Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Эль Греко. Красота игармония фильма отражается нестолько вкартинах ЭльГреко, сколько вактерах, декорациях, сюжетных ходах, светотенях, красках, контрастах, нуи, конечно же, вглазах художника.
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. f. Согласно архивным исследованиям конца 1990-х гг, в возрасте 26 лет Эль Греко все ещё оставался в Кандии.
По словам Дж. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов). В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Потребовалось много тысяч лет, прежде чем человечество, ценой серьезных внутренних усилий иподвига отдельных людей, смогло произвести на свет такое чистое Дитя. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Крит в те времена был владением Венеции. 1.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»). Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа». При этом он был человеком Ренессанса. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия».
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит». Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
В целом картины Эль Греко относят к венецианской школе живописи. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора. В одной из своих последних статей Г. Уэтей пересмотрел свою предыдущую оценку и согласился, что Эль Греко покинул Крит в 1567 году. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. данным – ок. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации». Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Ильдефонсо4. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом». Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни.
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя». С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Слава Богу, что так. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Не осталось унего иучеников. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. —Боль. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей. В Риме, по рекомендации Джулио Кловио18 он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Почему так произошло. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
Джексон Поллок, один из основоположников абстрактного экспрессионизма, также находился под влиянием Эль Греко. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Ониделают егочеловеком.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ. Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
Кпримеру, когда он уже жил вТоледо, кнему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения».
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. l. Эта теория пользовалась удивительной популярностью в первые годы XX века и ей противостоял немецкий психолог Дэвид Кунц. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия».
Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Первым художником, который, похоже, заметил структурный код в морфологии позднего Эль Греко, был Поль Сезанн, один из предшественников кубизма.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Смерть. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана».
Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил.
Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе.
В 1576 году художник отправился в Испанию. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, авторы этих работ указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко66. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Оно сочетает традиции трех великих художественных культур — византийской итальянской и испанской. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
1572). Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Причины недовольства короля остались неизвестны. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции.
Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви70. Эль Греко сделал Толедо своим домом. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Приметы реальности здесь сохраняются в некоторых деталях и прежде всего в образе самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом.
Но многие приемы абсолютно необычны. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника». «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел».
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31.
Превелакис заходит даже ещё дальше, выражая сомнения, что Эль Греко вообще практиковал католичество. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, вконце которой он создал целый апостольский цикл. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном». Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605). К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Но все неузнаваемо преображено художником. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». По словам Дж.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Художник прожил вего доме до конца своих дней. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
В двадцать шесть лет Эль Греко уезжает в Венецию, где обучается в мастерской знаменитого Тициана. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию», однако в некоторых католических источниках есть возражения. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный».
Тому есть несколько причин. Весь ушедший в себя изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, созданному воображением художника. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св.
Сейчас он находится вТоледо. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
1600). Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования. Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом— тот тоже был совершенно самобытен илишь условно связан спредшественниками исовременниками. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим». Ильдефонсо. Однако вряд ли это справедливо. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. одухотворения и оцепенелости.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
В связи сэтим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся кживописи, чем киконописи. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Что, вобщем-то, справедливо.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов». Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
Страдания. Учился, по всей вероятности, у местных иконописцев, еще сохранивших традиции средневекового византийского искусства. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Братство воспользовалось этим жестом доброй воли и не пожелало справедливо урегулировать вопрос. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»). Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14).
Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Вискусстве он пошел своим самобытным путем. Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, всвоей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы иТициана иТинторетто там определенно есть. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Драматичный и экспрессионистский стиль Эль Греко приводил в смущение современников, однако получил признание в XX столетии. О его жизни известно очень не многое. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта». Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Тициан к тому времени уже умер, Тинторетто, Паоло Веронезе и Антонис Мор отказались ехать в Испанию. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами». Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Стефан и Св. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года. Точная дата его переезда неизвестна, большинство ученых полагают, что это произошло приблизительно в 1567 году.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко». (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Причины недовольства короля остались неизвестны. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия».
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. К концу жизни художник был практически разорен. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Уэтей и другие ученые отвергли мнение о том, что Крит принял какое-либо участие в его формировании и поддержали исключение ряда произведений из списка работ Эль Греко.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни». Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу».
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников— знатных жителей Толедо века XVI.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского».
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию. Как это возможно.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. 1576) и др. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите.
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году), которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна».
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Город оказал на него огромное воздействие. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Наконец, Эль Греко назначил своими судебными представителями Пребосте и своего друга Франсиско Хименеса Монтеро и согласился на оплату в 2093 дуката126.
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами». Великий испанский художник Эль Греко был рожден в 1541 на Крите.