Такая всепроникающая литературность, когда картины стали пересказывать, как роман, была отличительной чертой живописи эпохи Просвещения, девизом которой была фраза: «Живопись и поэзия – сестры». Эпоха Просвещения была отмечена обогащением науки новыми важными открытиями, которые разрушили прежнюю картину мира и способствовали созданию нового научного мировоззрения.
Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Известная его картина «Клятва Горациев» звучит как призыв к борьбе против абсолютизма.
Лепка его подчеркнута. После контрреволюционного переворота Давид был арестован и посажен в тюрьму. Как отмечали многие, «его простота была наигранной, а нравственность часто оказывалась двусмысленной». Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Наступление Нового времени в Германии осознавалось как духовное освобождение. Царицынский мост ближе к древнерусским традициям. Эпоха Просвещения — период философского и эстетического самоутверждения третьего сословия.
В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Изменений к лучшему в стране Вольтер ждал от просвещённого правителя – «мудреца на троне», который провёл бы реформы государственного устройства в соответствии с идеями просветителей. Д. Дидро к её изданию привлёк многих французских просветителей (Вольтера, Монтескье, Русо, Бюффона, Гельвеция и др. ), что в итоге повлекло за собой более широкое распространение знаний повышение интереса к наукам. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Многогранное творчество Моцарта органично граничит с общим пафосом эпохи Просвещения. Нарастание парадности, внешней репрезентативности. 41 А. Михайлов, Баженов, М., 1951, стр.
Своеобразие выхода мировой культуры из системы классицизма. Но при дворе господствовал стеснительный этикет и сервилизм, подавляющая человека роскошь. Врачевание классического периода (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи)ГЛАВА 4.
Равенство – как равное право перед законом каждой личности от пастуха до короля. В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах. В школе мальчик производил впечатление мечтателя, не способного к серьёзным занятиям.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯГЛАВА 5. С трудом верится, что шарденовские женщины (Молитва перед обедом, Прачка, Женщина, моющая кастрюли) – современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет. Перед нами гетман действующих полевых войск. Идея триумфа, нежели портрет конкретной личности.
«Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам», – писал Вольтер в «Философских письмах». В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата «Страсти по Матфею», повествующая о последних днях жизни Христа. 6. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму.
Именно Ломоносов поднимает вопрос о роли народа в исторических событиях. Тот, кто разумно (научно) смотрит на вещи, должен признать, что основу или сущность природного и социального миров составляет бесконечная и вечно повторяющаяся игра одних и тех же сил – сил притяжения и отталкивания. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание Восточная библиотека. Архитектор Н. Ф. Казаков в 1796-1801 гг. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. Бытовавший в эстетике со времен античности принцип «поучать развлекая» получил у просветителей новое толкование: литература и искусство призваны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека в идеалах разума. Классицизм взял за образец античное искусство и искусство Ренессанса (архитектор К. Н. Леду, художники Ж. Л. Давид, Н. Пуссен и др. ) Большое значение приобрела логика, уравновешенность, чёткая передача объёма.
Вот почему Болингброк мог говорить, что «когда подобная видимость налицо, разум снисходителен к невинным подлогам воображения и, допуская вероятность, отказывается от тех строгих правил критики, которые он установил для проверки истинности факта» (С. Доминирующей проблемой для исследователя прошлого становилось не понимание инаковости других культур, требующее соответствующего подхода (герменевтического в частности), а определение меры иррационального в жизни. В его произведениях на передний план выходят виртуозность изящество изысканность, световые и воздушные эффекты. 4. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения – американская Декларация независимости.
Наиболее яркими представителями эпохи Просвещения являются Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), вошедший в историю под именем Вольтер, Дени Дидро (1713-1784), Жан Жак Руссо (1712-1778). Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. Этот стиль культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, маскиголовки амуров. Грандиозным полотном на историческую тему стала картина «Коронация Наполеона I». Желая сделать издание научно значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных ученых, философов, художников, музыкантов, писателей. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции.
Баженов был не одинок. Подчеркнуто высокий лоб и взгляд мыслителя. Всё движение времени (человеческой истории) просветители рассматривали как движение человечества от темноты, невежества, предрассудков к познанию законов мира. Полная победа светской жизни: дворцы, триумфальные арки, театральные дома. Свою задачу они видели в том, чтобы приблизить общество к «классическому» порядку, моделью которого для них была жизнь древних греков и римлян.
Гойя успешно творил практически во всех жанрах живописи. создает портрет Дидро, который был написан во время путешествия философа в Россию. Статьи «Энциклопедии» отрицали идеологию католической церкви, абсолютизм как отжившую государственную систему и утверждали принципы нового буржуазного порядка. Проблема взаимоотношений художника и общества. Национального в ней осталось, — по его словам, — только известная грубость (А.
Картина, выставленная в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии, снискала Давиду славу живописца, «чей гений предвосхитил революцию». Особого выделения заслуживает также «Реквием». Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Карамзин, О достопримечательностях Москвы.
Причем, одни и те же причины будут всегда порождать одни и те же следствия. Надпись на входе в Пантеон гласит: «Великим людям благодарная отчизна». На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт, знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ «Битва книг» (The Battle of the books), опубликованный в 1704году. Давид изобразил Марата так как он представлял его в момент смерти. соч., т. VII, М., 1956, стр.
Салоны пользовались успехом их содержание считалось модным и престижным. 404. ). В течение второй половины XVIII века крестьяне несколько раз поднимали восстания. В архитектуре развивается классицизм и барокко. Но это сдвиг в области стилистики, общественного вкуса. Примыкает к предыдущей работе: те же идеалы. Действительная ценность исторического знания виделась в его педагогическом характере.
Вот таким образом предлагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра», говоря словами французских просветителей, в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство. Ильин, Баженов, М., 1945, стр. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Воспитание индивидов необходимо для разумной организации общественной жизни. Пугачевщина угрожала империи. Наиболее известным философом-просветителем стал Франсуа-Мари Аруэ известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778).
Правда, его изящная декорация напоминает так называемый стиль Людовика XVI (Н. В частности ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье.
Вот таким образом естественное человеческое существование – «война всех против всех» (теоретический постулат). Если рассмотреть творчество живописца Ивана Никитина, то не возможно не сказать о портрет «Напольного гетмана». Он вовлекает слушателя в своеобразную дискуссию, чтобы пройти вместе с Бахом весь сложный путь поиска Истины, вникая в его рассуждения, через сомнения и страдания обретая веру. Общественному благополучию, по их мнению, препятствовали невежество, суеверия, предрассудки, порожденные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви. Говоря о методах и границах познания, он признавался в том, что «две вещи наполнят душу мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне». Каждый философ по-своему представлял место Бога в таком мире. Брут приговорил к смерти двоих своих сыновей за участие в монархическом заговоре.
е. «стиль империи»). Природа человеческая одинакова, вот таким образом везде одни и те же пороки и добродетели. 28. ).
Законы человеческого поведения (в том числе и его нравственные основы) устанавливаются в природе, а в истории только проявляются. Тарле, Была ли Россия при Екатерине экономически отсталой страной. Экспериментальный критерий, введенный в познание, требовал проверять суждения фактами и подвергнуть рациональной критике имеющиеся источники (Священное писание, в первую очередь). Меншикова башня на 3 метра была выше башни Ивана Великого. Он близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений, открыл «закон сохранения материи», открыл атмосферу на Венере.
Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Самым знаменитым произведением художника считается картина «Паломничество на остров Киферу». После 1789 года подозрения в симпатиях к якобинству могли погубить каждого человека. Сдержанность, но при этом особая внутренняя энергия. В России работали известные иностранцы такие как К. Б. Растрелли.
Побывав в молодости в Англии, он был восхищён её порядками (конституционной монархией, соблюдением прав граждан). В живописи идеалы сентиментализма наиболее полно выразил Жан Батист Грёз (1725-1805). Свободу просветители понимали как добровольное подчинение закону. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию.
Локк в Англии и др. ) противопоставляли вере разум. Особого внимания заслуживает также «Реквием». Вот таким образом так неистово ненавидел церковь Вольтер. Руссо является автором известного изречения: «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Генри Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. Будучи придворным художником, он создал великолепные портреты членов королевской семьи. Прогрессивные идеи в музыке воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791).
Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Коронация проходит в 1804 году. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). На её место приходит французский язык. Она отмечена яркой театральностью. Само слово «просвещение» немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) понимал как выход человека из состояния «неабсолютнолетия», то есть «неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого».
Немецкий учёный И. Г. Вот таким образом в поиске достоверного знания философы и ученые ищут некоторые базисные простые неделимые элементы или свойства из которых складывается реальность и которые постижимы посредством разума и чувств (в частности должны повторяться – тело, например, если помыслить тело, то при отбрасывании всех признаков останется протяженность, твердость, что можно отбросить, то случайно, а что остается – необходимо). Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklrung) из французского (sicle des lumires) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Захаровым (Адмиралтейство). Линней, что было весьма смело для своего времени, включил в эту систему человека (именно он окрестил его homo sapiens – «человек разумный»), поместив его в класс млекопитающих и отряд приматов вместе с обезьянами.
Пышность, великолепие и театральность отличают этот «величественный стиль римлян». empire – империя). Среди них можно выделить «Портрет королевы Марии-Луизы».
Вот таким образом, зная законы природы, можно умозаключать о следствиях в истории. Особый успех имеет издание Сказок тысячи и одной ночи, вызвавшее множество подражаний. Нет крайних эмоций, но достигается огромная эмоциональная выразительность. В скульптуре классицизма даже движение не нарушало замкнутости форм (Э. Внутренняя тектоника – принцип барельефа (из Античности). В 1759 году они были вытеснены из Португалии, далее следует Франция (1762) и Испания (1769).
Екатерина испытывала потребность в поддержке общественного мнения Европы. Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры. создает Галицинскую больницу в Москве. Давид не стремится к психологическому образу.
Череду научных открытий, начатую Ньютоном, продолжили другие выдающиеся учёные Европы. В ней сочетается реальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть. Роль разума амбивалентна: с одной стороны разум также производен от действия сил притяжения и отталкивания (основные операции разума: анализ и синтез). Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). Спб., 1792.
свидетельствует о его размышлении относительно большого количества миров. Так во время осмотра портрета неизвестного (скульптор Ф. И. Шубин) мы замечаем, что автор вдохновенно работал над его изготовлением, так как эта личность была близкой по характеру автору. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту (Ответ на вопрос: что такое Просвещение. Cameron, London, 1943 М. Алпатов, Камерон и английский классицизм.
«Паралитик, за которым ухаживают его дети или Плоды хорошего воспитания», «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания», «Наказанный сын», «Разбитые яйца» и другие картины Грёза вызывали фурор перед ними собирались благоговейные толпы, люди плакали. Освободительные идеи жестоко преследовались.
Важнейшая роль в этом пересмотре научных представлений принадлежит Исааку Ньютону (1642 – 1727). Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас. Известны расхождения между защитниками различных доктрин: защитников разума и защитников точных наук, приверженцев античности и почитателей человеческого сердца. Место человека в этой картине мира – социальная онтология.
Поиск законов как способов предсказания и контроля. Без них и без права на них человек перестает быть человеком. В его постройках царской резиденции в Царицыне под Москвой это сказалось наиболее ясно.
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789). Талепоровский, Ч. Камерон, М., 1939 G. Loukomsky, Ch. Слова «добродетельный» и «чувствительный» стали в эти годы самыми лестными эпитетами. Она пишет ему ложное письмо с просьбой помочь деньгами. Ничего подобного нет в доме Пашкова, созданном в 1784—1789 годах Баженовым.
Их призывам вняли Жан Батист Симеон Шарден (1699- 1779) и Жан Батист Грез (1725-1805). Эта картина – одно из ярких проявлений революционного классицизма. Вот таким образом типичный для эпохи стал тезис «мнения правят миром» (Т. Гоббс (1588-1679).
Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Его скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком» пышная и торжественная. 247. ). Вот таким образом не случайным стало появление в 1784 году картины французского живописца Жака Луи Давида (1748 – 1825) «Клятва Горациев». Это произведение отличается строгой композицией, четким ритмом, ярким и сочным колоритом. 1.
«Французским Ньютоном» называли современники Пьера Симона Лапласа (1749-1827). Вполне трезво смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения Путешествие Гулливера Джонатан Свифт (1667-1745).
Слава его была почти неправдоподобной. Другое его полотно – «Смерть Марата» – посвящено Великой французской революции, в которой Давид принял активное участие. Ярким примером архитектурного искусства является Меншикова башня (автор И. П. Зарудный).
Украшения приобрели изощренность. По образцу собора св. 44). Его творчество охватывает почти все жанры и повсюду он выступает смелым новатором. В моду вошли фарфор и перламутр.
В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Это была самая большая энциклопедия XVIII века.
Но расположение здания на холме, его стройный пирамидальный силуэт, подчеркнутый боковыми флигелями, стремление кверху его среднего корпуса, наконец, его облегчение благодаря бельведеру (к сожалению, пострадавшему при пожаре 1812 года) — все это, скорее, восходит к традициям народной архитектуры Древней Руси. Эту картину Давид начал писать в тюрьме. Сократ осуждён судом Афин за развращение юношества и смуту. Сборник императорского русского исторического общества, Спб., 1879. ).
В книге «Изложение системы мира» Лаплас завершил картину мироздания, построенного на тяготении, в котором Бог не обнаруживает себя даже как Творец небесных светил. Выдающимся архитектором и декоратором французского неоклассицизма был Жак Анж Габриэль (1698-1782). В понятие «народ» ученый впервые включает в себя не только дворянство, шляхту, но и всю народную массу, то есть крестьянство.
Появляется идея воспитания новых поколений, способных установить справедливые взаимоотношения между крестьянами и помещиками под властью «просвещенного монарха». Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Это ожидаемый обществом образ. Бомарше, Г. Э. Лессинг, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер, Г. Филдинг, Т. Дж.
С Богом можно заниматься ростовщичеством сколько угодно, его не разоришь». История сама по себе никуда не ведет, ни к какой цели. Успех художника именно в силу этих качеств был огромен, особенно в том, что касалось его бытовых картин с пропагандой банальных житейских истин.
Его главные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Антропология». Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). Д. Дидро, который задумал и осуществил издание «Энциклопедии» написал «Письма о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д Аламбера и Дидро», «Племянник Рамо», «Монахиня» и др.
Величествен общий ритм этого произведения, внутренняя выразительность и мощная энергия. – Журн. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата «Страсти по Матфею», повествующая о последних днях жизни Христа. В ней нет никакой цели (направления), вот таким образом объяснять ее надо по принципу причинно-следственных связей – детерминизм. который ставит науку на место религии, абсолютизирует и обожествляет роль и значение науки.
Она символизирует победу русского оружия в Северной войне, свидетельствует о богатстве и могуществе, которое получил человек из «простого» народа на службе у царя, она напоминала высоко поднятый к небу триумфальный столб. Петра в Риме архитектор Жак Жерми Суффло (1713-1780) возвел в Париже собор св.
За работу «Письма о слепых в назидание зрячим» Д. Дидро был заточен в тюрьму как атеист. Оказавшись перед лицом смерти, художник обратился к теме милосердия и примирения.
Образ милосердного революционера. Стиль «Оливетти»). До эпохи Великих географических открытий)Духовная революция эпохи ВозрожденияЕвропейская живопись Нового времени. Живопись Венеции периода Позднего Возрождения. Не менее сложным и многогранным является искусство Ф. Гойи. Полотно «Пьеро» посвящено итальянскому комедианту.
является для человеческого рода самой полезной верой». Это открытие спасло от неминуемой смерти огромное количество людей на всём земном шаре. Ламетри, К. А.
В ней сочетаются реальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть. Крупнейшим представителем рококо в живописи был Франсуа Буше (1703-1770). Просветители обоснованно упрекали его за отсутствие правды жизни.
Для процветания общества необходимо придерживаться господства частной собственности и не допускать вмешательства государства в экономику гражданам, желающим вести собственное дело (бизнес), государство не должно чинить препятствий. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. Т. о., создаётся идеализация. В то же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. Роль Бога – функция первотолчка (деизм). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения является творчество Баха и Моцарта. Гельвеций, П. А.
Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Его фраза: «Раздавите гадину. » стала крылатой. Облик Сократа списан с античного образа идеализирован, мужественный облик (хотя Сократ не был красив). В своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию, ведь своим трудом он оказывает услуги другим людям.
Идея эгоизма как принципа поведения индивида, т. е. Оба они были протестантами, но их личности были абсолютно несхожими. Это был самый успешный и значительный «проект» века5.
3. Именно Церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Люди во все времена одинаковы: страсти всегда одни и те же, разум по своей природе един. И хотя мы говорим, что скульптура принадлежит к стилю барокко (вычурный стиль), все же она способствует раскрытию характера образа императрицы, дает ей правдивую характеристику. Примечательная особенность русских купольных зданий — их пирамидальность. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стат Ж. -Ж.
У Марата в руках письмо и деньги, он готов был ей помочь. Карамзин сравнивает Баженова с Томасом Мором и Платоном (Н.
Наибольшее распространение рококо получило во Франции. Типичные сюжеты – Триумф Венеры, Туалет Венеры, Купание Дианы. Иначе говоря, основная задача состояла в том, чтобы изобразить, а не доказать.
Руссо первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации. Портрет становится модой. В XVIII в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил.
Наиболее известными среди них являются «Свадь6a Фигаро». После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Энгра и многих др.
Невероятно богатая одежда контрастирует с бедным духовным миром императрицы. «История – это философия, которая учит нас с помощью примеров». Искусство, 1952, сентябрь-октябрь. ). Выражением общего настроя Просвещения по отношению к истории может служить знаменитая «Энциклопедия» (1751-1780) Дени Дидро (1713-1784) и Жана-Лерона ДАламбера (1717-1783).
10-метровый холст. Вот почему творческих умов не так много». В гораздо более благоприятных условиях развивается философия. Наибольшую славу Баху при жизни принесла органная музыка.
Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. Их музыка в стиле барокко – своеобразная философия в звуках. Давид придаёт этому жесту легитимность. Жак Луи Давид (David) (30. 8. 1748, Париж, – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего. Он продолжает линию Рубенса, что находит проявление в его чувственном восприятии цвета и особом внимании к красоте женской плоти, волнующим телесным формам.
Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж. -Л. Образованность становилась привилегией дворянства. Данилова, Иван Аргунов, М., 1949 Т. Селинова, И. П. Аргунов. Просветители признавали огромную роль искусства в общественной жизни, видя в нем едва ли не важнейшее средство просвещения. Становление барокко в музыке произошло с помощью «Камераты» – объединения поэтов и музыкантов во Флоренции, стремившихся возродить античную трагедию и воплотить ее черты в опере.
Нет закона истории. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Вольтер был великим литератором, он умел изложить просто и доступно самую серьезную тему. Бронштейн, Архитектура города Пушкина, М., 1940, рис. Характерным для «стиля Габриэль» было изящное сочетание прямых и округлых линий. Ему принадлежит знаменитый призыв: «Раздавите гадину. », направленный против религии и особенно Церкви.
Петров, Скульптор Козловский. - Журн. В ней было 284000 ключевых слов. Здесь он не знает себе равных. Полотно «Пьеро» посвящено итальянскому комедианту.
Дени Дидро, прежде всего, он известен как организатор и издатель «Энциклопедии или Толкового словаря наук искусства и ремесел». Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.
Один из первых художников, получивших огромную социальную власть, активный политик. Вот таким образом события следует объяснять не волей творца, а страстями индивидов. Латынь перестала быть научным языком. Мистификация, введение в ложные иллюзии. Между тем здесь нет характерных для готики ажурных конструкций.
146, 147. ). На смену веротерпимости просветители выдвинули идею свободы совести, то есть свободного выбора любой веры или атеизма. Предпочтение идеальных форм – новая черта классицизма. Больше помпезности, меньше принципиальности (то, что будет в Ампире). Здесь он прекрасен духовно и физически, в расцвете сил. Взаимодействие людей есть частный случай взаимодействия тел.
В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой. 5. Задачей этой картины было воздействовать на чувства зрителей и дать урок патриотизма. Именно в этот период (1751-1780) издаётся фундаментальный труд – 35 томная «Энциклопедия или толковый словарь наук искусств и ремёсел».
Исторический сборник издаваемый П. Бартеневым, т. Ill, M., стр. За образец брались «классические» – античные произведения искусства. Архитектура Баженова более сочная, полнокровная, стена сохраняет в ней свое значение.
Б. Грёз, У. Хогарт, Д. Н. Ходовецкий и др. ). «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибиться, чувство – никогда. » В своих произведениях – «Юлия или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. обр. Все образованные люди читали его произведения. Он страдал кожными заболеваниями и всегда работал в ванной.
После 1799 года Давид стал бонапартистом. Здание и сейчас используется как больница. Макагоненко, Н. Новиков и просвещение в России в XVIII веке, М. -Л., 1951. ). Мануфактуры заменяются крупными фабриками с применением машин. Одни считали, что, создав мир и его разумные законы, Он не вмешивается в его жизнь. Это образ политической репрезентации. Его лозунг Назад к природе. Прорыва в пространство почти нет, все фигуры словно на одной линии.
в живописи и графике (Ж. Это анализ способностей чувств и разума – антропоцентризм. Музыка Моцарта всецело обращена к чувствам человека.
Своим творчеством он продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. Взгляд неизвестного направлен вдаль, немного в сторону от зрителя. Есть законы социального бытия.
В центре отец, призывающий сыновей к подвигу, справа из жёны. Существование человека есть накопление опыта взаимодействия с миром. Кажется, что этот человек имеет твердые и благородные, благородные убеждения. Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия.
1. Стремясь обобщить накопленные знания в области биологии, шведский натуралист Карл Линней (1707-1778) разработал «Систему природы». За основу «стиля империи» были взяты формы искусства Древнего Рима, поскольку Наполеон стремился к блеску и славе римских императоров. Сюжетами произведений Жана Оноре Фрагонара, напротив, становятся незамысловатые обыденные эпизоды (Поцелуй украдкой, Счастливые возможности качелей). В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированный клавир», представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки 17-18 веков. Ему предлагают: яд или изгнание, он выбирает яд.
Английский натуралист и врач Эдвард Дженнер (1749-1823) сделал в 1796 году первую в истории прививку против чёрной оспы. В эпоху Просвещения развивается несколько стилей: рококо (с использованием форм барокко, но без трагизма), классицизм в стиле абсолютизма, просветительский реализм, сентиментализм и романтизм. Вот таким образом просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Это вытекает из природы человека: страсти и разум. Десакрализация мира: в нем нет никакой тайны, магии, в диалог с ней вступать нет смысла.
Произведения известного английского политического деятеля и мыслителя Болингброка (1678-1751) «Письма об изучении и пользе истории» (1752), одного ведущих французских просветителей Франсуа Вольтера (1694-1778) «Опыт о нравах и духе народов» (1756), французского мыслителя Габриэля де Мабли (1709-1785) «Об изучении истории» (1765), «О том, как следует писать историю» (1783). Замысел Баженова носил более демократический характер. Французский художник Ж. -Б.
Произведения прикладного искусства заняли в культуре рококо важное место. Наиболее известную экономическую теорию эпохи Просвещения создал профессор из университета Глазго (Шотландия) Адам Смит (1723-1790). Романов, Западные учителя Баженова. -Академия архитектуры, 1937, 2, стр. 16. ).
Во время строительства церквей исчезает аскетизм, оторванность от жизни. Главными темами его произведений являются природа и жензина, любовь и музыка. Сфера рококо – убранство интерьера. В Париже второй половины XVIII века существовало 1200 парикмахерских салонов для женщин. Но, во-первых, она стала более знаменитой и уже среди современников, так как её писали знаменитейшие люди своего времени и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов.
Симфонии Моцарта близки по духу произведениям Шиллера и Гете. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). Такой взгляд вполне правомерен.
Т. I-II, М. -Л., 1935. ). Подчинение композиции числу 3: три аркады на заднем плане, 3 группы фигур и др. В Германии в 1731—1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Groes Universal-Lexicon) в 68 томах. Значительно быстрее, чем прежде, стала меняться мода. «Энциклопедии» (1751—1780) в 35 томах. Но после постановки комедии «Тартюф», в которой многие увидели пародию на Католическую церковь, пьесу запретили.
Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие— к середине XVIII века2. Магдалины, созвучную боковым ризалитам корпусов. Возникновение такой картины мира не случайно. Природа человека везде одинакова. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий. Эпоха Просвещения была глубоко проникнута уверенностью, что те же моральные и эстетические принципы могут найти себе применение на всех широтах.
В знаменитом романеДаниэля Дефо (16611731) Робинзон Крузо наглядно доказано, что наделённый знаниями человек может выжить в любых условиях. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния.
Гуманистическое направление ярко проявляется в портретах. Фигаро – символ простолюдина, за которым будущее. Его интересуют различные психологические состояния. Ярким примером в этом плане является картина «Купальщицы», выражающая настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Возможность других дат конца эпохи – шлейф Истории. Главными темами его произведений являются природа и женщина, любовь и музыка.
Комедии Севильский цирюльник и Безумный день или женитьба Фигаро Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799) очень точно отражают расстановку общественных сил. На формирование личности решающее влияние оказывает общественная и природная (географическая) среда, а феодальный общественный порядок, его политические институты, правовые и нравственные нормы губительны для человека. Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. Ведущую роль играли ирония и сатира (бытовые комедии К. Гольдони, Жана Батиста Мольера), семейно-бытовой роман и «роман воспитания».
передовые идеи своего времени: Идеи патриотизма и гражданственности. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). С помощью другой картины – «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» – Давид пытался призвать своих сограждан к примирению во имя счастья будущих поколений. Отсюда приоритет познанию природы, где повторяемость бросается в глаза.
Марат – один из вождей революции, гражданственный стоик. Чтобы предотвратить кровопролитие, сабинянки вынесли детей на поле битвы. Немецкий философ и математик Готфрид-Вильгелъм Лейбниц (1646-1716) предполагал, что во Вселенной существуют, помимо земной и другие цивилизации, но считал, что «этот мир является наисовершеннейшим из возможных миров».
Отсюда – композиционно решение (полфигуры в сложном ракурсе). Знаменитый энциклопедист Дени Дидро так и писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя иначе оно будет немо». Цензура Католической церкви запрещала и сжигала его книги. Произошли изменения и в развитии скульптуры и живописи.
На многих полотнах Гойи изображены простые люди-труженики, сцены из народной жизни, прекрасные испанские пейзажи, бой быков и т. д. Это выражение амбиций новой империи. Вот таким образом изощренность процедур сбора и критики источников объявлялась ненужной. Вольтер писал поэмы, трактаты, пьесы, эпиграммы, повести.
Императрица Анна – олицетворяет свое время, период «бироновщиной» (одна из темных страниц российской истории и наиболее темное пятно на ней – императрица Анна). Однако настоящая слава пришла к Моцарту после его смерти. Формулируется цель – не просто собирать и накапливать факты (критика антикваров), а увидеть глубинный смысл в прошлом.
Сад – отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век» невозможен. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIIIв. 3. Давид (1748-1825).
2. Здесь, напротив, господствует подчеркнутая лаконичность, аскетизм живописных средств. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. Сам Дидро признавал, что это один из лучших его портретов. Стиль Баженова в Царицыне принято называть псевдоготическим или неоготическим.
В архитектуре утвердился классический тип симметричной крестово-купольной базилики. Новый тип художника-гражданина.
Справедливость и т. д. XVIII век характеризуется как эпоха Просвещения. Движущей силой исторического процесса просветители считали борьбу разума и суеверий. В конце истории должно наступить «царство Разума», где каждый человек достигнет счастья и все будут заботиться о «всеобщем благе». Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности.
В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. Такое отрицание Бога получило название «атеизм» (от греч. С другой стороны, разум, накопив опыт, способен контролировать и регулировать чувства, а именно ограничивать страсти или рационализировать поведение (алкоголь вызывает удовольствие, но опасен для здоровья).
Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. – Собр. Концепция Просвещения (цель деятельности философа): открыть людям глаза на их подлинную природу.
Он противопоставил разуму культ естественного чувства. В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры. Серия исторических наук, т. 2, 1955, стр. В этом эпическая сила русской архитектуры. Современники Баженова угадывали утопизм этого проекта. Для классицизма характерно соблюдение четкой симметрии, одни формы, которые повторяются.
Усиление функции репрезентативности. В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированный клавир», представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки XVII -XVIII вв. Некоторое понятие о нем дает только деревянная модель. Особенно Вольтер иронизировал против католической церкви и повторял лозунг «раздавите гадину». Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) был признанным вождем просветителей всей Европы. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться абсолютно «прозрачными», целиком познанными а политика – основываться на строю научных законах, ничем не отличающихся от законов природы.
к нравственно-философским проблемам бытия в их непосредственно-актуальном преломлении. Семья принесла клятву о том, что нанесет поражение враждующей семье.
Что касается архитектурного искусства, то в эпоху Просвещения оно претерпело значительные изменения. Это обобщение образа: Бонапарт как статуя, триумф. В русском прикладном искусстве этого времени рядом со строго классическими прекрасными, но несколько холодными формами ваз сохраняются, особенно в керамике Гжели, более архаические, красочные типы кувшинчиков чисто национального характера. Надо полагать, что Д. Дидро одобрил бы портрет крестьянки, точнее, портрет крепостной актрисы графа Шереметьева в русском народном костюме (Третьяковская галерея), так как общественное состояние человека в нем очень выпукло выражено. Низменным поступком он считал отречение от своего внутреннего убеждения. Все – от прически до подола платье украшено драгоценностями.
Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Самым знаменитым произведением художника считается картина «Паломничество на остров Киферу». Смоллетт, Р. Б. Шеридан и др. ).
И по масштабу и по замыслу эта площадь явилась гениальным творением, перешагнувшим свое время и даже столетия спустя она органично вписывается в непрерывно меняющийся план Парижа. Ему характерна ордерная система, позолоты на тёмно-синем или красном фоне в сочетании с белым мрамором, орнамент, элементы «звериного стиля», правильность объёмов зданий, массивность, пилоны, колонны, триумфальные арки. Губы плотно сжаты их уголки чуть опущены скептически или презрительно. Д. Дидро, Ж. О. Если в Англии борьба против совершенной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах» 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жёсткую неприязнь к католической церкви.
Вольтер писал философские повести (Кандид или Оптимизм, Простодушный), сатирические поэмы (Орлеанская девственница), философские трактаты (Английские письма), пьесы (Заира, Магомед), фельетоны, статьи. Наоборот, русские архитекторы этого времени нередко отступали от строгого порядка. 390. ). Это идеал поколения. В результате в музыке получили развитие соната, сюита, а также опера, оратория, кантата. Людям он даровал две книги— Библию и книгу природы.
Чтобы предотвратить резню между жителями двух городов, они вынуждены сражаться. Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков инкрустациями, узорами. Классицизм вырождается в архитектуре в стиль ампир. Хотя правительство расправилось с восставшими, сопротивление их не ослабевало. В литературном творчестве он стремился к реализму (Племянник Рамо, Жак-фаталист, Монахиня). Примечательно, что лидеры Великой французской революции объявили 1793 г. первым годом «новой эры». Но это означает, что в практическом плане история должна закончиться, если игра хаоса и порядка может быть приостановлена усилием просвещенного разума.
Баха, Г. Генделя. Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) (в том же году скончался Жан Жак Руссо) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)3. 385. ). Для этого стиля характерна связь с окружающей местностью, с ландшафтом. Молния сбила высокий шпиль с архангелом Гавриилом наверху и верхний ярус.
Архитектурная масса его зданий производит более органичное и живое впечатление. Э. Фальконе сталкивался с сопротивлением императорской бюрократии (Переписка Фальконе. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. Здесь нужно вспомнить еще работы современника и друга Баженова М. Казакова. Гражданская доблесть одних оттенена личным горем других. Бах является последним великим гением эпохи барокко.
Представители старшего поколения – Ш. Л. род рассказывания. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде.
atheos – «отрицаю Бога безбожный»). Лучшим драматургом эпохи классицизма был Жак Батист Мольер (1622-1673). М. Козловский предвосхищает скульптурные опыты Т. Жерико.
Ярким примером в этом плане является картина «Купальщицы», выражающая настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. Он создал удивительную музыкальную живопись, как бы вибрирующую и пульсирующую. В картине «Утренний туалет» Ватто изобразил чудесную обнаженную девушку. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Самым ярым и решительным ее критиком выступает Вольтер. К числу знаменитых произведений относится серия офортов «Кап- ричос» исполненных с удивительной художественной силой. Руссо.
Классицисты Западной Европы не ставили себе таких грандиозных задач. Здесь он не знает себе равных. Михайлов, указ, соч., стр.
Применительно к культуре в исследованиях просветителей вполне отчетливо оформились два основных направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами – культурный релятивизм и универсализм. Наполеон сплотил нацию, прославил французскую армию.
При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы. Ищутся постоянные факторы, влияющие на поведение людей, – географический детерминизм (Ш. Л. Монтескье «О духе законов» 1748). Вот таким образом, заключал Вольтер, «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». К началу XVIII в. естествознание переживало истинное возрождение.
Основное внимание обращается на тщательную обработку деталей. Англия была родиной европейского Просвещения. каждый стремится к собственному счастью (максимум удовольствий и минимум страданий). 1) Смысл истории познавательный – это уроки, которые мы должны извлечь. В России ампир получил распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных Карло Росси (Главный штаб, Александрийский театр), А. Д. Разум объявлялся самым могучим орудием преобразования окружающего мира.
74. ). Дидро одет в халат, голова без головного убора. 31. ). – Ученые Записки Ленинградского университета. Его небольшие рисунки выглядят как эскизы к монументальным фрескам.
Рост пессимизма (Маркиз де Сад). В XVIIвеке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). 31. ). Одним из выдающихся произведений русского классицизма в архитектуре является Невские ворота Петропавловской крепости (1786-1787 гг., автор Н. А. Львов). В архитектуре надо было следовать пропорциям греческих портиков и римских куполов. Для него характерны лаконичность, внушительная монументальность, выразительно подчеркнутый контраст глади стены и приставленных к ней колонн, декор из отдельных рельефных деталей, контрастно выделяющихся на фоне нейтральной поверхности стены.
Секуляризация сознания – отказ от идеи Бога и опора на свои способности. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стал Ж. Ж. Она отмечена яркой театральностью. Ф. Лекции по философии истории., 1784). Необычайно широкие и обширные были познания немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). чувство – никогда. ».
В своих произведениях – «Юлия или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. В возрасте 14 лет юноша стал заниматься наукой. Творчество Баха составляет вершину искусства полифонии. Помочь ему может только он сам, только изучение собственных способностей и возможностей. Для нее характерны строгие классические формы, связь с окружающей местностью (фасады боковых корпусов стоят на линии застройки улицы, главный корпус сочетается с зеленью парка, который спускается к Москве – реке).
Наиболее радикальные революционные воззрения отстаивал А. Радищев. Братство имело сугубо эмоциональное звучание. Именно в таком духе написана картина «Качели». В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали1.
Нижняя часть церкви больше похожа на сооружение дворцового типа. Наиболее ярким мыслителем эпохи Просвещения был Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694-1778) – французский писатель историк, философ, просветитель. Модель создания исторических повествований заимствовалась из сферы литературных жанров. Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский писатель, мыслитель, просветитель.
Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях (Отец семейства, читающий своим детям Библию, Деревенская невеста, Балованное дитя). 133-262. ). Вздыбленный конь – демонстрация необузданности (характерно для классицизма). Герцен, О развитии революционных идей в России. Zeitler, Klassizismus und Utopie, 1914. ). В картине «Утренний туалет» Ватто изобразил чудесную обнаженную девушку.
(Чтобы понять умонастроение Ерменева, нужно вспомнить, что в бытность во Франции он был свидетелем взятия Бастилии и запечатлел это событие в одном из своих рисунков. ) Бедственное положение русских крестьян, нищих, слепых выражено Ерменевым с беспощадной правдивостью. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. Бах является последним великим гением эпохи барокко. Проект Баженова остался неосуществленным. Познание общества уподобляется познанию природы – поиск законов социальной жизни (социологизм).
Давид, один из вдохновителей Великой французской революции, ее активный участник, пережил затем тяжелый идейный кризис и стал первым живописцем Империи и придворным художником Наполеона Бонапарта, прославляя его так же, как до того – героев Римской республики, создав для него стиль «ампир» (от фр. Ему удалось объяснить, почему любой брошенный вверх предмет обязательно падает на землю (вследствие действия закона всемирного тяготения) им были открыты основные законы механики (раздела физики) и многое другое. Он был современником крупнейших событий века.
Ему принадлежат около 20 опер (Свадьба Фигаро, Дон Жуан, Волшебная флейта), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый Реквием, хоровые сочинения. Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. Наиболее известными среди них являются «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Искусство, 1954, 1, стр.
В своих законодательных начинаниях и реформах правительство Екатерины II широко пользовалось идеями Просвещения. Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Появляется сам термин, веденный Вольтером. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон – из разума.
В ответ Вольтер не раз писал о Церкви своим друзьям: «Раздавите гадину. » Религиозные предрассудки, по его мнению, лишают человека возможности мыслить самостоятельно. В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Фальконе, Ж. А. Гудон). Они рассчитывали на разумное сочетание интересов буржуа и аристократов. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.
Художник на службе у власти. Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. Приоритет изучению природы.
Просвещение быстро получило распространение в стране. Образ гетмана целостный, это простой человек, мужественная, решительная и смелая. Первый том вышел в 1751 г. Главным редактором и душой предприятия былДени Дидро (1713-1784). Художник Д. Г. Левицкий в 1773-1774 гг. Эти средства редко оказываются соединенными.
Все просветители считали, что мир устроен по законам Разума, за что их воззрения получили название «рационализм» (от лат. «Реквием», написанный Моцартом незадолго до смерти, стал своеобразным эпилогом всего его творчества. Это подобие амфитеатра должна была заполнять толпа зрителей.
«Энциклопедия», обобщив все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в., стала концентрированным выражением идей Просвещения. ratio – «разум»). История – это уровень явлений.
Это была первая классификация всех известных растений и животных. Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву. Скандальное произведение, положившее начало новой эстетике в искусстве. Культуре эпохи Просвещения присуща научность. – СПб. : Наука, 1993. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы.
Его творчество охватывает почти все жанры и повсюду он выступает смелым новатором. Она раскрывает всю глубину его внутреннего мира.
тогда идеалом считался скорее абстрактный человек, но отнюдь не Родина (Э. А работа была запрещена. Картина Давида перекликается с полотном Пуссена «Похищение сабинянок», 1635г. В скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Именно в таком духе написана картина «Качели».
Напряженное тело Аякса по контрасту к телу его мертвого друга выглядит более сильным. Одежда императрицы пышна и тяжела. Это парадная хроника дворцовой жизни. 173. ). Вместе с тем здание сильно вытянуто вдоль набережной Москвы-реки. Просветительский реализм заявил о себе гл. 55. ).
Цель – практическое: господство над природой посредством роста знания. Успехи капитализма не улучшали условий жизни крепостных. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Уравновешенность композиции, лапидарность форм усиливают воздействие этих рисунков, в которых мастеру не пришлось прибегать к приемам гротеска и гиперболизации. Это и есть цель жизни человека.
Его спектакли ставились даже на сцене Лувра перед королём Людовиком XIV. В результате нередко предавался забвению национальный характер культуры. В этом — связь искусства с историческими предпосылками эпохи. – он изображает жизнь и заботы простых людей их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь идеализирует патриархальный крестьянский быт.
Именно в эпоху барокко получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли. Заключение. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж.
Она впервые становится предметом суровой критики. В классицизме добрая природа человека противопоставлялась влиянию дурной среды. Его окружает английский парк. Творчество Баха составляет вершину искусства полифонии. 3.
Возросли требования и к личности царя, в это время мы встречаемся с понятием «просвещенный монарх». В руке Марата деньги – символ милосердия. Сдвиг в понимании живописной композиции. Фасад воспроизводит древнеримский портик, украшенный фронтоном.
Однако настоящая слава пришла к Моцарту после его смерти. Государство требовало от зодчих выразить в архитектуре силу, величие Российской империи, прославить царя, вознести хвалу богу. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой.
Правда, Е. Тарле давно уже отмечал, что в XVIII веке она не была безучастна к индустриальному развитию Европы (E. Мерой в их определении призвано было выступать знание законов человеческой природы. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика»— однокоренные). Наибольшее распространение рококо получило во Франции.
Спорный эпизод: Наполеон при коронации вырвал корону у священнослужителей, короновал себя сам, «узурпировал» церковь. Кубический объем здания не подавляет окружающей природы, не вступает с нею в конфликт. Ведь все народы, по сути, одинаковы, а страсти нуждаются не в понимании, а в ограничении. Образец классицизма комплиментарного, пропагандистского.
Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибаться. Ворота выходят на Неву. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732-1806). Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе.
Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его. Он словно избегает полной откровенности. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
Кажется, что он вырастает из почвы, как его купол — из куба здания. Король Людовик XVI, прочитав Безумный день, заявил, что скорее Бастилия падёт, нежели эта пьеса будет поставлена. Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берёт свои основания из эпохи Просвещения (основателем экономического либерализма считается Джон Локк).
В резиденции французского монарха центром должна была служить его роскошная опочивальня. 177). Поистине 18 век в истории западноевропейской цивилизации был «веком разума и Просвещения». – Соч., т. IX, 1825, стр. отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде.
– Современный мир, 1910, май, стр. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведениями искусства. Прямой противоположностью музыке барокко с ее страстностью и противоречивостью в эпоху Просвещения стала музыка венской классической школы, самым ярким представителем которой в XVIII веке был Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Это мощный, харизматичный образ. Там он пишет свой автопортрет.
Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник Голоса народов в их песнях. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. Именно этим правом воспользовались музыканты Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Поздний классицизм (ампир) приобрёл черты парадности и пышности (1-я треть 19 в. ). Великая княгиня упрекала Камерона за нарушение правил архитектуры (L.
Он возрождал в нем белизну и гладь стен древней новгородской архитектуры (А. Демократическое направление в Просвещении получило названиеруссоизм по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей –Жан Жака Руссо (1712-1778). Руссо. Какое место в такой онтологии отводилось истории.
В живописи цвет играл подчинённую роль использовались локальные цвета. Фагэ). Цель художника – напоминание о гражданском долге. Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует.
Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Наоборот, участие землевладельцев в торговле вело к увеличению барщины и оброка. Разум обобщает (исчисляет ищет повторяемости в опыте, отделяет существенное от несущественного) накопленный опыт взаимодействия с миром и направляет действия людей. В философских произведениях (Мысли об объяснении природы, Философские принципы материи и движения и др. ) Дидро отстаивал материалистические идеи.
Два идентичных здания на площади Согласия в Париже могут служить этому примером. Но с этой задачей сочеталась другая тенденция в его искусстве: стремление к конкретной индивидуальной характеристике, которая была присуща его портретам. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. С одной стороны именно в этот период появляется философия истории.
В этом высказывании можно угадать эстетическую программу русского художника XVIII в. ). К 30 годам молодой человек был уже академиком, членом Королевского общества. Современный вид Меншикова башня приобрела в конце XVIII века. Из наиболее известных композиторов к стилю причисляют А. Вивальди, И. С.
История уходит корнями в древний Рим. Россия оставалась страной по преимуществу аграрной. Детерминизм. Белехов и А. Петров, Иван Старов, М., 1951, стр. 252. ).
С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. Сложная судьба, трагический конец жизни. Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности (Рассуждение о начале и основаниях неравенства). Отход художника от предыдущих идеалов. Отсюда цель социального бытия – рационализировать общественное устройство. Они, как производное от законов природы, однообразны в пространстве и времени.
Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732-1806). В литературе и театре начала XVIII века классицизм уже не был ведущим стилем.
Его крупные произведения «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре или Принципы политического права». В портретном жанре им также созданы такие шедевры, как «Маха на балконе», «Портрет Сабасы Гарсия». В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения.
Везде в мире, в том числе в социальном, господствуют одни и те же законы, которые носят естественный характер. Все может быть объяснено посредством математических расчетов. Он создал удивительно музыкальную живопись, как бы вибрирующую и пульсирующую. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему.