Картины Федора Васильева сохраняют для потомков собирательный образ родной природы. Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно Оттепель, написанное в 1871 году, за два года до смерти. Картины Федора Васильева представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Ялты и Одессы.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Двенадцатилетний Фёдор был вынужден пойти на заработки. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. По какой причине, неизвестно. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской.
И. Крамской так писал Васильеву о картине «В Крымских горах» в письме от 28 марта 1873 г. : «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает – ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Разница в шестнадцать лет нисколько не мешала их дружбе. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, как раз напротив Жигулей. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников.
Учебу он совмещал с работой у известного реставратора П. Соколова. Барки». В картине мастера-колориста пламенеющая осенняя листва выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Картину купил для своей галереи П. М. Друзья Строганова с удовольствием покупали произведения Васильева, что давало ему возможность заниматься делом своей жизни, не отвлекаясь на поиски хлеба насущного.
Общество поощрения художеств присудило «Оттепели» первую премию. С Иваном Шишкиным он в 1867 г. отправился на остров Валаам, где они работали над пейзажами. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.
Требовалось срочное лечение и смена климата. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». На пике славы обнаружилось, что выдающийся художник серьёзно болен.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Большинство полотен художника находится в музеях. Сам же Васильев, весьма ограниченный в средствах (ежемесячное пособие от Общества поощрения художников составляло не так много — 100 рублей), нанимал весьма скромное жилье, к тому же мало приспособленное для работы.
Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Холст, масло.
В 1871 году Ф. Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «Оттепель», копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи. Картина была топ-лотом, стартовой ценой её была сумма в 150 тысяч долларов. Последняя законченная работа Васильева – В крымских горах (1873) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия. Такой родной всем нам пейзаж. Мне необходимо 700 рублей». Васильева «На берегу моря» выставлялась нааукционе антиквариата, организованном ТД «Гелос». Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка.
Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. «В крымских горах» – последнее крупное произведение мастера. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.
Кто смолоду похворает, под старость крепче бывает. Но это автоматически отметает для Васильева членство в Академии, что обеспечило бы больному художнику долгожданную заграничную командировку для практики и лечения.
В этих живописнейших строгановских усадьбах – в Знаменском на Тамбовщине, в Хотени на Харьковщине – девятнадцатилетный Федор Васильев впервые вдохнул воздух свободы от давящего быта и ненавистных житейских мелочей. В 2004 году произошел редкий случай: картина Ф. А. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Требовалось срочное лечение и смена климата. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
Нынешние поколения — не исключение. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Федору удивительно везло на хороших людей. Видимо, только что прошла гроза. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
– Я один в чужом городе, без денег и больной. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Это увлечение в последствии определило его судьбу. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Но левый верхний угол слегка светлее. Детство провел в Петербурге. А уж намерений, планов и надежд у молодого живописца было безгранично много.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Этот деревенский пейзаж создан Ф. Васильевым в деревне Константиновка под Петербургом. Большую часть холста занимает небо – голубое и частью затянутое облаками и тучами. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин – широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Чем бы тут особенно огорчаться.
Даже ей стало скользко. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Летом 1867 года Иван Иванович и Федор вдвоем отправились осваивать для искусства русский Север.
Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. фон Мекка, крупного инженера известного строителя железных дорог.
Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Крамской, так написавший о своём ученике: «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения».
Картину купил для своей галереи П. М. Эту картинуа Крамской признал гениальной.
Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. 53, 5 107 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Традиционный сельский пейзаж, крестьянский быт: женщины гонят по мостику гусей, вдали виднеется деревня. Третьяков.
Мастера сразу обратили на молодого человека внимание, разглядев истинный талант. Два последние года своей жизни он провёл в Крыму.
Камни» (1867)С художниками И. Репиным, Е. Макаровым и В. Репиным (братом Ильи Репина) он путешествовал по Волге от Твери до Саратова. Четырехмесячная поездка вместе с молодыми И. Репиным и Е. Макаровым по великой реке рождает волжскую тему в его творчестве: «Вид на Волге. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Ф. Васильев «На острове Валааме. По вечерам посещал Рисовальную школу.
Песок изображён при помощи разнообразных оттенков цветов. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. И. Крамской. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Соколову.
мы взапуски рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему», «он был для всех нас превосходным учителем». Федору удивительно везло на хороших людей.
На Всемирной выставке в Лондоне она получила блестящие отзывы. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.
Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Картина «Оттепель» – одно из самых известных произведений Фёдора Васильева. Холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Осень», «Заброшенная мельница», «Мокрый луг», «Утро». Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Основная вертикаль композиции картины задаётся могучими деревьями, как бы подпирающими своими ветвями небо. Барки». Холст, масло. Средства на поездку были выделены Обществом поощрения художников. Ф. Васильев «После грозы» (1868).
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Какое время года отражено в полотне. 116 90 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)На картине изображены причаленные к берегу Волги барки (грузовое судно, буксируемое в то время с помощью людской или конной тяги). Это было в конце мая. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
Крамским, И. И. Что-то художник успел написать («В Крымских горах», 1873).
Репин в это время работал над картиной «Бурлаки на Волге». В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
1871 год ознаменован созданием неповторимого полотна «Оттепель», оказавшего на современников огромное впечатление. Единственным верным спасением от «всего ялтинского яда» была работа, в которую он погружался полностью (когда болезнь не так досаждала ему). Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, переживаний художника. Не раз он вынужден был прибегать к помощи Третьякова.
С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Нет, не могу. ». Небо, занимающее больше половины изображения.
Эту картину для своей галереи приобрёл П. М. Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.
Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Наряду с картиной Саврасова «Грачи прилетели», написанной в том же году, васильевская «Оттепель», несомненно, внесла в русскую пейзажную живопись новую и абсолютно особую интонацию – глубокую поэтически и одновременно окрашенную социальным переживанием. Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Сохранилось целых 63 письма их переписки – целый том.
Получал 3 рубля и отдавал их матери. Восемнадцать картин приобрёл для галереи Павел Третьяков. Третьяков, а Великий князь Александр Александрович заказал её копию, которая была представлена в Лондоне на Всемирной выставке и получила отзывы полные восторга, а также удостоилась премии. Картины Фёдора Васильева среди знатоковстаринной живописиособенно популярны.
Илья Репин вспоминал, что «. Он устроился на почтамт, а позднее – в Адмиралтейство помощником писца. 53, 5 45 см.
Васильев постоянно находится в творческом поиске. Только человек, умеющий тонко чувствовать природу, мог создать щемящую сердце картину. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву.
По его словам, в этой картине «композицией управляет тема дороги, русский дальний путь, на бесконечности протяжений которого миллионами людей передумано столько дум о жизни и смерти и где перестрадало столько сердец». В этот период Васильев активно общается с И. Н. Оформились его основные эстетические воззрения. Ф. Васильев «В Крымских горах» (1873). По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников.
В манерах Васильева появился светский лоск и собратья по ремеслу в шутку стали называть его «графом». И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. Его работы, выражавшие трепет юной души от соприкосновения с живущей природой, порождают и у современных зрителей, зачастую потерявших какой-либо контакт с ней (с природой), щемящее чувство близкого, родного, но уже навсегда утерянного. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.
Заброшенность видна в окружающей обстановке. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Ваш преданный П. Третьяков».
39, 7 57, 5 см. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени.
Одним из таких редких случаев был аукцион антиквариата 2004 года, организованный торговым домом «Гелос», специализирующийся на покупке и продаже старинных картин, живописи старых русских мастеров. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. С горечью в одном из писем он сетовал, что «причудливые световые рефлексы из окна», падающие на картину, делают ее похожей «на сторублевую ассигнацию». Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. – воскликнул он.
На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Васильев много писал писем в Москву. Вот таким образом свое художественное образование он начал в 1865 году, поступив в Вечернюю рисовальную школу при Обществе поощрения художников, которую окончил через два года. Эта картина принесла автору звание «классного художника первой степени» и возможность занимать официальные должности и служить чиновником 12 класса. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец пристроил его на службу в главный почтамт.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, переживаний художника.
В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это одна из последних законченных картин Фёдора Васильева, написанная в 1873 г., незадолго до смерти молодого художника. Талантливый юный художник не мог остаться незамеченным.
Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Разница в возрасте у них была 12 лет. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Крымские пейзажи были впереди.
Рынок антиквариата редко может похвастаться появлением на аукционах его картин. Барки» (1870). На сегодняшний день известно, что этистаринные картинынаписаны по старым этюдам и именно к этому периоду творчества относится один из лучших пейзажей Васильева – «Мокрый луг». Эту картинуа Крамской признал гениальной.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Национальное своеобразие его картин волновало все последующие поколения россиян. 67 105 см. К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Они поразили его одухотворенным восприятием природы изображенной в простых сюжетах. Портрет художника Ф. А. Васильева (1871)Фёдор Александрович Васильев родился в 1850 г. в Гатчине (Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника и с 12-летнего возраста сам работал на главном почтамте в Петербурге. Любовь к рисованию проявилась в раннем детстве. Родители художника жили в невенчанном браке.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Шишкиным.
На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Отчего же холодная.
В ней есть что-то сказочное. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Другое замечательное полотно художника «Мокрый луг» написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза). В 1867 году он заканчивает обучение.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Одно время он жил в доме Бейкман, затем на даче Цабель.
Сравнение с графом, возможно, связано и с таинственным покровительством начинающему, но многообещающему дарованию графа Павла Сергеевича Строганова. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).
Холст, масло. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Барки несколько удалены от зрителя и естественно вписываются в пейзаж. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Эти неудобства, естественно, приносили огорчения и раздражали, но самым тягостным для живописца было отсутствие в Ялте так необходимой ему «художнической среды» Эта невозможность общения с кругом профессиональных живописцев очень угнетала Федора Васильева. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
Мастерски переданы эффекты игры солнечного света на поверхности воды и лёгкой прохладной тени от стоящих у берега барок. Зимой 1870 г. Ф. Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Ещё до начала выставки полотно приобрёл Павел Михайлович Третьяков. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. К сожалению, во время работы над картиной «Оттепель», художник простудился и врачи диагностировали у него туберкулез. При этом столь родной для художника пейзаж среднерусской полосы выполнен по зарисовкам. Делая из-за болезни вынужденные перерывы в работе исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы.
Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.
Ф. Васильев «Оттепель» (1871). Вся изрыта, вся завалена камнями, лесом известью дома растут в неделю, да какие дома. Эта картина глубоко взволновала Крамского. Однако отпущено было слишком мало: в 1873 году двадцатитрехлетний Федор Васильев, оставив после себя замечательные образцы русской пейзажной живописи, отбыл в мир иной.
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». В картине очевидны украинские черты. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. А еще с непривычной ялтинской жизнью примиряла художника природа – «вечно прекрасная, вечно юная и – холодная». Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Так что, прибыв в этот «крымский Неаполь», художник оказался свидетелем грандиозного строительства дорогих домов, гостиниц, дач. А затем художник сделал с нее копию по заказу царского двора. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Его полотна хранятся, в основном, в музеях. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.
Третьяков. Меньше трех этажей и дешевле 50тыс. Уже в ранних работах видно, что пейзажи Васильева проникнуты особенной глубиной и поэтичностью чувств. Васильев был признан профессиональным художником.
На нем было выставлено на продажу полотно Ф. А. Васильева «На берегу моря». Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». И. Крамской. Ф. Васильев «Перед дождём» (1870-1871). А финансовые дела Васильева были действительно крайне сложны, ведь кроме денег на лечение, нужно было содержать и себя и своих близких.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Для молодого художника эта поездка была настоящей школой мастерства. Морской пейзаж великолепен и очень реалистичен.
Холст, масло. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника.
Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Но настоящий успех и признание принесла Федору Васильеву его картина «Оттепель», написанная в 1871 году и также получившая первую премию (тоже приобретенная Третьяковым). На крыше еще лежит снег. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Ф. Васильев «Вид на Волге. Важное значение для развития таланта начинающего художника имело его знакомство (а затем и дружба) с И. Крамским и И. Шишкиным. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «Возвращение стада», «После грозы». Благодаря светлому внутреннему миру люди тянулись к Фёдору и в имении Строганова он мог общаться с русской элитой того времени. В ней есть что-то сказочное. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Ему несколько раз приходилось менять квартиры.
Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Позже, уже незадолго до смерти, — в доме К. Ф.
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Ощущение людского одиночества среди снежных просторов усиливает фигура ребёнка рядом с путником. Критик и музыковед Борис Асафьев считал картину «Оттепель» одним из лучших образцов сочетания лиричности в изображении русской природы со строгой дисциплиной художника. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. У костра на берегу реки рядом с барками – группа отдыхающих бурлаков. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия.
Низкий берег реки освещён солнцем. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Напряженно звучит цвет его зелени. Наиболее значимым произведением этого периода творчества является полотно «В Крымских горах». Природа полна проникновенного чувства.
И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». «Вечер в Крыму», «Крымские горы зимой», «В Крыму после дождя» — вот первые его сюжеты. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Скончался молодой художник 6 октября 1873 г. в Ялте и там же похоронен. Барки».
В брате своем Федор что называется, души не чаял – крепко и нежно любил. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Всего пять лет творческой деятельности – и созданы произведения, без которых представить русскую пейзажную живопись практически невозможно.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Написанная в 1871 г., представленная на конкурсной выставке Общества поощрения художников, эта картина была отмечена там первой премией. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
Холст, масло. И он свидетельствует не только о дружбе, но и полном взаимопонимании двух художников. В картине таится напряженность, даже тревога.
Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Бросив службу в главном почтамте, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Большие кисти художник не признавал. Венцом творения «волжской поездки» Васильева стала его картина «Вид на Волге. Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870) и др. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
У Федора рано проявилась способность рисовать. Все картины с этой выставки были раскуплены. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Лестница, приставленная к крыше, покосилась.
Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Что могло привлечь к этой картине такое всеобщее внимание. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Эта картина глубоко взволновала Крамского.
Друзья организовали посмертную выставку работ Фёдора Васильева и они все были раскуплены. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.