У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. И которая во многом определила основную тему картин Витторе Карпаччо. Картины Витторе Карпаччо не всегда входили в циклы.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии. Свои работы художник писал по специально загрунтованному холсту, т. к. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал.
Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони). Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками. Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века.
Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза. Мастер венецианской школы. Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии).
В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы. У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей. На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов.
Самые значительные произведения художника – несколько циклов картин, созданных им для венецианских религиозных братств, с изображением сцен из житий их святых покровителей. А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства. На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2).
Иеронима», «Видение св. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. Замечательная картина «Чудо св. Одновременно с ними Витторе Карпаччо принимает участие в создании цикла «История реликвий», для которого он создает полотно «Чудо с реликвией» (1494). Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение.
Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло. в 1460 году), где прожил почти всю свою жизнь, воспевая в своих работах родной город. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. Внее также входят небольшие участки белого цвета.
Родился в Венеции. Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины. Пожалуй, нет. На окнах цветы в больших красивых вазах, в углу – столик с книгами.
Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Это вызывает общую панику и монахи в страхе разбегаются.
Августина с отсылкой к иконографии св. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса). По-видимому, учился у Джентиле Беллини.
Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др. Креста» (1494, Венеция, гал. Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Августина, св.
Одна из главных работ Карпаччо – картина «Видение Святого Августина (1502 г. ). Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3.
Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). В живописном наследии Карпаччо есть и большие алтарные композиции и небольшие картины на религиозные темы, написанные для частных заказчиков. Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма.
Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо.
Одним из лучших его произведений является цикл, посвященный жизни св. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. Урсулы». Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы».
Наиболее поэтичная из них – «Сон св. Все эти детали отвечают царящему в картине состоянию покоя и искреннего чувства. Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию. На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами. музеи Париж, Лувр Штутгарт, Гос. Витторе Карпаччо родился в Венеции (прибл.
Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. В Прибытии в Кёльн (1490, цикл История св. Так и случилось. Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города. Карпаччо родился в Венеции ок.
Они воспроизводят сцены из жизни святых Иеронима и Георгия. Эти мотивы увидены художником не только в их поэтической сущности, но и с новым для итальянской живописи оттенком непосредственной причастности зрителя к лирической атмосфере картины, состоянию молчаливого раздумья и тишины. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте.
Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. 1494–1500, Венеция, музей Коррер). Урсулы и История св.
Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. Сцены из жизни св. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Иеронима («Св.
Изначально, карпаччо (итал. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Первым из циклов работ Витторе Карпаччо стал цикл «Святая Урсула», включающей в себя признанный шедевр «Сон святой Урсулы» (1495). В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ».
Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. В этом смысле замечательна картина «Видение св.
Правда, первоначально он украшал зал второго этажа, но в 1551 году был перенесен в нижний зал, что, возможно, несколько изменило порядок расположения полотен на стенах.
В сцене «Триумфа св. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок. Иероним в келье» следует гуманистическим идеалам своего времени. И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Урсулы), Св.
Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна. Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». художественная галерея).
Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. традиционная фресковая живопись в условиях влажного климата Венеции быстро разрушалась. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке.
1460—1465, Венеция — ок. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста. 1510, Берлин, Гос.
Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже). За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. Вот о последней картине мы сейчас и ведем речь. Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая. Августина».
Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь. Лежащие повсюду, на полках и в шкафчиках, книги говорят о сосредоточенной уединенной жизни Иеронима. Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в. имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Якопо Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини. Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы. Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). Но как мастер ренессансной эпохи Карпаччо в композиции «Св. музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах.
Иеронима, Георгия и Трифона (ок. Повествовательный дар Карпаччо находит здесь благодатную почву: художник дотошно исследует каждую деталь, любой эпизод, он сводит событие религиозной жизни к рассказу о человеческой судьбе, удивительно занимательной и относящейся к миру фантазии, радости и изобилия. Карпаччо изобразил св. Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах.
Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св. Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев.
Иеронима, Георгия и Трифона.
Среди других известных работ мастера – Чудо святого Креста (1494, Венеция, галерея Академии) Дамы на балконе (ок. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. музеи), Битве св. Венецианский художник эпохи Возрождения. 1526, Венеция.
1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара Милан, галерея Брера Венеция, галерея Франкетти Венеция, Музей Коррер) История св. Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них. Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана. Августина») св. Работал главным образом в Венеции. Собеседовании (ок.
Однако художник не ограничивается простым описательством. 1502). 1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок».
Георгия («Битва св. Он прославился как автор больших циклов для венецианских скуол. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное.
Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. В «Битве Георгия» святой представлен прекрасным белокурым рыцарем, бесстрашно поражающим копьем сказочного дракона. Итальянский художник венецианской школы эпохи Раннего Возрождения. О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака. Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки. Ок.
Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив. Георгия с драконом», «Триумф св. Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо. Действие персонажей он переносит в Венецию.
Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). Урсулы в Кёльн». Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней.
Хотя классическим его вариантом почему-то принято считать еще более простой соус: сбрызнуть полупрозрачное (в идеале – не только тонко нарезанное, но и отбитое плоской стороной кухонного молотка) мясо оливковым маслом, бальзамическим уксусом, сдобрить свежемолотым перцем и обильно посыпать пармезаном. В отличие от личной биографии, творческая жизнь художника прослеживается намного лучше. Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину. Иеронима и св.
В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. 1460 испытал влияние Джованни и Джентиле Беллини, а также Антонелло да Мессины, Джорджоне и Андреа Мантеньи.
Георгия» героя приветствует на городской площади яркая восточная толпа в пестрых костюмах. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. Трифона и св. Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Комната, в которой изображен святой, напоминает не келью, а скорее кабинет ученого.
гал. Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне». К 1502—1507 годам относится второй большой живописный цикл Карпаччо, выполненный по заказу Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони — объединения далматинских славян — и посвященный особенно чтимым в Далмации Святым Георгию, Трифону и Иерониму. Красные шоссы юноши, сшитые из тонкой эластичной ткани идеально облегает его ноги иягодицы.
В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. В основном работал по заказу религиозных организаций – скоул. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии). Изображенные в картине предметы не только точно характеризуют обстановку, но и согреты внутренним человеческим теплом.
Иеронима. Наиболее известные произведения Карпаччо создал по заказу различных скуоло (городских религиозных братств), эти циклы картин являются изображениями жизненных событий святых, которые считались покровителями того или иного братства. Георгия»). Вот как записал его рецепт в Поваренной книге Арриго Чиприани (сын того самого Джузеппе): майонез, вустерский соус, лимонный сок, молоко, соль и свежемолотый перец. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Композиция слишком тяжеловесна, перенасыщена деталями — здесь и нагромождение домов за крепостными стенами Кёльна и громады кораблей и мельтешащие на втором плане фигуры толпящиеся на первом плане солдаты и стражники статичны и маловыразительны. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка. Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии Видение св.
В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. Итальянский художник. Георгия, св. Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками». Иеронима.
Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте». Урсулы» (Венеция, Академия). Трифона в Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони (1502–1507).