Глубоким трагизмом наполнены многие картины Брейгеля. Живописные портреты мастера более парадны, декоративны, так как особое внимание уделяется передаче роскошного костюма и драгоценностей (Портрет королевы Елизаветы Австрийской, 1571). Мир этого художника таков, что работы Босха продолжают доставлять наслаждение обыкновенным посетителям музеев, которые просто любят искусство. Туловище же представляет собой разбитое яйцо с лапами — стволами. В шабаше каждый играет свою роль: кто пытается поймать открытым ртом пирог, а кто — достать курицу, кто-то пьет, а кого-то уже тошнит.
Одно из самых известных произведений Ян Ван Эйка -- так называемый алтарь Мероде. Выведенные на полотно образы (в том числе и библейские) призваны были теперь не только олицетворять общечеловеческие понятия, но и символизировать конкретное общественное мироустройство. Когда правителем стал герцог Альба, в стране установился режим кровавого террора. И в этих словах была правда Дюрера, считавшего, что сразу же вслед за Богом идет художник. Кранах ставит перед собой задачу создать идеальный образ обнаженной женщины.
В «Женском портрете» Рогира ван дер Вейдена художнику удалось мастерски передать едва уловимые противоречивые движения души изящной молодой дамы. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Картины величавы и строги исполнены достоинства и духовной сосредоточенности. Чувствовал.
Отдельные фрагменты оказались даже вывезенными из Нидерландов в другие страны мира. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. Произведением, завершившим период становления творческого метода ван Эйка, принято считать алтарную композицию «Мадонна каноника ван дер Пале», созданную в 1436 г. Отличительной чертой образов становится их монументальность.
Техника масляной живописи нидерландских художников распространилась по Европе. Старые авторы в XVI – XVII вв. Смелость художественных приемов сочеталась в гравюрах Дюрера с богатством содержания. Теперь он считается работой неизвестного мастера, писавшего более уверенно и обобщенно, чем Фуке. Реалистические черты удерживаются дольше всего в портрете, прежде всего в карандашных портретах Франсуа Клуэ (около 1516-1572).
Хольбейновские портреты членов английской королевской фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (ок. 1480—ок. Перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. Так, начало сельскохозяйственных работ граничит с пробуждением природы («Сумрачный день»). Во-первых, Франц Хальс (1580/85-1666).
К ним обращены лица Богоматери и Иоанна Крестителя. Более гармоничен образ Марии, но и в нем чувствуется печаль. Нитхарт неоднократно возвращался к теме распятия всякий раз, рисуя Христа подчеркнуто натуралистично, в виде простолюдина, много ходившего босиком изможденного страданиями. Свои наблюдения натуры он применял для создания преимущественно драматических сцен, духовно напряженных образов. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость воплотились в величайшем творении Дюрера «Апокалипсис».
Вокруг великого мастера группируются его современники: пейзажисты Ян Гойен, Соломон и Якоб Рейсдаль, Арт ван дер Неер, натюрмортисты Клаас, Хеда и Кальф. Жизнь человека в ее непрерывности и незаконченности изображенная в сферической перспективе, втягивает в себя человека. Вместе с тем, гравюра Дюрера, обладая воздушной перспективой и реалистической конкретикой, непостижимым образом остается «орнаментальной» композицией, в полном соответствии с северной художественной эстетикой.
Св. Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттиас Грюневальд (ок.
Поездка в Италию интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. Со всей достоверностью мастеру удается запечатлеть на полотне живые картины природы. В пятнадцатом веке появилась Нидерландская школа живописи, художники которой начали очень пристальное внимание уделять деталям. Узкие губы саркастически улыбаются. 1400 – 1464), Хуго ван дер Гуса (ок. Философско-языческие античные учения стали основой для гуманизма в Италии.
Пронизанный средневековыми страхами босховский мир не оставляет никого равнодушным. По мосту снуют пешеходы и всадники.
В левой руке он держал медную доску, а правой осторожно прорезывал тонкую линию на металле. Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным. Портрет был написан в 1635 году, когда Ван Дейк работал при дворе английского короля. Само полотно небольшое, 117 на 164 см.
То была копия именно «Мертвого Христа». В небольшой алтарной картине "Поклонение св. Впечатление реалистичности происходящего создается с помощью пейзажа, отличающегося конкретностью и достоверностью.
Вольтер XVI века, как позднее называли Эразма Роттердамского изображен сидящим за столом. Перед зрителем разворачивается аллегорическая картина человеческой жизни. Человеческие фигуры не противопоставлены пейзажу, они гармонично вписаны в композицию.
Именно таким Карл VII вошел в историю. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Когда входишь в Галерею Медичи испытываешь почти физическое ощущение шума.
Хольбейн работал как иллюстратор, создав очень разные, но в обоих случаях убедительные иллюстрации к Библии к Похвале глупости. Тогда в чем же урок. Угловые выступы и башни, фронтоны и карнизы, затейливое обрамление окон, многоцветие стен – все придавало домам парадный и привлекательный вид. Это искусство меньше знакомо с античностью, более архаично по своей форме. Начальный этап развития национальной живописи связан с прибытием в Лондон в 1526 году великого немецкого портретиста Гольбейна Младшего, приглашенного королем Генрихом VII. 1465—1495), лиризмом и изяществом творчества Ганса Мемлинга (ок.
Ведущие виды искусства Германии — живопись и гравюра. С чем же связано появление народной темы в творчестве художника. Франция прежде других европейских стран приобщилась к итальянской культуре. Весна, Возвращение стад. Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличает каждое лицо.
Разумный человек отходил от нее в глубоком раздумье об истинных ценностях жизни. Автопортрет предназначался для невесты художника Агнесы Фрей, в чем убеждает, в частности, цветок чертополоха в руке Дюрера – символ мужской верности. Так, в картине «Избиение младенцев» евангельский сюжет служит своеобразной ширмой для изображения реального факта: нападения одной из частей испанской армии на фламандскую деревушку.
Поздние работы, путешествие в Нидерланды. Все изображенное художником символизирует греховность человеческой жизни. Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов ("Эразм Роттердамский", уголь, 1520, Лувр "Лука Лейденский", серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль "Агнес Дюрер", металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ). Название картины граничит с именем заказавшего ее канцлера, фигура которого видна слева.
Поздние работы Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии "Арка Максимилиана I" (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). Портреты и автопортреты Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Тема смерти — частая тема его графических листов. На двадцать одном полотне Рубенс должен был прославить ничем не примечательную королеву. Продвижение Северного Ренессанса осуществлялось на абсолютно другой почве и запоздало на целое столетие по сравнению к итальянскому. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Через пять лет он пишет еще один автопортрет.
Вслед за Яном ван Эйком выступила целая плеяда выдающихся нидерландских мастеров. Ренессансный «гуманизм» — рационалистическая антропоцентрическая философия, аппелирующая к примеру древних — сравнительно поздно, лишь в 16 веке, обрел приверженцев в североевропейских странах. Художник строит изображение на максимальных цветовых контрастах. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия – 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). И он развился в самостоятельное направление.
музеи), Битва Масленицы и Поста (1559) и Детские игры (1560, обе — Вена, Музей истории искусства). Лица всех героев имеют одинаковое выражение. Таковы его полотна «Корабль дураков», «Искушение св.
Почти все полотна этих лет – шедевры. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика ("Автопортрет", 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. Так, культурология разделяет Немецкое, Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др.
Их символический характер не мешает им быть прекрасными самим по себе. Заказчиком ее был богач из Гента Иодокус Вейдт. Все изображенное насыщено «скрытым символизмом», предметы и их сочетания имеют иносказательное религиозно-нравственное значение. Она быстро направляется к правому углу картины. За фигурами людей выросли грандиозные дворцы. Темный фон, созвучный черной отделке на платье, контрастирует с нежными тонами лица и светлыми деталями одеяния. Если итальянские мастера эпохи Возрождения писали монументальные фресковые росписи, то нидерландский зритель предпочитал любоваться станковыми картинами небольшого размера.
Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство в течение длительного времени, был художник и мастер гравюры Дюрер. И, посмотрев на его лицо, можно сразу представить, о чем хочет он поведать людям. Алтарь вновь украсил церковь Св. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Однако это единственное, в чем еще теплится жизнь и заключено какое-то значение.
Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте. Однако это собирательные образы некого идеального города, где величественный собор и другие строения олицетворяют святой град Иерусалим или ландшафта, прекрасная цветущая природа которого напоминает об утраченном рае. Справа на темной стене надпись: «Это я писал с самого себя. Некоторые персонажи представляют реально существовавших людей.
Бургундский герцог Филипп Красивый называл работы Босха «картинками для рассматривания». Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). С появлением портрета светская индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.
Введение пространственной и содержательной конкретики (чудовище похищает обитательницу рыцарского замка) сообщает фантастическому рассказу особую почти сюрреалистическую остроту. Шут, уединившись от шумной компании, пьет в одиночку, предаваясь пагубным размышлениям. Великий гравер, художник и рисовальщик в своем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. Не случайно интерпретация его произведений современными исследователями оказывается порой диаметрально противоположной. Отец Кранаха был посредственным живописцем. Религия играла гораздо большую роль в жизни нидерландцев, чем итальянцев.
Альбрехт Дюрер — величайший художник Немецкого Возрождения. До его появления в Германии существовали две основных формы бытования гравюры: станковые листы и книжные иллюстрации. Северное Возрождение получило своё название по географическому принципу. Вершиной немецкого Возрождения было творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528), гравера и живописца инженера и теоретика искусств.
Пожалуй, наиболее ярко противоречия эпохи отразились в творчестве одного из самых значительных мастеров середины XVI столетия Луиса де Моралеса, работавшего в провинции Эстремадура. Но и здесь новое пробивалось на поверхность.
Не люди становились небожителями, а боги, точнее божественный свет совершенства обнаруживался в окружающем мире. Именно так можно охарактеризовать полотно, получившее название «Иоанн на Патмосе». Иоанна и члене религиозного Братства Богородицы.
Неподалеку на земле лежит деревянный шар. Создавая картины «Адам» и «Ева», он думал о силе человеческих чувств и красоте любви. Изображения ими библейских и евангельских сюжетов отличает особый динамизм и экспрессия. Матис Нитхарт известный также под именем Грюневальд, меньше известен.
Бавона. Вялые исполненные манерности фигуры облачаются художником в аристократические костюмы. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе.
В XVI в. работал один из талантливых нидерландских художников Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530 – 1569), которого прозвали Мужицким. Георгий. Пожалуй, наибольшее влияние на развитие искусства XV века оказал Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464).
Имеется у картины также другое название «Расплата» В своих живописных и гравюрных работах Лукас Кранах старался не отступать от требований заказчиков картин – знати и богатых бюргеров. Под «Северным Возрождением» принято подразумевать культуру XV-XVI столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии. Поворот в ее становлении и развитии связывают с деятельностью братьев Хуберта (ок.
По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам. Наблюдение раскрывает перед ними многообразные функции света они широко применяют различные оптические эффекты — преломленного, отраженного и рассеянного света, передавая как впечатление простирающейся дали пейзажа и наполненного воздухом и светом помещения, так и тончайшие различия материальных особенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и т. д. ). Образы Марии Магдалины и неизвестной – свидетельство великолепного портретного мастерства. Северные художники не стремились идеализировать изображаемое (Это очень ярко выражено в портретах Яна ван Эйка, Робера Кампена и других). Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. На боковых створках изображены Мария Магдалина и Иоанн Креститель в центре-богоматерь, Христос и Иоанн (евангелист). Художник уже немолод.
Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Именно из-за этого беспощадного реализма картина получилась страшнее сцены Распятия. Им давались разные толкования: в них усматривали попытку отразить положение рыцарства, духовенства, бюргерства, а в образе св. Это неизбежно порождало мысль о ничтожности отдельного человека и его деятельности. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского».
Это, прежде всего братья Лимбурги и скульптор К. Слютер. Как же работал художник. «Садом наслаждений» написан в 1503-1504 годах. Ее развитие шло своеобразными путями. Эта картина Босха должна была встревожить, напугать дураков.
Изменившиеся вкусы общества привели к расцвету бытового жанра живописи.
Множество деталей, некоторая манерность нейтрализовались удивительной красотой колорита. В отличие от персонажа картины «Тимофей» герой этого полотна наделен более выразительным взглядом. Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века. Наиболее полно это отразилось в алтарной композиции, названной «Сад наслаждений», где без прикрас показаны грехи человеческие. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. С этого движения, разгоревшегося в 1566 г. и началась революция в Нидерландах.
Хотя полотно посвящено античному мифу, о гибели Икара почти ничто не напоминает. Главное творение ван Эйка- грандиозный Гентский алтарь – полиптих (т. е. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. Оседлав грифонов, пантер и оленей, они скрываются под кожурой огромных плодов.
Творчество Брейгеля характеризуют жизненный уклад и обычаи страны середины XVI в. Для мировосприятия Брейгеля были характерны представление об извечно существующем в мире противостоянии добра и зла, умение видеть глубоко заложенный высший смысл в любых проявлениях жизни. Здесь очень много иносказаний: на переднем плане – рыба, символ распутства. Иероним в келье" (1514), "Меланхолия" (1514), образующие своеобразный триптих.
Женщина в кружевном чепце, скорее всего кухарка в богатом доме, выбирает овощи к обеду. В Лувре находится один из поздних автопортретов мастера (1660). Пейзаж за ними – просто фон. В картине «Крестьянский праздник» (1550) натюрморт играет второстепенную роль, а в «Мясной лавке» (1551) предметы вытеснили человека на задний план.
Ярче всего это проявляется на исходе Средневековья в философии Николая Кузанского. Второй уникальный художник Нидерландов -- Питер Брейгель (точнее -- Брегел) Старший или Мужицкий. Вокруг реальных людей кишат мифические существа. Отсюда, а также от обобщенной трактовки формы возникает ощущение монументальности, значительности образа. Античное наследие никогда не имело такого значения, как в Италии.
Мне было 26 лет. В одном из трактатов Дюрер приводил такое изречение: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух». Бавона в Брюгге.
В 1625 году этот заказ был выполнен и холсты прибыли во Францию. Одни, как Германия и Нидерланды, дали миру великих художников Дюрера и Брейгеля, вклад других (Франции, Англии) в историю изобразительного искусства был менее значителен, чем в историю литературы (Рабле и Шекспир). Только любовь свою он отдавал природе, бескрайним просторам равнин, глади озер, холмистым далям. В центральной части триптиха – волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных мужчин и женщин.
Но почему художник дал гравюре такое название. Новая художественная культура Нидерландов и Германии наиболее ярко проявилась в живописи. В этой части картины человек неразрывно связан с городским пейзажем. В «Поклонении волхвов» одну из главных ролей играет пейзаж. То есть, в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Все действующие лица живут напряженной внутренней жизнью. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века.
Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. Первые три были исполнены в Англии, последний (1523) – в Базеле – городе, где жил знаменитый немецкий гуманист. Лицо, оживленное подвижными прозрачными тенями, кажется светоносным. Среди них были топко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттиас Грюневальд (ок. В XVI в. расширение культурных связей с Италией способствовало распространению в Нидерландах эклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма. Альбрехт Дюрер был основоположником немецкого Возрождения и единственной универсальной фигурой, подобной итальянским титанам Ренессанса. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).
Пристрастие фламандцев к действительности в ее чувственном бытии становится особенно заметным при сравнении с Рембрандтом (1606-1669). «Турнский рыцарь» – плод творчества шевалье де Ла Тур Ландри – является книгой назидательных повестей для женщин, разошедшейся в Германии с особой быстротой. Альбрехт Дюрер».
На правой створке изображен Иосиф, мастерящий мышеловку. Отчасти повторив рисунок гравюры, он разрушает при помощи цвета и различных собственных композиционных дополнений пространственный эффект имеющий место в графике Дюрера. Именно к нему обращаются Мария и св. Дюрер отправляется в Базель, где ему удалось принять участие в иллюстрировании Писем св.
В его живописи особенно отчетливы готические мотивы. Но люди невидимыми нитями притягиваются к лицу Христа, простому, спокойному и в то же время отмеченному печатью страданий. До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Он был богат и знаменит.
По морю житейской суеты без руля и без ветрил плывет корабль. Но в удлиненных пропорциях изгибе фигуры, в жесте рук видны условность и манерность. Крупнейший среди них – миниатюрист и портретист Жан Фуке (около 1420-около 1480). И когда мастер заявлял: Мой талант таков, что как бы огромна ни была работа.
1504 – 1570), положившие начало французской школе Фонтенбло. После приезда из Венеции Дюрер пробует свои силы в гравюре по металлу. Он оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530), на крупнейшего северонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок.
Казалось бы, задача очень неблагодарная, но художник сумел придать всем эпизодам торжественность и значительность. Воскрешение демократической религии ранних христиан с её требованиями социального равенства стало основой для развития этого направления в странах Европы.
Видел ли Босх все это своим внутренним взором. Не будет преувеличением сказать, что вся фламандская живопись вышла из творчества Питера-Пауля Рубенса (1577-1640). Среди них экзотические слон и жираф ибис и серая утка, саламандра и тюлень.
Однако не все части произведения удалось сохранить. Вазари полагал, что дух античности, мудрость греческих философов и древнеримскую культуру.
Сюжеты ею картин демонстрировали отрицательные явления жизни. Жизнь человека находится в совершенной гармонии с окружающей природой. Искусство не становится светским, но изменяется сама вера.
К северу от Альп на территории Западной и Центральной Европы долгое время в культуре царит готика, достигшая своего наивысшего расцвета в XIV веке («Пламенеющая Готика»). Этот ряд замыкают фигуры прародителей рода человеческого — Адама и Евы. Совсем в ином ключе, чем портрет Елены Фурман исполнена Кермесса (1635-1636), продолжающая традиции нидерландских живописцев XVI века. Сам термин «Возрождение» («rinascita») принадлежит историку искусства Джорджо Вазари. Логическим завершением цикла стала картина «Корабль дураков».
При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию». Портрет Генриха VIII в свадебном наряде выглядит почти как икона. Одна из написанных в последние годы – «Калеки». В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина.
Смысл его картин пытались разгадать современники, делают это и последующие поколения. Третья гравюра — «Меланхолия». При всем своеобразии Возрождения в Нидерландах, Франции и Германии его развитие было порождено теми же причинами, что и в Италии: ростом городов, производства и торговли. Ранние живописные произведения Дюрера, графические сери «Апокалипсис», «Большие страсти».
Большинство картин имеет ярко выраженный аллегорический смысл. Гольбейн принадлежал к его кругу. На крыльях мыши надпись: Меланхолия I (. ) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков.
Эту работу Хольбейна замечательно комментируют слова Ф. М. Интересен здесь и пейзаж. Сооружение ратуши окончательно завершило формирование центра города. На переднем плане запечатлена крылатая женщина в пышном наряде. Картины Босха насыщены демоническими атрибутами, часто напоминающими реальные, но сильно искаженные механические новшества позднего Средневековья: прессы, буры, подъемники Зачастую мастер представлял химические реакции как совокупление элементов, помещая свои персонажи, занимающиеся любовью, в колбы или под воду, — и это тоже было в традициях алхимиков, употреблявших даже такой термин, как «химическая свадьба».
1536). Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Композиция «Морское чудовище» интересна объединением северных и итальянских изобразительных приемов.
Благословляющий Христос полон тревожной настороженности серьезен, задумчив Иоанн. Они не составляют единого целого их облик – это облик людей, живущих по законам «перевернутого мира». Северное Возрождение не имело античных корней, оно выросло из средневековых религиозных представлений и было граничит с традициями готики. Более драматическое, в отличие от Италии, мировосприятие людей Севера обусловило интерес к внутреннему миру человека – его чувствам, духовной сфере. Дюрер, всю жизнь носивший тонкие шелковые перчатки, в мастерской рук никогда не жалел.
В произведениях середины 1560-х Брейгель предстает уже абсолютно иным мастером.
Их мелкие фигурки можно хорошо различить, вооружившись лупой. Здесь закрепилось погрудное изображение на гладком цветном или темном фоне. Как таковое, Северное Возрождение не являлось монотонным. «Страшный суд» тревожит душу В разные времена люди представляли себе зло по-разному. Та же фантастическая изощренность свойственна, например, рисункам Андреа Мантеньи на античный сюжет («Битва морских божеств»).
Иероним. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Янса (ок.
Все это расцвело на территории Италии после «темных веков» – так историк окрестил период Средневековья. и закончилось уже в 1530—40-х гг. Не забывают Рубенса и в XVIII (Ватто) и в XIX (Делакруа) веках. Так же изменчив фон: голубое небо с бегущими облаками.
В 1913 году Лувр приобрел так называемый триптих Брака (считается, что он был заказан Екатериной Брабантской в память мужа Жана Брака). При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV века. Это Возрождение в странах, располагающихся севернее Альп: Нидерланды, Германия, Франция, Англия. 1390 – 1441) – основоположников нидерландской школы живописи.
Из-за влияния Реформации религиозные картины начали уходить на второй план. Уже в 1490 г. Дюрер покидает Вольгемута и начинает самостоятельную творческую жизнь. Ну, что ж. Это твое дело — изобразить себя так или иначе.
становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди "Адам и Ева" (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. В XVII веке французские короли заказывают картины Рубенсу. В его картинах поражает богатство религиозной фантазии, он рисует ангелов играющих на виолах и арфах для услаждения слуха Марии с младенцем Христом. Повседневная жизнь простолюдинов заняла на его картинах главное место. Наиболее полным выражением специфики и кризиса нидерландского Возрождения стало опиравшееся на многообразные национальные традиции и фольклор творчество Питера Брейгеля Старшего (ок.
В гравюреЧетыре всадника Апокалипсисакони летят над телами упавших людей. Фантастический пейзаж художник населяет самыми различными реальными и воображаемыми видами животных и растений. На коленях Марии сидит худенький серьезный младенец.
От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста) с середины 1560-х гг. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Особенно запоминается Портрет Карла I Ван Дейка (1599-1641). Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе – большом диптихе "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. 1440—1482), проникновенной поэзией пейзажа в фонах работ художника-монаха Геертгена из монастыря св.
Оно настолько индивидуально, что, несомненно, представляет собой портрет. Босх- нидерландский художник 15 века, настоящее имя которого Иеронимус Ван Акен. Возможно, что в таком построении композиции проявилось знакомство с итальянской школой (Рогир ван дер Вейден ездил в Италию). Из однообразной массы людей выделяется фигура Христа, выписанная несколько более теплыми красками.
Бейкелар продолжил и развил традиции фламандской жанровой живописи, заложенные его учителем Питером Артсеном. Их движение совпадает с динамикой природных сил. Именно так в западных странах появилось такое явление, как пейзаж. В Лувре находится превосходная жанровая картина Массейса Меняла с женой (1514). Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым, сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. Его глаза обращены на зрителя. За столом Христос и трое учеников.
Он уже много повидал и многое знает, он одержим своей любимой работой. Однако в Кольмаре молодого художника ожидало разочарование, так как к тому времени Мартин Шонгауэр уже умер. Следующий этап развития его творчества ознаменовала портретная работа, получившая название «Человек в красном тюрбане» (1433). 1502-05, ксилографии).
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Именно по нему он и был назван Мастером с мышеловкой. Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей.
Никакого действия. Это инструмент изучения характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Второй жанр, который породило Северное Возрождение, это бытовые сценки.
Несмотря на масштабность, пейзаж создает впечатление пустоты, безмолвия и безнадежности. Художественное повествование развивается в трех планах.
В его портретах стала все чаще проскальзывать откровенная идеализация и даже лесть. Кажется, что созданный на холстах мир живет и колышется исполненный радости бытия. Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким». За этим эпитетом стоит не только факт его биографии (Брейгель родился в крестьянской семье), но и огромный интерес художника к простым людям их быту и повседневной жизни. Ощущение почти осязаемой реальности достигается путем использования художником красок определенных тонов, являющихся своеобразными символами того или иного времени года: красновато-бурые оттенки земли в сочетании с зелеными тонами, образующими пейзаж на заднем плане «Сумрачного дня» насыщенно-желтый, переходящий в коричневый цвет в композиции «Жатвы» преобладание красного и всех оттенков коричневого в картине «Возвращение стад». Однако только это и отличает его от других.
Молитвенно сложив руки, Роллен почтительно опустился на колени. Это когда обожествляется всё, что граничит с природой.
О творчестве третьего немецкого художника – Лукаса Кранаха (1472-1553) в Лувре можно судить по картине Венера на фоне пейзажа (1523). Нижнюю часть фасада украшает декоративная арочная галерея. В 1521 году, неизвестно, по заказу или собственной прихоти, Хольбейн написал картину «Мертвый Христос».
Чуть скосив глаза и улыбаясь, цыганка лукавит и подсмеивается над невидимым собеседником. Мир небесный представлен музицирующими ангелами, фигурами Бога, Марии и Иоанна Крестителя. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр. Он отбрасывал повествовательность, характерную для голландской живописи и обращался к решению морально-этических, философских проблем.
Ратуша на главной площади Брюсселя представляет собой иной тип гражданской постройки. С традициями искусства Рогира ван дер Вейдена связано творчество Квентина Массейса (1466-1530). Х. Мульчер, К. Виц). Немецкое Возрождение (конец XV-начало XVI вв. ) отличается сложным сплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного идей Реформации и гуманизма. Действие происходит на городских площадях и улочках, заполненных множеством мелких человеческих фигурок.
Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Если идеал итальянского Ренессанса – это сильный героический человек, то в северных странах – любовь христиан к ближнему. Таким был «корабль дураков», таков он и сейчас. Босх предупреждает: держитесь от таких персонажей подальше.
Образ вселенной создают 12 изображений на наружных створках полиптиха (в закрытом виде) и 14 на внутренних (в раскрытом виде) – небесные сферы, населенные небожителями и земля с се далями, лесами, долинами и горами. Северное Возрождение увлекает передача мимики и жеста. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец).
В самом конце жизни Дюрер напишет: «Что такое красота, я не знаю». «Знаток» искусства слеп духовно, но богат. Часть крыши лишена черепицы – «у крыши есть обрешетка» («у стен есть уши»). Внизу слева мужчина в голубой рубахе – «кусающий колонны» (религиозный лицемер).
1498-1510) и две серии "Малых страстей" (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников. Таков был ван Эйк. Именно на этом положении было основано учение пантеистов. Они плавают в причудливых водоемах, составляют невиданные, фантастические кавалькады.
В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. К середине 10-х годов относятся три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», 1513 «Св. Полотна Артсена отличаются большой достоверностью, хотя художник стремится представить образы крестьян монументальными и величественными («Крестьяне на рынке», 1550-е «Крестьяне у очага», 1556 «Танец среди яиц», 1557). В их лицах чувствуется нежность, лиризм. Хвалебные песни Троице поют ангелы. Каково их назначение.
В 1428 г., после смерти Иоанна Баварского, художник поступает на службу к герцогу Бургундии Филиппу Доброму. Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. И только в 20 столетии они вернулись на свою родину, где были собраны.
Но в Лувре есть картина Хальса, мимо которой невозможно пройти, - это Цыганка (около 1630). Вместо пейзажа весь задний план занят золотым фоном. К сожалению, эта работа знаменитого живописца не сохранилась. Ее задумчивый и тревожный взгляд устремлен вдаль. Ещё он был законодателем моды, моделировал гербы, оружие, расписывал замки.
Лохмотья, украшенные лисьими хвостами, красноречиво говорят об их нищете. Кроме них, на опушке леса нет ни души, что придает сцене черты романтической уединенности. Одна из «благочестивых» женщин с кувшином в руках требует наполнить его вином.
Во втором кабинете со стороны Сены выставлена Мадонна канцлера Роллена Яна ван Эйка – наиболее известное произведение нидерландской школы XV века в Лувре. Роскошную отделку парадных залов резными панелями, декоративными фризами, фресками, рельефами осуществляли приглашенные к королевскому двору итальянские мастера-маньеристы Джованни Россо (1494 – 1540) и Франческо Приматиччо (ок. Возникает новая этика -- христианская по содержанию, но светская по форме.
После падения Наполеона многие из них вернулись в Германию. Может быть, в этих словах ключ к пониманию гравюры. В произведении «Падение Икара» основной сюжет, выражающий мысль о том, что гибель одного человека не остановит вращения колеса жизни, дополнен еще несколькими.
В искусстве Северного Возрождения пейзажу отводится особое место. Предметы домашнего обихода, окружающие Марию, здесь не только наполнены символическим значением (умывальник и полотенце предстают здесь как символы чистоты Марии, три створки окна — символ вечной Троицы), но и призваны сблизить происходящее с реальной действительностью. Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы).
Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Донат, его указывающим жестом представляет собравшимся св. Великий Босх видел его в причудливом смешении живых и неживых предметов. Об этих гравюрах написаны тома исследований. Влияние Дюрера на современное ему искусство.
В конце 90-х годов Дюрер исполняет серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью несколько позже создает Малые и Большие (по величине досок) «Страсти Христовы» и несколько живописных автопортретов. В каждой из европейских стран Возрождение имело свои особенности. Вермеер пишет удивительно бережно, любуясь каждым пятном чистой краски играющей на свету. Названный позднее Гентским, алтарь, расписанный знаменитым мастером имеет сложную судьбу. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны.
Крупнейший мастер бытовых сцен – Питер Брейгель-старший, называемый также «Мужицким» из-за того, что он любил изображать сценки из крестьянской жизни. По берегам широкой извивающейся реки разбросаны дома горожан и церкви. В 1520-е гг. Проскальзывают элементы эротики.
Где закончится его бесконечное странствие. Иеронима изданных в 1490-е годы Николаусом Кесслером. Порой кажется, что место человеку только в аду. Мозер. Размашистая кисть передает подвижность, мгновенность выражения лица. Но как изменился здесь художник.
Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры "Рыцарь, Смерть и Дьявол" (1513), "Св. Образ должен обладать эмоциональным выражением, к этому стремилась большая часть художников. Каждая фигура выписана мастером с большим вниманием и точностью. Лев, пришедший просить подвижника о помощи, немедленно получает ее: св.
Те же образы представлены и в картине «Несение креста», колорит которой составлен из бледных и холодных оттенков. Его огромные глаза неотступно и пристально смотрят прямо на нас. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Осень, Охотники на снегу.
Дворцовые помещения сгруппировали вокруг трех главных внутренних дворов (Овального, Белой лошади и Фонтанного), куда были выведены оригинальные подковообразные наружные лестничные площадки. Не в нем ли ключ к пониманию этой, согласитесь, довольно странной картины. Позже слово было подхвачено французами и трансформировалось в Renaissance (Ренессанс) – так еще называется этот период. В трагических, экзальтированные образах святых, созданных художником в традициях национальной религиозной живописи, ощущается влияние стиля Леонардо да Винчи, творчество которого было хорошо известно в Испании по многочисленным гравюрам с картин гениального итальянца. Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Особенно запоминается лицо неизвестного слева, по-видимому, заказчика. Достоевского: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. »В романе «Идиот»в мрачном доме Парфена Рогожина хозяин показывает князю Мышкину копию картины, которая буквально сводит с ума – так велика её колдовская сила.
1370 – 1426) и Яна ван Эйков (ок. Изобилие фруктов и овощей, выполненных в роскошной цветовой палитре, символизирует плодородие Земли. По сравнению с итальянским, Северное Возрождение запоздало где-то на сотню лет. Образ короля поражает правдивостью и беспощадностью характеристики. Вернее, у персонажа — лицо автора.
Именно пейзаж в картине выражает мысль о человечности, добре, духовности. Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения.
Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Их сближает не только общность композиционного построения, но и фольклорность сюжетов. А ведь он умел писать с любовью, красиво и в соответствии с действительностью.
В первой из них изображается неуклонно движущийся вперед всадник, несмотря на то, что смерть и дьявол искушают и пугают его во второй — сидящий в келье за столом и занятый работой св. Она лежит в своей первозданной красоте внутри прозрачной космической сферы. Последний период творчества Рубенса, когда был написан портрет Елены Фурман, принадлежит к числу самых проникновенных. Кроме того, сочетание ярких, ядовитых сине-желтых красок ее головного убора усиливает ощущение двусмысленности. За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов.
Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв. Столь характерная для Италии ориентация на античные образцы в изобразительном искусстве и архитектуре Северной Европы дает о себе знать не раньше 16 века и зачастую выступает в причудливых «готизированных» формах. Портрет Карла I убеждает, однако, что и в английский период талант художника не иссяк.
Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) (1450-1516) – нидерландский художник, один из крупнейших мастеров позднего Северного Возрождения. В центре — повозка с сеном, вокруг которой среди подлинного пейзажа разворачивается условная жизнь. Старая фламандская пословица гласит: «Мир — стог сена и каждый берет из него то, что удается ухватить». Воплощая эту пословицу, Босх рисует весь круговорот жизни от рождения до смерти. Он совершенно уверен, что дело художника – угождать и писать по указке таких, как он. Трагические нотки усилены за счет использования автором светлых холодных красок. Ни одно из его произведений не было датировано.
В позе – огромная усталость, отрешенность от внешнего мира. Слева от этой яркой пары – две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть – распускают недобрые сплетни). 1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. В картинах «Кухарка» (1559), «Крестьянин» (1561) с их явной идеализацией образов чувствуется искренняя симпатия автора к простому человеку.
Но до Босха новое нидерландское (так же, как и итальянское) искусство утверждало земной мир и человека, радость человеческого бытия в этом мире, Босх же скорее показывает недостойность человека в этом божьем мире. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Неизвестный как будто рассказывает нам свою грустную историю. Весь он в состоянии внутреннего напряжения. Лето (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. В водах заплескались тритоны и наяды, а в воздух устремились амуры и крылатые славы. и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк.
За несколько лет до своей ранней смерти Брейгель преподал глубокий урок «знатокам» искусства, своим современникам и зрителям будущего. На рубеже двух веков Иероним Босх (до 1460—1516) связал воплощение по-ренессансному многообразных и острых впечатлений от современного быта, типов людей, мира природы с мрачной и горькой фантастикой, демоническими образами кишащей повсюду нечистой силы.
Антония», «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов», «Осмеяние Христа». Сказочный единорог пьет из одного источника вместе с ланью и коровой. Он моделирует пропорциональный эталон, подсказанный античностью, например, в своей гравюре «Адам и Ева». Там он находил для себя отдых и отраду.
Лучшие работы Дюрера в этом жанре – «Портрет Освальда Креля», «Портрет молодой венецианки», «Портрет матери», «Портрет молодого человека», «Портрет Хиеронима Хольцшуэра», «Портрет Эразма Роттердамского». На переднем плане изображен лев, более похожий на лежащего тут же старого, доброго пса.
К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции – выполненный для одной из венецианских церквей "Праздник четок" (1506, Национальная галерея, Прага) и "Поклонение св. Образы, созданные Брейгелем, монументальны, значительны и несут в себе социальный пафос. музей и галереи Каподимонте).
Работы Артсена и Бейкелара были высоко оценены их последователями. Человек во Вселенной -- главная тема нидерландского искусства (итальянский вариант -- человек и Вселенная или даже человек над Вселенной). Здесь чувствуется еще дух поздней готики, маленькие фигурки расположены в ритме орнамента. Брейгелю принадлежит немало картин на евангельские сюжеты.
Крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, ремесленных инструментов, весов, колокола, «магического квадрата», летучей мыши и пр. В начале XIX века Лувр обладал пятнадцатью картинами второго великого художника немецкого Возрождения – Ганса Гольбейна (1497-1543). Вермеер сводит к минимуму предметы обстановки, каждый из них (столик, подушка, коклюшки) несет отпечаток трудолюбивых рук, подчиняется человеку.
Троице" (1511, Музей истории искусств, Вена). Одним из лучших мастеров портрета был Ханс Хольбейн Младший. Сначала получают распространение учения мистиков с их новым благочестием. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике. Около него Бог, произносящий Адаму и Еве слова напутствия: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею». Резец настолько остр, что им можно мгновенно перерезать на лету волос.
Излюбленным местом действия для Кампена становится обыкновенный городской дом, наполненный многочисленными бытовыми предметами. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Характерными признаками построения многофигурной композиции в произведениях северных художников можно считать отсутствие тождества между смысловой и пластической доминантой. А вот в Северных Странах главным вопросом стала любовь к ближнему своему. Две женщины, пожилая и молодая, похожи друг на друга.
Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. пребывает во всех вещах. Лишь внимательно приглядевшись, можно увидеть ногу упавшего в море героя. Задачи эти решались, однако, различно, соответственно различному характеру культуры. Знаменитая галерея была первой в числе подобных, ее пример позднее широко использовался не только во Франции, но и в других странах мира. Религиозные сюжеты Рембрандт трактовал всегда как эпопеи о человеке и человечестве. По преданию, Хольбейн писал Христа с утопленника.
В Изенгеймский алтарь вписана одна из самых мистических картин художника -- Вознесение Христа. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. Перед зрителем человек пресыщенный, незначительный, трусливый. Renaissance итал.
1440—1494), который сочетал опыт предшественников и достижения итальянских живописцев. Лучшие картины Брейгеля из жизни крестьян – «Жатва», «Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Охотники на снегу». Представляет интерес трактовка библейского сюжета в картине «Вавилонская башня», в которой дан наглядный урок людской глупости, гордыне и греховной самонадеянности. Тему земной жизни, в которой царят людская глупость и грех, Босх развивал во многих своих произведениях. Художника интересуют и портреты людей и окружающая их обстановка. Возможно, что к ним примкнули и беднейшие слои населения, нищие и калеки. Что такое меланхолия.
Честолюбивый художник был окружен в Англии вниманием знати, любим королем. В самых знаменитых гравюрах, выполненных на меди («Дьявол, смерть и рыцарь», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия»), Дюрер обратился к вечным темам искусства: радости бытия и неизбежности смерти, творческим поискам и преданности христианской вере, одиночеству и грусти человека. Но вернемся в Малые кабинеты, в те из них, которые выходят не на Сену, а в сад Тюильри.
Три основные фигуры гармонично соотнесены с форматом изображения. Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспомощными фигурками людей, птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы существования. Лукас Кранах был сторонником Реформации, дружил с Лютером (некоторое время Лютер скрывался в одном из домов Кранаха). Кранах иллюстрировал протестантсткие памфлеты, неоднократно писал портреты Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.
Увеличение поможет оценить точность движений, верность и выразительность рисунка. Здание ратуши четко разделено на три этажа. Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки, современницы художника. Сюжеты этих произведений характерны для искусства Фландрии XV-XVI вв. На эту тему Дюрер создает иллюстрацию, отличающуюся нарядностью и занимательностью. слайд "Битва Александра Македонского при Иссе" 1529г. ), В. Хубера и др. портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени – Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526) и в живописи ("Портрет молодого человека", 1521, Картинная галерея, Дрезден "Мужской портрет", 1524, Прадо "Иероним Хольцшуэр", 1526, Картинная галерея, Берлин-Далем и др. ).
Длинные тонкие пальцы неподвижны, но мы почти ощущаем благословляющий жест его руки. Человек на картинах больше не идеализировался.
Для него и других «малых голландцев» характерна необычайная виртуозность и тщательное прорисовывание деталей. Среди них – знаменитое «Распятие».
Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, "божественной одержимости" гения). На долгие годы (с 1160 по 1870 г. ) загородной резиденцией французских королей стал замок Фонтенбло – подлинный шедевр раннего Возрождения. Так, один из украденных в 1934 г. фрагментов оригинала был заменен хорошей копией. Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).
Это пьяницы, развратники и воры, отступившие от правил христианской морали, монахиня играющая на лютне истово поющий францисканец, шуты и клоуны. Этот термин достаточно условен. Передний план композиции занимает изображение пятерых безногих калек.
Круг его сюжетов очень широк: распятия, множество триптихов на евангельские темы, Мадонна с младенцем, античные сюжеты, портреты. Старинные картины, созданные такими известными художниками, как Рогир ванн дер Вейден и Ян ванн Эйк, характеризовались пониманием ценности всех существующих явлений, ощущением одухотворенности. Очень большая по размерам, она занимает одну из сторон главной площади города. До сих пор это грандиозное здание является своеобразной визитной карточкой Брюсселя. По крайней мере, проблемы во многом подобны.
Появившиеся в 1566 г. полотна «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» ознаменовали новый этап развития не только творчества художника, но и искусства Нидерландов в целом. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Св.
Перфекционизм знаменитых рыночных и кухонных сцен до сих пор впечатляют зрителя вниманием к мельчайшим деталям. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах Альбрехт Дюрер воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр«Апокалипсис», 1498), Первоначальное представление о создании гравюр Дюрер получил у своего отца — золотых дел мастера. Однако окружающие центральную группу фигуры более человечны, просты. Так из окна покоев Марии виден город, вовсе непохожий на Вифлеем. Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты.
До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Широта его кругозора соответствует широте кругозора Микеланджело или Леонардо. В картине «Нидерландские пословицы» воссоздана народная мудрость, послужившая основой для сюжета: «Лень – ловушка дьявола», «Ни одна мельница не мелет водой, которая уже утекла», «Каждую селедку следует вешать за собственные жабры». В основу сюжета положены канонические темы сотворения мира, рая и ада. Его острый профиль вырисовывается на фоне ковра. Милостивейший Бог всему сообщает бытие в ту меру, в какую его можно принять.
У картины нет переднего и заднего плана, пространство однородно. Иероним» и «Меланхолия», 1514 (резец, гравюры на меди). Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Все деревья и мелкие растения выписаны мастером с необычайной точностью.
Цикл Брейгеля посвящен состояниям природы в разное время года. На переднем плане — прилавки, расположенные перед крестьянским домом под соломенной крышей. Каждая картина в глазах знатоков будет уступать маленькому эскизу, но весь цикл образует красочное, пышное зрелище, дающее полное представление о театральном, торжественном стиле Рубенса, о его таланте монументалиста. «Пейзажный» иррациональный принцип организации пространства в творчестве немецких и нидерландских мастеров, контрастирует с «архитектурной» концепцией пространства в Италии. Изучение линейной перспективы, анатомии, поиск идеальных пропорций человеческого тела шли в североевропейских странах, главным образом, по линии накопления эмпирических наблюдений, не становясь предметом систематического научного изучения. Как истинный универсал эпохи Возрождения Лукас был мастером на все руки.
События до глубины души потрясли всех современников знаменитого художника. существуя в единой Вселенной. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей. Рядом свернулась в клубок тощая собака.
Выдающимся творением Россо стала галерея Франциска I – длинный коридор, перекрытый кессонированным потолком и облицованный панелями из орехового дерева с множеством золоченых элементов. считали его шутником и чудаком. 1507, Прадо). Некоторые связывают его творчество с различными религиозными ересями. Время написания картины «Крестьянский танец» совпадает со временем подавления народного восстания, получившего название «иконоборчество» (восставшие, возглавляемые кальвинистами, уничтожали иконы и скульптуры в католических храмах). Да и единой точки зрения на его творчество не существует.
Частичка Бога есть в каждой частичке Мира. Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних портретов занимает автопортрет. Для голландской и фламандской живописи того времени характерен отход от религиозной тематики в сторону жанровых сцен, пейзажа и натюрморта. Но современные учёные находят в творчестве Босха глубокий смысл, который до сих пор однозначно не объяснён. На левой створке в центре изображен сам автор, слегка иронично смотрящий на нас.
Таков Христос в Эмманусе (1648). Чтобы полнее выразить свое ощущение «мира как рая», каждая частица которого прекрасна и причастна общей одухотворенности, художник усовершенствовал технику масляной живописи и продемонстрировал такое богатство ее возможностей, такую светоносную красочность, что его открытия подхватили в Италии поры раннего Возрождения, а также и в других странах. Нидерландское искусство уже в XV веке опережало искусство соседних европейских стран.
В основе Возрождения лежат идеи гуманизма. В центре, на скалистом островке посередине озера, возвышается Фонтан жизни. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики.
В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственные коллизии. Вскоре Ван Эйк оказывается в Испании. Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения.
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу). Люди и природа здесь как бы меняются местами. Что именно возрождал этот период. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием "Немезида" (начало 1500-х гг. ).
XVI век во Франции до гугенотских войн (1562-1594) – время укрепления королевской власти. Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Человек на картинах больше не идеализировался.
Здесь же размещены фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Живопись 1494-1514 г. Первая значительная работа Дюрера – серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. Сами процессы обновления культуры в странах отличались той последовательностью, которую можно наблюдать в Италии, они протекали неравномерно – быстрее в живописи, медленнее в других видах искусства – и, как правило, не сопровождались синхронным теоретическим осмыслением. 6: 7-8).
Его портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Портреты эпохи Возрождения кажутся рядом с Цыганкой статичными по композиции и характеру.
Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Это — Фламандские пословицы (1559, Берлин, Гос. В эскизах – они хранятся в Германии, в Лувре и в Эрмитаже – больше чувствуется рука мастера, легкость его мазка (большие полотна писались с помощью учеников). Вверху слева – видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами – «рай дураков». Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок.
На замену пришел бытовой жанр, пейзажи и портреты. Потому возникла основа другого рода для дальнейшего развития этого направления. За повозкой следуют папа и император, замыкают колонну люди из простонародья.
Его прославленные акварели "Кусок дерна" и "Заяц" (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Задний план замыкают глухие и высокие стены двух кирпичных зданий. Самым крупным мастером середины столетия был Рогир ван дер Вейден (ок. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), "Поклонение волхвов" (ок. Динамика стремительного движения передается этим диагональным построением, благодаря соответствию главного вектора композиции психологии зрительского восприятия.
Художник видит мир духовным зрением, но он беден. Картина «Страшный суд» висела в его спальне. Его творчество отразило все противоречия эпохи. В изобразительном языке мастера нет дробности, красочной пестроты, линеарной жесткости. Увидено в жизни, а потом переосмыслено фантазией художника.
Талант художника не может быть статичным. Нидерландские художники разработали, однако, чисто эмпирическим путем приемы, позволяющие им с не меньшей убедительностью, чем итальянцам, передавать впечатление глубины пространства. Таким путем мы понимаем, что Бог. Они отказались от профильных изображений, получивших широкое распространение в Италии.
Немецкие портретисты к красоте были равнодушны. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Куда держит он путь. К концептуальным произведениям Босха относится триптих «Сад земных наслаждений».
Виртуозная живописная техника, сочетания цветов делают изображение вполне правдоподобным.
1400—1464). Тело Иисуса, простертое в тесном, низком, словно гроб, пространстве, написано предельно реалистично. И тут же мы вновь видим вечную прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью. Но на рубеже XV-XVI вв. Ниже по скату – лучник «пускает вторую стрелу, чтоб найти первую» (бессмысленное упорство).
Величественный ансамбль был возведен среди обширных лесов Иль-де-Франс излюбленного места охоты, вблизи «прекрасного источника» (Fontaine-Bell-Eau). 1498 – 1543). Так, представленные здесь сцены пахоты и прибрежный пейзаж служат символами размеренности человеческой жизни и величественности мира природы.
Даже светлый лик св. Его фасад отличался особой нарядностью и выразительностью декоративной отделки. В таких произведениях, как «Самоубийство Саула» (1562), «Пейзаж с бегством в Египет» (1563), «Несение креста» (1564), мастером преодолевается трагизм бессмысленности деятельности людей на земле. К несчастью, во все века случалось так, что добрые люди были зависимы от пассажиров этого «корабля». Эти новые живописные задачи могли быть решены только при помощи новой живописной техники масляной живописи, «открытие» которой историческое предание приписывает Яну ван Эйку с середины XV века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и в Италии. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессансной эпохи. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами – первые "чистые" пейзажи в истории европейского искусства. В настоящее время их можно увидеть в Галерее Медичи. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками.
Адам напоминает Аполлона Бельведерского, Ева – Венеру. Среди всадников с оружием изображающих войну и смерть, Дюрер представляет гигантскую фигуру рыцаря с весами, символизирующую голод. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Пунктирная штриховка, дополняющая первый технический прием, сообщает разнообразие фактуре. Морщины, мешки под глазами, -- всё без прикрас натурально изображалось на картине.
Как всегда у ван Эйка, обстановка (в данном случае пейзаж), окружающая героев играет важную роль в раскрытии их характеров, даже несмотря на то, что персонажи интерьер и пейзаж не составляют здесь целостного единства. Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам. Когда читаешь книги о нем, возникает ощущение, что он жил в каком-то параллельном мире. Они излишне хрупки, но на них роскошные модные платья, прекрасные прически. Особый интерес в творчестве Босха вызывает алтарная композиция под названием «Стог сена». 1435/1440 – 1482), Ханса Мемлинга (1433 – 1494) и Ханса Хольбейна Младшего (ок.
Пять фигур занимают всю поверхность деревянной доски. В центре страны таким очагом был город Тур, в котором работали художники луарской долины. К сожалению, не сохранилось даже намеков на то, как сам автор объяснял свой замысел. Что касается фламандского искусства, то интерес к нему пробудился значительно раньше.
Кругом в беспорядке разбросаны инструменты для измерения, вычисления и ремесел. В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Но во многих произведениях художника мы находим ответ на этот вопрос. Отличительной особенностью этих образов является их слияние с миром природы.
Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера "Жизнь Марии" (ок. Молитвенник, например, написан столь тщательно, что можно разглядеть на зеленом фоне изображение богоматери в красном платье, прочесть заглавную букву на открытой странице, полюбоваться узорчатым украшением корешка. Руки в белых тонких перчатках спокойно сложены на коленях.
Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. Видимо, не по душе были Босху его время и нравы общества.
Вершиной творчества мастера стали три знаменитые гравюры: «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия», в которых ярче всего выражены стой кость духа людей того времени их готовность отвергнуть любые искусы их горестные размышления о конечном результате борьбы. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565. Этот значек он ставил на свои картины.
Высокая крыша с несколькими этажами – признак богатства и достатка владельца дома. Страна находилась под властью Габсбургов, которые ее беззастенчиво грабили. В 1495–1500 гг.
"Праздник четок" (точнее – "Праздник венков из роз") – одна из самых больших (161, 5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. Главные герои показаны здесь как часть целого, они не имеют самостоятельного значения. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников.
Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Значительным произведением последнего периода творчества художника стала картина «Крестьянский танец», созданная Брейгелем в 1567 г. Сюжетную основу полотна составляют танцующие крестьяне изображенные мастером в увеличенном масштабе. Все здесь перемешано, перепутано и искажено самым невероятным образом, но в то же время представляется какой-то страшной правдой, как будто срисованной с натуры.
Создателей домов особенно интересовал внешний облик здания. У ван Эйка они выведены юношами, одетыми в богато украшенные ризы. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. Довольно долго Фуке приписывали и Портрет мужчины со стаканом вина (около 1455). Такие ли мы, как во времена Босха. Нередко он объединяет в своих работах оба эти жанра, но один из них всегда преобладает над другим. Работа необычайно динамична.
В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» (заводит друзей без разбору, льстит всем). Тоже в центре, еще ближе к зрителю – женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ – «она обманывает его» (эквивалент: «наставляет мужу рога»). Это родная природа, увиденная не только глазами, но и духовным зрением тех, кто изображен вблизи (озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища усталые пастухи, что гонят стадо к дому косцы возле тучных хлебов и т. д. ). На переднем плане слева растет библейское Древо Познания добра и зла. 1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией.
1525—1569). «Шедевры искусства Северного Возрождения» «Фонтенбло – замок французских королей» «Художественные достижения нидерландских и немецких живописцев» «Ян ван Эйк – основоположник нидерландской школы живописи» «Гентский алтарь – подлинный шедевр мирового искусства» «В мире художественных фантасмагорий Босха», «Творчество Босха: фарсовый гротеск или книга великой мудрости и искусства. » «Творчество Босха и сюрреализм С. Дали» «Комическое и трагическое в творчестве Брейгеля» «Можно ли утверждать, что в творчестве Брейгеля преломляются различные стилевые направления: поздняя готика, Ренессанс и маньеризм. » «Мир природы и человека в произведениях Брейгеля» «Карнавализация» народной жизни в творчестве Брейгеля» «Дюрер – художник, достойный бессмертия» «Искусство портрета в творчестве Дюрера» «Мастерство Альбрехта Дюрера – гравера». Высокая одухотворенность отличает каждое лицо. В рисунке «Художник и знаток» художник держит в руке кисть, а знаток – кошелек с деньгами.
Крест Господа Бога стал мышеловкой для дьявола -- к этим словам Блаженного Августина (IV – V вв. ) восходит сюжет. В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Позади калек, на втором плане, видна женщина в черном плаще с тарелкой в руках. Раньше всю «чертовщину» на картинах Босха признавали всего лишь забавой для зрителей, предназначенной для того, чтобы пощекотать нервы. С 1427 по 1429 г. ван Эйк путешествует по Пиренейскому полуострову. Изображение ада и эдемского сада строятся по вертикали, сверху вниз.
В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: "Руководство к измерению циркулем и линейкой" (1525), "Наставление к укреплению городов, замков и крепостей" (1527), "Четыре книги о пропорциях человека" (1528). Вся эта развеселая компания превращена художником в обобщенный образ людского безумия, греховности и порока. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (главным образом -- в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства.
Спустя некоторое время портрет невесты был готов. Кроме того, в «Мадонне каноника ван дер Пале» главным персонажем является вовсе не Мадонна, а сам заказчик картины. Лица людей лишены каких бы то ни было чувств и индивидуальных характеристик.
Лувр дает возможность познакомиться с творчеством некоторых из них. Rinascimento от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
В 1526 г. он создает свое последнее живописное произведение — «Четыре апостола», станковое по форме и назначению, но истинно монументальное по величавости образов. Хотя напрямую его существование не отрицается. Вряд ли мы сможем точно ответить на этот вопрос. Дюрер сопроводил портрет надписью: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, писал себя так вечными красками. » Несомненно, этому портрету он придавал особое значение.
В некоторых запечатлена повседневная жизнь простых людей города Гента. А сам человек оказывается здесь духовно мертвым и безжизненным. Это усугубляется введением в принципиально нереалистическую художественную систему натуралистических деталей (современная модная прическа северной «нимфы», «натуральные» плавники и чешуя чудовища). Но как по-новому они представлены в этом произведении.
Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма. Накладывая краски прозрачными слоями (лессировками), они доводили живописную поверхность до глянцевого блеска. На этом портрете мы видим художника в самом расцвете творческих сил.
Картины Рубенса пользовались большой популярностью уже в XVII веке. Рядом с пальмами – апельсиновые и лимонные деревья. В 20-е годы Дюрер путешествует по Нидерландам, находится под обаянием живописи Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, но идет собственным путем, вырабатывая лишь ему присущий стиль. А может быть, все именно так и было. Сквозь клубящиеся тучи пробиваются лучи солнца, которые освещают пересеченные складками горы, покрытые растительностью. Взор гуляет по кругу -- слева направо из глубины к переднему плану и опять в глубину (горизонтальные линии отсутствуют). На них печать глупости, дурашливого веселья, бессмысленного внимания.
Им принадлежат наиболее смелые открытия в усовершенствовании технологии масляной живописи. Возрождение или Ренессанс (фр. Оно настолько выразительно, что сразу же приковывает к себе внимание. Мадонна и канцлер находятся в лоджии, отделенные от окружающего стройной колоннадой. Вероники почти не отличает героиню от других персонажей.
К каким берегам должен пристать. Творчество Ганса Бальдунга Грина и Ганса Бургмайера. Но эти краски, так называемая темпера, очень быстро сохли, а вот таким образом невозможно было достичь мягких переходов и взаимопроникновения цветовых оттенков. Иероним извлекает из лапы зверя занозу. Позднее лидером станет Амстердам. Главной темой художника становится страшный сон человеческого существования.
После Цыганки всегда останавливаешься перед Кружевницей Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675). Здесь появляется абсолютно новая для Брейгеля идея самоценности человеческой жизни. Картины объединяет мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира». К подобным произведениям относится триптих Сад земных наслаждений (около 1504 г. ). В его картинах отражается активная деятельность людей, не имеющая никакого смысла.
Бог растворяется в природе. Обычно каждый подмастерье обязан был отправляться в странствия после окончания срока обучения в мастерской своего учителя. Некоторые специалисты утверждают, что такие характеристики живописи этого периода тесно связаны со временами, когда при дворе герцогов Бургундских работали лучшие мастера, которые стремились к созданию целостности при изображении на картине прекрасного окружающего мира. (Л.
В Малых кабинетах можно увидеть Питера де Хоха, Яна Стена, Габриэля Метсю. Потому необходимо изображать каждое проявление природы. Именно такой и была жизнь великого нидерландского художника Питера Брейгеля.
Обстановка предельно проста: голая стена, ниша, дверь справа. Итальянский Ренессанс ставил в качестве идеала настоящего героического человека. На крайних створках запечатлены Адам и Ева – прародители рода человеческого. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Пантеизм стал настоящей основой для такого направления, как Северное Возрождение. Портрет Карла VII говорит о Фуке как о реалисте. Дюрер как теоретик искусства. Самые ранние картины исполнены в конце 1550-х — 1560-м.
Глядя на этот портрет, современники сразу же говорили: «Это Христос».