«святой Лука»— картина Франса Хальса известная благодаря своему похищению с московской выставки 1965 года, успешному возвращению и снятому на основе этой истории фильму «Возвращение Святого Луки».
В творчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной индивидуальный портрет и особый тип портретных изображений, близкий по характеру жанровой живописи, культивируемый им в основном в 20-х – начале 30-х годов. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Об обстоятельствах, приведших к заказу картин, ничего не известно. Праздник отличался размахом и длительностью.
И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Симфония черных тонов с неожиданно и смело звучащими красновато-розовыми пятнами создает в картине трагическую атмосферу. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. Этот цвет у Халса – «многолик», что подметил еще ван Гог, сказав, что художник использует 27 оттенков черного. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники.
Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Возможно, что "Цыганку" заказала Хальсу какая-нибудь содержательница публичного дома, дабы подогревать чувственность клиентов. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св.
Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Отказываясь от статического видения мира, Хальс вырабатывает приемы, позволяющие раскрыть динамичную основу изображения (поясной срез фигуры, приближение ее в сторону зрителя и «разрыв» плоскости холста выдвижением локтя портретируемого вперед, взор, обращенный на нас, мимолетность выражения лица). Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Его поза естественна и непринужденна. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. У них было одиннадцать детей.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). Отсюда пошел термин «малые голландцы». В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
Нам остается лишь гадать об этом. Метростроевской (Остоженка) с коробкой в руках. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Но о нем лично известно немного. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Была ли она ведьмой.
Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. КГБ просто пристегнул меня к этому делу. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В Голландии работало множество живописцев. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист.
Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке искрятся в бокалах. Халс Франс.
Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы.
Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Было выдвинуто предположение, что «Святой Лука» украден по заказу, поскольку в ГМИИ множество не менее ценных экспонатов. Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме.
Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. любителей крепко выпить.
Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии.
Но бывали и исключения. Преступление было раскрыто не следственными методами, а благодаря ошибке преступника. Почти всегда это были картины светского содержания (протестантизм отвергал иконы) и разных жанров. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества. Была разработана спецоперация. До XVIII века полотна находились на родине.
Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Волков, предположительно, пришёл к Алексееву за деньгами и документами, но тот не дал ему ни того, ни другого и Волков забрал «Святого Луку» обратно. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Волкова арестовывают на ул. Была ли она ведьмой.
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. Жанровые сценки работы Хальса пользовались большой популярностью и шли нарасхват у владельцев бесчисленных харлемских пивных и трактиров. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты.
Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Портрет не производит впечатление застывшего, статичного.
Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Там их встретил подросток, который, не говоря ни слова, принёс с кухни газетный свёрток.
Первое предположение напрашивается само собой. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Яркое платье девушки, белые рукава кофты, смелая и лукавая улыбка играющая на ее губах, – все говорит зрителю о том, какой радостной и пряной может быть жизнь, если не заковывать ее в серое суконное платье. Сейчас мы даже не можем представить себе, какое впечатление произвела эта картина на современников Хальса.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. В «Банкете офицеров роты Св. Алексеев, утверждавший, что его оговорили и что он ничего не помнит, был направлен на экспертизу в Институт судебной психиатрии имени Сербского, где признали, что он не в состоянии отвечать за свои поступки. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Адриана (1627 и 1633) и св. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи.
Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Работа Халса «Св. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым».
Портреты Хальса рождают ощущение взаимной связи людей, которые ценят единение и знают его силу. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Этим достигнуто создание законченного образа. По словам Краснова, Волков отвел его арбатскими переулками к двухэтажному старинному особнячку— там находилась квартира Изольды, девушки Волкова.
Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека).
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. На решающую встречу сотрудники КГБ прибыли на «Мерседесе» последней модели с ФРГ-шными номерами (из автопарка КГБ) и личным водителем.
Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Хальс мастерски воссоздает индивидуальность персонажей — каждый подан темпераментно, крупным планом и вместе с тем здесь сохранено художественное единство.
Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Заметим, что выбор в качестве портретируемого представителя самых низов общества стал возможен лишь в XVII веке. В ней он и умирает.
На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев».
Нам остается лишь делать предположения. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия.
Именно здесь сейчас и находится классическая коллекция музея, которую я Вам и представляю. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Луки. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 4 картины, возможно, были написаны для католической или лютеранской церкви, хотя небольшой размер и интимный характер живописи позволяют предполагать, что они были сделаны для небольшой частной капеллы или возможно для нелегальной католической церкви (schuilkerk) в Гарлеме или даже для частного дома. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье.
Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. А Краснов ушёл— продавец не должен был догадаться, что иностранец подставной.
Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. 1626 послужила одна из его дочерей. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. А. С. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Например, бельгиец Жак Ванденберг, остановившийся в «Метрополе», попадает в разработку— к нему подсылают девушку, которая предлагает ему «рембрандта».
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Основное внимание зрителя Хальс стремится привлечь к лицам и рукам регентш, одетых в одинаковые "форменные" платья с белыми воротниками и манжетами. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции.
Такими, гордыми своей независимостью, жизнерадостными и деятельными горожанами, в которых еще свежо воспоминание о совместной борьбе и предстают они на портретах офицеров стрелковой роты св. Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». В 20-х гг.
Что он делал мгновение назад: играл с соседской собакой, ел вкусное печенье или что-то увлеченно мастерил. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. С искусством выдающегося голландского живописца Франса Хальса (1582–1666) в Эрмитаже можно познакомиться на примере двух картин – «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» и «Мужской портрет».
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Халс много работает в жанре группового портрета. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей.
юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Но Волкова посадили в машину КГБ и по пути увидели застрявший «Мерседес» Краснова, который почему-то никто не ловил.
Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Нищета брала за горло. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Милиция отрабатывала всех иностранцев в Москве интересовавшихся живописью.
Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Адриана. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Среди "неофитов" был и сам Хальс. В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». На губах играет легкая улыбка. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось).
Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Правая, освещенная светом играет румянцем. После торга молодой человек согласился скинуть до 60 тыс. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного.
Сотни художников, часто мастера с мировым именем, писали картины, как правило, небольшого размера (отсюда термин «малые голландцы»), для украшения обычных комнат горожан и даже крестьян. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников.
Преступление действительно было заказным. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором. Выставка проходила, как обычно, в центральных помещениях второго этажа и картина висела в хорошо известной всем открытой колоннаде, сигнализацию не понадобилось отключать, так как ее просто не было. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов.
Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. В запасниках Музея западного и восточного искусства отыскали ещё одно аналогичное полотно. Он находится в частной коллекции.
Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Художник провел за мольбертом более полувека. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Изменяется и колористический строй его живописи. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.
Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». Решающую роль в сложении национального искусства на ранней стадии развития голландской художественной школы сыграло творчество Франса Хальса, ее первого великого мастера. Всю жизнь Халс проживет в этом городе, лишь ненадолго несколько раз выезжая в Амстердам и Антверпен. Адриана. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе.
Лука» и «Св. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам.
Луки. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Музей Франса Халса — художественный музей в Харлеме (Нидерланды) известный как музей золотого века голландской живописи, был основан в 1862 году и первоначально находился в заново отремонтированном бывшем клуатре в задней части городской ратуши известной как Принсенхоф. Вторая встреча была назначена у бассейна «Москва» в субботу 28 августа. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Учился у К. ван Мандера. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли.
Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса.
Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Но для нас большой разницы в этом нет. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное.
Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Предположительно, Алексеев показал Волкову, как правильно вырезать и хранить картину (Волков этого требования не выполнил), дал новую обувь, чтобы его не могли выследить собаки и забрал у него картину после того, как тот её вынес.
Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Умер художник в 1666 году. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте.
Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки».
Круг сразу придает законченность портрету. В революционные годы работы были утеряны, пока— как рассказывает режиссёр Анатолий Бобровский— в 1950-х «Лука» не появился на одесском рынке «Привоз», где куратор купил его за 9 рублей. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
На почетном месте под пышным балдахином расположились старшие офицеры во главе с полковником. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Тем не менее, правду нельзя было скрыть, вот таким образом понадобился ещё один механизм.
Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. Они выделяются на болотно-сером фоне, но зритель осознаёт их связь с изображённым местом: героини картины присели за стол не на минуту – их жизнь неразделима с госпиталем.
Обитатели богадельни должны были регулярно просить милостыню (кстати, скульптуру человека, с кружкой для подаяния в руках, можно увидеть в вестибюле музея и сейчас). На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. "Регентши приюта для престарелых" и парная к ней картина "Регенты приюта для престарелых" были заказаны Хальсу между 1663 и 1664 годом.
Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Личность третьего лица осталась не установлена.
Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. «Евангелисты» работы Тербрюггена и Яна Ливенса, возможно, являются его иконографическими предшественниками, в свою очередь, являясь предтечей Рембрандта.
Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. А еще через год он женится.
складывается зрелое живописное мастерство художника. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Сама живописная манера получила особое содержательное значение.
Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Гримм и Слайв соглашаются, что скорей всего, заказ был частным, а не секулярным. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике.
Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Скорее всего, они преувеличивали. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме.
С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Волков предложил «покупателю» пойти пешком вместе с ним. Тело занимает диагональное, то есть самое динамичное, положение, грудь, ноги, голова развернуты к нам под разными углами. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Дальнейшие нелепые шаги по его реализации и привели к аресту вора.
Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Картины почти не заказывают. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Ею «разорван» плоский холст. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них.
То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Через 40 минут объект отправился на ул.
Все четыре регентши опять обращены к нам их жесты и взгляды провоцируют диалог, но содержание этого разговора со зрителем принципиально другое. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения.
В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Уже при первом осмотре картин Линник убедилась, что «беспримерная по своей смелости манера живописи, широкая и энергичная могла принадлежать только самому гениальному новатору живописной техники— Франсу Халсу». Уоллес). Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Композиция стала спокойной и строгой. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Все это способствовало бурному росту национальной экономики и культуры.
Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Вероятнее всего, это – офицер. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков.
Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
золотому веку голландской живописи. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г.
Маркса и Энгельса, где зашел в подъезд одного из домов. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. 1650). стр. ) – выразительный тому пример.
Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Это, вероятно, позволило Волкову догадаться, что его заманили в ловушку. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа.
Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. Нам остается лишь гадать об этом. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Дальше нам остается лишь строить предположения. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба.
Но для нас большой разницы в этом нет. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Наполненность движением, живость, естественность ситуации — основополагающие черты лучших портретов Халса. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме.
В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Но одетым «по-западному» человеком оказался сотрудник советского посольства в ФРГ, являвшийся также разведчиком КГБ, который сразу понял важность предложения и сказал, что сам он живописью не интересуется, но готов найти покупателя. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
В руках у Волкова была картонная коробка, которую ему дал Краснов. Как сказал эксперт в области творчества художника Слайв, «шанс найти религиозную живопись Хальса был примерно такой же, как найти натюрморт работы Микеланджело». В углу полотен сохранились крупные красные цифры— «фирменный» знак старинной эрмитажной каталогизации (1895 у Луки и 1896 у Матфея). Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности.
Пробы были взяты из десяти разных мест картины. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника. Но потом его начинают забывать. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.
Вполне вероятно, что в свое время они существовали, а потом просто были выброшены за ненадобностью или утеряны. Коллекция состоит из более чем 600-т картин преимущественно относящихся к т. н. А. С.
Честный труженик – будь то купец или ремесленник – любил нехитрую поучительность этих картинок. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят.
В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Дальше нам остается лишь строить предположения. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Не стоит отбрасывать это предположение.
Первое предположение напрашивается само собой. Голландия переживала этап становления нации, освобождения от ненавистных правителей-католиков.
Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Луки» состоялось в очень короткие сроки. Двери богадельни запирались в восемь вечера летом и в семь зимой. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах.
В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Метростроевской. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса.
Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
рублей. Встреча состоялась у столовой на ул. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. Во время его рождения не было мира на его родине. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом.
В бюргерской среде самодовольное безразличие и патрицианская спесь сменили прежний жизненный напор и оптимизм. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. За ними последовала «наружка», но в одном из переулков она упускает объект.
Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо). Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц.
Вероятно их было гораздо больше. В конце 20-30-х гг.