Собственное видение голландских художников реализма, выражавшееся в портретных, пейзажных интерьерных работах и картинах натюрморта, породило интерес всех слоев общества к данному мастерству.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Художник изображал бедные кухонные убранства и задворки крестьянских домов. На картине Геррита Виллемса Хеды мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Голландский натюрморт – это попытка рассказать о том, насколько живо и тесно каждый предмет, каждая частичка этого мира вплетена в сложный мир человека и участвует в нем.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Особенно многочисленны изображения тюльпанов.
Отказ от них – один из способов спасти душу. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. В венке Флоры привлекает внимание крупный тюльпан красно-белой окраски с причудливыми штрихами и пятнами на лепестках. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Для этого традиционный голландский натюрморт – с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени81. Красный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа. Фламандский натюрморт как жанр отличает ярко выраженная декоративность и работы Петерс традиционно насыщены роскошными цветами и не менее роскошной посудой. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки108.
Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Справа в глубине изображена таверна.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Отец Виллема умер, когда будущему художнику было 6 лет.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами.
Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Их достижения были использованы авторами натюрмортов: художники создавали картины в приглушённых тонах используя преимущественно оттенки серого и коричневого. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Расположение предметов и их выбор неслучайны. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Все рассмотренныеСезанном направления в дальнейшем были дополнительно изученыЖоржем Браком и Пикассо при разработке аналитического кубизма. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратимость смерти и мимолетность земных радостей. Это были картины, написанные во фламандской традиции. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Предметы изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
Так, вначале на надгробьях, а позднее и на реверсе заказных портретов было принято изображать человеческий череп5354. Эта работа — гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее).
Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Предметы имеют строго определенное место и значение. С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью77. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Флора, 1634. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Теперь обратим внимание на задний план.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию.
Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Теперь обратим внимание на задний план.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние.
К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города.
Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Здесь он вскоре завоевал признание благодаря «крестьянским интерьерам». Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Семейное дело без особых успехов продолжила мать.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок. Виллем покинул родной город и в 1640 году поселился в Париже.
В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов. Виллем Кальф (Willem Kalf) – один из самых известных голландских мастеров натюрмортной живописи.
Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Рембрандт. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Справа в глубине изображена таверна. Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Отказ от них — один из способов спасти душу.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Корте писал небольшие натюрморты изящные и лаконичные, построенные на контрасте тёмного фона и светлого объекта110. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.