По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репин никуда не делся. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Рассмотрим "ближний круг".
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко».
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Удача следует за удачей.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Самолюбование, фальшь, оттачивание мастерства ради тщеславной его демонстрации были ему несвойственны. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В его глазах читается печаль, тоска. О чем эта история.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Она была закончена только в 1891 году. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге».
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Они словно противопоставлены друг другу. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. М. Бунакову. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156.
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Внимание художника тяготит их.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Первый факт. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Весной он был зачислен на первый курс. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Если оставалось немного лишних денег, она тратила их на покупку красивых картинок, вызывавших неподдельный интерес у маленького Ильи.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Портрет производит яркое и сильное впечатление. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Пятый факт. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). О картине появилось много статей в периодической печати. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Публике картина понравилась. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Возвращается в Россию летом 1876 года. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Л. Н. Толстого». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Глаза ясные и добрые. Среди его педагогов оказался и Крамской. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Судьбы детей Репина сложились по-разному. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Имя Репина стало широко известным.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Кроме того, высказывается мнение, будто иоанн-сын мог быть еще более деспотичным, чем отец, хотя сегодня последнее сильно оспаривается и он реабилитируется. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В 1878 году он вступает в общество передвижников.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника. К счастью, не был утрачен архив.
Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. В его взгляде осуждение и тревога. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Репин встречал их по средам. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Этот жанр был особенно любим художником. Репин всегда оставался верен реалистической школе живописи, определяя свой стиль как простонародный. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Каждый персонаж переживает что-то своё. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Репин был очень дружен с Мамонтовым. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Работа над ним доставила Репину огромную радость. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Третьяков»109. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Америка—Франция—Россия. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Жил в Италии и Франции (1873–1876). Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон».
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.