(«Афоризмы» в переводе Н. В. Кияченко цитируются по книге: В. Шестаков, «Генри Фюзели: дневные мечты и ночные кошмары». Фюсли, Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (1741-1825), швейцарский и английский художник, график, писатель историк и теоретик искусства. А вот влияние Гойи это удивительная вещь.
художник, график и теоретик иск-ва чл. В основном, это циклы путешествий. лондонской АХ (с 1790 в 1799–1805 и 1810–25 проф. Это из-за необходимости в сношениях с нечистой силой. В 1770 – 1778 гг.
Происходит постепенное сближение этюда с картиной. в Лондоне. Писал картины по мотивам произведений У. Шекспира («Титания, обнимающая осла», 1793–94, там же) и Дж. Мильтона.
Гамма остается неизменной на протяжении всего творчества. Некоторые женские образы мастера странным образом оказались близки персонажам Тулуз-Лотрека. Работа напоминает упражнение художников, только знакомящихся с масляной техникой.
Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Ночной кошмар, то есть nightmare в буквальном переводе означает «кобыла ночи». Один из друзей Фюссли, Томас Коутс, правда, написал о нем: «Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Он медленно формировался менялся на протяжении всей жизни. Форум Романум.
В круг тем и образов им теперь включались «ужасающие» сюжеты и уродливые персонажи, призванные потрясти воображение зрителя. В Италии сделал много набросков. Роковые и сладострастные, они исполнены губительной притягательности.
С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством. Наиболее известные картины Фюсли: Титания и Основа (из произведения Шекспира Сон в летнюю ночь), Ночной кошмар, Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт, Смерть кардинала Бофора, Шествие теней в Элизиуме, Битва Тора со змеем Ермунгандом, Уголино в башне голода. – – «Сентиментальность без твёрдости поглощает, а неослабевающее напряжение подрывает характер». Часто содержание его вещей оказывается излишне перегруженным символическими образами, перемешанными с реальными и сказочными персонажами, как например, в одной из самых известных его картин «Титания, обнимающая Осла» (1793—1794, Цюрих, Кунстхауз), написанной на тему шекспировской комедии Сон в летнюю ночь. С 1764 г. проживал в Лондоне. Читал лекции по истории пейзажной живописи, был популярен у студентов. В 1799 году Фюсли был назначен профессором, а в 1804 году директором Академии художеств.
Единственный звездный час был в 1824 с выставкой в Парижском Салоне. Его герои словно рождаются из мрака, в который погружен задний план картин. У него была феноменальная зрительная память. Подробнее. Учитывая то, что на месте сновидца всегда зритель картины, слив засчитан.
Фюсли не завершил своего богословского образования, так как, ему пришлось бежать из Цюриха, в связи с публикацией сочинения, написанного им против одного бесчестного должностного лица. Как теоретик искусства известен своими «Лекциями о живописи» («Lectures on Painting», 1801) и «Афоризмами, относящимися главным образом к изящным искусствам» («Aphorisms on Art»), в которых высказал немало здравых и тонких суждений об искусстве и природе творчества, о гении и таланте, о красоте и прекрасном, о человеке и характере, о художественной манере и особенностях различных мастеров.
Мастер окончательно поселился в Лондоне в 1779 году. Спустя 8 лет, в 1788 году он становится членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (фактически ее директором). С этого момента свет начинает играть все большую роль в его произведениях. Мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер, предтеча импрессионистов.
На протяжении жизни он разный, акварель – любимая техника (не раскраска, а самоценность хотя сначала акварель была именно тонировкой), в набросках едва намечает сюжет. – – «Гений без пристрастий – это поток без направления: он разливается повсюду и заканчивает застоем». Академию возглавляет американец Бенджамин Уэст, он пинает симпатию к Констеблу, дает ему советы (тот все записал) – в Небесах всегда стремитесь к светоносности, свет и тени никогда не стоят на месте, надо держать в уме характер произведений. – – «Талант систематизирует, совершенствует, шлифует открытия гения». Фюсли скитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводу Шекспировского Макбета и Писем леди Монтэгю, не познакомился с английским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в 1765 году в Лондон.
Пиранези, – «Художник, приведённый в отчаяние величием обломков древности», 1778–79, сепия, Кунстхаус, Цюрих). Многие полотна мастера стали разросшимися до размеров станковой картины иллюстрациями к их произведениям. Во время своих странствий по Германии Генрих переводит «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему знакомится с английским послом в Берлине и с его легкой руки принимает предложение отправиться в Англию. Fuseli) Иоганн Генрих (Генри) (6. 2. 1741, Цюрих– 16. 4. 1825, Лондон), швейц. – – «Привязанность женщины напрямую зависит от превосходства предмета её чувств. Изображение деревьев довольно условно.
1802 – стал самым молодым академиком. Действительность немного приукрашена. Наиболее известны вариации сюжета «Ночной кошмар» (1781–1782 см. Фюсли Генрих Иоганн Картины и биография Фюсли, Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (1741-1825), швейцарский и английский художник, график, писатель историк и теоретик искусства. – – «Ничем не подкрепленная, красота теряет краски жизни и приедается, как полное обладание».
Дама тоже имела душераздирающую связь с древним демоном Арэилем. 1819 в Италию.
Там он оказался в среде художников-неоклассицистов, но, самое главное, получил возможность непосредственно соприкоснуться с произведениями старых итальянских мастеров, познакомиться с древнеримской скульптурой и сенсационными в то время находками в Помпее. и англ. Ориентировался на творчество Гейнсборо в колорите и условности композиции.
Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, абсолютно безумен». То, что он начал работать в масле не значит, что он забросил акварель. Гойя новатор и в сюжете и в технике, дает новые интерпретации тем (свобода, родина и тд – глобальные). – – «Восток рассеивает, а север концентрирует образы». Любимым городом стала Венеция, вероятно близка к его родиной Англии. Мужчины же изображались чуть ли не в жертвенном положении. Альбомы разные, некоторые свободные, некоторые сухие и пестрые. Была некая небрежность в творчестве в конце 20х (а в 1819 был в Венеции и Риме).
Любимый мотив картины – дождливые пейзажи.
1810е попытки работать в разных ключах, но не особо удачно. Сильные чувства, страсть и фантазия начинают преобладать над рациональным началом. Отказывается от того, чтобы писать Рим так, как его писали. Много путешествует.
Громадные картины Фюсли, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие титанические порывы человека и трагические коллизии его страстей, сочетают идеализацию образов в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой изощренным гротеском, а иногда – и с острыми жизненными наблюдениями (девять картин для Шекспировской галереи Бойделла, 1786-1790 и 47 иллюстраций к Потерянному Раю Мильтона, 1790-1800). Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные иррациональные видения (Ночной кошмар, Штеделевский институт, 1782, Франкфурт-на-Майне) исполнял виртуозные по графической технике рисунки (иллюстрации к Божественной комедии Данте, 1777, Илиаде Гомера, 1795-1800 и другие произведения). Именно эта картина часто служит иллюстрацией к современным статьям по о сомнологии и почти всегда — о феномене сонного паралича. В 1788 году лондонская Королевская академия художеств приняла Фюсли в свои ряды. Он использует весь арсенал – и промокательная бумага и тряпка и выскребание по сырой краске, наплывы иногда есть цветной подмалевок – акварель не раскраска, он очень разнообразен. Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, учился в АХ (классическая выучка, ходил на лекции Рейнолдса), родился в Лондоне. – – «Всякая посредственность претенциозна».
Последние годы жизни здесь провел Менгс, заложил классическую традицию, повлиял и на Гойю. Пейзаж у Констебля всегда населенный, овеян человеческим бытием. Аккуратные тени, локальные цвета, проработка карандашом.
На одной из таких лекций сформулировал 3 правила: 1-пейзажная живопись технична и поэтична 2 – воображение не может породить мастерство в одиночку (так, чтобы оно выдержало сравнение с действительностью) 3 – никто из великих не был самоучками. Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные иррациональные видения (Ночной кошмар, Штеделевский институт, 1782, Франкфурт-на-Майне) исполнял виртуозные по графической технике рисунки (иллюстрации к Божественной комедии Данте, 1777, Илиаде Гомера, 1795-1800 и другие произведения). В 1799 году Фюсли был назначен профессором, а в 1804 году директором Академии художеств. Первый раз был там 2 месяца, сделал 1, 5 тыс набросков. Политическая история трагична.
Бодлер, Готье о нем пишут, Моне влюблен в его живопись и тд. Человек при этом испытывает ужас и полную невозможность пошевелиться. Но обычно кобылы были суккубами и приходили к мужчинам. В Великобритании он живёт с 1765 по 1770 годы. Позже Фрейд объяснил, что нежелательная сексуальность прорывается к человеку в форме кошмарных сновидений, а Фюссли додумался до этого сам гораздо раньше изучив европейский фольклор: а там женские демоны (суккубы) и мужские (инкубы) мучают по ночам сладострастием лицемерных праведников и их фасадно добродетельных жён. Большое значение для молодого живописца имели годы, проведенные в Италии (1770—1778).
Однако окончательно состояться как оригинальный художник он смог только в соприкосновении с английской художественной культурой, с ее неумирающей готической традицией. Фюзели (Fuseli), Генри (Иоганн Генрих Фюссли – Fssli или Fuessli, 07. 02. 1741, Цюрих – 17. 04. 1825, Лондон) – английский художник швейцарского происхождения, действительный член Королевской академии художеств, профессор живописи, теоретик искусства. Фюсли повлиял на Блейка и Тёрнера, на европейский романтизм и символизм XIX века. «Сон Белинды» выгодно отличается от типичного Фюссли — он не на шутку расстарался, выписывая каждую деталь. Он происходил из высокообразованной семьи, где витал дух И. И.
Предромантизм), где женщину мучит сонный паралич в окружении фантастич. Был довольно популярен во Франции. Были и акварели, особенно известен его Стоунхендж, тоже опережает свое время. Когда переходит к маслу, многое заимствует из акварели. – – «Помпезность – пристанище заурядного». Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар» или, если быть точнее, серия из четырех картин.
– – «Женщины Микеланджело – это прежде всего пол». Наиболее известные картины Фюсли: Титания и Основа (из произведения Шекспира Сон в летнюю ночь), Ночной кошмар, Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт, Смерть кардинала Бофора, Шествие теней в Элизиуме, Битва Тора со змеем Ермунгандом, Уголино в башне голода. В1767 познакомился с Дж. Рейнолдсом, по совету которого стал художником. Фрейд бы назвал это страхом быть кастрированным. в 1804–25 хранитель).
Очень точный, дотошно сделаный рисунок. Творчество Ф. повлияло на У. Блейка, Дж. Констебла, Ф. Ходлера и др. – – «Вкус – законный отпрыск природы, воспитанный уместностью мода – отродье тщеславия, принаряженное искусством». Родился близ Сарагоссы, отец мастер по золочению (золотил Нуэстра Сеньора дель Пилар).
С 15л выставлялся в зале акварелистов, в 1790 на выставке Академии показана его картина маслом – успешная карьера. Поначалу Фюссли продолжает своё ремесло переводчика английских и немецких книг. В этих известных работах, написанных маслом, Фюссли изобразил инкуба, восседающего на спящей женщине. Писал картины на темы библейской, античной и скандинавской мифологии.
– – «Холерический темперамент швыряет свой предмет в пламя и воспаряет с клубами его дыма меланхолический, доискиваясь своего, раскалывает скалу или прорывается через тернии сангвинический объемлет всё и ничем не овладевает флегматический высасывает единственный предмет до дна и отбрасывает прочь в пресыщении». ФЮСЛИ (нем. Возвращаясь к специфическим отношениям Фюссли и женщин, можно предположить, что вводя в спальню к даме и инкуба и суккуба, он рассказывал историю её крайней, невозможной распущенности. Однако он предвосхитил в своих полотнах многие явления европейского искусства вплоть до ХХ века. – – «Женщины Рафаэля – всегда или его возлюбленная или образ матери».
илл. Именно перед этими двумя именами преклонялся Фюсли. В возрасте 21 года он уезжает в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо (Фюссли анонимно издал «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо») из Парижа едет в Лондон. Наконец, в 1800г поступает, ему уже 24г. мрачных существ.
«Быть может, ни один из британских художников ни обладал таким богатым воображением в сочетании с глубочайшим поэтическим чувством, как Генри Фюзели», – писал Аллан Каннингэм. Его стараниями была сделана переработка «Словаря живописцев» Пилькингтона издан труд «Пятьсот лекций о художниках», переведена на английский язык книга Лафатера «Физиономика». Генрих Фюсли родился в Цюрихе, учился на теологическом факультете университета, но не окончил его, так как ему пришлось бежать из Цюриха, в связи с публикацией сочинения, написанного им против одного бесчестного должностного лица. Громадные картины Фюсли, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие титанические порывы человека и трагические коллизии его страстей, сочетают идеализацию образов в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой изощренным гротеском, а иногда – и с острыми жизненными наблюдениями (девять картин для Шекспировской галереи Бойделла, 1786-1790 и 47 иллюстраций к Потерянному Раю Мильтона, 1790-1800). Рим узнаваем, но все словно тонет в золотисто-лиловой дымке.
Его судьба менее успешна и гладка. Родился в Цюрихе, в семье живописца Иоганна Каспара Фюссли. Это его любимая техника. На современников ему не на кого было опираться, он смотрит на старую традицию (Тьеполо, Прети и тд), получает 2ю премию Пармской академии – есть итальянская закваска, 5л там пробыл. Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные иррациональные видения (Ночной кошмар, Штеделевский институт, 1782, Франкфурт-на-Майне) исполнял виртуозные по графической технике рисунки (иллюстрации к Божественной комедии Данте, 1777, Илиаде Гомера, 1795-1800 и другие произведения). Представитель предромантизма.
В 1781—1782 годах художник создает несколько картин, варьирующих тему «Ночного кошмара» (Детройт, Институт искусств Стадфорт, собрание Харроуба). Рейнолдс посоветовал Фюссли бросить занятия переводами и взяться за карандаш и кисти. Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара. Не принимай жадный зуд за подлинную волю». Самые известные работы Фюзели: «Ночной кошмар» «Три ведьмы» и «Леди Макбет» (по «Макбету» Шекспира) «Ведьма и Альраун» (по Бену Джонсону).
Писал он также на сюжеты произведений Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира (для Шекспировой галереи, где собраны и представлены лучшие сцены из драм бессмертного поэта, созданные лучшими британскими живописцами) и Мильтона им сделаны иллюстрации к «Физиогномическим фрагментам» Лафатера. В какой то мере определенные идеи французского просвещения сюда проникают (Гойя это знал), но все это с запозданием и с провинциальной реакцией. В это же время Фюссли знакомится с Джошуа Рейнолдсом. Посетил Италию (1770–78), где сблизился с кружком И. И. Констебль медленно нащупывает свой стиль, увлекся романтизмом под конец жизни.
Иногда сущность говорит низким голосом или ругается на свою жертву. Обвинения в подражании Тернеру. Сэр Джошуа Рейнольдс (Reynolds, 1723 – 1792), знаменитый художник-портретист, оставивший целый ряд портретов выдающихся английских государственных деятелей и деятелей культуры, первый президент Королевской академии художеств, увидев его художественные работы, убедил молодого человека выбрать искусство и основательно заняться живописью. – – «Если хотите придать значительность тем, кто стоит ниже вас, отвечайте на их нападки». Искусство Франции.
В средневековой Европе считалось, что те неспроста пасутся по ночам. С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством, (переработка Словаря живописцев Пилькингтона, 1805—1810 издание труда Пятьсот лекций о художниках, 1820 перевод на английский язык книги Лафатера Физиономика). В годы ученичества занимался поиском своей манеры. Многое он едва намечает, фактура крупнозернистой бумаги просвечивает через слой краски. С 1764 жил преим. Первое путешествие Тернер совершил во Францию.
При этом, как правило, доминирующую позицию в изображаемых сношениях занимали женщины. Как литератор он известен собственным переводом на английский язык книги Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков», а также тем, что помогал Уильяму Кауперу в работе над переводом «Илиады» Гомера. К концу жизни будут нарастать романтические мотивы. Сначала идет правящая династия, с 1790х Карл 4, это время политического застоя, государством управляет скорее королева Мария-Луиза и ее фаворит. В 1779 году Фюссли вернулся в Великобританию уже в качестве художника.
Винкельмана и был впечатлён иск-вом античности и Микеланджело. Существует гипотеза, что это из-за авторитарной супруги. – – «Больше чем гений – герой тот, кто способен обуздать свои силы и остановиться в двух шагах от славы лишь затем, чтобы не сокрушить слабого на своём пути». Фюсли скитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводу Шекспировского Макбета и Писем леди Монтэгю, не познакомился с английским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в 1765 году в Лондон.
Перевод сочинений Шекспира на немецкий язык привлек к нему внимание английского посла, по приглашению которого Фюсли отправляется в Лондон. 1800, Цюрих, Кунстхауз и др. ). В 1770-1778 годах Фюссли жил и обучался в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельманом (Фюссли перевел на английский язык трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков») изучал произведения античного искусства (особое влияние на Генриха оказал Микеланджело). После 1800г переходит к светлому грунту – легкие свободные мазки, эскизная манера. Истинная воля ищет действенные средства и находит их. Любимые цвета в палитре коричневатые и красноватые.
Его роль 1 из самых важный и ключевых в искусстве 19в. Fssli), Фюзели, Фюсели (англ. – – «Совершенство исполнения не искупает убожества замысла». Венеция – дождь, туман, влажность, вода – он это ищет и находит. Его эскизы – 1й опыт работы маслом непосредственно на открытом воздухе, чтобы передать ощущение движения и эффекты света использовал ломаные мазки. Чтобы как то зарабатывать писал портреты их немного, он считал занятие скучным, но портреты прекрасны (Портрет Марии Бикнелл, его жены).
Швейцарские альбомы, Путешествия по Рейну, 1810е. Всеобщая отсталость повлекла и отсталость в искусстве. В полотнах мастера никогда нет конкретно обозначенного реального пространства.
Предельная экономия живописных средств. Итальянская поездка. Он приехал в Англию в сложный период европейской истории. Наследие Фюсли не всегда ровно по своим художественным качествам. – – «Такова уж неуловимая сущность, такова неосязаемая ткань женского гения, что лишь редчайшие стечения обстоятельств благоприятствуют его наследию потомками». А если уж совсем по психоанализу, то распущенности того, кому она снится. Из афоризмов Фюзели: «Гений или открывает в природе новые темы или по-новому комбинирует уже известные». Здесь заметно, что художник Фюсли не самый техничный.
1782, Франкфурт-на-Майне, Дом Гёте). Прежде всего работает маслом. М., «Прогресс – Традиция», 2003). Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов.
Наиболее известные картины Фюсли: Титания и Основа (из произведения Шекспира Сон в летнюю ночь), Ночной кошмар, Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт, Смерть кардинала Бофора, Шествие теней в Элизиуме, Битва Тора со змеем Ермунгандом, Уголино в башне голода. Винкельмана. Сквозной сюжет для художника — инкуб, сидящий на груди спящей женщины. Посещение Венеции оказало глубокое воздействие на колористическое восприятие. Женские образы Фюсли обладают гипнотическим действием.
В 1770 году в возрасте 27 лет Генрих едет в Италию, чтобы учиться мастерству живописи. к ст. Иногда писал мрачный пейзаж, но не все время. Как художник, Фюсли в свое время нравился английской публике почти также, как и его современники, Рейнолдс и Уэст, хотя был слабее этих живописцев во многих отношениях.
С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством, (переработка Словаря живописцев Пилькингтона, 1805—1810 издание труда Пятьсот лекций о художниках, 1820 перевод на английский язык книги Лафатера Физиономика). В 1788 году лондонская Королевская академия художеств приняла Фюсли в свои ряды. Как известно инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна и совращает её (аналог для мужчин – суккуб).