В магазине живописи «В интерьер» представлено множество картин в стиле старых голландских мастеров.
Особенно заметна непроработанность полутеней в стадии подмалевка. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). Картины с серой имприматурой на темных грунтах в голландской практике встречаются реже и, как нам кажется, подобная конструкция заимствована у фламандцев – Максимова Т. В.
Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88).
Техника живописи// Оптическое смешение красок. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Получили распространение посещения анатомических театров.
Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben).
Пожилая дама стелит постель. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Этот общий рефлекс от основного источника света, к примеру, от неба излучающего в природных условиях Голландии бледно-голубой свет, является объединяющим полутоном.
Поверх этого монохромного подмалевка нанесена синяя лессировка натуральным ультрамарином. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Слайды подкреплены иллюстрациями. 1832). Красочные слои подмалевка, как полутона активно включались мастером в живописную систему всей картины. корифеям французской школы. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком».
Такое построение придало изображению живость и естественность.
Затем следует заметить, что большинство голл. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Воздействие на произведения искусства// Окрашенные прозрачные пленки. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Оно занимает большую площадь – целых две трети холста.
М., 1998. В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
Однако такие общества, носившие название гильдий св. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Призванием ее, как и этой последней, было тогда, главным образом, украшение церквей религиозными картинами, дворцов, ратуш и знатных домов — портретами правительственных лиц и аристократов. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Художник ставит перед собой задачу запечатлеть прерывистое движение света в полутональной атмосфере. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»).
Они становятся спокойнее, камернее, в них появляется больше лирической созерцательности, тихой задумчивости. В наиболее темных участках лица модели (глаза, губы, нижняя часть носа, волосы и шея) в авторских пропусках использован ярко-красный цвет грунта, пролессированный сверху коричневым лаком. Строже и спокойнее становится его палитра.
Эмануэл де Витте«Рынок в порту». 1. Еще знаменитый Ченнино Ченнини считал, что «полутон» – основная ось живописи, вокруг которой вращаются все световые и цветовые силы».
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Около половины XVI стол. В коллекции появляются «Портрет ученого» (1631) и «Портрет старика в красном» (1652-1654) кисти Рембрандта редкая для музейного собрания работа «Групповой портрет амстердамских стрелков» (1561) исполненный Дирком Якобсом (ок. 1497-1567). Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Также на слайдах презентации уделено внимание творчеству художников 15 века Иерониму Босху (около 1460-1516 гг. ) и Питеру Брейгелю Старшему (около 1525/30–1569 гг. ). На сайдах представлены основные вехи жизни и творчества художников, ключевые работы.
С. 132-159 Брил Т. Свет. Этот вопрос широко освещен в следующих работах:Сланский Б. Техника живописи// Оптические основы живописи. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
С тех пор Каплан собирает работы старых мастеров. В его задушевных произведениях удивительно гармонично переплелись человек и природа, чего уже не заметишь в более поздних пейзажных картинах (в дальнейшем пейзажами стали называть только изображения природы без присутствия в них человека). С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи.
В 1640-х гг. Еще до возникновения Эрмитажа русский монарх приказал покупать голландские картины. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. 1837), Лодевейк Аполь (р. В XV-XVI вв.
В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Эта композиция очень отличается от других картин. Второе отличительное свойство голл. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р.
В ней необычно яркий и тревожный свет. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Серая краска подмалевка, состоящая из свинцовых белил и сажи, соединяясь с красным грунтом, приобретает зеленоватый полутон, который в незакрашенном виде выходит на поверхность красочной фактуры, гармонируя с телесно-розовым красочным слоем рельефных красок на светлых участках лица модели и красновато-коричневой тенью на щеке и шее портретируемой. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Меняетсяобразныйстрой картин. Еще Карел ван Мандер указывал, что в стадии подмалевка некоторые голландские мастера использовали «корректирующий метод», то есть повторно наносили или дорабатывали «первый слой».
Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
др. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. 38. Приятные эмоции, которые будет дарить картина, будут радовать вас не один год – а может быть, не только вас, но и ваших детей и внуков.
Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Эта уникальная фарфоровая пара была поднесена императору Николаю I к Рождеству 1830 года. В каждой картине художник передаёт своё восприятие мира.
К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие.
Достижению этих результатов много способствовали утвердившаяся в стране федеративно-республиканская форма правления и разумно проведенный в жизнь принцип свободы мысли и религиозных убеждений. Гроб» и «Легенда о костях св. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. В 1764 году в Эрмитаж поступает собрание И. Э.
Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. была настоящей плодородной почвой для живописцев. Творчеству братьев ван Эйков и посвящена часть презентации.
Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. в стране намечаются признаки перелома. 1824) и Христоффель Биссхоп (р.
Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. В ней находились произведения высочайшего уровня, например, такие шедевры Рембрандта как «Даная» (1636), «Святое семейство» (1645) из этого же собрания происходит самая ранняя из представленных на выставке работ триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531) кисти нидерландского живописца и гравера Лукаса ван Лейдена (1489/94-1553).
Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. 1857). В крупных городах страны есть художественные музеи с обширными коллекциями картин, многие из которых представлены по отдельным художникам, чтобы посетители могли видеть, как менялась их техника и предпочтения с течением жизни. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема.
Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт.
Поверх преднамеренной «помытости» самим автором нанесены детали архитектуры, корпусно моделированы камни и песчаные холмистые пригорки и т. д. В искусстве русского фарфора парадные вазы с копийной росписью знаменовали вершину «николаевского ампира» конца 1820-х – 1840-х годов.
Чтобы понять великую историю старых голландских мастеров, крайне важно увидеть их работы в оригинале. В 1640-1660-х гг. Американская исследовательница живописи Яна ван Гойена Мелания Гиффорт указала на слои монохромного подмалевка, которые голландский художник использовал в своих картинах в качестве «полутона». 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг.
Как правило, полутона (светотень) в таких картинах созданы смесью красок на палитре и сформированы чаще всего в завершающих слоях живописи. С. 34-39. 1831). Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. 4.
— 1535. ), Якоб Корнелисен (1480.
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Подмалевок в картине типа «размытой тональности», характерной для голландских пейзажистов монохромного направления. Он является создателем национального голландского пейзажа.
Очень выразительно изображено небо. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Большинство жанровых композиций отличается спокойной повествовательностью и отсутствием драматизма. Показательно, что в этой картине нет сюжета.
Верхний слой грунта светло-серый – он связан с живописной стадией работы над картиной. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Искусство Голландии XVII в. стало своеобразным феноменом в художественном мире Европы XVII в. Голландские мастера проложили путь, по которому пошли художники других национальных европейских художественных школ. Особый раздел экспозиции составляют семь больших парадных ваз с «картинной живописью» из собрания Государственного Эрмитажа. Даже сложно себе представить, как бы выглядело искусство живописи, графики, если бы не было этого богатого художниками пласта в истории человечества. Например, Рембрандт часто применял монохромную версию своей композиции.
Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном. В 1768 году в Петербург было доставлено собрание графа Генриха фон Брюля. Но в этом доме не всё так просто. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции.
художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). др. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Море имело столь важное значение в жизни Голландии, что ее искусство не могло относиться к нему иначе, как с величайшим вниманием.
Это темно-серая конструкция с введеним телесной краски (киноварь, немного красного органического пигмента и свинцовых белил). «Картинной живописью» принято называть полихромные росписи на фарфоре, копирующие станковую живопись старых мастеров, среди которой наиболее популярными были произведения «малых голландцев». С. 116-118. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек. Но золотые лучи солнца освещают тяжёлый занавес полога, заставляют искриться его шёлковые нити, делают нарядной простую одежду служанки.
1852) и Валли Мус (р. Теперь цвета в его картинах служат не только для передачи внешнего облика героев и изображения интерьера — именно колорит берет на себя смысловую нагрузку произведения. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). С. 337-349 Киплик Д. И. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Некоторые аспекты технологической экспертизы фламандской живописи XVII века.
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Одним из наиболее важных пополнений музея стало собрание ученого и географа П. П. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии.
1826), Тереза Шварце (р. Коллекция ведет свое начало со времен Петра Великого. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв.
В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Рентгенограмма головы Марии дает абсолютно аутентический анализ последовательного нанесения красочных слоев. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р.
Девушка, вероятно, собирается на свидание. Среди произведений выделяются парные вазы с воспроизведениями сюжетов картины Паулюса Поттера «Наказание охотника». В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Фальконе, князь Д. А. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
3-я научная конференция. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Полутень в данном портрете создана путем оптического соединения полукроющих телесных и коричневых красок с серым грунтом. Между тем, во всех главных городах Голландии существовали организованные общества художников, которые, казалось бы, должны были влиять на сообщение их деятельности одного общего направления. Немецкий ученый Макс Дернер считал, что монохромные подмалевки в картинах Рембрандта выполняли главным образом «оптическую функцию», проглядывая через верхние слои прозпачных красок. 37.
Подписной «Женский портрет» Йоханнеса Мейтенса (около 1614-1670) имеет светло-серый грунт и двухстадийный подмалевок. В этой области между голл. Семенова-Тян-Шанского, собравшего свыше 700 произведений голландской и фламандской школ. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Он опустился без сил. Немецкий ученый Хуберт фон Зонненбург в своем исследовании кассельской картины Рембрандта «Благословение Иакова» отмечал, что художник в самом начале подмалевка включал в его монохромную основу цветовые акценты, прибавляя к нейтральной серой или коричневой краскам небольшое количество цветного пигмента, чтобы в общих чертах наметить колорит будущей картины.
Материалы. А если вы решите сделать кому-то такой оригинальный подарок, то навсегда запомнитесь виновнику торжества как человек утончённый и со вкусом. В основе пластического построения лиц лежит полутональный монохромный подмалевок. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др.
Ян ван Гойен принадлежит к числу первых художников изображавших природу естественно, просто, без украшательства. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции.
Первый – это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.
Голицын. Так, например, среди пейзажистов были маринисты, художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Голландская живопись в период ее зарождения и на начальном этапе развития смогла настолько слиться с начальной порой развития искусства Фламандии, что часто ученые изучающие историю искусства, объединяют их под понятием «нидерландская школа», которая существовала до конца шестнадцатого века. Пример комбинированного цветного подмалевка наблюдается в картине «Поклонение пастухов» голландского караваджиста Матиаса Стомера (около 1600-1672). На самом деле, в других странах, напр.
На красном грунте художник первоначально наметил по всей картине наиболее темные участки черной краской (уголь, свинцовые белила), затем цветной и телесной красками прописал света и полутона. 1850) и мн. — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666).
М. -Л., 1937. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина.
Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. В XIX начале XX века собирательская деятельность продолжалась.
1836). М., 1998. По ее распоряжениям приобретались как отдельные вещи, так и целые «кабинеты живописи». Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. Картины, выполненные маслом на холсте, могут сохранять яркость цветов не одно столетие. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе.
Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. М., 1935. Это одновременно и справедливо и неправильно. 24. Ту же роль, что и серый грунт, могла играть в картине серая имприматура.
С. 370-375 Бергер Эрнст. История развития техники масляной живописи. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. М., 1962. Гоцковского, откуда происходят представленные на выставке произведения: «Мужской портрет» (до 1660) Франса Халса «Новый рынок в Амстердаме» (1666) Бартоломеуса ван дер Хелста «Концерт» (1623) Дирка ван Бюберена.
Картина — шедевр де Витте. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Также Вы сможете вкратце узнать об истории и искусстве того времени.
Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Среди голландцев было также немало пейзажистов, пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, что, однако, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер.
Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения и художественного замысла. Голландия и Фландрия XV – XVII вв. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. В других источниках указывается количество 600. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции.
Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном.
1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Примером живописи на двухслойном грунте может служить «Городской пейзаж» Яна ванн Гойена (1596-1656). Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Художник внес в традиционную композицию классического группового портрета изменения, расположив фигуры не в ряд, как это было принято, а свободно. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Если обратиться к истории европейской техники масляной живописи этого периода, то основная проблема, стоящая перед художниками, связана с практическим освоением законов основного полутона.
К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Начальная стадия создания картины, на которую указывают зарубежные исследователи и, в частности, нидерландский ученый Эрнст ванн де Ветеринг, состоит из так называемого «первого слоя» или наброска нейтральными красками поверх цветного грунта.
М., 1983. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок.
В картине движения света нет, как и нет изменения цвета, так как она замкнута. Но в начале XVII века тенденция переменилась.
Все картины в каталоге «В Интерьер» выполнены маслом – а это, как известно, очень долговечное вещество. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист.
В дополнение к черному подмалевку, самые светлые участки и полутени прописаны белилами. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами.
Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Полукроющий слой белил совместно с красным грунтом образует холодный серо-голубой полутон. Лоррену и др. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
Отсюда, например, происходит полотно Рембрандта «Молодая женщина, примеряющая серьги». Новая художественная культура Нидерландов наиболее ярко проявилась в живописи. Именно для Петра I был приобретен первый будущий эрмитажный Рембрандт – картина «Давид и Ионафан» (1642).
При этом надо учесть, что ван Гойен использовал так называемый «скоростной метод работы «по-сырому»», то есть писал по невысыхающей нижней краске, отчего оба слоя в некоторых местах смешивались.
Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р.
Картины Рембрандта покорили Каплана в юном возрасте. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Отсюда оправданы приемы технического моделирования формы раздельным «эскизным» мазком, которые помогают художнику выразить смену освещения, когда яркий свет сменяется на светлый полутон, затем на средний и, наконец, на темный.
Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. В подмалевке прописаны тени и полутени. Второй – музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть. «Женский портрет», приписываемый Николасу Масу (1634-1639) написан на красном грунте.
Правда, в работах ван Гойена основное место все же занимала природа. Здесь мы сталкиваемся с пространственным пониманием цвета, когда доминирующую роль в тональности колорита пейзажа играет точно выверенное соотношение рефлексов от серо-голубого неба и золотистого от солнца. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени— Римом.
Во 2-й стадии работы над подмалевком наносилась полукроющая телесная краска (свинцовые белила, сажа, немного красного органического пигмента и красной охры), в дальнейшем лессированная золотистым лаком. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста.