над бездонными пропастями, по местностям, где разбойничали полудикие кочевые племена, нападавшие на караваны, грабившие и убивающие путников – несмотря на все это, Рерихи в любой обстановке находили возможность общения с Учителем, требующего медитативного сосредоточения, а Елена Ивановна постоянно, каждый день записывала Его сообщения из которых затем составлялись тексты Учения Агни Йоги. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Там, после ритма, молча напитываем пространство. Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным.
Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926). Все будет зависеть от энергетического и нравственного потенциала ауры каждого индивида. Потому так необходимо утверждать в духе значение Начала Женского». Ждали вестей»154.
Столкновение полярностей идет по всему лику Земли. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. Казалось, слепцу в славе небо являлось, Дрожащая к небу рука поднималась, И слёзы текли из потухших очей. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно.
Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань. В народе его называли Великим Пятым. Глубоко лежит это Хранилище и многие не подозревают, как во время их сна Белое Братство сходит по галереям на ночное бдение. Идет бой между двумя началами.
В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Народная молва приписывала Далай-ламе Пятому сотрудничество с духовными Владыками Шамбалы. В Учении Жизни говорится о том, что есть Шамбала земная, а есть Небесная.
Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Восста. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие).
Она хранит пять сокровищ Мира. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. От них веяло тайной. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Именно он может строить светлое будущее своей страны».
«Множество людей стремится найти Нас. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44.
С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны бизнесмена Луиса Хорша177 и политика Генри Уоллеса, движение в Америке пошло на спад, оставаясь активным в Европе, Прибалтике и среди русской эмиграции Маньчжурии. В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Астрохимический момент планеты необычен. Так мы получили давно желанное изображение». Там находится вход в священную страну Шамбалу. Брамапутра означает Сын Брамы. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова.
Художник явно изобразил над видимой фигурой воина его астральное тело. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Песнь о Шамбале» – исключительно колоритное, огромное по размерам полотно.
Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1940 году в галерее им. С 1905г. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились).
Вокруг этого дворца сразу же возникли всевозможные легенды и слухи. Рерих есть одно очень интересное пророчество, полученное от Учителей Шамбалы. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Эта овеянная легендами вершина в местном фольклоре тоже связана с понятием Шамбалы. Когда вы знаете это, когда вам известны факты, окружающие эти замечательные места, вас наполняет особое чувство.
он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями.
Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Важной задачей считал Николай Константинович выяснение восприятия разными народами грядущего мессии – освободителя человечества от зла и несправедливости, обновителя жизни на земле. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. и Н. К. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов.
Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Светлой тайне Гималаев посвящены и картины «Канченджанга» и «Гора Пяти Сокровищ». Не только художником, но и пророком. (Н. К. Рерих.
Навсегда он останется непревзойденным в этой области. Отчего так зовётся эта величественная гора. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество.
Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Мы поговорили между собою на чуждом здесь языке и оставили дело до лучшего случая. В центральной части картины изображен Владыка Шамбалы, Он же – духовный Учитель Рерихов. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными.
На сегодняшний день его фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов194. В Агни Йоге говорится, что многие хотели бы попасть в «Хранимую долину» (так называется в Тибете место, где находится обитель Братства), но лишь единицы избранных последователей смогли сделать это и на то есть свои причины.
До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Именно вокруг Камня собирается Братство Адептов на медитацию.
Во время экспедиций по Тибету Рерихи посещали старинные монастыри, встречались с учеными буддийскими священнослужителями – ламами, беседовали с ними при помощи выступавшего в роли переводчика Юрия Николаевича Рериха (уже тогда владевшего многими языками и наречиями Востока). Во второй части «Братства» сказано: «Мы имеем целые Твердыни в Тонком Мире.
Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Это борьба Света и тьмы. Здесь свет – это Слово, а Слово – этоБог. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием.
В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Возможно, они догадались о том, что Рерихи были сотрудниками Учителей Белого Братства. Взаимное обогащение различных видов искусств, к которому призывал Рерих, свидетельствовало о его способности к гармонизации, к сведению вместе, нахождению соответствий между внешне несхожими и даже конфликтными сторонами и явлениями жизни. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»).
Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Родился Н. К. Рерих в Петербурге. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец.
Рерихов. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Рерих.
(. ) Укрепляли пространство, чтобы потушить войну». В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. () Мысль, не прегражденная сомнением, приведет в Наши Надземные Обители.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Это число – метафизическое, оно относится к самым распространенным в природе и культуре. Если внимательно посмотреть на образ воина на картине, то немного выше его головы можно увидеть полупрозрачный «двойник», повторяющий очертания верхней части его фигуры. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137.
Центр проводит многочисленные выставки индийских художников, занимается издательской и лекционной деятельностью. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. Куинджи. Об этом сказано в Авесте, пророчествах индейцев хопи, предсказаниях Реньо Неро и Нострадамуса (если верить толкователям катренов загадочного пророка). Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом.
С 1894 по 1902 годы Рерих много путешествует по историческим местам России34, а в 1903—1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов известных своими древними памятниками старины. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Е. И. Е. И.
() Между прочим, добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту – на картине «Сжигание тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, видимый только ими, попал на картину». Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Алтай-Гималаи). далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Так картина Гонец. В одной из своих статей Рерих упоминал о своей встрече с группой альпинистов, установивших рекорд по подъему на определенную высоту тогда еще непокоренного Эвереста (это было в 1924 году). А верховное женское божество Тибета называется также «тысячеокой Дуккар».
Какие функции выполняет в Ашраме Шамбалы Камень Чинтамани. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Так женщина должна занять место, сужденное ей. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп.
Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. На скульптурах Белой Тары изображения глаза часто присутствуют на ладонях богини.
Рерих писала: «. В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс Води в Петербургском регионе. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. Правильно удержать таких путешественников.
Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. Зная о необычном пророческом даре Ванги, он встретился с известной ясновидящей. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.
Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени.
Многие замечали, что светятся краски на картинах его. В философском учении Рерихов – Агни-Йоге или Живой Этике именно таким – прозрачным (точнее, невидимым) – описывается астральное тело, скрытое в физических телах всех живых существ. На ней изображен мост, озаренный золотистым сиянием.
Картина «Ведущая», без сомнения, отражает ту роль, которую играла в семье Рерихов сама Елена Ивановна – Учитель М. называл ее Ведущей. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Ведь под влиянием пространственных энергий их ауры усилят свой потенциал – но, будучи отрицательным по своей сущности, он всей своей тяжестью обрушится на физические организмы носителей темных аур. Отчего так зовется эта величественная гора. говорит он от сердца. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение.
В 1910 году Рерих активно участвует в судьбе Спаса на Нередице и Рюрикова Городища в Великом Новгороде, его беспокоили грубые реставрации и ремонты в ярославских, псковских и костромских храмах. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Потом было последовательное сообщение букв.
Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его Знания – «Песнь Шамбале». На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Потому утвердимся сознанием на мощи равновесия как стимуле Бытия, Начал и Красоты. Так интересная история связана с картиной Н. Рериха «Сжигание тьмы».
Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Те, кто стали на сторону тьмы, недолго будут торжествовать. В письмах Е. И. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Так различаются люди на равнинных и на горных.
В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Беликов не раз подчеркивал, что жизнь и творчество Николая Рериха невозможно понять вне связи с той духовной миссией, которую он имел, как сотрудник Великих Учителей Востока. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. В дневниках Рерихов, в которые они записывали свои беседы с Учителем, есть интересная запись о том, как на одном из сеансов общения Учитель попросил Николая Рериха: «Напиши полет Урусвати в Тибет на белом шарфе».
Впереди, на темной пурпуровой скале сидит сам певец. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно.
Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915).
Картина связана с легендой о загадочном народе, скрывшемся под землей. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. Новые энергии уже достигли Земли.
На этом полотне запечатлен характерный глетчер (ледник), находящийся высоко в Гималаях. Треугольник, стоящий на основании, визуализирует восхождение. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Лишь с началом деятельности Е. П. Сам художник видит в этом свете Materia Lucida – светоносную материю. (Алтай-Гималаи, 1974, с. 64).
Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. На возвышении перед ними покоится сокровенный терафим Братства – Камень Чинтамани. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии.
Художественное наследие Рериха огромно. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Странно впервые увидеть ойротских наездников – финно-тюркский род, затерянный в Алтайских горах.
Какие это сокровища. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. – золото, алмазы, рубины.
На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров.
Но в то время как все светлое, хорошее и созидательное, поднявшееся в человеке, служит ему на благо и утверждение, все темное и злое, насыщенное силами разрушения, приводит аппарат человеческий в состояние разновесия, к болезням, гибели, дезинтеграции. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке.
Какую функцию они выполняли и ранее и теперь. В чем же может заключаться причина этих катаклизмов. Картина Рериха «Сокровенное» передает нам намек на то, что могут скрывать от глаз непосвященных недра гималайских гор. В «Сердце Азии» Николай Константинович писал: «Канг-чен-цзон-нга – пять сокровищ великих снегов. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Сказано: «Придет время, когда голод охватит весь мир. Являются ли эти представления вымыслами или в них есть доля истины – неизвестно. Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России.
Вот характерный случай, произошедший с Рерихами в Тибете и описанный Николаем Константиновичем в повести «Сердце Азии» : «Насколько надо понять местную чувствительность, вы увидите из следующего случая, бывшего с нами. Сказано – Равновесие мира не может установиться без истинного понимания Начал. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. С 1936 года Рерих стремится вернуться на Родину: «В 1926 году было уговорено, что через десять лет и художественные и научные работы будут закончены. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха.
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Так было собрано несколько фраз. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913). Не случайно понятие Шамбалы имеет эквиваленты во многих языках мира. За 12 лет художником написано более тысячи картин, две новые книги и несколько томов литературных очерков.
В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111.
Посылали книги. Что же готовит землянам апокалипсическое будущее. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры.
Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.
Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю. Вон жёны с детьми. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов.
Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. В таинственных обобщающих путях искусства есть тот международный язык, который свяжет все человечество, – писал он. Картина «Превыше гор» появилась на свет в 1924 году, три года спустя после того, как в дневнике Е. И. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112.
Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. И еще одно обстоятельство даёт этим местам еще более удивительное впечатление: здесь в направлении Эвереста жил провидец-отшельник Миларепа, слушающий перед восходом Солнца голоса Дэв. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. Та же идея отражена и в легенде о городе Китеже, скрывшемся в озере. Не только природа реагирует на эти воздействия, но и все живое.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление.
Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Потому женщина возвышает мужчину». В одном из писем последователям Е. И. Обратите внимание, как показано Явление Мессии на картине Н. Рериха.
Сами можете видеть их бывшие входы. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество». Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Луи де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др. Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.
Чего нам ждать. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Сошлись на компромиссном решении и осенью 1893 года Николай поступил одновременно в Художественную Академию и в Санкт-Петербургский Университет. Все его картины – прозрения.
Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота».
Биограф семьи Рерихов П. Ф. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Во время встречи Ванга сказала ему: «Вижу Тибет и Гималаи. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У.
Были ли они для Рерихов только украшениями или у них есть иное назначение. Писали в Комитет по делам искусства. Конечно, не физическою, но духовной пищей. Что это.
Будущая эпоха (в Живой Этике она называется Новой эпохой) станет периодом духовного расцвета общества. Она подчиняется числу три, происходит из триады, материализует триаду. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Как уже говорилось, фрагмент Камня, посылаемый в мир, тесно связан с основным телом метеорита, присланного на Землю из созвездия Орион. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце».
В 1897 году П. М. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году.
Рерих было записано указание Учителя «написать полет Урусвати». У него много ветвей, но корень один». Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета.
(Рериха) отличается известной односторонностью. В учении Агни Йоги, в книге «Надземное» кратко, почти в форме намека говорится о том, как используют Архаты энергию «Огонь Носящего» посланца Ориона: «. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»).
Свет у Рериха не списан с натуры. Она хранит пять сокровищ мира. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаНиколай РерихГоды жизни: 09 октября 1874 — 13 декабря 1947Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникХудожник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. (Рериха), как Посланца Белого Братства.
Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный.