Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Осень», «Заброшенная мельница», «Мокрый луг», «Утро». К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, – вспоминал Репин. Страсть к рисованию, целеустремлённый характер, решение стать художником подвигли Фёдора Васильева действовать осмотрительно и последовательно. Барки».
Напряженно звучит цвет его зелени. У Федора рано проявилась способность рисовать. Картину также хотел заполучить П. Третьяков, которому Васильев в то время был должен тысячу рублей, он просил мастера прислать ему работу ещё до выставки в Петербурге. Картину купил для своей галереи П. М.
Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Наиболее значимым произведением этого периода творчества является полотно «В Крымских горах». Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально.
Крымские пейзажи были впереди. Третьяков.
Природа нехотя просыпается от зимнего сна.
Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Известно, что сам Павел Третьяков, основатель и хозяин галереи живописи известной нам сейчас как Третьяковская галерея в Москве, купил сразу восемнадцать полотен.
Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «Возвращение стада», «После грозы». Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Талантливый юный художник не мог остаться незамеченным. Эту картину для своей галереи приобрёл П. М. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
Это было в конце мая. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Барки». Васильев был признан профессиональным художником.
Крамским, И. И. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Крамской, так написавший о своём ученике: «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения».
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Федору удивительно везло на хороших людей. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Сырая слякоть дороги, кажущейся особенно грязной из-за нависшей над нею тучи, черный разлившийся ручей, преградивший путь, холодный блеск подтаявшего и прихваченного легким морозом снега усиливают ощущение неприглядной серости, немого безлюдия и бесприютности пейзажа.
Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Восемнадцать картин приобрёл для галереи Павел Третьяков. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами.
Васильев продолжает свое открытие русской природы, стремясь разглядеть в ней самое сокровенное, неповторимое, что свойственно только ей: певучую мягкость линий, очерчивающих холмы и пригорки, тусклую нежность красок, пустынный простор полей. Требовалось срочное лечение и смена климата.
Даже ей стало скользко. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Он устроился на почтамт, а позднее – в Адмиралтейство помощником писца. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Произведения Фёдора Васильева есть в коллекциях многих музеев России и других государств, ранее входивших в состав СССР.
Что-то художник успел написать («В Крымских горах», 1873). То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Третьяков. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Соколову. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.
С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
В ней есть что-то сказочное. На вечерах Артели Васильев восхищал товарищей своими импровизациями в рисунках, неистощимым остроумием. Родился Федор Васильев в семье мелкого чиновника из Петербурга, вот таким образом ему пришлось пойти работать очень рано. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Хотя в живописи картин еще не преодолены некоторая графичность и сухость приемов, еще нет тонкости световых переходов и скупа палитра красок, обе они подкупают поэтичностью чувства, уже таящей в себе приметы будущего художественного метода Васильева. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов.
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Общество поощрения художеств присудило «Оттепели» первую премию. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Картины Фёдора Васильева среди знатоковстаринной живописиособенно популярны. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств. Какое время года отражено в полотне. Средства на поездку были выделены Обществом поощрения художников.
Шишкиным. Друзья организовали посмертную выставку работ Фёдора Васильева и они все были раскуплены.
В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Как и в указанных каталогах, в настоящий список включены только живописные произведения Васильева (практически все они написаны маслом) и не включены карандашные рисунки, акварели и сепии.
В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. К сожалению, во время работы над картиной «Оттепель», художник простудился и врачи диагностировали у него туберкулез. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах.
Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870) и др.
Национальное своеобразие его картин волновало все последующие поколения россиян. Такой родной всем нам пейзаж. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. По его замыслу картина должна была экспонироваться на выставке Общества поощрения художников, которое выделило средства на поездку Васильева в Крым. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Родители художника жили в невенчанном браке. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец пристроил его на службу в главный почтамт.
Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. На пике славы обнаружилось, что выдающийся художник серьёзно болен. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине – как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека – ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни – аллегория я художника раньше и сейчас, пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Из-за прогрессирующего туберкулёза Фёдору Александровичу пришлось сменить климат и уехать в Крым. Общество поощрения художеств выделило молодому художнику деньги на лечение в Крыму, где Васильев провел два года и создал множество зарисовок и картин. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Картина Вид на Волге. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Васильева «На берегу моря» выставлялась нааукционе антиквариата, организованном ТД «Гелос». Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева.
Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Детство провел в Петербурге. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Картину купил для своей галереи П. М. Но для художника природа – прежде всего обитель людей.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально».
Природа полна проникновенного чувства. Левая же ее часть, где изображены узенькая дорожка, ведущая к берегу, островки плакучих деревьев и туманный лесной массив на горизонте, еще остаются во власти прошедшего ненастья.
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. На сегодняшний день известно, что этистаринные картинынаписаны по старым этюдам и именно к этому периоду творчества относится один из лучших пейзажей Васильева – «Мокрый луг». Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. И. Крамской.
Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.
Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н. В 1863 году он начинает посещать классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художников. В 1871 году Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «Оттепель», копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи. Но левый верхний угол слегка светлее. К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом.
Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. В манерах Васильева появился светский лоск и собратья по ремеслу в шутку стали называть его «графом». Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Большие кисти художник не признавал.
Оформились его основные эстетические воззрения. Барки». На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Требовалось срочное лечение и смена климата.
Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Заброшенность видна в окружающей обстановке. По вечерам посещал Рисовальную школу.
Вот таким образом свое художественное образование он начал в 1865 году, поступив в Вечернюю рисовальную школу при Обществе поощрения художников, которую окончил через два года. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. В картине очевидны украинские черты. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.
Нынешние поколения — не исключение. В этот период Васильев активно общается с И. Н. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. «В крымских горах» – последнее крупное произведение мастера. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.
В этом пробуждении нет радости. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны.
Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Аналогично высветляется и верхняя часть картины: склон, покрытый травой, в правой части картины хорошо освещен, а вот ущелье слева находится в тени. Наибольшее количество картин Васильева принадлежит коллекциям Государственной Третьяковской галереи (39 картин, согласно каталогу ГТГ) и Государственного Русского музея (27 картин, согласно каталогу ГРМ). В 1867 году он заканчивает обучение.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву.
Мастера сразу обратили на молодого человека внимание, разглядев истинный талант. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870) и др.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Венцом творения «волжской поездки» Васильева стала его картина «Вид на Волге. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. На крыше еще лежит снег. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).
Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Другое замечательное полотно художника «Мокрый луг» написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза).
В ней есть что-то сказочное. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому.
Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. он был для нас превосходным учителем. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств. Большинство полотен художника находится в музеях.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. В 2004 году произошел редкий случай: картина Ф. А. Небо, занимающее больше половины изображения. При этом столь родной для художника пейзаж среднерусской полосы выполнен по зарисовкам. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. В 1871 году Ф. Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «Оттепель», копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи.
Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Федору удивительно везло на хороших людей.
В картине таится напряженность, даже тревога. Валаам. По какой причине, неизвестно. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Двенадцатилетний Фёдор был вынужден пойти на заработки. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н.
«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Другим произведением, написанным, вероятно в тот краткий период рабочего состояния, была никогда не упоминавшаяся им в письмах небольшая картина Заброшенная мельница. Создается ощущение движения светового поля и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор. Другое замечательное полотно художника «Мокрый луг» написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза). Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Хорошо лежать на прогретой солнцем земле и, отдавшись блаженному состоянию отдыха, ощущать ласковое тепло солнца, запах травы, слышать сквозь дрему шелест листвы и погружаться взглядом в опрокинутое над тобой бездонное небо. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.
Его работы, выражавшие трепет юной души от соприкосновения с живущей природой, порождают и у современных зрителей, зачастую потерявших какой-либо контакт с ней (с природой), щемящее чувство близкого, родного, но уже навсегда утерянного. Все картины с этой выставки были раскуплены. Васильев много писал писем в Москву. 1871 год ознаменован созданием неповторимого полотна «Оттепель», оказавшего на современников огромное впечатление.
Фёдор Александрович Васильев родился под Петербургом, в Гатчине в 1850 году в семье мелкого чиновника. Он работал много и вдумчиво. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
Полотна Фёдора Васильева так живо и поэтично передают природу, что они никогда не потеряют свою актуальность. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.
Учебу он совмещал с работой у известного реставратора П. Соколова. Эта картина принесла автору звание «классного художника первой степени» и возможность занимать официальные должности и служить чиновником 12 класса. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «Возвращение стада», «После грозы».
Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Это увлечение в последствии определило его судьбу.
Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.