Жан Клуэ Младший (около 1475 – около 1540/1541), первый художник Франциска I (с 1523). Одно из самых необычных и загадочных творений художника «Портрет четы Арнольфини» — первый в истории искусства пример двойного светского портрета. Их легко перевезти с места на место, что тоже было важно в те неспокойные времена. Ошеломителен живописный контраст между будничной и праздничной сторонами алтаря. Несколько лет при королевском дворе работали Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто. Жан Гужон (фр.
Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписываетсяЖану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам. Самый яркий тому пример — картина «Семь радостен Марин», написанная для капеллы собора в Брюгге. библиотека), которые можно приписать и Перреалю. Достаточно вспомнить имена Рабле, Моро, Ронсара и других. Антоний, а по сторонам от него — Святые Августин и Иероним. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же).
Точных сведений о ранних годах жизни Гужона нет. Шарлотте было восемь лет, когда она умерла и незадолго до этого позировала художнику. Богатый колорит, построенный на нюансированных сочетаниях теплых коричневых и охристых тонов с серебристо-серым и голубым, эффектно дополняет эмоционально-лирический строй произведения. Автор картины был придворным живописцем и, очевидно, написал немало портретов. Перед нами человек непростого характера, яркая, неординарная личность.
Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа). 1 В мастерской изготовлялись копии созданных им портретов3. Для Зала кариатид в Лувре Гужон исполнил женские фигуры (1550 год), поддерживающие кафедру. Бригитты Шведской, написанные в XIV веке. Иеронима для ц. Сен-Пьер-дю-Буаль в Type по заказу дяди своей жены.
Как оно неподвижно, замкнуто исполнено важности на миниатюре. Изгиб его тела близко повторен в фигуре падающей без чувств Богоматери.
Портрет может многое рассказать об изображенном. В тридцати километрах от Парижа среди холмов и просторных зеленых лугов, озаренных ласковым солнцем Иль-де-Франса, в окружении веселых кудрявых рощ стоит, отражаясь в ясных водах, старинный замок Шантильи. Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора и прежде всего сам король. Некоторые из них позировали художнику неоднократно. Большую роль в распространении ренессансных идей сыграл король Франциск I, приглашавший к своему двору французских художников, поэтов, ученым. Мельхиор, самый старший, — властитель Европы, Каспар — Азии, самый младший. ыл, в первую очередь, замечательным портретистом.
Фигуры на них даны крупным планом в трехчетвертном развороте и погрудном изображении. В ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем и юным королем французов Франциском — «Цезарем, победителем швейцарцев», как льстиво прозвали его подданные. Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору.
Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде). Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам (Генрих II, 1559, Уффици Аптекарь Пьер Кют, 1562, Елизавета Австрийская, около 1571, – оба в Лувре) присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов. Возможно, он находился на службе у Людовика XII, но впервые упоминается в 1516 в качестве художника Франциска I (с жалованьем в 180 ливров, равным жалованью Перреаля, Бурдишона, Никола Белена и Бартоломея Гети). Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов.
Слава о нем вышла за пределы Франции и распространилась в Англии, Германии, Италии. Такой тип композиции и техника рисунка типичны для портретов Жана Клуэ и его школы. Оно и понятно: ведь заказчиками Клуэ были дворяне и дамы двора и прежде всего сам король. Его кисти принадлежит один из драгоценных шедевров Лувра — Портрет короля Франциска I (ок.
Но, наверное, самой значительной работой Гужона совместно с Леско стало участие в 1548—1562 годах в строительстве нового здания Лувра. В супруги же был избран молодой Генрих Наваррский. Хольбейн пишет великого гуманиста и лорда-канцлера в период пика его придворной карьеры. Жан Клуэ стал создателем «карандашного» жанра, развивавшегося во Франции в первой половине XVII в. При праздновании свадьбы дочери и заключения Като-Камбрезийского мира Генрих устроил 3-дневный рыцарский турнир.
В раскрытом виде триптих представляет собой фантастическую панораму «сада любви», обрамленную картинами сотворения Евы, слева и одной из самых завораживающих в истории искусства картин ада, справа. Этот процесс был стихийным и длительным. Восставшие одержали несколько блестящих побед.
Авторство «Конного портрета Франциска I» (Париж, Лувр) представляется спорным его могли исполнить как Жан, так и Франсуа Клуэ. В альбоме гравюр Теве «Hommes illustres» воспроизведен и утраченный портрет Оронса Фине. Одна из лучших работ Перреаля — очаровательная и поэтичная «Девушка с цветком». В 1523 Клуэ создает золотую модель «Четырех Евангелистов» для вышивальщика из Парижа, где он обосновался, вероятно, в 1525 – 1527.
К середине 15-го века относится и начало французского Возрождения. Фонтенбло — это ничто иное, как шедевр тосканского стиля. Красавец высокого роста, безрассудно храбрый король-рыцарь совсем молодым одержал победу в битве при Мариньяно (итальянский поход), но были и неудачи — разгром и плен в сражении при Павии (1525). В закрытом состоянии центральная часть алтаря являет Голгофу с распятым Христом. Известен также строгими по графической манере, объективно точными подготовит, рисунками (для живописных портретов) исполненными итальянским карандашом и сангиной (портрет госпожи де Лотрек, Музей Конде, Шантийи).
Уже сразу после своего создания Гентский алтарь стал знаменитым. Парящие вокруг него ангелы трубят в трубы, пробуждая души к суду. Королю приписывают слова: «Двор без красивых женщин, как весна без цветка».
Движение не остановилось даже тогда, когда Жанна дАрк быта захвачена в плен и при молчаливом согласии французского короля Карла VII сожжена церковниками на костре. Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Эти самые ранние известные нам карандашные портреты выполнены мягким черным, так называемым итальянским, карандашом и красноватой сангиной на небольших листах плотной, желтовато-серой бумаги с шероховатой поверхностью. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть — фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона. Алтарь был заказан Баутсу членами братства Святого причастия.
Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Родился в Нидерландах, но работал в основном в Париже, где был придворным живописцем короля Франциска I Жан Клуэ Младший – представитель целой династии художников: его отец известный как «Мастер из Му-лена» и сын, Франсуа Клуэ, тоже были живописцами. Двор Франциска I славился своими красавицами.
Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Современники считали Франсуа Клуэ и прекрасным мастером портретной миниатюры, ему приписывают «Конный портрет Франциска 1» (Париж, Лувр) и «Конный портрет Генриха II» (Флоренция, Уффици) однако часто эти же портреты связывают и с именем Жана Клуэ. О жизни художника известно мало. «Двор без дам — все равно, что весна без цветов» — любил повторять король Франциск. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Затем он переехал в Париж. Перреаль служил у короля Карла VIII и Франциска I, в Лионе занимал должность эксперта по строительству.
Сохранился ряд его портретным работ, среди которым портрет Марии Тюдор (1514), Людовика XII, Карла VIII. Но рисунки Жана Клуэ были не только подготовительными набросками. 1571), которая по манере исполнения немного напоминает живопись школы Фонтенбло.
Блистательная победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную «Комментарии к Галльской войне». По дороге в Венецию Дюрер пишет ряд прекрасных акварельных пейзажей. Шарлотте было восемь лет, когда она умерла и незадолго до этого позировала художнику. Он быт не только художником, но и писателем, архитектором, математиком.
Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована (Купающаяся женщина, ок. Во всяком случае, нидерландские «корни» Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как прелестный портрет дочери Франциска I Шарлотты.
Это миниатюры изображавшие героев-победителей в битве приМариньяно в 1515 году. музей). Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища.
Строгая хранительница, предварительно затенив шторами окна, торжественно извлекает из больших плоских ящиков шкафа-хранилища тяжелые папки. Но рисунки Жана Клуэ были не только подготовительными набросками.
Но вместе с тем он не оставляет размышлений о месте человека в мире и правильном выборе жизненного пути, о чем свидетельствует полотно «Притча о слепых», где художник иллюстрирует знаменитый библейский сюжет. Их руки соединены в знак обручения или, по другой версии, бракосочетания. Французы, современники Клуэ, быстро заметили и оценили его «карандаши». Хотя картины Шаронтона отличались декоративностью (утонченные линии, соединяющиеся в причудливый орнамент, симметричность композиции), но важное место в них занимали детально выписанные бытовые сцены, пейзаж, человеческие фигуры. Он оказал значительное влияние на живописцев и графиков своего времени.
Возможно, он исполнил карандашные рисунки (около 130, ок. Очевидно. Никогда не отказываясь от своих нидерландских истоков, особенно заметных в ранних произведениях художника искусство Жана Клуэ под влиянием французских (Фуке, Мастера из Мулена, Перреаля) и итальянских (Соларио, Леонардо да Винчи) мастеров развивалось в сторону монументальности, правдивости и простоты. Вместо мира – Варфоломеевская ночь. Его картины пользуются популярностью не только в Нидерландах, но и за их пределами.
Он известен также строгими по манере, точными подготовительными рисунками для живописных портретов в технике черного мела и сангины (портрет госпожи де Лотрек, Музей Конде, Шантийи). Он работал в это время над миниатюрами к Комментариям к Галльской войне имел придворное звание «художника короля и камердинера его Величества», а прозвище «Жане». Ее одежды красивыми рельефными складками спускаются на ступени, покрытые узорчатым ковром. Живописное творчество Жана Клуэ, столь неполное сегодня, некогда было очень значительным. Хотели, как лучше, получилось же, как всегда. Символический смысл, который вложил Брейгель в композицию, однозначно истолковать нелегко.
Портретам Жана Клуэ Младшего присуща точность характеристик, торжественная статичность поз, миниатюрная тщательность исполнения, яркий и чистый локальный колорит (портрет Франциска I, около 1525-1530, Лувр, Париж). Победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную Комментарии к Галльской войне. Среди них портрет Гийома Бюде (эскиз к живописному портрету в музее Метрополитен в Нью-Йорке). Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе.
Однако ему удается преодолеть механическую многосоставность ранних памятников. Считается, что Жан Клуэ был родом из Нидерландов, происходил из семьи художников. Их легко перевезти с места на место, что тоже было важно в те неспокойные времена.
Рядом с крестом — падающая без чувств Богоматерь, которую поддерживает Св. Вероятно, фламандец родом, сын одноимённого художника, которого некоторые учёные отождествляют с Муленским мастером. Важным звеном этого процесса стало творчество Робена Кампена (Флемальского мастера), работавшего в 20-30-е годы XV века в Турне. Самая знаменитая картина из серии — «Времена года».
Эти люди беспомощны вместе точно так же, как были бы беспомощны по одиночке. Французы, современники Клуэ, быстро заметили и оценили его карандаши. Этот человек скрытен, лукав, не очень надежен, может быть, даже жесток. Жан Клуэ был известен в этих кругах, поэт Клеман Маро даже посвятил ему стихи. 24 августа 1572 года, в праздник Святого Варфоломея, среди ночи во всех парижских церквях ударили в набат и началось кровавое избиение спящих мирным сном детей, женщин, стариков, всех, кого называли гугенотами (еретиками), — Варфоломеевская ночь и король Карл IX был ее участником. Если следовать буквально тексту морально-этического сочинения великого гуманиста, рыцарь здесь — образ истинного христианина, который, преодолевая все трудности, неуклонно держит путь к «небесному замку» или царству небесному.
В первую очередь художник известен как блистательный портретист, умевший не только точно воспроизвести облик заказчика, но и уловить его яркую индивидуальность, что прекрасно иллюстрирует парадный портрет Франциска I (1535). Политическое объединение страны было завершено в основном при Людовике XI. Так возник «Портрет неизвестного с томиком Петрарки». Сохранилось несколько изображений Карла IX разного возраста.
Они не только позируют, но и демонстрируют предметный мир, связанный с их интересами, будто предлагают свой вариант жизненного уклада, где гармонично сочетаются vita activa («активная жизнь») и vita contemplativa («жизнь созерцательная»). Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. В раскрытом виде алтарь являет резную золоченую композицию — вознесение Св. Эта миниатюра иллюстрирует Псалом 52, 5: «Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб и не призывающие Бога. » На абстрактном фоне со стилизованным пейзажем изображен полуобнаженный безумец.
музей изящных искусств), Шарлотты Французской (прежде – собрание Эпштейна), Франциска 1 (Париж, Лувр), Клода Лотарингского, герцога де Гиза (Флоренция, Палаццо Питти), Людовика Клевского, графа Неверского (Бергамо, Академия Каррара), «Мужчина с томиком Петрарки» (Лондон, дворец Хэмптон Корт). Это миниатюры изображавшие героев-победителей в битве при Мариньяно в 1515 году.
Подражатели и ученики «мастера Жане», а среди них был и его сын Франсуа, ставший позднее знаменитым портретистом, усвоили и развили традиции учителя. Антония. Фигуры мужчин импозантны (Хольбейн с характерной для его стиля тщательностью выписывает каждую деталь их одеяний), лица серьезны и исполнены достоинства.
Выходит второй вариант «Апокалипсиса» (первый увидел свет в 1498 году), вслед за ним две серин гравюр на тему Страстей Христовых, так называемые «Большие Страсти» (12 листов) и «Малые Страсти» (36 листов), а также никл «Жизнь Марии». Такие крупные художники, как Ганс Мемлинг и Герард Давид, возглавляли большие мастерские. Вместе со скульптором Марком Бешо и другими художниками он устраивал похороны, посвящения, коронования с «маскарадами, турнирами и другими забавами». Мы не знаем, как попал Клуэ ко двору. В его мастерской работали, в частности, Пти-Жан Шампион (который помогал ему с 1525, а позже стал королевским камердинером) и его сын Франсуа Клуэ.
То же означает и ветка с цветами лилии в расписанном кобальтом керамическом кувшине. В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных». 1535, Шантийи, Музей Конде). Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада (конец 1540-х — 1550-е годы). Портрет короля был помещен отдельно, в первом томе рукописи, а во втором томе Клуэ изобразил семерых «храбрецов Мариньяно» — гувернера молодого государя сеньора Буази, главнокомандующего Анна де Монморанси, адмирала Бонниве, маршала Лотрека, Ла Палиса и Флеранжа, генерала де Турнона — будущего кардинала.
Нам не известна ни одна подписная работа Жана Клуэ. ОтецФрансуа Клуэ. Отец Франсуа Клуэ. XVI век — период расцвета во Франции новой гуманистической культуры.
В календарях впервые заявляет о себе новый образ природы. Но достижения художника, новаторские черты его творчества заключались совсем в ином. Ее лицо далеко от классического идеала, но Клуэ тонкой, словно «тающей» линией сумел передать очарование облика Марии, взгляд ясных глаз, отражающий тихий свет души, мягкую гармонию форм (ок. Брак был призван скрепить мир между католиками и гугенотами. Нам известны три портрета героя битвы при Мариньяно Гайо де Гануйака (1516, 1525, 1526 гг. ), два портрета маршала Бриссака (1531, 1537 гг. ).
Известный фармацевт был соседом художника по улице Авуа в Париже. Свидетельство этому — работы живописца и миниатюриста Жана Фуке. Подобные вспышки интереса к замечательным памятникам прошлого, своеобразные «цитаты» классического наследия время от времени дают о себе знать в романском и готическом искусстве. Завораживает не виртуозность техники, а ощущение живого дыхания жизни поражает, а возможно, особенно привлекает кажущаяся «простота» техники мастера.
А как прекрасно умели дамы музицировать, танцевать в балетах, писать стихи. Жан Клуэ был богат и знаменит: в 1539 Клеман Маро назвал его равным Микеланджело. Фукс был великолепным портретистом.
Сами по себе они обладали выразительностью и художественной завершенностью самостоятельного произведения. Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же).
Хольбейн был знаком с Эразмом и по просьбе гуманиста иллюстрировал его сочинение «Похвала глупости», вышедшее в 1515 году. Во всяком случае, нидерландские «корни» Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как прелестный портрет дочери Франциска I Шарлотты. Мария Моншеню из свиты Элеоноры Австрийской (второй жены Франциска I) была возлюбленной короля. Клуэ был выдающимся мастером карандашного портрета.
Одним из крупнейших представителей французского Возрождения был работавший в Провансе художник Ангерран Шаронтон, писавший монументальные и сложные по композиционному построению полотна, в которых, несмотря на религиозную тематику, ярко выразился интерес к человеку и окружающей его действительности («Мадонна милосердия», «Коронование Марии», 1453). На ранних стадиях оно еще тесно было граничит с готическими традициями. Портрет графа дЭтан представляет образец лучших карандашных портретов Клуэ». Первый автопортрет Дюрер нарисовал, еще будучи мальчиком. Заметно его влияние и в работах Франсуа Кенеля. Северное Возрождение получило свое название по аналогии с Итальянским Ренессансом.
Здесь у Кюта был большой сад, где он выращивал целебные растения (на столе можно видеть умело переплетенный гербарий). Портрет прост и «классичен» по композиции, поза исполнена сознания спокойного достоинства естественность придает облику человека особое изящество и аристократизм. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов. Нужно также упомянуть и портретные миниатюры, эскизы к некоторым из которых также находятся в музее Конде («Портрет Шарля де Косее, графа де Бриссака», Нью-Йорк, музей Метрополитен) и портреты в круглых медальонах героев битвы при Мариньяне («Комментарии к галльской войне», Париж, Нац. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть — фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона.
Создается впечатление, будто все персонажи диптиха находятся в одной комнате. В эту пору талант мастера достиг наивысшей зрелости и силы.
Считается, что он родился в Руане. Самым ярким представителем Дунайской школы был Альбрехт. Он самоценен, поскольку своим существованием прославляет деяния Творца.
Первые упоминания о нем в счетах Франциска I относятся к 1516 году. Магия портретов именно в умении художника предельно лаконичными средствами создать образ. Как оно неподвижно, замкнуто исполнено важности на миниатюре. Жан Клуэ Младший учился у своего отца, Жана Клуэ Старшего (умер около 1500), отождествляемого рядом исследователей с так называемым Муленским мастером.
Эти лица хранят отсвет трагедии, которую переживала страна.
Хотя подобные рисунки служили, как правило, эскизами к живописным портретам, они обладают исключительной самоценностью. Для многих художников природа все еще — лишь условный фон библейского повествования. Грюневальд изображает сцену Рождества как момент славы и наивысшей радости Девы Марии. Художник прожил достаточно долгую жизнь.
Во всяком случае, нидерландские корни Жана Клуэ со всей очевидностью проступают в его немногочисленных живописных работах (их сохранилось около десяти), особенно в ранних, таких, например, как портрет дочери Франциска I Шарлотты. Как свидетельствуют многочисленные документы и картина «Купающаяся женщина», Франсуа Клуэ, в отличие от его отца, был не только портретистом. Шотландии) и портретом «Мужчины с золотыми монетами» (Сент-Луис, Миссури, Гор.
Произведение создано под впечатлением от «Мадонны канцлера Роллена» Яна ван Эйка. Именно вот таким образом его иногда называют «северным Корреджо», сравнивая с выдающимся итальянским колористом. Во второй половине XV века живопись в Нидерландах приобретает определенный размах. Ко многим из них Франциск бывал благосклонен. Впрочем, это было скорее проявление благородства и желания заставить с собой считаться, нежели любви.
Маргариту буквально вынудили пойти под венец. апостолом Иоанном Богословом в страшное время преследования христиан, — исходит меч. В 1493 году, находясь в Страсбурге, он снова пишет себя и посылает картину домой, отцу («Автопортрет с остролистом», Лувр, Париж). Создавая подобные образы. Большие по размеру, с фигурами, подчас в натуральную величину подобные картины выполняли представительные функции, демонстрируя мощь монархии и всевластие короля: Портрет короля Генриха II (1559, Флоренция, Уффици), Портрет короля Карла IX (1566, Вена, Альбертина).
Франсуа Клуэ часто путают с его отцом, Жаном Клуэ, чему способствовало прозвище «Жане», которое они оба имели. Радостная и звучная живопись створок близка по манере исполнения к миниатюрной живописи. Так возник Портрет неизвестного с томиком Петрарки.
С именем этого художника связано начало ренессансного искусства во Франции. Значительно влияние художника на творчество Марка Дюваля, часть работ этого мастера раньше атрибутировалась Клуэ (или его мастерской).
В основе картины, написанной в необычной технике — темпера по холсту, лежит евангельская притча о слепце, который идет неведомо куда и не видит близкой погибели: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму» (Мф. Сын и ученик Жана Клуэ Младшего с 1540 придворный художник. В героинях Клуэ всегда есть оттенок светскости, аристократической замкнутости.
До нас дошло также несколько алтарных картин, созданных Фуке. Был, в первую очередь, замечательным портретистом. Небольшая закрытая беседка, наполненная цветущими, благоухающими розами, напоминает о библейском bonus conclusus («закрытом садике»)— одном из символов непорочности и чистоты Девы Марин. Он элегантен, рыцарствен, это блестящий дворянин и государь. В своих иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье», «Иудейским древностям» и «Большим французским хроникам» он создает ряд прекрасных пейзажей и реалистичных зарисовок из жизни Франции того времени.
Под широкими свободными складками одежд чувствуются умело очерченные тела. XV век для Германии — это эпоха створчатых алтарей. Период после возвращения из Италии — пора творческой зрелости художника. Почти все значительные французские художники того времени были придворными живописцами. Таковы прекрасная картина морского путешествия в алтаре Св.
Одним из самых одаренных мастеров франко-фламандского круга был Жакмар де Эсден. Ее неординарность — в оригинальном подходе к изображению природы. Возможно, его отцом был художник Жан Клуэ из Брюсселя, не раз приезжавший во Францию, а может быть фламандец Мишель Клове (Клоэ), живший в Валансьене, племянник известного мастера миниатюры Симона Мармиона.
Дивные ландшафты на нидерландских картинах хочется рассматривать неустанно. Триптих до начала XIX века находился в капелле церкви Св. Альтдорфер (ок. гал.
Первоначально работал в Туре, был женат на дочери ювелира имел сына. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей.
В 1530-е гг. Портрет красив и декоративен по цвету, в нем есть ощущение праздничности. Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу. В ней описывались воображаемые беседы между Юлием Цезарем и юным королем французов Франциском — «Цезарем, победителем швейцарцев», как льстиво прозвали его подданные. И, как видно в гравюре «Адам и Ева», ему удается, преодолев определенную графическую сухость ранних работ, создать композицию с удивительно естественными в своих жестах, в своем движении нагими фигурами. Принято считать, что «Притча о слепых» — это завещание Питера Брейгеля, предупреждение, которое он оставил человечеству. В его картинах религиозный сюжет впервые обогащается «зарисовками» из реальной жизни.
И действительно, женщины были украшением французского двора. Невольно поражаешься богатству дарования живописца, его умению видеть мир разнообразным. Жан Клуэ, прозванный «Жане», — прославленный портретист эпохи Ренессанса. Сравним лицо адмирала Бонниве на подготовительном рисунке и на странице рукописи. Перед ним фонтан с живой водой, вечный источник жизни. Генрих де Гиз не стал мужем прелестной Марго – он стал ее первым возлюбленным. В 1529 он заменяет Бурдишона и становится равным Перреалю, а в 1533 – камердинером короля: его имя многократно упоминается в счетах (1529, 1537), a coгласно документу от ноября 1541, к этому времени он уже умер.
Jean Goujon, родился около 1510/1520 — умер ок. Босх не датировал свои картины и лишь некоторые из них подписывал. Навряд ли сам мэтр Жан Клуэ подозревал о той важной роли, какую ему было суждено сыграть, но мог быть вполне доволен своей судьбой: более 25 лет он занимал должность «живописца короля» Франциска I — одного из самых могущественных государей той поры. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры.
1525—1530). Франсуа Клуэ (фр. Французский художник эпохи Возрождения, один из лучших мастеров французского Ренессанса.
В Бургундии творили знаменитые нидерландские мастера (художники братья ван Эйк, скульптор Слютер), вот таким образом в этой провинции в искусстве французских мастеров заметно влияние нидерландского Возрождения, в то время как в других провинциях, например в Провансе, усилилось влияние итальянского Ренессанса. Самое известное его произведение — Портрет короля Франциска I. Клуэ Жан Искусство Франции Портрет Франциска I в образе Иоанна Крестителя, 1538, Частное собрание Клуэ Жан (Clouet Jean) (около 1485/1486 – около 1540/1541) Семья французских художников эпохи Возрождения, династия крупнейших мастеров французской школы придворного портрета.
Портрет короля был помещен отдельно, в первом томе рукописи, а во втором томе Клуэ изобразил семерых «храбрецов Мариньяно» — гувернера молодого государя сеньора Буази, главнокомандующего Анна де Монморанси, адмирала Бонниве, маршала Лотрека, Ла Палиса и Флеранжа, генерала де Турнона — будущего кардинала. Многие картины и рисунки XVI века приписывались некоему таинственному «Жане» и только в 1850 году выяснилось, что под этим именем объединены два больших мастера: Жан Клуэ и его сын Франсуа. Дирк Баутс (Боутс) был художником искусство которого сформировалось под влиянием Рогира. Блистательная победа в одной из бесконечных войн между Францией и Италией, длившихся более полусотни лет (с 1494 по 1559 год), положила начало царствованию Франциска I. Миниатюры Клуэ украсили созданную в память об этом событии рукопись, названную «Комментарии к Галльской войне».
Эти атрибуции приняты и Ч. Стерлингом, который, как и Э. Блант, отрицает авторство Клуэ в портрете Франциска I (исполненного, по его мнению, Франсуа Клуэ) и дополняет список портретом Мари дАссиньи (Эдинбург, Нац. В 1572 он исполняет миниатюрный портрет испанской королевы (вероятно, Елизаветы Австрийской).
Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. В пределле находятся скульптурные изображения Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Клуэ можно приписать также портрет Мадлен Французской (не сохранился, прежде – Париж, собрание Э. Ротшильда) и портрет Шарлотты Французской (Миннеаполис, Институт искусства). Одна из лучших работ Франсуа Клуэ — картина «Купающаяся женщина» (ок. 1572).