В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы.
Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим. В то же время он создает такие шедевры, как «Маха одетая» и «Маха обнаженная». огромен. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»).
Художник широко использует контрасты света и тени. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть.
Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Так он вызвал ненависть Жозефа.
В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). Родина выдающего живописца, Испания, пережила множество потрясений. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. У Гойи начинается депрессия. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. По протекции Байе Гойя получил заказ на панно для Королевской шпалерной мануфактуры (1176 г. - 1780г. ), которое служило образцом для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Болезнь, постигшая его в 1792 году, привела к глухоте и частичному параличу. Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Гойя познакомился со многими влиятельными людьми, которые заказывали у него портреты. Но его картина была отвергнута. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. В центре он поставил королеву с детьми. Женщина смотрит в противоположную сторону. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Под ее одеждой скрыт нож. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792).
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Вселенная испанского живописца пытается постичь такую эфемерную сущность как душа. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Вторая картина пользуется мировой известностью. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. После этого его манера письма удивительным образом меняется.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес».
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Паломничество к св. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе с надеждой быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу.
Он писал пейзажи и натюрморты. Особенно ярко это проявилось в серии 88 офортов под названием «Капричос», которые пылают негодованием по отношению к лицемерному и злобному окружающему миру. Трудно найти другого великого портретиста, который столь решительно проявлял бы свое личное отношение к изображаемым им людям.
Гойя родился в Фуэндетодосе, близ Сарагосы, где и провел свое детство. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Но протокол допроса не сохранился. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Картины Гойя рисовал для себя.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Холст, масло. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».
Но в картине очень много воздуха и света. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Картины с описанием будут представлены ниже. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Умирает Гойя в Бородо, в 1828году, в добровольном изгнании. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр.
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Королевский портрет в Испании до Гойи отражал художественные вкусы правивших австрийской и французской династий. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В 1749 году его семья купила дом в Сарагосе и через несколько лет переехала в него.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника.
В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Байеу не понимал строптивого Гойю, поскольку тот всегда хотел писать так, как он сам себе представляет свою живопись.
Новые картины Франциско Гойи, как групповой портрет «Семья Карла IV», «Суд инквизиции», «Процессия флагеллантов» исполнены социальной сатиры и мрачных фантазий, а их техника словно предвосхищает манеру сюрреализма. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. 1814).
Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. В 1780 году написал портрет короля и стал членом Королевской Академии Художеств. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Странная насмешка судьбы: жизнерадостному художнику, всегда мечтавшему быть в центре внимания, нужно было полностью удалиться от мира и замкнуться в своей печали, чтобы создать то, за что его и запомнили потомки. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. 97 х 190 см. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови.
Даже многофигурные сцены на репродукции Франсиско Гойя не лишены этого свойства. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Испанский двор отдавал предпочтение иностранным художникам: даже главой Академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде был немецкий художник, апологет классицизма, Антон Рафаэль Менгс. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. В них царит дух героизма, стойкости и любви к свободе.
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына».
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Его отец, Бенито Хосе де Гойя-и-Франке, работал позолотчиком. Холст, масло.
Ей никогда не выбраться. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Паломничество к св. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
268 347 см. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Между ними чувствуется связь. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания».
Продолжая тему офортов во время войн Наполеона, художник пишет серию «Бедствия войны» и «Тавромахию». Одно из ярчайших проявлений такого антропоцентризма – репродукции Франсиско Гойя. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Холст, масло.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности.
Выставка вызывает особый интерес, так как творчество Гойи-портретиста никогда не было представлено отдельной выставкой. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В них он нанес удар академической школе. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. В возрасте 14 лет Гойя поступил в учение к художнику Хосе Лузану.
Однако после окончательного переезда в Мадрид Франциско Гойя пробует свои силы в академической живописи (в частности, работой «Распятие»). В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798).
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Здесь, как нигде больше, проявилась страсть художника к многообразию явлений, форм и красок, жадность к жизни, острота ее переживания. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Франсиско оправился от болезни, но в 1820 году, когда ему было уже за 70, наступит рецидив. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Тем было освещено великое множество. К «черным картинам» мы еще вернемся. Попытка Гойи поступить в престижную Королевскую академию в Мадриде в 1763г не увенчалась успехом: отбор в Академию был очень строгим.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. И все же, даже не смотря на эту мрачную страницу в творческом пути, портреты Франсиско Гойя – верх изящества, какой-то сдержанной и в то же время, пронзительной красоты.
Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Ф. Гойя. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Гойя был напуган. Портрет понравился и был благосклонно принят. Он навсегда остался практически глухим.
Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
У Гойи не было любимого жанра. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Каждое из них, мастер трепетно переживал вместе с ней. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством.
Жить ей осталось недолго. Многие картины Франсиско Гойя посвящены событиям времен французской оккупации.
Штрихи его иглы острые, царапающие. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Это очень известные картины живописца. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Это его серия офортов «Капричос». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Фантастический образ истолковывался по-разному. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Никто не рождается гением. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны».
Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Это 14 картин. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В 1795 он становится директором её отделения живописи. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). Художник больше не работал кистями. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Его хитростью завлекли во Францию. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия.
Он стал больше использовать некоторые приёмы Рембрандта и изображать некую безысходность, даже смертельный ужас. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован изменчиво подвижен, подчас трудно объясним. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо.
Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Цель выставки-проследить эволюцию портретного творчества Гойи от первого выполненного на заказ портрета графа Флоридабана до поздних поэтичных портретов, написанных в период эмиграции в Бордо в 1820-е годы.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. 1797). Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Осталось последнее мгновение перед залпом. И тогда Гойя предложил дописать его.
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные их много – и каждый из них безнадежно одинок. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе.
Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Уединившись на вилле, Гойя работал. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. В 1775 году, Гойе пришлось жениться на сестре Байе, Хосефе, которую он соблазнил.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Каждый безумствует по-своему. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
Благородные лица в дорогих костюмах немного бесстрастны, однако держатся очень сплоченно. А сцены праздников, плясок и народных гуляний («Маха и ее поклонники», «Деревенская свадьба») дают почувствовать весь таинственный колорит Испании. Во Франции того времени кипела революция.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника.
Например, «Семейный портрет короля Карла IV», являющийся настоящим образцовым шедевром направления «романтизм». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В 1793 году Гойю разбил паралич.
«Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. После смерти Карла IIIв 1788г, новый король Карл IV пожаловал Гойе почётный титул придворного художника. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). Картины, созданные им, в полной мере передают магию кисти, осознавшей свое могущество и наслаждающейся ним. К концу своей жизни влияние Гойи принимает общеевропейский характер.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Гойя). Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
Никто себя не знает». Вскоре после свадьбы у них родился сын, который прожил недолго и вскоре умер. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг.