В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело. Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи скорее Евы, чем тёмная искусительница, страстная Лилит. Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов.
В результате двадцать монументальных картин Альфонса Мухи, вошедших в «Славянскую эпопею» стали достоянием Праги. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». Знаменитый чешский художник Альфонс Муха, картины которого сегодня можно увидеть в лучших коллекциях мира является одним из самых ярких представителей стиля модерн. В 1936 году в Париже состоялась ретроспективная выставка картин Мухи.
Оформительскую задачу художник решал комплексно. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Репродукции, сделанные с работ Мухи, станут добрыми гостями в вашем доме.
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Такие полотна, как: Апафеоз истории славянства, Праздник Свентовита, Славянский праздник под липою и многие другие заняли своё почётное место в истории высокого искусства. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Техника создания – масло и яичная темпера.
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Декоративные панно, этикетки, виньетки, портьеры интерьеры, ювелирные украшения игральные карты, открытки иллюстрации книг — все это было «феноменом Мухи». И тут снова вмешается театр. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Музей Альфонса Мухи, Прага. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Занимался он и практической работой. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Еще позже, судьба сведет Муху с графом Куэн-Беласи.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. Благодаря этому Альфонсом будет получено блестящее художественное образование. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Великая актриса была очарована работой. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Театральные афиши Мухи наполнены символическими деталями и схожи с прекрасными ребусами. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей.
1893 год. Фоном для красавицы станут замысловатые орнаменты. Весна, 1894 год. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. В настоящее время она живет в Чехии. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Альфонс Муха родился в 1860 году в городке Иванчице, расположенном недалеко от Брно. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов— иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Художника пригласил Институт искусств в Чикаго, лекции в котором он читал на протяжении трех лет.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Он согласился. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Здесь он познакомился в Ван Гогом и Полем Гогеном. Изумруд, 1900 год. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. От заказов не было отбоя. Холст, масло. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Холст, масло. А ведь выжило и проросло. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар.
Рубин, 1900 год. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения.
Интересна история внучки Мухи. С этого момента начнет свое рождение уникальный и узнаваемый стиль Мухи. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
Мальчик с детства хорошо рисовал. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Близится Рождество. Художник брался за любую работу, так или иначе связанную с живописью: рисунки для газет и журналов, рекламные и театральные афиши, открытки, упаковка и т. д. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Например, аметист – это ирисы.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. От его картин невозможно отвести взгляд, настолько они гармоничны. Вот и я не исключение и поддалась соблазну сделать серию шелковых платков с копиями известных картин, таких как «Времена года», «Драгоценные камни», «Цветы» и пр., которыми спешу поделиться с вами, дорогие читатели.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. С 1904 по 1913 гг. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги.
Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Аметист, 1900 год. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Приглядитесь к этим картинам. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Произведения дышат спокойствием и негой. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Является единственным официальным музеем художника. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что она тут же предложила художнику шестилетний эксклюзивный контракт. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
От того, что здесь его называют Мюша. Холст, масло.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Муха сделал набросок в своём блокноте во время представления, а затем нарисовал эскиз прямо на мраморной плите столика в кафе, за неимением других подручных черновиков. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Частная коллекция. Афиша стала революционной. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе.
Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность.
Семья была большая. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Позже у них рождаются две дочери и сын. Восхищенный талантом мухи граф, согласился оплатить его учебу в Академии изящных искусств в Мюнхене.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Жизнь его родителей не была даже приближена к творческой. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Альфонс был первым сыном во втором браке.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Муха же рассуждал по-другому: он получал удовольствие от любого вида творчества, стремясь сделать красивой любую, даже самую банальную и бытовую вещь. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Мадонна лилий, 1905 год. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности.
Разве смогло бы выжить в такой почве зерно таланта. Музей Альфонса Мухи, Прага. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Как мы видим, он достиг в этом совершенства – его стиль не перепутаешь ни с каким другим и мы восхищаемся любым его произведением, будь то реклама бисквитов и упаковка для шампанского или грандиозное полотно. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Он с удовольствием писал то, что любил сам. Посетители узнают и детали личной жизни автора. В 1906 году мастер женится на Марии. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
В ту пору он заинтересовался историей славян. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Сам Альфонс увлекался с детства пением и изредка пробовал рисовать.
В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Впереди Муху ожидает работа судебного писаря. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов.
У неё две дочери. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Художник моментально становится знаменитым. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Спасибо увлечению любительским театром. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Топаз, 1900 год. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). Принцесса Гиацинт, 1911 год.
На его картинах будет царить загадочная незнакомка с пленительной улыбкой. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Альфонс Муха (чеш. Проучившись два года в Мюнхене, художник в 1887 году переехал в Париж и продолжил там свою учебу.
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». А то легендарное кафе, в котором был сделан первый набросок, предприимчивый де Бруноф купил, чтобы показывать за отдельную плату стол-черновик. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Хитилова была соотечественницей Мухи.
В начале марта 1906 года Альфонс писал своей любимой Марушке: «Приходил издатель из Кливленда он хочет издать чтолибо мое. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
На следующий год- вторая, более крупная – в салоне de Cent, а затем она объехала всю Европу. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Это было довольно прибыльным делом.
Дама с камелиями, 1896 год. Муха остался без средств к существованию. Он серьезно занимался пением, но в 1875 году был вынужден отказаться от любимого занятия, так как его голос стал ломаться. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Приведем краткое описание картины. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году. Художественное образование получает в Брно.
Музей Альфонса Мухи, Прага. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Предки его занимались выращиванием винограда. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Граф, восхищенный талантом художника, соглашается оплатить его обучение в академии искусств города Мюнхен. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Увидев результаты работы, граф решит принять участие в судьбе художника.
Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Но судьба благосклонна к гению. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Проводя все свободное время в его стенах, он начнет рисовать. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Поворотный момент в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1894 году, когда он выполнил очередной заказ на афишу к постановке пьесы «Жисмонда» театра «Ренессанс», которую играла великая Сара Бернар. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). В 1910 Альфонс Муха вернулся на родину и задумался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян.
По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
Ведь редкий гость, даже самый гениальный, сможет принести с собой тепло и изысканность. Иногда гений становится гением не благодаря, а вопреки чему-то. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине.
В представлении принимала участие Сара Бернар. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Я предложил мою работу о драпировках. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Афиша восхитила актрису и парижскую публику, моментально принесла художнику популярность. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках.
На фото слева: Цветок, 1897 год. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Хотя Муха считал Эпопею самой значимой работой, она была принята довольно холодно европейской публикой- вкусы изменились, да и Первая мировая война повлияла. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже.
Славянский Эпос, 1928 год. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Холст, масло. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. франков. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Сначала билеты и афиши, затем декорации. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Актриса выступала с пышной прической, украшенной орхидеями, в богато орнаментированном платье с расшитыми золотом рукавами, с пальмовой ветвью в правой руке.
Тот пригласит художника для оформления собственного замка. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
В 1879 году он получил в Вене должность помощника в фирме, которая занималась декорациями и реквизитом, где он добился известности в театральном дизайне интерьера. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Сара Бернар заключила с ним контракт на шесть лет и, благодаря ей, муха стал главным декоратором «Ренессанса».
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Да еще как.
После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Но на этом сказка закончилась. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Плакат был неслыханной инновацией в плакатной печати- раньше в плакате было большое количество текста с несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Акварели эти художник называл «Блаженствами».
Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Нарисованная Мухой афиша, на которой красовалась сама Сара Бернар, станет добрым знаком и пропуском в новую жизнь. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Mucha Museum, Прага. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».