Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Сюжеты из семейной жизни стали специализацией Греза. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
Большинство критиков заявляет, что исторический жанр чужд Грезу. Она была создана для украшения голубой спальни с павлинами в особняке герцога де Шуазеля, где экспонировалась работа Жозефа-Мари Вьена «Гречанка в ванной». После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Я все потерял Мне семьдесят пять лет, нет ни одного заказа. Это лишь отчасти справедливо, когда речь идет о жанре «головок», который был «поставлен на поток». Большой мастер кисти.
Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданные в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» — вершина европейского сентиментализма. После длительного периода молчания в 1972 году появилось исследование английского специалиста Аниты Брукнер «Взлет и падение феномена восемнадцатого века» 39. Современники считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма». Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни.
хотя и лишенные сарказма этих художников, уже кажутся скучными («Мемуары» Башомона) и художник обращается к портретной живописи. Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Используя ее иконографическую схему, художник пишет такие жанровые портреты, как «Девушка с голубями» (ок.
1732 известна только по гравюрам Дювербре и Субейрана), но и о его пасторальном жанре. Стоит отметить, что просветитель не только воспевает талант художника, но и критикует, по его мнению, слабые места в его работах, например, композиционные огрехи в картине «Прачка» (Салон 1761 года Лос-Анджелес, Музей Дж.
Именно с Грезом связаны важнейшие мысли Дидро о родстве живописи с театром и литературой. В диссертации при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар. Ей очевидным образом не достает историзма. Вышел лицедей на подмостки и «давай корчить физиономии», а публика радуется тому, как это он ловко делает. Так, к устойчивым типам принадлежит образ пожилого отца, который переходит из картины в картину, начиная с «Чтения Библии» и «Обманутого слепца».
В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Художник же своими полотнами, как например «Первая борозда», пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции историю французской цивилизации. А то, что с этим не граничит становится не важным и второстепенным.
Завершает обзор Грез, – «и, наконец, Грез, конечно, превосходящий всех в своем жанре. Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной. Жанровая живопись Греза еще ни разу не становилась предметом специального анализа.
Художник не смог передать того драматического и трагического смысла, заложенного в сюжете из римской истории, что удастся ему через несколько лет, но уже в жанровой картине – диптихе «Отцовское проклятие» (1777-78, Париж, Лувр). Гораздо важнее для него были уроки болонских художников XVII в. Он создает новый жанр («Девушка, оплакивающая мертвую птичку», 1765, Эдинбург, Нац. Картина имеет определенные художественные недостатки, рассмотренные в подробном описании Дидро («Салон 1769»). В начале главы, посвященной этому художнику, братья Гонкуры описывают сцену из эпистолярного любовного романа XVIII столетия Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), где Вальмон уплачивает сборщику податей пятьдесят шесть ливров — сумму, причитавшуюся с семейства крестьян.
Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Развитие Греза как живописца происходит в процессе овладения новыми «манерами». Брукнер стала пионером в возрождении интереса к творчеству Греза. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы.
Но все же я не советую пройти мимо картины Грёза без внимания. Для творческого метода Греза с начала его карьеры характерна повторяемость типов героев, отдельных мотивов, костюмов и деталей быта. Каждой манере соответствует своя живописная техника и понимание цвета. 1785, Лондон, собрание Уоллес). Грёз, напротив, по натуре — художник Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «гениев техники». Для этой картины Грёз исполнил множество эскизов античных персонажей («Папиньен», 1768, Париж, Лувр «Каракалла», 1768, Байонна, музей «Фортуна», «Септимий Север», 1768, Париж, Школа изящных искусств).
Это невинность Парижа XVIII в., это невинность, легкая на сдачу и очень близкая к падению». Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза «на ура», с восторгом.
Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены – «живые картинки» иллюстрирующие пороки и добродетели. Тем не менее уважение, которое внушало подлинное горение Грёза к искусству и его необычайное трудолюбие извиняли его смешные стороны и, в общем, до самой революционной бури он пользовался огромной популярностью да и в революционную эпоху ему удалось избежать тех преследований, которым подверглись Фрагонар и Юбер Робер, несмотря на то, что ведь и Грёз был «любимцем аристократов».
Среди работ, посвященных любовным сюжетам, превалируют однофигурные жанровые композиции («Птицелов», «Разбитое зеркало», «Безутешная вдова» (обе – собрание Уоллес), «Нерешительная добродетель») и жанровые портреты («Простота» Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл «Пастушок» Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале «Девушка, оплакивающая мертвую птичку», «Разбитый кувшин»). Особенно подробно авторы разработали раздел «головок», куда входят сюжетные погрудные изображения девушки с лентами в волосах и с непокрытой головой молодые женщины, опирающиеся головой на руку, девушки с вуалью сидящие девушки женщины, показанные со спины читающие с животными (ягненок, овечка, кошка, собака) с птицами погрудные детские изображения мальчики и старцы. При работе над morceau de reception – «Септимием Севером и Каракаллой» (1769, Париж, Лувр) – Грез осваивает академическую традицию и выбирает искусство Пуссена как образец для подражания и источник иконографии. В 1986-1985 годах И. Н. Новосельская публикует две статьи: «Картины Ж. -Б. Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью.
«Север и Каракалл» уже имеет все те черты, которые позже появятся в «Смерти Сократа» Давида (1787). После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других его поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. Целью выставки было показать Греза как крупного представителя французской живописи XVIII века, вернув ему достойное место среди художников той эпохи. Картиной «Деревенская помолвка» (Салон 1761, Париж, Лувр) Грёз открывает для себя новый тип жанровой живописи, который обращается к средствам живописи исторической и позволяет персонажам выразить свои чувства («Балованное дитя», 1765, Санкт-Петербург, Гос. Греза в музеях Советского Союза» и «Жан-Батист Грез. Подобная тенденция усилится в его жанровых произведениях, созданных после 1769 года.
Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать исправлять и побуждать к добродетели». В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии. Из простой комнаты с тремя стульями из своего скромного «завтрака» Шарден создает «спектакли» более драгоценные, нежели самые пышные придворные оперы.
Обладая достаточно уверенным чувством стиля из репродукций с холстов маслом Грёза можно собрать неплохую домашнюю галерею. В женских «головках» Грез наиболее часто варьирует одну и ту же иконографическую схему изменяя лишь детали, наглядным примером являются «Воспоминание или Верность» (1787-89) и «Ариадна» (1804) из собрания Уоллес и московское «Сладострастие» (1789-90). Так появилась серия картин исполненных в темноватом колорите, в которых жесты становятся более почтенными и напряженными, хотя изображена всего-навсего мещанская драма («Бобовый пирог», 1774, Монпелье, музей, «Милостивая дама», 1775, Лион, Музей изящных искусств, «Родительское проклятие» и «Наказанный сын», 1777-1778, Париж, Лувр, «Возвращение пьяницы», Портланд, Орегон. И пусть эти образы были и остаются далеки от реальности, но они, определенно, прекрасны. А. С. Пушкина «Итальянское путешествие Жана-Батиста Греза» (2007), «Жанровые картины Жана-Батиста Греза в собрании ГМИИ им. Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др.
Напишет ли вторую такую же. На выставке были представлены девяносто пять рисунков и одна живописная работа («Автопортрет» Греза из Музея изобразительных искусств в Марселе). Фрагонар -написал очень хорошую картину. 1780, частное собрание).
Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Заключение. Правда, все это требует дальнейшего уточнения и проверки. И у Шардена встречаются «анекдоты», но, в сущности, мастер им не придает никакого значения.
гал. Автор еще раз отмечает первенство Греза «в своем жанре» – жанре бытовой картины. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ).
1784 года, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), созданное художником для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное. Произведения молодых художников часто затмевали славу родоначальника «моральной» живописи, тем более, что после 1769 года Грез демонстрировал свои работы только в мастерской. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно стравнить с пуссеновским «Сципионом».
Исследуется художественно-образное содержание и типология его искусства. Шотландии), двусмысленность которого должна была понравиться публике. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». В тексте «Салона 1763 года», описывая картину «Паралитик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись» 5.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Современники Греза считали подобную достоверность изображения деталей быта и костюма элементами нового «натурализма» художника. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма. Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. Бытовые сцены могли остаться воплощенными только на бумаге.
Герои книги Бейли – «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вери и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза и что важно – наиболее значительных его жанровых картин. 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда), которые рассматриваются в первом разделе «Семейные сцены: от идиллии к драме». Таким художником стал Жак Луи Давид. Во втором разделе анализируется «Девушка, молящаяся у подножия алтаря Амура» (1767, Лондон, собрание Уоллес), которая является первой мифологической картиной Греза, точнее аллегорической, выставленной им в Салоне.
Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. В «Даме-благотворительнице» и в диптихе «Отцовское проклятие» иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации. Все эти произведения имели огромный успех, а, особенно, «Разбитый кувшин» (Париж. «Группировка, аксессуары, осанки, костюмы — все в Грёзе способствует чувственному возбуждению. Одной из задач этой главы было воссоздать творческую деятельность Греза данного периода, показать, что он продолжал активно работать до самой кончины.
А. С. Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им. Важно учесть, что Грёз работал не только и не столько для дворянства. Впрочем искусство Греза имело лишь временный успех. Жан-Батист Грёз (фр. В их творчестве, как и в работах мастера, преобладали детские и женские «головки». В записках аббата сообщаются условия и детали их совместной поездки, живописцу дается следующая характеристика – «молодой художник бамбоччанти» 3- также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра.
В 1866-1877 годах появилось эссе Эдмона и Жюля Гонкуров «Искусство XVIII века» 31, включающее главу, посвященную жизни и творчеству мастера. Им присуща та же свежесть, что и замечательной серии рисунков в Гос. В последней бытовой сцене «Первая борозда» (1801, Москва, ГМИИ им. Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника.
На примере шести знаменитых собраний французской живописи автор рассматривает ситуацию на художественном рынке Парижа второй половины и конца XVIII столетия, раскрывая, таким образом, как формировался «патриотический вкус». Художник был принят в члены Академии, но не как исторический художник, а в той же унизительной для cебя категории жанрового живописца, в которой он получил звание «причисленного». В 2000 году вышла его небольшая книга, посвященная приобретенной в 1983 году музеем Гегги в Лос-Анджелесе картине Греза «Прачка» (1761)46. Это композиционные наброски или этюды фигур, выполненные обычно итальянским карандашом или сангиной, свободные по манере, живо и непосредственно передающие модель.
А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008). Жан-Батист Грез (1725-1805) является ведущим французским художником XVIII века имя которого можно поставить в один ряд с такими знаменитыми мастерами эпохи, как Антуан Ватто, Жан-Батист Симеон Шарден, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар и Жак-Луи Давид. Собиратель приобрел несколько картин художника («Обманутый слепец», «Отец семейства, читающий Библию своим детям», «Школьник, заснувший над книгой»), написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в первом для Греза Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы.
В творчестве Греза типология в строгом смысле присутствует лишь в жанровых портретах и «головках», что касается бытовых сцен, здесь можно наблюдать общность тематического, сюжетного и образного плана. В исследовании Брайсона художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта. Приписывали.
Картины Билля отличаются рсобой театральностью и преувеличенной жестикуляцией. Позы полны какой-то распущенности и податливости. Следующие доклады были прочитаны на нескольких научных конференциях: «Картина Ж. -Б. — вопрошал философ Дидро.
Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. Устремления Дидро и Греза совпадают, оба стремятся исправлять своего читателя и зрителя. Здесь перед нами предстает не столько художник-моралист, сколько исторический художник, отмеченный влиянием Пуссена и даже такая работа, как «Смерть отца семейства» (Страсбург, частное собрание), по своей композиции напоминает, в действительности, «Смерть Германика» Пуссена. В 2002 году Э. Манхалл организовал следующую монографическую выставку художника «Грез – рисовальщик», которая проходила в коллекции Фрик в Нью-Йорке и в музее Гетти в Лос-Анджелесе44. Его кисть не ослабела, но манера письма стала более гладкой, художник отказывается от пастозных мазков – «на дворе» неоклассицизм Давида.
К новейшим зарубежным исследованиям принадлежит книга Эммы Баркер «Грез и живопись сентиментализма» (2005)50. Кто возьмется спорить о вкусах.
Совсем иное отношение у нас к Грёзу. В женских изображениях также нередко можно узнать образ жены художника. Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Именно социокультурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера.
Третий раздел посвящен теме «Грез и Академия» и в нем подробно рассматривается историческое полотно «Септимий Север и Каракалла». Мастер обращается к европейской живописной традиции в целом, свободно ее интерпретируя. Мастер нередко обращался к своим ранним зарисовкам, в особенности в поздние годы, примером чему служит метод работы над «Первой бороздой». Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл.
В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Художник выстраивает бытовую сцену по законам академической картины, в основе которой лежит фризовая композиция «Несения креста» Лебрена, сюжет передается с помощью жеста и экспрессии. В музейных собраниях и частных коллекциях нередко встретишь «головки» исполненные «в манере Греза».
А. С. Пушкина. Подобная тенденция характерна и для французской жанровой живописи в целом. Вот таким образом он сам себя считал историческим художником современной Франции. Робер -превосходно пишет античные руины. Для его творческого метода характерны повторяемость типов героев и мотивов использование более ранних этюдов и зарисовок при работе над замыслом, назидательность, сентиментальность эмоционального строя. Грез был оценен как одна из ключевых фигур в данном художественном процессе. 1780, Лондон, собрание Уоллес), «Девушка с письмом» (Москва, ГМИИ им.
Он все оживляет духом юности: встрепенулись ноздри, легкое дуновение приоткрыло рот, полные губы тянутся и приближаются с едва уловимым движением вдыхания». А. С. А. С. Пушкина (2004), «Жан-Батист Грез – «картины во фламандском вкусе»» в РГГУ на конференции «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (2004) на Отчетных конференциях ГМИИ им. Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. «Маленькая спящая вязальщица» вдохновила Греза на создание «Девушки, сматывающей клубки шерсти» (1759, Ныо-Йорк, коллекция Фрик). 1658, Париж, Лувр).
И смотреть не хочется — до такой степени надоедает автор-комментатор. А. С. Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро. Художник был очень моден и популярен в своё время. 1 Все, что мы знаем о личности Грёза, рисует его нам скорее в непривлекательном свете.
музей изящных искусств): иногда в них чувствуется сияние Рембрандта («Жозеф, натурщик Кор. Теме «Дидро и Грез» посвящено значительное число публикаций как в зарубежном искусствознании, так и в отечественном4. К этой группе можно отнести и более поздние работы «Маленькую девочку, держащую на коленях черную собачку, с которой она играет» (1767, Лондон, частное собрание), «Маленького математика» (1780-е, Монпелье, Музей Фабра). Эти произведения демонстрируют итоги эволюции бытовой живописи Греза.
Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но граничит с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм). Эссе известных беллетристов открывает раздел о «великом поэте XVIII столетия Ватто», далее рассказывается о «великом живописце» Шардене, о Буше, олицетворяющем собой «вкус века», JIa Туре и, наконец, Грезе. Актуальность темы. До сих пор приводимые мадам Валори биографические данные, касающиеся художника, цитируются из работы в работу.
В данном случае мы лишь отметим, что «голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. Лувр). Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. Авторы эссе заявляют: «Эта страница в книге де Лакло – Грез в XVIII столетии» 32.
Грёзом восторгались в России, он имел многочисленных подражателей во Франции (Бунье, Обри, Билкок, Краус). Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают. Греза». Его картины находятся в крупнейших музеях мира. Грез был причислен к Академии в 1755 году как peintre de genre particulier (художник частной жизни), таким образом, выбрав с самого начала данное направление в своем творчестве.
Картины, выставленные Грезом в его первом Салоне 1755 года, не остались незамеченными. Исследовательница отдает важную роль Грезу в продвижении идеалов Просвещения таких, как «счастливое семейство», «хороший отец», «добродетельный крестьянин». Художник сохраняет верность традиционной для него тематике, обращаясь к многообразным сюжетам из семейной жизни («Королевский пирог» 1774, Монпелье, Музей Фабра «Дама-благотворительница» 1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств «Неблагодарный сын», «Наказанный сын» 1777-1778, Париж, Лувр «Пьяница у себя дома» ок. Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту.
9Q биография художника, автором которой была мадам Валори. В том же году она издала пьесу с посвящением дочери художника мадемуазель Грез с «Заметками о Грезе и его произведениях». Уже его ранние портреты кажутся столь же тонкими, что и работы Латура, а по своему ощущению реальности напоминают Шардена («Жорж Гужено де Круасси», около 1756, Брюссель, Кор. Картина «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в том, что тот покушался на его жизнь в шотландских ущельях» (1769, Париж, Лувр) вызвала живую реакцию Академии и публики и отметила важный этап в творчестве художника, ее можно поставить в один ряд с «Продавщицей амуров» Вьена (1763) и «Клятвой Горациев» (1784) Давида. И при том, что в 1979-1989 годах во французских музеях были организованы монографические выставки: Шардена (1979), Ватго (1984-85), Буше (1986-87), Фрагонара (1987-88), Давида (1989-1990)43.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Говорили. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
В основе исследования Фрида лежит заявленная уже в названии теория о двух типах живописи того времени («absorbsion» и «theatricality»), в первом – герои погружены в себя, не обращая внимания на зрителя, во втором – присутствует театральность поведения персонажей картины. 31 мая 1813 года в театре Водевилей в Париже она представила одноактную пьесу «Грез или Деревенская помолвка». Его искусство во многом обусловлено запросами и интересами покупателей.
Эрмитаж, «Обожаемая мать», 1765, Мадрид, собрание графа де Лаборда). На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе с «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века. «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание) или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре). Автор монографии стремится вписать искусство Греза в культурный контекст эпохи Просвещения, показывая философские, литературно-художественные течения того времени и раскрывая причины возникновения феномена «sensibilite».
Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Второй раздел посвящен поздним жанровым произведениям Греза и русским заказчикам. Зритель был еще не готов принять, понять и оценить «Септимия Севера» Греза. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Семейные сцены ученика Греза Пьера-Александра Билля («Двойное вознаграждение» 1781, Музей замка Блеранкур «Французский патриотизм» 1782, Музей замка Блеранкур «Последние минуты любимой супруги» 1785, Муниципальный музей Камбре) нередко по амбициям приближаются к работам самого мастера – в стремлении возвести бытовую сцену в ранг исторической композиции.
Так, в случае «Балованного дитя» и «Прачки» известно, что моделью для женских образов послужила одна и та же натурщица, мадемуазель Лье. Высоко оценивал творчество Греза и Дидро. Присмотритесь к картинам Грёза.
Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком, престарелая мать сейчас зарыдает от умиления, жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу.
За редким исключением – например, диптих из Лувра «Отцовское проклятие» – работы художника этого времени остаются малоизвестными и менее изученными, чем картины, написанные ранее. Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», в дальнейшем в картинах итальянского периода: «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Птицелов» Варшава, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум. Это не только передвижническая анекдотичная картина, но и превосходная живопись. Знаменитый французский художник-жанрист. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Часто условен и колорит картин Греза. Леписье – жалкий художник. Салон 1769 года и крах академической карьеры художника» содержится новый взгляд на искусство мастера того времени, так как в литературе до сих пор господствует точка зрения об этом периоде как о кризисном моменте в биографии Греза, с которого начинается его постепенное «падение».
Так, «Маленький математик» (1780-е, Монпелье, музей Фабра) построен по тому же композиционному принципу, что и ранние жанровые детские портреты: «Школьник, заснувший над книгой» (1755), «Мальчик, учащий урок» (1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). — Позы полны какой-то распущенности и податливости. Предлагаемое диссертационное исследование (глава IV. 3) ориентируется на тематические разделы этого каталога, например, в разработке типологии «головок» и однофигурных композиций. Решение вопросов, связанных с атрибуцией, остается актуальным, так как на протяжении XVIII века произведения Греза копировались в огромном количестве, создавались картины и рисунки в «манере Греза», в особенности это касается его знаменитых «головок». Положение мастера в тот период было тягостным, в письме Люсьену Бонапарту (февраль 1801), посвященном картине «Святая Мария Египетская», он пишет: «Я признателен Вам, что Вы разделяете мои несчастья.
Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, но позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. Буше – чуть не забыл о нем. Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания». Однако в 1755-1761 гг. В этих картинах современников Греза привлекали и чувствительные сюжеты и сентиментальное восхваление семейных добродетелей. Таким образом, тема настоящего исследования может считаться неразработанной. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе.
Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Как писали братья Гонкуры: «Революция забрала всего Греза. Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, . который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой» 42. Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом.
В «Девушке, молящейся у подножия алтаря Амура» Грез осваивает неоклассический стиль в варианте «грациозной античности» Вьена. Семейные сентиментальные сцены «в духе» Греза активно выставляются в Салоне их авторами являются такие художники, как Этьен Обри, Этьен Толоне, Мишель-Оноре Бунье, Никола-Бернар Леписье, Мария Франсуаза Констанция Майер. С другой стороны, выбрав так называемую «фламандскую» манеру, которая была ориентирована на композиционные, тонально-цветовые приемы нидерландских живописцев предшествующего столетия, художник следовал запросам рынка.
В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Litteraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе» 2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. В моей жизни не было момента настолько плачевного».
В этом утонченность Грёза, что он вводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. Мариетт сообщает, что в нем продолжала жить «грубость сапожника», проявившаяся даже во время его писания портрета дофина. Имя Греза постоянно фигурирует в переписке тех лет, участниками которой являются ведущие деятели французской культуры – аббат Жан-Жак Бартелеми и граф Кейлюс, директор Французской Академии в Риме Шарль-Жозеф Натуар и маркиз де Мариньи, в современном понимании тогдашний «министр культуры». 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда) и «Отшельник, раздающий четки» (ок. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).
О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина -несомненный, шедевр. Этого звания ему не давали. Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника.
В сентябре 1755 аббат Гужено, член Большого Совета, увозит Грёза в Неаполь, а потом в Рим, где художник проводит около года и знакомится с концепциями живописности (картины, выставленные в Салоне 1757: «Неаполитанский гитарист», Варшава, музей «Ленивая итальянка», Хартфорд, Уодсворт Атенеум «Разбитые яйца» Нью-Йорк, музей Метрополитен), однако не кажется увлеченным ни античностью (в эти годы был издан знаменитый фолиант Пиранези «Римские древности», купленный его другом Гужено или Бартелеми), ни предромантизмом римских руин Фрагонара или Робера. Здесь речь идет не только о «bambochades» Буше – «Прекрасная кухарка» (ок. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр.
Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. Ругали. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Он создает композиции из жизни аристократии так называемые «tableaux de modes», получившие большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше.
Например, волы по отношению к всему действу. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма. Берне был любимым живописцем русских собирателей на протяжении долгого времеии.
Чем ближе надвигался момент вступления буржуазии в период классовых боев, тем менее могли ее удовлетворять сентиментальные картины Греза с их ограниченной вопросами семейной жизни тематикой, тем более что сентиментализм Греза обычно проникнут эротикой. В настоящей диссертации нами были рассмотрены и проанализированы малоизвестные жанровые произведения художника, например, такие как «Пьяница у себя дома» (ок. Отдельная глава этого исследования, посвященная художнику, называется «Грез и официальное искусство», в ней автор останавливается лишь па некоторых работах мастера, ограничиваясь концом 1770-х годов – «Отцовским проклятием» из Лувра (1777-1778).
Ранние жанровые детские портреты («Школьник, заснувший над книгой» 1755, Монпелье, Музей Фабра «Маленькая спящая вязальщица» 1758, Сан-Марино, Художественная коллекция Хантингтона «Мальчик, учащий урок» 1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) построены по близкому композиционному принципу: героем картины является ребенок, поясное или близкое К поколенному изображение которого дается крупным планом и занимает почти всю плоскость холста. Художник написал «Первую борозду», когда ему было уже семьдесят шесть лет. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Живопись и зритель во времена Дидро» (1980), Н. Брайсон «Слово и образ. Приписывали ему неприкрытую идеализацию образов. Однако преобладающий тон во взглядах Дидро на искусство мастера – безусловно, положительный: «Но вот, наконец и излюбленный нами обоими художник, первый кто решил живописать нравы, повествовать о событиях, которые так и просятся в роман» («Салон 1765 года»).
Пушкина). Грез, как талантливый художник, реализует свои индивидуальные способности, он не всегда стремится соответствовать запросам рынка, показательным примером является история с картиной «Паралитик». Академии», 1755, Париж, Лувр). Грез осваивает язык рококо, находит ему применение в галантных композициях – в парных овалах, написанных по заказу мадам Помпадур и в многочисленных «головках», например, «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).
Художник повторял одни и те же удачно найденные образы, меняя лишь детали. Теоретические и методологические основы исследования. Следующим шагом к строгому неоклассицизму станет morceau de reception «Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу в покушении на его жизнь в ущельях Шотландии». Итальянское путешествие также сыграло значительную роль в карьере Греза.
Критики он не выносил абсолютно и неизменно превозносил собственные свои произведения. Именно социо-культурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. Так, отдельные главы книги посвящены «чувствительности» в литературе и живописи.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Здесь можно добавить, что число известных бытовых полотен художника часто ограничивается лишь знаменитыми «Деревенской помолвкой» и «Паралитиком». Пьера была приобретена Людовиком XVI. В книге присутствует ряд неточностей, в особенности касающихся работ из российских собраний. В 1804 году Грез последний раз участвует в Салоне.
В самом названии главы III «Период творческих поисков (1766-1769). В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). 1735, Музей Коньяк-Же) и «Прекрасная крестьянка» (ок. Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. музей).
Сцены и персонажи этого художника чаще встречаются в жизни, но у Греза больше изящества, больше грации, больше привлекательных образов» -то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом подобные сравнения были не в пользу Греза. Следуя традиции, Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», которые воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии. Ориентирами для Греза в «Деревенской помолвке» (1761, Париж, Лувр) и в «Паралитике» (1763, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) стали мастера французского академизма Лебрен и Пуссен. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. И каков же результат.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Обстановкой и костюмами персона жей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из «Рагс aux cerfs» или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше. В таком контексте его искусство привлекает скорее как выразительный «документ» эпохи.
Совсем иное у Грёза. Знатоки охотно коллекционируют подобные работы, к почитателям таланта Обри принадлежал и директор королевских строений граф дАнживийе. Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. правдивее.
П. Гетти). В эти произведения художник вводит изображения, связанные с символикой потерянной невинности (разбитые яйца, разбитое зеркало, разбитый кувшин, мертвая птичка). Знаменитый текст Дидро «Салона 1765 года» развивается вокруг воображаемого разговора с героиней грезовской картины «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). В этот период Грёз обращается к забавным историям Яна Стена и, одновременно, стремится к провозглашенной Дидро «великой идее». Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 – 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. Прачки» (1737, Стокгольм, Национальный музей), «Хорошего воспитания» (1753, Хьюстон, Музей изобразительных искусств), «Молитвы перед I/ обедом» и детских портретов ощущается в ранних работах художника.
Morceau de reception стало примером неоклассического стиля, язык которого значительно отличался от грациозного неоклассицизма Вьена, предваряя «Андромаху, оплакивающую Гектора» Давида (1783, Лувр). Можно сказать, что Грёз, как и большинство французских художников того времени, за исключением, пожалуй, Вьена и Прюдона, был не столько «неоклассицистом», сколько «неопуссенистом» во всяком случае. Что может быть более тоскливого огромного большинства знаменитых грёзовских «Tetes dexpression» — гордости всех коллекционеров, умеющих хвастаться именами, но не желающих выработать личное отношение к собранным предметам. Творчество Греза 1759-1769 годов невозможно рассматривать без знаменитых «Салонов» Дидро.
Сам Грёз при этом — одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы. В графическом наследии Греза существует значительное число разнообразных этюдов: одетые и обнаженные мужские, женские и детские фигуры, портретные зарисовки, наброски отдельных частей тела (головы, руки, ноги), животные и предметы быта. Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. Апробация.
Пусть погибнет сам спектакль, раз он отравлен абсолютно лишними пояснениями. А главное — какая, в сущности, пустота и нищенство под этими литературными припевами и какая ложь под этой «позой на добродетель»1. В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. Это скорее встречи очаровавших его форм, встречи, подмеченные им в своем обиходе.
Следуя братьям Гонкурам, Брукнер пишет о «конфликте между чувственностью Греза и его пуританизмом». Каталог включает вступительную статью, биографию художника, доработанную Манхаллом сравнительно с вариантом 1977 года и эссе российского специалиста из Государственного Эрмитажа Ирины Новосельской «Коллекция рисунков Греза в Санкт-Петербурге». «Новым Рафаэлем» назвал живописца и известный антиквар Ж. -Б. П. Лебрен 23, он указывает на область талантов Греза, – «писать людей в частной жизни. Выражение простых нравов, непорочности, любви. благодарности, сыновней нежности – таковы сюжеты, которые он берет с натуры и которые рассказывает с большим интересом» 24.
Не знаю» 16. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. В 1991 году она защитила докторскую диссертацию «Жан-Батист Грез и его наследие в России». Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х. По мнению исследователя, публика представляет искусство Греза благодаря нескольким жанровым картинам и его «головкам», часто не принадлежащим кисти художника.
В этом утонченность Греза, он возводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. Литература.
Подробно анализируются два полотна: «Посещение священника» (ок. А. С. Пушкина), «Читающая» (Кристи, Лондон, 25 марта 1977 года (16), «Невинность» (ок. В дальнейшем в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), «Неблагодарном сыне» и «Наказанном сыне» (1777-78, Париж, Лувр) иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации. А. С. Пушкина) художника вдохновила фризовая композиция «Несения креста» Лебрена (ок. его жена.
Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Критик начинает с Мишеля Ван Лоо и переходит постепенно от имени к имени: «Шарден – величайший кудесник из всех, какие у нас были. Но они не являлись единственным определяющим фактором.
В Грёзе гораздо больше Ретифа де ла Бретон или даже маркиза де Сад, нежели аббата Прево и Руссо2. Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом) – так в тексте «Салона 1761 года» Дидро писал: «Тенирс живописует нравы. Число сентиментальных картин подобного рода в этот период было огромным, каждое значительное западноевропейское и русское собрание того времени украшали грезовские «головки». Отсюда та прелесть «почти религиозной тишины», которой полны его произведения. Автор акцентирует свое внимание на программных моральных картинах художника, анализируя их в контексте литературно-философских течений, политической и экономической ситуации того времени. Однако к 1780 его жанровые произведения, колеблющиеся между Шарденом и Хогартом.
Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже». Ругали его за чересчур нравственные и наполненные откровенной моралью работы.
Но на картине волы не могут никуда пойти. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. «Не будь этого Септимия Севера, – замечает Дидро, – Грез мог считать себя удовлетворенным в нынешнем году но проклятый Септимий испортил все», – а в заключение критик приводит отрывок из басни Лафонтена, который отражает его отношение к злополучному полотну: «Коль мы насилуем талант изящное мы создавать не в силах» 14. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им.
И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность. Каталог составлен по тематическому принципу, авторы выделяют: сюжеты религиозные исторические, мифологические, аллегории, пейзажи, семейные сцены, tetes dexpression (выразительные головки), портреты и академические этюды. Эта тема достаточно скользкая и неблагодарная. А. С. Пушкина), заказанная графом Петром Андреевичем Шуваловым. Красота и глубокое значение Шардена в том, что он наводит лучи своего угадания красоты на ту самую «серую обыденность», которая для всякого иного кажется простой мещанской тиной. В этом последнем разделе произведения выделены в отдельные группы: детские «головки», женские «головки» (ранее считавшиеся этюдами «головки» эротического содержания мифологические образы и аллегории), жанровые портреты и однофигурные композиции.
Дидро по этому поводу заметил: «Грез отошел от своего жанра: добросовестный подражатель природы, он не сумел возвыситься до того преувеличения, которого требует живопись историческая». Грез мог вернуться к своим сюжетным зарисовкам спустя даже десятилетие, примером чему является работа над диптихом «Отцовское проклятие». В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины.
Внешность молодой матери на полотне «Балованное дитя» напоминает о прачке из одноименной работы Греза, что и было тонко подмечено Дидро. И вот неожиданно под этими лучами художника оказывается, что и самого скромного «мещанина» окружает целый мир красоты, дивная ткань живописной поэзии, чарующая музыка красок. Эрмитаже и Лувре (его рисунки хранятся также в музее в Турнюсе, венской Альбертине, лондонском Британском музее) и его лучшим портретам зрелого периода («Бабути», Париж, собрание Давид-Вейль портрет гравера И. Билля, 1763, Париж, музей Жакмар-Андре, портреты П. А. Строганова в детстве, 1778, Е. П. Шуваловой, около 1780, П. А. Строганова, все – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Повсеместное увлечение, точнее, мода на произведения «северных» художников в среде парижских коллекционеров способствовала активному развитию этого жанра. Так, большим успехом пользовались жанровые сцены Обри («Отцовская любовь» 1775, Barber Institute of Fine Arts «Первый урок братской дружбы» 1776, Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити «Расторгнутый брак» 1777, частное собрание), выставленные в Салонах 1775, 1777 и 1779 годах. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой.
Французская живопись и скульптура Старого режима» (1981), Т. Кроу «Художники и публичная жизнь в Париже восемнадцатого века» (1985, в 2000 году вышло французское издание)45. Хартфорде (Коннектикут, Уотсворт Атенеум) и Сан-Франциско (Калифорнийский дворец легиона чести) и во французском Дижоне (Музей изобразительных искусств), был Эдгар Манхалл.