Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Для него злой рок всегда живой. данным – ок. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Агрехи, какдождь, проникающий втрещины храмаМощным противоборствующим потоком красоте художника выступает образ кардинала, который чувствует себя орудием божественной кары, асам погружается вмрак ипустоту. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании. Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577 – 1579) Это его первые заказы в Толедо. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Такова была интерпретация великого мастера.
Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Стефан и Св. Но время сохранило самое главное – его картины. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами искаженными пропорциями и нереальными фрагментами. Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. «Успение Богородицы» (ок. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Августин и св. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Изображение участников погребальной мессы — монахов, духовенства, дворян Толедо, где многие узнавали себя, — вносит в картину ощущение реальности.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули. Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел».
ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств).
Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь.
1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города.
В молодости Греко писал иконы на Крите. Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Бенедикта и Св. Но многие приемы абсолютно необычны.
Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Даи заявления, чтокартины должны быть скромны ипорядочны ине отвлекать отмолитвы демонстрируют кризис религии, когда костры инквизиции убивали вчеловеке веру. Фильм прекрасен тем, чтопомогает вобыденном увидеть красоту. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Да и само искусство толедского мастера пребывало в забвении вплоть до начала XX века.
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров. 1600). Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Ониделают егочеловеком. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Уроженец острова Крит, Доминикос Теотокопулос получил прозвище Грек. одухотворения и оцепенелости. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача. Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля. Моденский триптих (ок.
Стал узнаваем. —Боль. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо).
Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. К концу жизни художник был практически разорен. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Смерть.
Однако ничего не получилось, более того, молодой художник утратил поддержку кардинала Фарнезе. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn") Одна из "ночных" картин Эль Греко. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость.
В период рассвета его слава распространилась по всей стране и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Именно под этим именем он и вошел в историю искусства.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени.
Приметы реальности здесь сохраняются в некоторых деталях и прежде всего в образе самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки. Страдания. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Но все неузнаваемо преображено художником. Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность.
Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Работы шли нарасхват.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.