Вы можете приобрести репродукции картин художника Гольбейна Ганса Младшего маслом в интернет-магазине Твой Постер. Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
В замечательной картине «Послы» два богато одетых человека (французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и французский посланник в Венеции, епископ Жорж де Сельв) изображены перед высоким столом, загромождённым множеством предметов. Его можно отчетливо увидеть, если отойти от картины на несколько метров вправо. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Рядом с Мейером представлены его сыновья.
В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Величие короля передается позой. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Композиция картины подчёркнуто проста.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Полотна поражают формами и отделкой. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Такие отверстия можно рассмотреть на уцелевшем фрагменте картона для дворцовой настенной росписи и на подготовительном рисунке к знаменитому портрету Томаса Мора.
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Они намекают на их религиозные интеллектуальные и художественные интересы.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Но это не единственная картина Брейгеля, написанная под влиянием сочинений Эразма – его «Детские игры» есть ни что иное, как горькая реплика на прекраснодушную теорию гуманиста. Картины его – это гордость города. После смерти своего супруга, миланского герцога Франческо Мария Сфорца, Кристина жила у своей тётки, Марии Венгерской, которая управляла тогда Испанскими Нидерландами. – на этот вопрос всякий отвечает по-своему.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп.
Плаха или развод. Как правило, на них изображали близких людей. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. В своих играх (по мнению Брейгеля) дети копируют жестокость взрослых их организацию и взаимное подчинение, а потому обучение не даст результата. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Об этом свидетельствуют его работы. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Генриху VIII так понравился этот портрет, что он приказал создать его копии, предназначенные в качестве подарков для послов и вельмож. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе.
Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. После смерти Джейн Сеймур Генрих VIII несколько раз посылал Гольбейна за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Обе картины («Фламандские пословицы» и «Детские игры») написаны в том же самом 1559 году, предположение, что этот год был посвящен Эразму и ответу на его сочинения – естественно. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещённый на переднем плане. Справа изображены жены Мейера.
Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. 25 сентября 1519 года Гольбейн вступил в городскую гильдию художников, а 3 июля следующего года получил официальное городское гражданство. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году.
Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения— при «прямом» взгляде человека, погружённого в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, — но при «особом» (подразумевается— правильном, глубоком) взгляде всё меняется с точностью до наоборот— смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома иллюзии. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Гольбейн умело использовал различные атрибуты для характеристики модели.
Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти.
Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Мы все знаем брейгелевскую картину «Фламандские пословицы»: Питер Брейгель дал буквальную иллюстрацию эразмовскому сочинению о пословицах и поговорках. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.
В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Формально Базель был «императорский» город, то есть находился в Священной Римской империи, но при этом был городом интернациональным, не вовлечённым в национальные и религиозные движения. В замечательной картине «Послы» два богато одетых человека (французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв) изображены перед высоким столом, загромождённым множеством предметов. Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Мастерская Ганса стала семейной. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. В 1517-1519 годах Гольбейн работал вместе с отцом в Люцерне. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Они намекают на их религиозные интеллектуальные и художественные интересы.
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
150 портретов. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.
С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Часто он излишне наблюдателен и даже чересчур правдив, добавляя капельку сарказма. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Об этом, в свое время, писал символист Ю. Балтрушайтис и рассуждали постмодернисты конца XX века. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Так, работая над фресками во дворце Уайтхолл, он действовал следующим образом: контур прислоненного к стене или холсту рисунка прокалывался иглой, после чего получившиеся отверстия набивались угольной пылью. В Англии учёный не остался (пробовал через год вернуться, снова не понравилось).
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.
Эразм попробовал жить в Кембридже, но через два года уехал даже оттуда. Эразм был католиком (настолько, насколько философ вообще может быть конфессиональным) и противником Реформации, но история с Томасом Мором ещё впереди кто же мог предсказать. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп. Непонятно, почему Гольбейн предлагает вспомнить о смерти, но возможно, что художник составляет трехуровневую картину. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Королю причина для развода весьма понравилась. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета.
Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу.
Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Это, безусловно, знак смерти.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда.
Это было 12 марта 1538 года. Эразма привлекало отсутствие религиозного пафоса – он не любил фанатизма. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.
Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539 – 1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Блестящим примером нового стиля стало его полотно «Мертвый Христос» (1521-1522).
В 1535 году он был обезглавлен. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Они намекают на их религиозные интеллектуальные и художественные интересы. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. В замечательной картине «Послы» два богато одетых человека (французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и французский посланник в Венеции, епископ) изображены перед высоким столом, загромождённым множеством предметов. Выбрать Англию художнику посоветовал Эразм Роттердамский. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица.
Все семейство поселилось в Базеле. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. В 1533 году Гольбейн написал портрет Кромвеля, а не позже 1536 года занял место придворного живописца Генриха VIII. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне.
Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Дело не в том, что картина Гольбейна зашифрована, а код шифра утерян. Гольбейн умело использовал различные атрибуты для характеристики модели. Мастер часто создает портреты избирает религиозную тему, кроме того, он работал над фресками и декорированием фасадов зданий и дворцов. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей».
На лице нет намека на улыбку. Климат ли был тому виной (как писал он сам) или желанное одиночество не сложилось в стенах университета – мы не знаем. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины.
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Живопись этого автора отличается тонкой проработанностью рисунка, пластичностью, легкими светотенями и одновременно с этим яркими красками и широкими мазками. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Над Анной нависли тучи. Гольбейн родился в Аугсбурге он был сыном Ганса Гольбейна Старшего известного художника, мастера алтарной живописи. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Гольбейн умело использовал различные атрибуты для характеристики модели.
Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
Отношения с королем после этого оказались испорченными. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно.
Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.