Одной из первых подписанных картин Гейнсборо является портрет бультерьера Бампена на фоне пейзажа. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Томаса Гейнсборо. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы.
На картине художника Т. Гейнсборо Дама в голубом отсутствуют контрасты: как в акварели, краски от голубого и серого будто переливаются в розовый и белый, превращаясь в перламутр. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стилеВан Дейка. В плане художественного воплощения Гейнсборо, как и во многих других картинах, цветовой акцент переносит на холодные тона.
Он не оставил после себя знаменитых учеников и последователей, но без картин Гейнсборо немыслимо говорить об английской живописи.
Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Он очень хорошо передавал портретное сходство, а также блеск шелка, мягкость бархата, воздушность шарфиков и плюмажей. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие.
В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Художника волнуют эффекты освещения, способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня и погоды. По словам Констебла, художника привлекали не столько подробности, сколько чувство прекрасного. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские.
В первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле — гордость запечатленных хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка, на фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. В 1774 году Томас Гейнсборо получает звание придворного художника, его слава соперничает со славой самого Рейнолдса. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. В его душе жили образы природы и крестьянского быта, впитанные еще в детстве, проведенном на реке Стур.
И так нежны плавные изгибы плеч и высокой шеи в наброшенном голубом шелке. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Автопортрет. Приблизительно в это время начал писать портреты. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность.
Любовь к этим двум жанрам он пронёс через всю жизнь. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Художниксоздавал прекрасные виды, проникнутые поэтическим настроением — от ранних, написанных в созерцательной манере – до поздних, таинственно — взволнованных, с энергичным и свободным мазком. Но скоро он проявил себя как самостоятельный художник. Ее изящный, чуть хищный профиль венчает черная шляпа с перьями, смотрящаяся на ней как корона. Но с 1780 года его влияние усиливается.
В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон.
Томас Гейнсборо родился в селении Сёдбери (на востоке Англии), учился в Лондоне и, отучившись, вернулся в родные места, но чуть позже поселился в соседнем городе Ипсвиче. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати.
Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч.
Герцогиня де Бофор в белом платье и светлой шляпе со страусовыми перьями и голубыми лентами на взбитых в высокую прическу напудренных волосах. В каждой модели художника прежде всего привлекает ее духовная индивидуальность, ее настроение. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми.
В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Томас был девятым ребенком в семье. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны.
Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон).
В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую.
Она повернулась слегка влево. Там он и поселился. В некоторых статьях о них писали восторженно, в других же отношение к творчеству Гейнсборо было критическим. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством».
На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо.
Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Так появились картины Воз и Водопой скота. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Приблизительно в это время начал писать портреты.
Около 1759Дата рождения: 1727Дата смерти: 1788Родился в семье торговца сукном. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Большинство из них остались незаконченными. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс.
Наше внимание к творчеству Гейнсборо привлекла именно картина Утренняя прогулка. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Слева от дороги юноша копает гравий или песок.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа.
Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее.
Весь облик дамы утонченно-благородный. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. И она знает это.
Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Ок. Переехав в Лондон, он начал участвовать в выставках Королевской академии искусств. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Он был широко признан при жизни как портретист.
Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Хорошенькая девушка пришла его проведать. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени.
Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. В газетах появилось множество отзывов о его работах.
А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области.
Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту.
После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. И он внёс в рококо большую струю сентиментализма.
Это были заказы от местных торговцев и сквайров. В это же время он женился и у него родилось две дочери. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Вскоре Гейнсборо послал на выставку еще четырнадцать картин: четыре портрета и десять пейзажей. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо.
Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
Отсюда удивительная психологическая тонкость и одухотворенность портретных образов Гейнсборо, который становится одним из самых признанных портретистов Англии, однако всеобщее восхищение вызывали и его пейзажи. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Это как своеобразный музыкальный акцент. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками.
Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон.
Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. И это несмотря на то, что у него был серьёзный соперник – Джошуа Рейнольдс.
Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Умер 2 августа 1788 года от рака.
Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности.
Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Этим он и начинает заниматься. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Там он жил до 1749 года.
У него была очень интересная и необычная манера писать пейзаж. Тейт Модерн отказалась от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. На первых порах это были голландские мастера, в особенности Я. Рейсдал, затем пейзажи Буше и галантные сцены Ватто, французские пастели, Лоррен и Пуссен. Мать звали Сюзанной. Очень интересна и техника самого процесса рисования.
Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. Оригинальное здание сохранилось и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем. Томас Гейнсборо (1727-1788) — английский художник, кисти которого принадлежат одни из самых утонченных и изысканнейших портретов. Техника его легка и виртуозна.
На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Высокий напудренный парик завершает образ. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Больше всего его привлекали сельские буколики.
Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Слишком горячо. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Произведения Гейнсборо не только составили славу английской школы портрета, но и позволили ему войти в ряд крупнейших живописцев Европы.
Несмотря на некоторую скованность моделей, усиливающуюоттенокпатриархальностипровинциальнойжизни, портреты на редкостьубедительны. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Потом в его пейзажах появился коричневый тон. картины природы, которые окружали его в детстве.
Осанка подчеркивает величие актрисы. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Он пишет портреты на заказ, однако в маленьком городке заказчиков почти нет и семья обосновывается в Ипсвиче, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753). Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность.
Под их влиянием изменился стиль художника. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок.
Мартина (художественной школе). В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.
Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. В его творчестве соединились три прекраснейшие вещи: портрет, пейзаж и музыка. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений.
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Дело в том, что при неправильном расположении картина абсолютно не производила должного эффекта. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера.
Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев.
Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем.
Также в ход шли обычная губка, белила, сахарные щипчики или просто палец художника, которым он растушевывал краску. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Гейнсборо никогда не покидал пределов Британии, однако он хорошо знал европейскую живопись XVII–XVIII вв., не без влияния которой формировались эстетические пристрастия художника и образно-стилистические особенности его искусства. Умер знаменитый художник в августе 1788 года.
Родился в семье торговца сукном. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Создается впечатление, что пряди волос не кистью исполнены, а нарисованы мягким карандашом». В своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду — ветер гонит облака, шелестит листвой, дали подернуты дымкой, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света.
Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз. У неё изящный профиль.
Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. И все же в отличие от других художников, посетивших Озерный край, у него не появилось желание изображать типичные пейзажи этой местности: горные скалы, окутанные туманом. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.
Так сразу же определились его предпочтения: портрет и пейзаж. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.
Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Не смотря на портретную специализацию, которая и была профессией художника, его призванием стало передача живописными средствами национальной природы. Он известен также своей графикой. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза.
Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Однако, пожалуй, только Гейнсборо удалось увековечить облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св.
ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
Обычно Гейнсборо использовал светлый подмалевок, розовый или серовато-желтый, который усиливал светоносную силу его колорита. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Соединив различные направления, смешав работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видиофильмами, организаторы разделили собрание на четыре больших раздела: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело». Причиной послужила все та же развеска картин. Все основные заработки художник получал от написания портретов.
Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо.
Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. 1783, Кенвудхаус, Лондон). Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело.
Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами».
И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений.
Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Художник пользовался жидкими красками и очень длинными кистями. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок.
Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое.
Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы.
Галерея Тейт позволила нам полюбоваться двумя своими шедеврами. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Голову венчает черная шляпа с перьями.
Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Таков портрет его племянника, Дюпона. Они представляют не столько характеры конкретных людей, сколько несколько наивное воплощение таких понятий, как скромность, достоинство, верность и т. д.
Гейнсборо пишет и пейзажи. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами.
Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. От него он усвоил непосредственность восприятия, больше думая о сходстве, стремясь нарисовать каждодневный человеческий облик. Родители назвали ее Мэри. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен.
Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). И именно здесь Гейнсборо достиг апофеоза своего творчества.
Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Лучше всего у него получаются портреты. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело.
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера.
Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея).
На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Первый шедевр – это «Портрет Мэри, дочери художника» (1777) кисти талантливого живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788), одного из основателей британской школы портретной живописи. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей.
Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична. Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом.
Художник передаёт утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль. Предположительно, на погрудном портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет. Портреты Томаса овеяны легкостью изящностью и утонченностью. Именно здесь были написаны его первые картины: портрет его дочерей и Корнардский лес. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы.
В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Одна из самых известных картин – "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера).
Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. По колориту это живописное произведение симфонично. Рукой мастера двигала гениальная интуиция, с которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте. На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями.
Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г. Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Художник раскладывал их на своем столе, создавая искусственные пейзажи и дополняя их кусочками зеркала, которое должно было заменять воду. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году.
Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Он предпочитал пейзажи. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа.
Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. На многих его картинах присутствует голубой цвет. Мало этого. Палитра художника необыкновенно свежа и красива: будь то переливы серебристо-голубых, нежных зеленых тонов интенсивно-синий, насыщенный розовый или ярко сияющий красный, бархатистая охристо-коричневая гамма и, наконец, нескончаемые вариации белого. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт.
В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца.
Долгие годы считается, что юная женщина, позировавшая для портрета Дама в Голубом, – графиня де Бофор. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него.
Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. На одной из них изображены аристократы, на другой – обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир.
Справа от дороги стоят два осла. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство.
Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи.
Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Особенно Гейнсборо удавались женские образы. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Гейнсборо сравнивал набросок картины с первыми тактами мелодии, по которым должно угадываться, что будет дальше.
В настоящее время они находятся в Лондонской Национальной галерее. В них много недосказанного.