Вот еще любопытная картина «Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка)» из мастерской Кранаха Старшего. Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения. Да, на Кранахов работала целая мастерская безвестных художников, да, младшие повторяли картины старшего, в этом есть элемент ремесленничества.
По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Кранах писал это Распятие несколько раз. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. «Не нарушь ее сна. » – Предостережение запрещает прикасаться к соблазнительной красавице, но действительно ли она тихо-мирно спит.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Лувр, Париж. Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны.
С этой точки зрения римская демократия была лишь одной из форм власти «белых мужчин» и, будем откровенны, не смотря на все декларативные достижения, мало что изменилось и сегодня. Как девиз на латыни, отчеканен на скале, возвышающейся над томной красавицей из картины «Нимфа у источника» : «Нимфа у источника заснула, не нарушь ее сна ибо она отдыхает». С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Кранах Старший немало преуспел в карьере. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Венера, 1529. Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты правописания — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. Олоферн поверил женщине и позволил жить в своём лагере.
4). Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях.
Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). Тема картины — бессмертие и вечная молодость, мистическая вера в очищающую и живительную силу воды. Его работы находятся в самых известных музеях мира, включая такие, как: Эрмитаж, музей им.
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. 1530, Вена, Музей истории искусства). Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.
Еще в 1476 году некий Ганс Бейгем, прозванный Иванушкой-свистуном, вдруг заговорил о новом царстве Господнем, в котором «не будет ни князей, ни папы, никаких господ и повинностей, где все будут братья». На заднем плане – ложа курфюрста. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Эта работа, сюжет которой потом будет повторяться во множестве произведений Кранаха, очень близко подходит к «Мадонне с Младенцем» Пьетро Перуджино, хранящейся в Национальной Галерее в Вашингтоне. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
(В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно). Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. – немецкий художник эпохи Северного Возрождения. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно.
Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла.
Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Вот таким образом сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская». Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».
Он владел большой мастерской, несколькими домами и земельными участками, аптекой, книжной лавкой и типографией, был членом городского совета Виттенберга и несколько раз избирался бургомистром. В 1550 г. Кранах последовал за Иоганном Фредериком Великодушным в изгнание в г. Аугсбург, а в 1552 г. в г. Веймар. Лукас Кранах умер 16 октября 1553 г. Произведения живописца можно увидеть в таких всемирно известных музеях, как Берлинская картинная галерея, Дрезденская галерея старых мастеров, Амстердамский Рейксмузеум, Венский Музей истории искусств, Королевская галерея Маурицхёйс, Музей Крёллер-Мюллера, Пражская Национальная галерея, Будапештский Музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. Картинная галерея, Берлин. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Меч в руке святой Екатерины – атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). А. С. Скорее всего, это место находится где-то подле ущелья Брайте Клуфт (Breite Kluft) около мили вниз по реке от нынешней границы между Чехословакией и ГДР. Согласно Золотой легенде («Золотая легенда» – сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г, одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV – XVI вв.
Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара.
Между Ренессансом и маньеризмом», на которой демонстрируются картины Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Искусствоведы продолжают спорить.
Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Для них он написал портреты. В момент, когда женщина вкладывала руку в пасть (уста), вдруг из толпы подбежал молодой человек с видом сумасшедшего, заключил ее в объятия и. поцеловал.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Охват тем огромный.
Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты).
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Руководство лондонского метро отказалось рекламировать выставку Кранаха в Королевской академии искусств, посчитав плакат с обнаженной богиней Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер иГанс Гольбейн. Там художник создает мастерскую, с 1519 многократно становится членом Городского совета и бургомистром.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар. Это описание можно конкретизировать и поправить, поскольку «безмятежное озеро», в действительности, река Эльба близ Шандау (Schandau), а скалы с замками и прекрасные холмы характерны для района Эльбских Песчаниковых гор, романтически-изломанной гряды вздымающихся плоскогорий из песчаника и глубоко врезанных лесистых оврагов, приблизительно в пятнадцати милях к юго-востоку от Дрездена (илл.
Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (в мюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе) Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обе в Имп. Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. Картина «Адам и Ева. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). А. С. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Ибо более блаженной смерти быть не может». Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах».
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. В этом смысле он вполне современен. Проходящая обращения,, чёрного, могла быть «драконом» белого (обычно изображавшимся в виде крылатого змея) или красного цвета первый из трёх этапов Делания нигредо могли именовать «вороном», «мёртвой головой» или «чёрным человеком», альбедо «лилией» или «белой розой», тогда как рубедо «красной розой». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. Возможно, он хранилась в мастерской и служила образцом для работавших в ней художников. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты.
Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
Обращаем Ваше внимание, что согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 09. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка.
Изумруд в пасти змея Центральная фигура экспозиции – Лукас Кранах Старший (1472-1553), основатель художественной династии, руководитель живописной и печатной мастерской в городе 1042иттенберг, друг и сторонник Мартина Лютера, сегодня считается, наряду с Альбрехтом 1044юрером, одним из величайших художников Североевропейского Ренессанса. История ее такова. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов).
В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). 99v. ) : «В год тысяча пятьсот двадцать шестой от Р. Х., в пятницу после дня Епископа Северина, которая была двадцать шестым днём октября, в доме под белым щитом, в Львином переулке в Эрфурте эти предписанные картинки и изображения были сделаны иллюстратором Иоганном Хохом по заказу Валентина Хернворста иначе Винтеркорна, гражданина Эрфурта и за счёт вышеупомянутого Валентина и также его собственной, Валентина Хернворста, рукой были написаны сопроводительные пометки и подпись и картинки были закончены в день и год, как было указано выше» «, трём волхвам, присутствуют чёрный человек, поле, усеянное звёздами и серебряный полумесяц все три, будучи алхимическими символами нигредо и альбедо, вполне подходят несущим золото волхвам ищущим царя царей и истинный свет. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
В основу созданного полотна легла следующая легенда. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Правда, пока это была богиня Венера.
Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3.
Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы.
Они долго беседовали, пировали. Неизвестно, почему именно Кранах поместил на свой герб это хтоническое существо и можно ли найти в этом какие-то ветхозаветные параллели, однако фактом является то, что изображение Адама и Евы, а точнее, сногсшибательного «трио» : Адама, Евы и Змея является одним из самых известных образов в его работах.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
(Lucas Cranach the Elder) (1432-1553), немецкий художник эпохи Возрождения. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды. Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Дерево, масло, 3822 см. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Сочетание золота, розового и зеленого в мужской одежде тогдашнего модного покроя с многочисленными прорезями производит впечатление своеобразного орнамента.
Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522 – 1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Юнона, олицетворение второй стадии, обращается к Парису напрямую, тогда как Афина, символ первой стадии, нигредо, стоит спиной к нам на тёмном пустом клочке земли (остальные две дамы стоят на свежем дёрне) и, наконец, Венера в красном берете гордо стоит, указывая прямо на Купидона, тайный огонь. Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку.
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. У художника имелось еще три дочери. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Наряду с религиозными сюжетами он писал и античные. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Ты что скажешь. Предположительно изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца. Кранах последовал за ним. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю Палестину. Ибо более блаженной смерти быть не может».
Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. У ног супруги, одетой в парчовое платье, — маленький пушистый песик, сидящий столь же спокойно, как неподвижно стоит, сложив руки, его хозяйка.
Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника. Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В этом смысле он вполне современен. Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание.
И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. На картине святая Екатерина изображена в уже устоявшемся образе коленопреклоненная облаченная в дорогие одежды (что символизирует ее происхождение), с мечом и сломанным колесом – орудиями ее мученичества. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Его супруга как будто бы светится изнутри. А. С. 2007 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации» «Нарушение авторских и смежных прав» подразумевает наказание в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех месяцев до шести лет лишения свободы, что переводит эти преступления в категорию тяжких».
Год спустя художник скончался в Веймаре. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Известно, что в 1044ревнем Риме женщины, как и рабы, были лишены политических прав. Вместе с головой они вернулись в город.
С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Говорили, что он сидит в кругу распутных ионийских красавиц, расчесывает шерсть или прядет ее, вздрагивая при каждом окрике хозяйки Лу769кас Кра769нах Ста769рший (нем. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского.
Однако похоже, что б972льшая часть алхимиков использовала в качестве исходного вещества медь металл Венеры главными ингредиентами, которые следовало добавить на последующих этапах, были «белый Меркурий» и «красная сера», поскольку ртуть и сера сочетали в себе основные свойства четырёх элементов. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
Иероним – христианский святой, почитающийся в католицизме и в православии. Картина Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Будапешт) 8212 одна из лучших на выставке. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Кранах Старший был лично знаком почти со всеми выдающимися людьми своего времени и писал портреты некоторых из них. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.
Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с8230 Большой Энциклопедический словарь Картина Лукаса Кранаха-старшего Уста истины (1534), оцененная в 6-8 миллионов фунтов стерлингов была продана 8 июля на акуционе живописи старых мастеров и британского искусства Sothebys в Лондоне за 9 миллионов триста тысяч фунтов стерлингов.
Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Стоит отметить одну из его картин, повествование Продолжая о шедеврах Лукаса Кранаха Старшего, которая называется «Юдифь с головой Олоферна». Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Причем то была не созданная чуть раньше дюреровская «Ева», а языческая Венера (1509).
Это счастливый по своей легкости характер, который и в дни неповторимых исторических сдвигов оставался спокойным и уверенным. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году.
Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Речь не только о Москве и Санкт-Петербурге. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий. Источник молодости, 1546.
А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). Картина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. А. С. Лукас Кранах Младший (1515 – 1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах, – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Основательница традиции, эта сонная нимфа является отдаленной родственницей «Спящей 1042енеры» 1044жорджоне и «Олимпии» Мане. Традиционно искусствоведы говорят о «Семье Кранаха», о «Кранахе и его мастерской» или о «Кранахе и его круге», поскольку доподлинно авторство работ, в частности после 1510 года, определить почти невозможно. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Все картины в Белом зале 8212 кисти Лукаса Кранаха Старшего, некоторые написаны при участии его сына Ганса или мастерской (его помощники либо делали подготовительные работы, либо дописывали детали его картин). На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии.
Произведения, проданные на Sothebys и Christies. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Однако уже в самом названии выставки «Кранах и его время» усматривается некий парадокс. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута.
Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Многочисленные попытки объяснить символизм с точки зрения алхимии или геральдики до сих пор не очень удавались, что позволило исследователям видеть в нем почти что угодно – например, отсылку к «пламенности и стремительности» манеры художника. Известно, что у художника было еще три дочери. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Известен своей приверженностью реформации и идеям Мартина Лютера. В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи («Отдых на пути в Египет»). В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Франциска» и «Покаяние Св. Однако это приносит и неожиданные результаты. Такая ювенальная женственность и сегодня кажется трогательной.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Наиболее уместно предположить, что на картине изображена либо святая Екатерина, которая сочеталась с Христом мистическим браком, либо сама Церковь, «Экклесия», воплощенная в таком аллегорическом образе женской фигуры. У художника имелось еще три дочери.
В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. Это, к примеру, взаимоотношения Кранаха и Дюрера или Кранаха и его мастерской. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни – знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын.
Н. Н. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура. После Лукаса Кранаха Старшего осталось огромное художественное наследие- некоторые из его работ существуют в нескольких вариантах или копиях.
Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. 1530, Вена, Музей истории искусства). Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом. Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Вскоре становится одним из влиятельных и богатых людей в городе. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. В доставшейся ему по наследству мастерской он занимался, прежде всего, тиражированием отцовских оригиналов, религиозных сцен, мифологических аллегорий и парадных портретов.
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Кранах обратился в нем к мало привычной для себя технике резцовой гравюры на меди. В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно.
Сами же «грешные типы» очень похожи на босховских персонажей, близки нидерландской живописи, а вот композиция – полукруг из фигур на темном фоне – наоборот итальянская и отсылает к венецианской традиции.