Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. И здесь все собрались на Голгофе, усеянной брошенными черепами распятых. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Три года спустя после пребывания мастера в Эльзасе, в 1517 г., возник «Источник жизни» Лиссабонского дворца. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.
Амвросий Гольбейн получил работу впервые от базельских книготорговцев как рисовальщик для гравюр на дереве. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Так было во время работы над алтарем Ганса Оберрида, где Гольбейн Старший исполнил только несколько портретов донаторов. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.
В 1535 году он был обезглавлен. Выдающийся портретист. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Один из основателей Королевской Академии живописи (1648). Генриху VIII так понравился этот портрет, что он приказал создать его копии, предназначенные в качестве подарков для послов и вельмож. Судя по подписи погрудного портрета юноши под роскошной аркой в стиле ренессанса в Эрмитаже в Петербурге, некоторые портреты Базельского музея, например Ганса Гербстера и прекрасный портрет молодого человека 1515 г. в Дармштадской галерее, должны принадлежать ему. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Как правило, на них изображали близких людей. В более ранних исследованиях о Гольбейне вместе с Вольтманом принимали участие Гис, Фегелин, Цан и В. Шмидт новейшие исследования о Гольбейне принадлежат главным образом А. Шмидту и П. Ганцу. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Еще более зрелыми являются большие мадонны Гольбейна: проникнутая спокойным истинно человеческим чувством картина (1522) Золотурнского музея представляет Богоматерь между святыми Урсом и Георгием и известная Мадонна бургомистра Мейере (1525) в Дормштадте, оригиналом которой до исследований Цана, Вольтмана, Байерсдорфера и автора этой книги считалась прекрасная, слегка измененная копия Дрезденской галереи. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. В презентации на слайде с картиной «Французские послы» я использовала триггеры, позволяющие увеличить фрагменты картины. На наружных стенах, расчлененных живописно (а не рельефно) был изображен триумф Цезаря, а внутри находились христианские изображения и народные картины, в роде «Источника юности».
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. По этой схеме обычно строится почти любой текст на данную тему, предполагая большую или меньшую степень развернутости. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.
Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Здесь он знакомится с известными гуманистами и становится другом Эразма Роттердамского. Он, как положено мертвецу, холодный и бледный. Он пишет портреты соотечественников, создаёт эскизы витражей, расписывает стены домов. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Безразличные прообразы древнего мира были расположены среди красивых галерей и площадей с видами на обширные дали. В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. Рядом стенает апостол Иоанн.
Сам Христос, уже снятый с креста, лежит горизонтально на столе для омовений. В 1528–1532 гг. На лице нет намека на улыбку. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке.
Это было 12 марта 1538 года. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Леонарда во Франкфурте.
Около 1501 и 1502 гг. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Счастливый отец накупил дочерям приданного и выдал их замуж. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Большая часть картин, послуживших для украшения стен (1521–1522), принадлежит времени до отъезда Гольбейна в Англию.
Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Третья традиционная линия в иконографии Страстей Господних — «Оплакивание Христа». Не понравилось это Николаю и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом (по другой версии — три золотые монеты). От одновременной деятельности Гольбейна, в качестве базельского живописца фасадов сохранились только проекты, например музейная копия с оригинального проекта «Дома танцев», на котором к живописным галереям и ложам добавлен фриз с лихим крестьянским танцем. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Конечно, у Гольбейна не было глубины духа Дюрера. Он — покровитель похищенных и потерянных детей. Дальнейшие успехи в этом отношении показывает знаменитый алтарь св.
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Старые стильные ковровые фоны оконных стекол постепенно превратились в пейзажи. Плачет Мать Мария, пытается ее хоть как-то утешить Мария Магдалина. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Согласно Евангелию от Иоанна (гл. Из бедной семьи.
Серия, создавалась Гольбейном в 1520-е годы, но в полном виде вышла из печати только в 1538 году, в Лионе. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Елизаветы на правой боковой картине. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках — следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц.
Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
Все семейство поселилось в Базеле. Это, безусловно, знак смерти. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ.
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной.
Только четыре картины этой серии, Сретение, Обрезание, Поклонение волхвов и Успение Богородицы, показывают силу кисти мастера и обещают дальнейшие успехи величественной правдой жизни, выраженной в его прелестных женских и типичных мужских фигурах. В четырех картинах на дереве Аугсбургской галереи, представляющих св. Затем работал для Марии Медичи и кардинала Ришельё. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Анну с Богоматерью и Младенцем, Распятие ап. Настоящим великим мастером швабской школы XVI столетия, а также одним из величайших художников всех времен и народов был Ганс Гольбейн младший (с 1497 до 1543 г. ), старые биографии которого, написанные Вельтманом, Ворнумом и Мантцем, еще не превзойдены. Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным и плодотворным.
Справа изображены жены Мейера. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
Взрослые стали одеваться в манере Св. Отец мой, зачем ты оставил меня». 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
Наряду с Симоном Вуэ, наиболее почитаемый художник эпохи. Но наиболее важные стенные росписи Гольбейна украшали новую большую залу совета в Базеле. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
Мастерская Ганса стала семейной. В Базеле художник расписал стены зала заседаний в ратуше, с помощью религиозных и аллегорических сюжетов проиллюстрировав идею правосудия.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году.
из Люцерна, Он, несомненно, не проник дальше верхней Италии. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. В 1621 приехал в Париж, вместе с Пуссеном был занят росписями Люксембургского дворца. Он — добрый чудотворец и гонитель зла. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
Одновременные «пробы» Гольбейна исполнять картины на стекле для домов горожан описал Ганц. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
Произойдет — не произойдет чудо, никому не дано знать, как и Христу это не было ведомо. Возвратившись в Базель, мастер развернул в полноте свою юношескую силу (1519–1526) сначала в портретах. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Никто не думает об его воскресении. Интересно отметить, что в творчестве некоторых немецких художников принципы готической изобразительности, минуя ренессансный этап, постепенно приобретают барочные черты.
Таковы выразительный погрудный портрет в профиль Бонифация Амербаха (1519) Базельского музея, три подобным же образом написанных портрета Эразма (1523) в Лонгфорд-Кастл, в Лувре и в Базельском музее и двух живописных, тепло лессированных портрета куртизанки, носившей прозвище «Коринфской Лаисы» (1526) того же собрания. Благодаря его умению до мельчайших деталей изобразить внешность человека в соединении с психологической целостностью образа, сегодня мы имеем возможность увидеть, какими были многие выдающиеся люди того времени. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Из Аугсбурга вместе с братом в 1515 году он приезжает в Базель.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Отсюда же пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Себастьяна с возобновлением нидерландского влияния. Он был последним великим художником Немецкого Возрождения.
В 1517-1519 годах Гольбейн работал вместе с отцом в Люцерне. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается абсолютно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Величие короля передается позой. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. В 1519 году у Гольбейна уже собственная мастерская.
Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Затем этот обычай «сместился» во времени и подарки стали делать на Рождество, а св. Испытал влияние Рубенса. Блестящим примером нового стиля стало его полотно «Мертвый Христос» (1521-1522).
Это, действительно, — страшная картина. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Мадонна является первым изображением нежной белокурой немецкой матери. Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным. Петра, Чудо св. Другие ученики Христа заняты необходимыми приготовлениями.
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами. Учился у художника-пейзажиста Жака Фукьера.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Шмид, однако, сумел все наглядно восстановить. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины.
В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. В 1543 году Ганс Гольбейн Младший умер в Лондоне от чумы. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
Патетической передачей обычных композиций и величавой широтой форм превосходят все прежние работы Гольбейна восемь картин Страстей Христовых в Базеле, нижней доской для которых, вероятно, служило знаменитое, поразительное по верной передаче смерти и потрясающе написанное Тело Христово, лежащее навзничь (1524). Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Он связан с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Об этом свидетельствуют его работы. Ульриха и Усекновение главы св. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
Между 1517 и 1519 годами Гольбейн работал в Люцерне, помогая отцу оформлять дом главы местного магистрата. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Очень жизненно и правдиво написаны нищие у ног благородной фигуры св. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. С рекомендательным письмом от Эразма Роттердамского к Томасу Мору художник отправляется в Лондон. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Под деревом сидит апостол Петр, себя во многом укоряет. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
Искусство Гольбейна такое же немецкое, как и Дюрера. Картины его – это гордость города. Филипп де Шампень (1602, Брюссель — 1674, Париж) — французский художник, выходец из Брабанта. Николаса — одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. Он — труп, лишенный жизненных сил. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. А там отец собирался отправить своих дочерей «учиться» древнейшей профессии.
В правой стороны представлены адресованные купцу письма, в которых различная транскрипция имени подчеркивает международный характер его торговой деятельности. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Листовое золото придавало околичностям настоящий блеск золота. По легенде, шёл как то Николай Мерликийский по деревне мимо дома бедняка.
Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. И сказал им Пилат: «се, Человек. » Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его. » Пилат говорит им: «возьмите Его вы и распните ибо я не нахожу в Нем вины». Эти триггеры «включаются» щелчком по натюрмортам и изображению черепа (он на переднем плане в проекции, которая делает его абсолютно неузнаваемым).
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Отношения с королем после этого оказались испорченными.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Себастьана 1516 г. в Мюнхене.
Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Религиозные войны, борьба иконоборцев с искусством вынуждают Гольбейна в 1532 году навсегда покинуть Базель. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Начинает свою деятельность в Базеле Гольбейн иллюстрируя «Похвалу Глупости» Эразма. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Эти росписи, к сожалению не сохранились.
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда.
.