Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык жестов и чувств героев. Кисть художника раскована. Лёгкие, быстрые, разнообразные мазки изображают трепет жизни и вибрацию атмосферы. Не менее поэтичны поздние каприччи Гварди. На полотнах документально запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо, торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей церкви Венеции Санта Мария делла Салюте. Гварди изображал саму Венецию, её жизнь, как будто это целый инеделимыйорганизм. 1782, Мюнхен, Старая пинакотека).
Его покупателями, как и у Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры. Творчество Гварди сильно отличается от работ его современников и соплеменников. Мазок его точен и прозрачен в передаче тональных градаций цвета. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско.
Учился у своего брата, Джованни Антонио (16981760), мастера алтарных композиций в стиле рококо. Его пейзажи основаны на непосредственных впечатлениях и наблюдениях. Родился в Венеции 5 октября 1712.
Они подводят итог его деятельности, начатой работой в ведуте и каприччо и закончившейся созданием этих подлинных шедевров пейзажной живописи. Художнику невыносимы были оковы традиций, все слишком рассчитанное, благоразумное. Среди лучших пейзажей Гварди – Рио деи Мендиканти (Бергамо, академия Каррара) и Лагуна (Милан, музей Польди-Пеццоли).
Вид на них открывается сквозь старые, поросшие растениями арки, с висящими в их пролетах фонарями. Переходы света и теней, лёгких и прозрачных создают глубину пространства. Брустолона, в свою очередь исполнившего их с произведений Каналетто. Интерес к ним возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи.
Его живопись — это сплошной ряд «гениальных выходок».
Маститые художники венецианской живописи — Антонио Каналетто, БернардоБеллотто — писали «портреты» венецианских известных мест и населяли ведуты подходящими персонажами. Особое место в творчестве Гварди занимают его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Гварди часто изображает бушующее водное пространство.
Неизвестно исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства высочайшего мастерства. Вот таким образом пейзажи Гварди лишены статичности, композиция пронизана внутренней динамикой. В маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города, носящий название «набережная нищих».
В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора. Свободно и сильно мастер владеет цветом. Он будто протестует против общего строя венецианской живописи того времени. Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения». Талант Франческо Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов. Силуэты предметов смягчаются нежной дымкой воздуха и вся композиция объединяется в единый живописный ансамбль световоздушной средой.
Пятна синего, алого, золотисто-коричневого, жёлтого уверенно разбросаны по холсту. Он схватывает лишь самое главное, существенное. Гварди написал эти полотна по гравюрам Дж. Б. Его всегда влекли минутное вдохновение и творческий порыв.
Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем происходящем. Звучание ярких, горячих тонов подчёркивают всплохи белого и голубого. Талантливый художник ощутил возможность быть более независимым в выборе тем, работая для художественного рынка. Маслянистыми, точными ударами кладёт она масляную краску, образуя некие завихрения.
Манера Гварди очень свободна и эффектна и этот приём свободного мазка оченьсоответствует динамике живописи барокко. Полотноисполнено настолько виртуозно, что превосходит не только импрессионизм, но и экспрессионизм. Гварди прославился как создатель поэтических, полных фантазии видов Венеции. Франческо Гварди никогда не стремился к документальной точности городских пейзажей.