А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Его полнотелые русские красавицы настолько правдивы и реалистичны, что, кажется, сейчас оживут.
М. Г. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось.
Я. Билибин, 1901). Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Чертовски трудно. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Какова шуба на нем. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. А шуба. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия.
Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин».
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Вот кого рисовать-то. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.
Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Но и в таком, можно сказать, упрощенном виде Госиздат опубликовать сказки не смог: легкий штриховой рисунок хорошо смотрится лишь на более или менее приличной бумаге, а в распоряжении у Госиздата была лишь грубая газетная. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
В портретах он абсолютно другой мастер, сумевший воплотить в образах запечатлённых им людей лучшие достижения русской живописи XIX столетия с её тяготением к сложным психологическим задачам и новаторские открытия западноевропейского искусства конца XIX — начала XX вв. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Сохранился лишь сделанный в 1916 году большой эскиз, который сейчас находится в Государственном Русском музее в СанктПетербурге. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.
Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. На переднем плане дети катаются на санках.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Кустодиев твердо решает стать художником. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Говорили о костном туберкулезе, но берлинский нейрохирург поставил другой диагноз: опухоль спинного мозга. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.
Кустодиев. И. Шаляпин». Парадокс.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. А может быть именно вот таким образом и стоило. Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж.
Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.
Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.
Только щеки да нос краснеют». Работа была заказной. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики.
К этому времени у них уже родился сын. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Возможно. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням.
С 1896 года художник обучается в Академии Художеств у Ильи Репина, который доверил ему написать этюды для картины «Заседание Государственного совета». На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году.
Огромное значение он придает линиям, пятнам цвета, вот таким образом постепенно переходит на гуашь и темперу. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр лубочной живописи. Отца своего он почти совсем не помнил. Одной из лучших работ раннего творчества стала «Ярмарка». Веселье охватывает всех.
Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши.
Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский.
Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.
Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Вместе с семьей отправляется в Париж. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Особо выделяются изображения русских купчих, олицетворяющих собой своеобразных русских «богинь» — картины «Красавица», «Купчиха за чаем». Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Картина эта, к сожалению, завершена не была. Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных.
Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Окончив духовную семинарию, Борис отправляется в Петербург с одной только целью – поступать в Академию художеств. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3.
Будто впервые. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Зашел с мороза прямо в шубе. Любовь к ней отражается в каждой работе.
Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Искусство требует всей жизни.