Как уже оговаривалось выше, творческий расцвет художника Фрэнсиса Бэкона, картины и биография которого описаны в этой статье, наступил во второй половине двадцатого столетия. Картины Фрэнсиса Бэкона во многом предопределили развитие живописи в ХХ веке. Творчество и картины Фрэнсиса Бэкона набирают популярность. В 1955 году была организована первая персональная выставка картин Фрэнсиса Бэкона, тематикой которой была ретроспектива его творчества в современных искусствах.
Картины Фрэнсиса Бэкона – это умопомрачительные образы, написанные кистью и красками, вобравшие в себя эмоции художника, его мировоззрение. Картины Фрэнсиса Бэкона начинают завоевывать свою аудиторию, а у самого художника появляются первые почитатели. Картина Фрэнсиса Бэкона Отражение пишущего человека (Figure Writing Reflected in Mirror) продана на аукционе в 2012 году Sothebys за 44, 9 миллиона долларов.
Врачи запретили ему кутить и путешествовать, но он рванул в Мадрид за новым хорошеньким приятелем и новыми удовольствиями. Представитель спонсирующего выставку в Монако аукционного дома Sothebys Оливер Бейкер добавил, что картина стала «значимым открытием», «имеющим огромное значение» для почитателей творчества Фрэнсиса Бэкона.
Тело было кремировано, а прах развеян. Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36. К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца. Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях. Харрисон уверен, что монегасский период стал поворотным в карьере художника: «В Монако, где Бэкон постоянно жил с 1946 по 1949 год, он полностью пересмотрел свое представление об искусстве.
В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий» и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости.
Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века. Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны.
Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33. Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица.
В первых – учился, на вторых – заводил знакомства. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков.
Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53. – Бэкон часто говорил: пыль вечна.
И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом.
Посетив выставку Пикассо в галерее Поля Розенберга в Парижe, Бэкон решил также заняться живописью. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Это вынудило их постоянно менять место жительства.
Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. Написана на льняном полотне. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34.
В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. В 1956 году он побывал в Танжере вместе со своим новым любовником Питером Лейси, где познакомился с Уильямом Берроузом и Алленом Гинзбергом19. Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате». Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына.
Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4. Там юноши стали любовниками. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. По словам куратора, художник знал, что смерть близка.
Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). Просто у него на время отнята его идеальная сторона. – объясняет Харрисон. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера.
Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12. Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса. Название связывает нарисованных существ со святыми, которые традиционно располагались у подножия распятия в религиозной живописи1.
Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32. Написана на льняном полотне. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг. Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей. В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает.
Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Это несколько приободрило художника, но ненадолго.
Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г. ). Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка».
Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако. Бэкон переехал в Лондон, где жил на 3 фунта в неделю, посылаемые ему матерью, а также перебивался случайными заработками. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия».
Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28.
Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет. Несмотря на явно экзистенциалистские воззрения на жизнь, прослеживающиеся в его полотнах, Бэкон всегда выставлял себя гулякой и сибаритом, проведя значительную часть своей зрелой жизни за едой, питьем и игрой в казино лондонского Сохо вместе с Люсьеном Фрейдом, Джоном Дикином, Джеффри Бернардом, Патриком Свифтом, Даниэлем Фарсоном, Мюриэль Белчер, Генриеттой Мораес и другими. «Раньше ее нигде не показывали.
Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома.
Основной темой его работ является человеческое тело – искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне. Однажды мы все умрем и превратимся в пыль». Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. Первое на что обращаешь внимание – смазанные, сплющенные, деформированные черты, расплывающиеся фигуры, угрюмые драматические краски. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины».
Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. В это Бэкон не верит. Кажется, что Бэкон работает, как мясник и видит человека мясной тушей. Однажды отец застал его перед зеркалом в нижнем белье матери – Фрэнсис не мог на себя налюбоваться.
И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946). Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992) – один из крупнейших мастеров XX века. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника.
Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Бэкон переехал в Лондон, где жил на 3 фунта в неделю, посылаемые ему матерью, а также перебивался случайными заработками8.
Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении».
В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков. А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил.
После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению.
Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. Некоторые образы постоянно встречаются в творчестве Бэкона: крик, как утверждает сам художник, явился образом-катализатором для его творчества. Тело было кремировано, а прах развеян. Я не думаю, что для публики она станет любимой работой Бэкона. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника.
А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать». О, его можно и любить и ненавидеть. Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин).
Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам.
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал. Картина поможет по-новому понять жизнь художника и его творческое наследие.
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица.
Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных.
Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец). Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались. C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9.
Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. «Он прекрасно знал, что это будет за картина. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Посмотрите в его лицо – и поймите его лица. Зато есть его вторая версия 1988 года – вдвое больше оригинала и на огненно-красном фоне из-за чего биоморфные, склизкие монстры кажутся еще более агрессивными. Через два года – снова неудача.
Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Рассказывают, что 17-летний самоучка Фрэнсис решил сделаться великим художником, когда увидел полотна знаменитого испанца на выставке в парижской галерее Поля Розенберга. В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут.
В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата). В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Это не красота формы, а красота настроения и движения.
Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. И точно таким же легендарным стал хаос, царивший в мастерской, которая вмещала эскизы, открытки, необходимые Фрэнсису отрывки газет. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Первым был его кумир. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн.
Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо.
Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950).
С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Играл он без удержу. Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964).
Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями. Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот». Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея».
Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях. И точно таким же легендарным стал хаос, царивший в мастерской, которая вмещала эскизы, открытки, необходимые Фрэнсису отрывки газет.
Все мрачно и драматично. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы.
В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве».