Творческое наследие Константина Маковского насчитывает около ста картин, среди них немало крупных, эпических полотен (сегодня они рассредоточены по частным и музейным коллекциям всего мира).
Адлерберга. Но эта манера была скоро преодолена и Маковский «вернулся» к основным свойствам своего дарования – легкости и эффектности письма. Константин Егорович Маковский был старшим сыном в семье потомственного, но небогатого дворянина Егора Ивановича Маковского, служащего московской дворцовой конторы. Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, – это «Крах банка».
В 1889 году, участвуя в Париже на Всемирной Выставке художников, за свои картины Смерть Ивана Грозного, Смерть Париса, Демон и Тамара получил большую золотую медаль. После смерти Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (. ) дней было распродано 1100 «номеров», составлявших богатую и ценную антикварную коллекцию художника, собранную с любовью и знанием дела. Оттуда художник привез множество этюдов, а позже написал целую галерею восточных полотен. Все дети Егора Ивановича Маковского, естественно, стали художниками. и «Новое время».
Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Голоушев), назвав в одной из своих статей известного живописца Г. И. С 1905 года Маковский- действительный статский советник. Сорокин и К. С. В середине 70-х годов художник выставил две картины имевшие у русского зрителя большой успех: «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875, Государственная картинная галерея Армении) и «Болгарские мученицы» (1876, Государственный художественный музей БССР).
На Всемирной выставке 1889 года в Париже К. Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Савицкий, В. Д.
В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Возможно, что именно ей сейчас хочется быть в роли молодой. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли.
Современники называли Константина Маковского «блестящий Костя», а император Александр II — «мой художник». В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Он действительно имел все основания утверждать: «. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках.
В этой работе Константин Маковский сделал своеобразный социальный срез и показал, как петербуржцы проводят праздничный день. Зато «Портрет мужчины в бархатном костюме» (1882) полностью выдерживает стилистику.
Маковский проявил себя как блестящий портретист, автор сентиментальных типажей и портретов русских красавиц, а также жанровых картин из народного быта, наиболее удачной из которых считается «Дети, бегущие от грозы» (1872). Его учителя, Е. С. Она подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей».
За ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ). Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Портреты его работы, особенно женские и детские ("Портрет С. Л. Строгановой", 1864, ГТГ "Портрет жены художника", 1881, ГРМ "Семейный портрет", 1882, ГРМ "Портрет М. Е. Орловой-Давыдовой", ГТГ). За произведение "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869) Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств, где в тот период произошли коренные реформы и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую. Сам Константин Маковский, обладавший удивительным бархатистым баритоном, пел, как настоящий артист и даже выступил на профессиональной сцене в опере «Травиата».
Кузнецов. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Тропининым, С. К. Зарянко. Однако, симпатичное, но не породистое лицо модели находится в некотором противоречии с пышным окружением. Тридцатипятилетний профессор живописи влюбился с первого взгляда. Другие считали «вероотступником», который изменил демократическим идеалам передвижников, возвратившись к академической традиции, «зарыл свой талант в землю», потакая вкусам привилегированных слоёв.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) художник около трёх месяцев проводит на Балканах, где делает зарисовки, двигаясь вслед за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии. Вдохновлённый южными красками, он вновь отправляется на Восток, где создаёт ряд экзотических полотен: «Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Болгарские мученицы». Таковы известные портреты жены художника (1881), графини В. С. Зубовой (1877) и др. Огромный рыжий пёс мирно дремлет на роскошном ковре, охраняя «маленького вора». Бархатный костюм темно-красного (особенно любимого Маковским) цвета, шляпа с перьями необыкновенно идут этому горбоносому «гранду» с темной, как смоль, бородой, в которой начинают проступать красиво оттеняющие ее, отливающие голубизной седые волосы.
Другой портрет сына в мастерской (1882) называется «Маленький антиквар». Волконской, В. А. Морозовой (1884), княгини З. Н. Юсуповой (1890) и др. Почти до последних дней В. Е.
Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, К. Е. В качестве профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин. Он ещё попытался соответствовать новым требованиям, новой власти, новому времени. Егор Иванович был дружен с К. П. Брюлловым, В. А. Отец будущего живописца Егор Иванович – один из учредителей Натурного класса, послужившего основой будущего Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), – в юности очень успешно занимался миниатюрными портретами по кости. С этого момента особое внимание он уделяет в своей работе цветам и форме.
Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. Так у Маковского родилась идея полотна. На выставках была представлена целая серия его волжских работ.
Вот что пишет об этом известный искусствовед Борис Зотов: «Маковский известный композитор Танеев и художники-передвижники Мясоедов, Минченков и Брюллов (племянник «Великого Карла») собирались по вечерам, когда уже нельзя было работать красками. Репин, И. П. Александр II говорил о Маковском «мой художник» и вообще правитель и художник очень тепло относились друг к другу. Маковского, Любовь Корнелиевна (Корнеевна), была дочерью фабриканта музыкальных инструментов Корнелиуса Моленхауэра, немца из Померании. Композиторы, певцы, пианисты любили бывать в доме молодой четы. Впрочем, в других жанрах он не менее успешен.
Маковский по-прежнему много путешествует. Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать феноменом Константина Маковского, сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений.
Но после октября 1917-го всё резко изменилось. «Дети, бегущие от грозы» попали в собрание картин семейства Нарышкиных, а сейчас картина хранится в Третьяковской галерее. И сама живопись Маковского в эти годы была плотной, вязкой, обладающей характерным глухим землистым тоном.
Говорят, что именно из-за «Русалок» Александр II впервые посетил выставку передвижников. У девочки в глазах читается не только испуг, но и ответственность за маленького братика. Она неплохо рисовала и, подобно мужу, страстно увлекалась музыкой.
В 1870-е годы художник создал серию картин на темы крестьянского быта: "Похороны в деревне", "Дети, бегущие от грозы" (обе 1872) и др., которые выставлялись как на передвижных, так и на академических выставках. Он был счастливым человеком: всегда жил, как жилось, писал, как хотелось. В ноябре 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В. А. Именно они с ранних лет привили художнику «романтическую восторженность», склонность к преувеличению живописного эффекта, которая отличала К. Маковского в зрелые годы.
Зарянко – все ученики и последователи К. П. Брюллова. Для заработка Владимир вынужден был выполнять всевозможные заказы: рисовал для различных московских иллюстрированных изданий, расписывал плафоны и занимался даже иконописью. С супругой они поселились в академической квартире на четвёртой линии Васильевского острова.
Несмотря на участие в «бунте 14-ти», сотрудничество, хотя и непостоянное, с Товариществом передвижных художественных выставок, К. Маковский никогда не порывал с академическими кругами. Он взял ее за руку и нежно пытается повернуть к себе. Юлию Павловну Леткову Маковский встретил в 1874 году на балу в Морском корпусе. В центре внимания художника оказываются исторические события. В 1969 году, 23 лет отроду, женился на Анне Петровне Герасимовой (1848-1898) и жил с семьёй в доме отца, пользуясь его поддержкой.
И вряд ли это было сделано К. Маковским сознательно. А потом, почему-то с очень важным видом, обязательно выпятив вперед живот и поставив руки в боки, приходила к маме или бабушке на кухню, давая понять всем, что царевишнам можно всё —и кашу не есть и игрушки не складывать и за младшим братом не следить. -------------------------------------------------------------------------------- Искусство Маковского было (подобно искусству "салонного" Г. Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой.
Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре», вновь затрагивающая темы города и деревни. Художника привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее природу и детей. Предстояли ещё годы учёбы исканий, волнений и творческого выбора.
Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Между двадцатилетней красавицей и пожилым маститым художником завязался тайный роман. В 1883 году он показал картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена и увезена в Америку. В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий художник, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором.
В 1863 году Константин Маковский в числе других выпускников принял участие в «бунте четырнадцати», отказавшись писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии. Поленов, И. Е. Мать К. Е. Впоследствии все эти элементы преобразовались в широкую, эффектную, неизменно привлекательную «манеру Константина Маковского», которую невозможно перепутать с чем-то другим.
В 1877 г. Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину «Болгарские мученицы». Живописная экзотика Востока воплотилась в масштабном полотне «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876).
Лоск какой-то нерусской, почти «американской» успешности и благополучие внешней жизни художника не давали покоя современникам. Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведённым в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом как в России, так и на международных выставках. Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. На полотнах он изображал бытовые сюжеты («Разговоры по хозяйству»), сцены из жизни петербургской бедноты («Маленькие шарманщики у забора зимой», «Петербургский двор», «Селедочница»).
Подобную тематику К. Маковский оставил знаменитому баталисту Верещагину. С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова. Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Особенной известностью пользовалась его картина "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869) – подлинная галерея колоритных типов городских сословий, где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В. В. Стасов, оценивший картину весьма высоко. Прежде чем писать картину, Маковский рассаживал позирующих «гостей» и каждому объяснял, что он должен делать и как себя вести. Маковского Елена Константиновна, а сын – Сергей Константинович, получит известность как выдающийся художественный критик издатель популярного в 1910-х годах журнала «Аполлон», автор термина «серебряный век».
Однако вернемся к творческому пути К. Е. Маковского. В качестве бутафорского реквизита использовались вещи из его коллекции. Он хорошо играл на гитаре и пел, но особенно увлекался скрипкой. В 1860-е годы художник обратился к жанровой живописи.
В числе преподававших здесь профессоров были М. И. Действительный статский советник, профессор живописи, художник К. Е.
Родился в 1839 году, в Москве – умер в 1915 г в Санкт Петербурге. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта и рванули, перевернув коляску. В 1895 он был назначен ректором Академии. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства.
Репутация художника была настолько высока, что реалистической живописи приходилось, по замечанию критика начала XX века, утверждать свои эстетические идеалы в напряжённой борьбе против «власти прославленного виртуоза кисти и баловня общества». Он совершает также продолжительные поездки по российской глубинке (Тамбовская, Саратовская, Тверская губернии).
Лёгкий успех К. Маковского, его поверхностность, достигнутый им «автоматизм» письма и огромное количество типологически сходных произведений стали основной причиной отрицательного отношения к его творчеству впоследствии. Тургенев. Передвижники осуждали его за подобную «экебану», упрекали в потакании низменным вкусам, а сам художник слегка иронично, так вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. На закрепление «негатива» за салонным искусством повлияло и то, что под его знамена встало много второстепенных и третьестепенных художников. Но вскоре женился во второй раз на певице Ольге Андреевне (Макаровой. ) (1866-1924).
Так, в парадном портрете В. А. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения. Совсем юная красавица («ангел неизреченной красоты», по словам И. Е. В середине семидесятых художник предпринимает путешествие в Сербию и Египет. В упоении играли сложнейшие вещи Гайдна, Моцарта и Бетховена».
И. Н. Крамской отмечал, что в портретных полотнах Маковского краски подобраны, словно «цветы в букете». На склоне лет он создаёт серию замечательных детских портретов, а также несколько портретов девушек в народных костюмах, картины «Чарка мёду» (ок. 1910) и «За чаем» (1914, Ульяновский художественный музей). «Академики», всегда верные единственному мерилу – денежному успеху исходя из этих условий, вынуждены были сменить приоритеты. В доме отца постоянно бывали знаменитые художники, преподаватели училища. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Его предки, выходцы из Польши, осели в Москве еще при Екатерине II. К. Е. Сорокин и К. С. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Леман, К. А. Картины Константина Маковского, созданные им в эпоху «передвижничества», также часто приписывались невежественной публикой Владимиру (увы, не все внимательно читают надписи под произведениями искусства. ) О творчестве Константина Маковского рассуждали лишь специалисты-искусствоведы, да гиды художественных музеев изредка могли обмолвиться в ходе экскурсии, что известных художников Маковских, оказывается, было два.
Третьяковская галерея). Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. А внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы – тишина и покой. В советское время репродукции картин В. Е.
В основу сюжета легла древняя мусульманская традиция. В Москве в 1840-е годы дом Маковских слыл своеобразным культурным центром. Отношение к этому художнику у критиков и ценителей живописи было довольно неоднозначным. В период, когда Маковский работал над большими полотнами из древнерусского быта, он имел обыкновение для вдохновения осуществлять постановку «живых картин», как бы репетирующих композицию будущей картины. Морозовой (1884) платье цвета бледной морской волны, украшенное золотисто-кружевной отделкой «а 1а XVII век», накинутая на плечи шубка глубокого винно-красного тона, старинная форма кресла вызывают ассоциации с парадными портретами западноевропейских классиков.
Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой проходили с большим успехом. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Произошло это на углу Садовой улицы и Невского проспекта. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха. Юлия Павловна не простила измены.
К этому времени относится одна из работ, находящаяся в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева – «Египетский воин" ("Абиссинец со щитом", "Негр"). То своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», окончательно сформировалось в 1880-е годы, когда художник уже бесповоротно отошёл от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. Третьяков не смог приобрести некоторые картины на русские сюжеты, которые ему понравились. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение».
Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание», перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Портреты его работы, особенно женские и детские (Портрет С. Л. Строгановой, 1864, ГТГ Портрет жены художника, 1881, ГРМ Семейный портрет, 1882, ГРМ Портрет М. Е. Орловой-Давыдовой, ГТГ). «Я не знаю какое искусство люблю больше, – говорил он, – живопись или музыку Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя». После написания портрета Александра II (1881) он фактически становится «придворным» живописцем.
Внимание к деталям и, главное, тёплая ирония напоминают о традиции П. А. Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Утрата близкого человека практически никак не сказалась на творчестве К. Маковского. В мастерской И. Е.
Художником станет Александр, сын Владимира Егоровича. Он приобрел даже уникальную скрипку Гварнери и очень гордился ею. Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Маковский хотел написать ее портрет, но на следующий день девочка «на этюды» не пришла. В доме отца постоянно бывали знаменитые художники, преподаватели училища. Все это повлияло на формирование детей.
Объединившись, бывшие приверженцы академизма и демократы-передвижники вновь упрекали К. Маковского в погоне за внешними «красивостями», ставили ему в укор отсутствие характерности и простоты. Сама Академия также была заинтересована в союзе с талантливыми выпускниками. Термин «салонное искусство» в России ввел художественный критик Сергей Глаголь (С. С. Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Это был счастливый брак людей имеющих общие интересы и духовные запросы. В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии Художеств проходила реформа преподавания.
Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В. А. Картина имела успех, а её автору прочили славу жанриста. Маковский слыл блестящим организатором подобных зрелищ. Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью изображения эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной содержания. Одни завидовали его таланту известности на художественном поприще, богатству и славе, называя его «баловнем судьбы». Репина будет учиться дочь К. Е.
Однако иностранные коллекционеры (особенно американские) охотно покупали экзотические полотна «боярского» цикла и большинство подобных работ художника ушло из России. В 1860-е годы К. Е. Маковский был членом Петербургской артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским. 1871 г. Работа блестяща и эффектна. В1876 году художник посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию.
Дочь Третьякова, Вера Павловна (в замужестве Зилоти), вспоминала: «Одним из самых очаровательных, тонких, душевных людей, которых я знала в жизни, был Владимир Егорович Маковский. Из-за высокой цены на картины К. Маковского П. М. Художник изображал жителей Каира, писал пейзажи и жанровые картины («Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Араб в чалме»). В 1870 г. он становится одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников». Живопись Маковского в эти годы – плотная, вязкая, с использованием колеров, замешенных на белилах (что создавало характерный глухой землистый тон) – объединяла художника с другими «шестидесятниками». По выражению И. Н. Крамского, в этих портретах «цвета подобраны, как букет».
Похитонов и другие. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. Она имела лирическое сопрано красивого тембра, художник был покорен её музыкальностью. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870).
Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе. ------------------------------------------------------------------------------- Коммент. : Термин «Салон» появился во Франции в XVIII веке и происходит от названия помещения – «Салон Аполлон» в Лувре, где проходили первые публичные художественный выставки. Маковский же относится к плеяде наиболее одаренных представителей «салона» европейского масштаба.
Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника – «Объяснение», с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения. Шаткий мостик прогибается под торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится гроза. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. В 1872 году Константин Маковский впервые побывал в Каире. Однако Маковский избрал самостоятельный путь.
На его плече – копье, на левой руке – яркий золотой щит. Одной из самых известных картин этого периода стало полотно «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Музыкой начал заниматься уже в зрелом возрасте под руководством хороших учителей.
В 1880 – 1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных «боярских пиров» и «свадеб», которые имели шумный успех за рубежом ("Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) и др. ). В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда Маковский поступил в 1851 году (в возрасте двенадцати лет), он учился легко и успешно, получая все возможные награды. Много дали ему поездки на Волгу.
Впоследствии Юлия Павловна называла мужа «человеком-песней». Позднее Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». А Константин Маковский, безусловно, обладал талантом.
К. Е. Маковский стал одним из самых богатых людей своего времени. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», – писал на склоне лет К. Е. Маковский.
Советские искусствоведы, как уже было сказано, не могли простить ему отхода от традиций «шестидесятников» и то, что Маковский якобы ради материальных благ поставил своё искусство на службу правящему классу. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Особым уважением у них пользовались члены содружества «Могучая кучка». В 1870 году Константин стал одним из основателей знаменитых передвижных выставок (Товарищество передвижных художественных выставок).
После второго путешествия в Египет Константин Маковский написал полотно «Перенесение священного ковра в Каире». Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все – ученики Карла Брюллова. За ней последовали "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Ивана Грозного" (1888), "Одевание невесты к венцу" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895, ГРМ). Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. Но это уже были совсем слабые работы. В зрелые годы она своеобразна и практически всегда одинакова, независимо от предмета изображения, но в «академический период» живописная манера Маковского ещё не сформировалась.
Целый ряд портретов художник связал с театрально-карнавальным действом, к чему, возможно, его и подтолкнула постановка «живых картин». В основном он работал дома. В домашних концертах, главным образом в классических трио и квартетах, он постоянно вёл партию скрипки, причём его исполнение отличалось большой музыкальностью и мастерством. Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая. Исключение составляют «Портрет оперного певца О. А. Петрова» (1871), «Портрет старухи в чепце» (1874) и, наконец, портрет-картина «Алексеич» (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Репина) приехала в Петербург зимой 1874 года поступать в консерваторию.
С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В центре стола сидит молодая боярышня, которая недобро посматривает на жениха и невесту. Чисто живописные задачи в их творчестве отошли на второй план. Цветовые переходы от золотистой ржи к свинцовым тучам на горизонте Маковский создавал не только кистями, но и пальцами, вновь используя живописную фактуру как выразительное средство. По легенде, с убегающей от грозы «Аленушкой» художник познакомился в Тамбовской губернии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. Выше названные картины имели у русского зрителя большой успех.
Семирадского «салонным художником». На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, – «Узник» и «Оправданная». Дети здесь напоминаютсказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. За ней последовали Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем (1886), Смерть Ивана Грозного (1888), Одевание невесты к венцу (1890), Поцелуйный обряд (1895, ГРМ). Сегодня она хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге. В связи с новым уставом Академии художеств был изменён и её преподавательский состав.
Гибель сотен людей потрясла Маковского его впечатления отразились в картине «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», которая долгое время была запрещена цензурой. К концу семидесятых годов Маковский постепенно отходит от тем, связанных с современностью.
В 1858 году, оставив Москву и родной дом, он отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств, где с 1860 года художник выставлял на ежегодных академических выставках типичные для Академии исторические «программы» («Исцеление слепых», 1860 год, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», 1862 г. ). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом. Появляются картины «Смерть Ивана Грозного», «Боярский свадебный пир XVII столетия». К той же тематической серии можно отнести и картину «Вечеринка», живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодёжи и студентов. Константин Егорович Маковский прожил долгую и в целом счастливую жизнь. На картине «В мастерской художника» (1881), как раз изображены помещение и предметы, которые описаны Сергеем Маковским в его воспоминаниях, а также он сам — четырехлетний малыш, который, вскарабкавшись на старинное кресло, покрытое нарядной, расшитой узорами тканью, тайком тянется к блюду с фруктами.
Художественная молодёжь, романтически относящаяся к искусству и далёкая от меркантильных забот, продолжала ставить во главу угла то, что называлось «искусством для искусства». Маковского, наряду с творениями Перова и Ярошенко, были включены во все школьные учебники («Свидание», 1883, «Посещение бедных», 1874 и др. ). Его учителя, Е. С. Способность придавать своим картинам особый колористический лоск закрепила за Константином Маковским репутацию «салонного художника».
Сторожевой пост. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870).
Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг. : «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики». Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.
Декабрь 1919 год» (Гос. Героини Маковского, освещенные тусклым светом луны, больше похожи на ведьм, которые в мистической пляске растворяются в небе. жизнь так красива, когда её берешь полной горстью. ». Трагические военные сюжеты не привлекают его.
Академию закрыли, Маковского отправили на пенсию. Харламов, Ю. Я. Критики не обратили внимания на фольклорный сюжет картины и обсуждали в основном «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приемов». Его произведения этого времени – «Вдовушка», (1865 г. ) «Селедочница» (Продавец сельди) (1867 г. ), создавались на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной литературы и журнальной графики.
Произведения этого времени («Вдовушка», 1865 «Селёдочница», 1867, обе – ГРМ) создавались художником на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной либерально-демократической литературы и журнальной графики. Она была в толпе крестьянских детей, которые наблюдали за работой художника. Боголюбов, А. А. Федотова.