Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Зеничев). Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». 1572). Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
Почему так произошло. Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом— тот тоже был совершенно самобытен илишь условно связан спредшественниками исовременниками. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. К концу жизни художник был практически разорен. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. При этом он был человеком Ренессанса.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Стефан и Св. Но все неузнаваемо преображено художником. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери.
Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Как пишет Т. П.
1576) и др. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Крит в те времена был владением Венеции. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Тому есть несколько причин.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Обращение мастера к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеального преображения придает картине исключительную содержательность и многозвучность. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Оно сочетает традиции трех великих художественных культур — византийской итальянской и испанской.
Итальянцы и испанцы называли Доменикоса Теотокопулоса, живописца греческого происхождения, Греком. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Композиция резко делится на две части. Как это возможно. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Что, вобщем-то, справедливо. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
1. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Возможно, что описанный случай, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Но многие приемы абсолютно необычны. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Слава Богу, что так. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
1600). Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Боги — те же призрачные существа, что и на других его полотнах, олицетворение обреченной Трои — образ раскинувшегося на горе Толедо. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Не осталось унего иучеников. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. одухотворения и оцепенелости. Однако вряд ли это справедливо. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Терезы и других испанских мистиков XVI века. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. АХристос пребывает как будто отдельно от них.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения».
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Сейчас он находится вТоледо.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Город оказал на него огромное воздействие. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня».
Средневековая легенда о погребении именно в этой церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. «На похоронах графа, пожертвовавшего церкви большие средства, в 1312 году, согласно легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. данным – ок. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Такая техника позволяла создавать картины, сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании.