Картины Иеронима Босха, как правило, не имеют датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Картины Иеронима Босхадо сих пор остаются загадкой для искусствоведов. В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками.
Лишь семь творений Босха подписаны. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии.
Его техника называется алла прима. Рядом сидит в кресле тучный монах. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. По Писанию они все еще закрыты. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Предполагают, что Иероним ван Акен учился живописи на севере в Харлеме или Делфте, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта. вХертогенбосе (Брабант). Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым.
Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». рядом). Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Это уже безнравственность и блуд. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном.
Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Босх не указывает конкретно на грешника. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Первая из них по внешним признакам — жанровая. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.
На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Сатира – одна из сторон живописи Босха. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Очевидно их было крайне мало. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»).
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин.
На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Изобилие гигантских плодов, которые хватают руками, поедают и которыми восхищаются люди, символизирует распутство и прелюбодеяние. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Все это как будто списано с картин Босха.
На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Творчество известного нидерландского художника Иеронима Босха до сих пор неоднозначно воспринимается как критиками, так и просто любителями живописи. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Жизнь его протекала внешне спокойно.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Спорна центральная часть.
Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Он истолковал изображения людей, животных и растений через тему смертных грехов, как символ мимолетности и быстротечности всего земного. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком.
Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх.
Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках.
Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Достоверные факты скупы. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои образы из глубин подсознания. То, что нам известно так мало фактов из жизни художника, может свидетельствовать о его замкнутости и необщительности.
И вот на краю этой пещеры, повернувшись ко всем спиной, среди адского ужаса сидит, задумчиво подперев щеку рукой, человек. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Он – живое обличение глупости и безбожия. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Внизу под ним буйствует Жадность.
Очень велика вероятность, что художник рисовал свои яркие, может быть повторяющиеся, видения. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». в боковом пределе) братства.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Это вполне традиционно и понятно.
Вот, собственно и всё. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Это — притчи о смысле и назначении жизни человека, философские размышления о принципах мироустройства.
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.
Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». в Хертогенбосе (Брабант). Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.
Картина называется «Искушение святого Антония «. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Вот и Босх населял свои картины такими животными. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Творчество Босха загадочно.
Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Это подтверждает изображение обнаженных мужчины и женщины, открыто трогающих интимные части тела друг друга. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Лица людей свирепые. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам.
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Но внезапно среди этой благодатной атмосферы зритель замечает внизу в уголке какое-то странное существо — полуптицу-полунасекомое с человеческой головой — напоминание о вечно присутствующем на земле духе зла.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника).
Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков».
В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. Босх – был личностью весьма интересной. Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», – писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке.
Больные называют это сном наяву. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Босх и реален и символичен. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». На черном фоне расположен под ним Ад. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных.
Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая.
Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.
В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер.
Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.
Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. 1505, Берлин, Государственные музеи). Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла».
Ерун ван Акен родился около 1453г. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года.
В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Ерун ван Акен родился около 1453г.
И наиболее сложным. Картина Босха показывает корабль. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Здесь количество «нечисти» еще ограничено.
Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Его техника называетсяалла прима. Он напоминает гигантскую строительную площадку.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Низменным, кровожадным инстинктам толпы противопоставлен немой укор и сила духа согбенной фигуры Спасителя. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше».
Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Реальный Христос сомкнул веки, не желая видеть окружающего, но на плате, который держит Вероника, также отвернувшаяся от скопища уродов, мы видим его лик с открытым взором. Это особенно видно по изображению преисподней.
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Эта суета не касается святого, который крепок в вере.
Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки.
И даже Игорь Фёдорович, да. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Меня зовут Лубберт Дас».
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Психиатры называют это состояние онейроидом. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Как воссоединится душа с телом.
Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Бог видит «.
Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Его полуобнаженное тело все в крови. Присутствие падающего в обморок персонажа не разъясняет противоречий сложной иконографии картины. Перед вами – репродукция картины Босха.
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Можно по-разному трактовать символику Босха, но есть детали, расшифровка которых не под силу самому искушенному знатоку. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». Казалось бы, эти жизненные условия должны были способствовать формированию искусства умиротворенного и привычного, однако мало найдется в мире мастеров, чье творчество столь резко порывало бы со всем предшествующим, было бы столь фантасмагорично и загадочно, порождало бы так много разнообразных, порой взаимоисключающих исследований и толкований.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Босх всецело отдал себя в творчество.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы.
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек.
Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Легенда о мессе Св.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Его техника называется алла прима. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем.
Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми.
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Другой объелся до рвоты. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов».
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Лишь 7 творений Босха подписаны. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки.
Пастыри и паства совместно беспутствуют. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки.
Что же мы видим у Босха. Перед странником лежит ненадежный мостик. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Это – кощунственная для церкви мысль.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Детей эта пара так и не завела. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления.
Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными».
«Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». То, что Питер Брейгель Старший (ок. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие.
Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех.
А дело было в избыточности и непонятности многих символов. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников.
Лишь 7 творений Босха подписаны. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Ад изображен в правой части триптиха. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн— это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо).
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Безжалостность – вот что она значит для живописца.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Здесь сказали свое веское слово и психиатры. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места.
Это было последнее произведение Босха. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.