В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Остропсихологичны, монументальны и его поздние портреты (И. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Высокое профессиональное мастерство Кранаха в поздний период сохраняется в его портретах. Екатерины». «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Лукас Кранах Младший (1515 – 1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.
Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. В сознании людей той эпохи грехопадение было граничит с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.
Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей.
Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Серебряный век» (1530 ГМИИ им.
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
А. С. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). А. С.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. Даже назидательные стихотворные строчки (которые на выставке в экспликации решили отчего-то не переводить) «Силами всеми гони купидоново ты сладострастие / Иначе твоею душой слепой овладеет Венера» не в силах обмануть относительно удовольствия, с каким мастер выписывал обнаженную. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
сша перестают быть тотальным гегемоном на мировой арене (что особо проявилось при конфликте с Россией) и что бы хоть ненадолго отсрочить своё падение, которое неизбежно, начинают серии управляемых конфликтов, что должны послужить для создания территорий хаоса, непригодных для нормальной жизни. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Охват тем огромный. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
Однако, как отмечают исследователи искусства эпохи Возрождения, творчество Лукаса Кранаха мл. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Тут имеются три работы, но в их создании он участвовал лишь предположительно. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Так случилось, что младший Кранах всю жизнь прожил в «тени» своего великого отца, его творчество считалось второстепенным, не дотягивающим до уровня родителя.
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Однако это приносит и неожиданные результаты. Его портреты пользовались большой популярностью. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.
В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Среди них знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное.
Учился он, по-видимому, у своего отца. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Мы можем показать работы из частных коллекций: они были куплены на протяжении последних десяти лет на известных зарубежных аукционах или в галереях. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Умер Кранах 16 октября 1553. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
по своему таланту в разы превосходит уровень живописи многих других художников XVI века. Так что, если вы всё ещё полагаете, что выставка Кранахов — это череда похожих друг на друга заказных портретов иподумываете пойти вместо неё в кино на свежий хоррор, бросьте: тут есть чем пощекотать нервы. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.
Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства. Но в отведенном ему зале, увы, лишь две подписанные им, а не им и мастерской, не последователями и т. д., работы — «Суд Париса» из Готы и «Мадонна и младенец с гроздью винограда» из московского частного собрания. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. У художника имелось еще три дочери.
Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. будучи уже придворным художником, Кранах остается тем же милым, уютным романтиком, но только черты эти превращаются у него мало-помалу в какой-то чувствительный трафарет. В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Но не только. Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Кранах Старший немало преуспел в карьере. Франциска» и «Покаяние Св.
К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. На фоне Дюрера и Гольбейна он смотрится необычайно современно. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей исповедовавшие лютеранство. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. 1530, Вена, Музей истории искусства).
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Да и все вариации «Адама и Евы», представленные в залах, заказывались для альковов и будуаров. Искусствоведы продолжают спорить. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Лукас Кранах Старший (1472 – 1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году.
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Для Кранаха вообще, кажется, не существовало противоречий. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны, цветовое решение напряжённое и экспрессивное (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) в других картинах, наоборот, преобладает сказочно-идиллическое начало (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Почему штаты так шарахаются во все стороны. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Спасибо. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса.
Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстрации к теологическим сочинениям реформаторов, а также значительные станковые произведения, в том числе портреты Лютера, многочисленные гравюры (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. «Аллегория правосудия», чью наготу никак не скрывает и даже подчеркивает прозрачная вуаль, предназначалась, конечно, не для присутственных мест.
Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Достижения искусства Возрождения претворены в Алтаре св. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
Картина «Адам и Ева. Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). И все же прославился он прежде всего как художник, замечательный портретист и величайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур и пейзажа. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Собрать все это вместе было чрезвычайно интересно. Но современным основатель династии был, конечно, не только в смысле наличия деловой жилки. Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. а) Китай запускает Новый шёлковый Путь: морской и главное-сухопутный, от ИУ до Мадрида или как говорил о возможностях Евразии Путин несколько лет назад:Большая Европа от Лиссабона до Владивостока, единое экономическое пространство.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Шёнер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель автопортрет, 1550, Уффици). Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший.
А. С. Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау) гуманистические идеалы выражены также в картинах Венера и Амур (1509, ГЭ), Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. и вскоре переросло в тесную дружбу. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Оба брата работали в мастерской у своего отца и, конечно же, Кранах Старший был их главным учителем. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522 – 1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке.
На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов). Эти произведения затем в больших количествах размножались в его мастерской. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). В период работы при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Виттенберге (1505-52) определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и среды, в которой жил художник. С 1504 года и до конца своих дней Лукас Кранах работал придворным художником при дворе герцога Фридриха, курфюста Саксонии. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Шёнер»). Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Мартина Лютера.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхищающие маньеризм 1530-50-х гг. Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. В основу созданного полотна легла следующая легенда.
Картина из собрания ГМИИ им. Вот таким образом сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская». Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Что касается Ганса Кранаха, о нем судить еще труднее. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
До недавнего времени считалось, что самым важным из семьи Кранахов был Лукас Кранах Старший (1472–1553). Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Ценители живописи считают, что творчество Кранаха Младшего незаслуженно забыто или, по крайней мере, недооценено по достоинству. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. В творчестве Лукаса Кранаха младшего виден характерный стиль отца. Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура.
Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Ряд произведений был создан в лютеранской манере. За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Четыре варианта «Лукреции», дамы благочестивой, не вынесшей позора и заколовшей себя ножом, говорят не о добродетели, а о чувственном начале.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).