На картине Н. К. Рериха, мудрый конь, окруженный сиянием, осторожной горной поступью несет Камень вниз, к людям. В картине «Песнь потока» («Песнь водопада»), 1920 г., Николай Константинович Рерих обращается к традиционным символам Востока – лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река – человеческую жизнь. Рерих противопоставляет в своих картинах контрастные тона, усиливающие эффект красок, так же как композиторы сопоставляют в своих оркестровых пьесах тембры различных инструментов и добиваются таким путём особо яркого выявления звучаний каждого инструмента. «легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине Белый камень».
Именно Их имел ввидуН. К. Рерих, когда писал картину «Сокровище гор». За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. На картине Н. К. Рериха «На вершинах» изображено хорошо известное явление «Тум-мо» – возжжение основных энергетических центров сознания. В Финляндии Рерих работает над повестью «Пламя», пьесой «Милосердие», сочиняет основную часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории», пишет статьи и очерки, создает серию картин, посвященную Карелии. Николай Рерих картины пишет играя контрастами.
Лет двадцать назад к нам в Ригу привезли из Москвы большую выставку картин Н. К. Рериха. Наркому просвещения А. В. Луначарскому Рерих передал картины серии «Майтрейя», которые не принял ни один советский музей, так как художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими и они долгое время висели на даче у М. Горького103. А за свою творческую жизнь Николай Рерих написал более 7000 картин.
Cписок художественных произведений (картин) Н. К. Рериха за 1917–1924 гг. Картины, эскизы декораций, рисунки Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. С детства Рерих интересовался седой стариной, с упоением слушал рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на всю жизнь полюбил пейзажи сурового русского Севера – все это наложило яркий отпечаток на его творчество и он пишет целую Славянскую серию картин.
Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. От них веяло тайной. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото.
Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.
Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. в перечне В. В. Соколовского представляют собой обратный перевод с английского — по монографии Roerich. Так различаются люди на равнинных и на горных.
хозяйство и культура». В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Это борьба Света и тьмы. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Рерих не получил ответа на посланные обращения.
Более 400 картин, коллекционные предметы, коллекция восточных книг были переданы государству и вошли в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Новосибирского художественного музея, Горловского художественного музея, Института востоковедения РАН ит. д. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Многие замечали, что светятся краски на картинах его.
Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо.
Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Посылали книги. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство.
Огненность крыльев и тела — указание на духоносность, на полноту духовности. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились).
В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Рерихи переезжают в Америку. В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец.
В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Именно он может строить светлое будущее своей страны».
Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Братство». Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Летом 1910г. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти.
Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. Выставки имели исключительный успех. Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года.
У него много ветвей, но корень один». (Н. К. Рерих. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной.
Там находится вход в священную страну Шамбалу. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. Л. 5).
Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. Всадника не видно. Алтай-Гималаи).
Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками. Для всесторонне взвешенного и обоснованного решения очень желателен осмотр подрамника и оборотной стороны самой картины (когда такое возможно) с целью обнаружения любых авторских помет, будь то название произведения, дата, номер и проч. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний.
В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра.
выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров.
Голодая, сам он предлагал свою работу. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера).
Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. Древние культуры России и Индии их общий источник интересуют Рериха как художника и как учёного. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова.
Так было собрано несколько фраз. Какие-то старцы стоят на дороге. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния.
С 1936 года начались письма, запросы. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс Води в Петербургском регионе.
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). По поводу же списка сказано, что «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий». Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике.
Там же зародилась и Ариаварта. Знамя Мира или Международный Флаг Культуры был предложен Рерихом для охраны Искусства и Науки, всех творений человеческого гения. В квартире же остались проживать бывшая домработница Н. К. Рериха и её муж, которые категорически отказались отдавать не принадлежавшие им ценности174. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926).
Золото, алмазы, рубины. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179.
Художественное наследие Рериха огромно. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит и, когда буква была произнесена, то последовал стук. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. В монографии список кончается работами 1925 года.
говорит он от сердца. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. «.
Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. Свято Знание. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У.
Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). И, наконец, Рерих верил, что мир на Земле есть необходимое условие для выживания планеты и для непрерывного процесса духовной эволюции и призывал людей помочь достижению мира, найдя общий язык в сознании Красоты и Знания. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913).
Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. Потом было последовательное сообщение букв.
Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Вместо нимба Софии — диск солнца. Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя.
Конечно, не физическою, но духовной пищей. «. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII – Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В 1897 году П. М. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры.
В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Существовали ли работы под пропущенными в списке номерами, вопрос непростой. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году.
С 1905г. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями».
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота». Himalaya. Так картина Гонец.
На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». В книге А. В. Яременко строчка «1925» почему-то выпала — и таким образом все они «переехали» в 1924 г. В. В. Соколовский последовал за А. В. Яременко, вот таким образом под 1924 годом у него ошибочно значатся многие произведения следующего года, среди которых большинство картин из серии «Знамёна Востока», а также работы, написанные с марта по август 1925 года, когда художник находился в Кашмире и Ладакхе. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину.
Куинджи. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника.
Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». К примеру, северный пейзаж мог выступать и под звучным топонимом и под его переводом и как карельский эскиз (см., напр., ).
Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед.
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. На картине изображена священная река Индии, которая берет начало из великого озера Манасаровар – озера Нагов.
Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге.
Вспомним миф «О Происхождении Гор». Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»).
Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Рерих присутствует на многочисленных культурных мероприятиях, читает лекции, встречается с членами правительства. Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения. Беспредельное делает и мысли возвышенными. Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932).
В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита».
Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Catalogue Raisonn», составленный К. Руппертом (последняя редакция 2000 г. ).
«Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха.
На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: «.
В поздний период мастер по-прежнему активно работал как художник вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Индийские метафизические доктрины их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением».
Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. За порядковым номером в авторском списке следует название произведения (как правило, по-русски), техника исполнения, нередко указано имя его владельца, местонахождение, некоторые другие подробности. Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование.
В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Труд, безусловно, выдающийся — особенно принимая во внимание те условия, в которых пришлось работать составителю (см., например, недавнюю статью о нём (), с привлечением малоизвестных биографических материалов). Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой всё окружающее пространство. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов.
Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально.
Это, во-первых, электронный каталог «Nicholas Roerich. Восста. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
Она сама как посланец солнца, как воитель Света. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Был вечер.
Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны.
Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой.
Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. Свята Красота». В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21.
Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. В первой версии труда В. В. Соколовского порядок перечисления этих произведений тот же, что в монографии и восстановить истину несложно: произведения 1925 года начинаются с «Моисей Вождь» (, с. 84). Родился Н. К. Рерих в Петербурге. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35.
Работают экспозиции, посвящённые Музею им. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. Для многочисленных исследователей творчества Н. К. Рериха, пишущих на русском языке, незаменимым справочником по названиям его художественных произведений стал (и зачастую остаётся до сих пор) вышедший в 1974 году хронологический перечень В. В. Соколовского (1906–1987) (), существенно доработанный в издании 1978 г. (). С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно.
По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Что-то необычное сверкает в седле. Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж.
Идет бой между двумя началами. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия.
Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Писали в Комитет по делам искусства.
Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Необходимо принимать во внимание, что на персональных выставках этого периода (Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Лондон, США) ряд работ Н. К. Рериха 1917–21 гг.
Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. К 2006 г. (когда впервые вышла эта статья) существовали два систематических описания художественного наследия Н. К. Рериха, где русские названия произведений периода 1917–24 гг. Точное воспроизведение этой нумерации по сути гарантировало от пропуска названий при переписывании и очень облегчало дальнейшую сверку, а в публикации () сами номера были опущены (без сомнения, по указанию автора).
Брамапутра означает Сын Брамы. Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св.
В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Экспедиция продолжалась до 1928 года.
Она хранит пять сокровищ Мира. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными.
Ждали вестей»154. Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.
В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Хотя при этом всякий раз даётся ссылка и на вышедшую в Нью-Йорке несколько лет спустя книгу А. В. Яременко (1886–1984) (), которой В. В. Соколовский, собственно и пользовался, но помещённые там списки картин самостоятельной ценности не имеют, так как заимствованы (без упоминания об этом и, увы, с обычными для такой процедуры описками-опечатками) из других источников — прежде всего из этой монографии. были даны с учётом публикуемого авторского cписка. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
София держит список не в левой руке, а в правой и этот список раскрыт. Какие это сокровища. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств.
Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану».
К 1910г. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). устанавливались по единственно доступным в то время материалам, т. е. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). по англоязычным источникам.
он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Луи де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно.
Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса.
Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Может быть, это конь, потерянный караваном.
Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Вон жёны с детьми. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель.
Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. ангепообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки.
В него входят 644 поименованных произведения (включённых в основную таблицу), которые сгруппированы по годам создания и под каждым годом пронумерованы отдельно. Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет. Помещенный на белом полотнище Знамени символ – три красных круга, заключенных в красное кольцо, – достаточно древен. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.
В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская).
В 1907году во Франции избирается членом Общества осенних салонов, впоследствии— членом Национальной академии в Реймсе и членом французского Доисторического общества. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета.
В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Отчего так зовётся эта величественная гора.
Номера в списке соответствуют авторским номерам на оборотах или подрамниках картин — в тех случаях, когда их удаётся там обнаружить (с произведениями данного периода, насколько нам довелось наблюдать, такое происходит намного реже, чем с картинами последующих лет). Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. В 1940 году в галерее им. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным.
В доработанном перечне () порядок уже алфавитный и, чтобы установить верную дату создания — 1924 или 1925, — в каждом случае следует свериться с публикуемым авторским списком (либо с можно и с, следуя вышесказанному).