О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. «запорожцы» (1891 год)Кроме того, в процессе работы над «Запорожцами», помимо сотен эскизов и карандашных набросков, Илья Репин написал три масляных варианта картины.
Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.
Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Убийство свершилось. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Имя Репина стало широко известным.
Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. -— И. Г. ), они много смеялись». Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Так ли это – судить зрителям. В его глазах читается печаль, тоска. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. — сказал Крамской. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpИ. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.
Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Репин никуда не делся. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Труд — вот что определяет и украшает человека. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. За окном летний день. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.
Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Л. Н. Толстого». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В его взгляде осуждение и тревога. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. 2. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Много учился на написании портретов близких и друзей.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Новое направление в живописи поразило и одновременно разочаровало художника: по его мнению, картины были интересны в технике написания, но лишены всякого смысла. «Как. О чем эта история.
О картине появилось много статей в периодической печати. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Глаза ясные и добрые. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Она ушла из жизни в 1931 году55. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. я работал завороженный.
Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Умер русский художник в Пенатах. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. В конечном варианте оно одухотворённое. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Они словно противопоставлены друг другу. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. И это не скрывает Репин. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Имя Репина стало широко известным. Стасов присылает ему все, что он просит. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Казалось, она спит.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Зритель становится участником происходящего. Вся центральная часть написана самим Репиным.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Репин встречал их по средам. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. О чем эта история.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. М. Бунакову. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Написан портрет вдохновенно. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Почти со всеми его связывали дружеские отношения. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Публике картина понравилась. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Широко известное и признанное произведение И. Е.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Работал весь день, не замечая времени. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Вегетарианцем стал и сам Репин.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Репин никуда не делся. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Восстановлен в 1962 году. И вот уже перед нами не царь, а отец.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Он идет прямо к матери. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В эту минуту в комнату вошел Христос. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Берег Волги.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Центральная группа словно недовольна своей ролью. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Не доносчик ли.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Третьяков»109.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. художественный музей им. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Рассмотрим "ближний круг". Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Все заняты. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Пятый факт.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Внимание художника тяготит их. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Пенаты были превращены в мемориальный музей. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). На что получил насмешливое письмо.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Репин считал сам эту картину красивой. Репин запечатлел момент написания письма.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. О картине появилось много статей в периодической печати. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Америка—Франция—Россия. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Это лучше всех ваших академических работ.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махтуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя уничтожением казаков.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Она была закончена только в 1891 году. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
Над письмом склонился предводитель казаков. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей.
В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру.
Мне минутами становилось страшно». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Первый факт. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Общение с прежними друзьями было только заочным. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Репин продумывал композицию картины до мелочей. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Этюд получился превосходный.
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Однако в Советской России он оставался «своим». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Возвращается в Россию летом 1876 года. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. К тому же и погода благоприятствовала работе.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Рисунок уверенный, лепка твердая. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. — Да это превосходно. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Это вы сами. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Да, при виде крови многие падают в обморок, но еще больше неосознанно на зрителя воздействуют глаза государя. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Родом из семьи военного поселенца. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.