В книге Экстер – текст только пролога: как раз здесь возникает картина войны.
И в Париже и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве. – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Позднее Экстер много работает над беспредметными композициями, росписью абажуров, ширм, подушек, скатертей, платков, платьев. «В то время» – сказал он, «Александра Экстер носила такую смешную черную шляпку – она вообще очень любила шляпки и, вполне возможно, что она исходила из некоего реального образа или реальных предметов. Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ).
Кстати, довольно успешной была работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом открыли ей двери в так называемое « хорошее общество ». Уже в названии (а художника всегда давала своим произведения очень простые и точные названия) заложена суть произведения – плоскости, которые движутся. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь.
Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др.
Проходила обучение в Киевском художественном училище., но в. Экстер ктому времени уже вернулась вПариж иучаствовала вней вкачестве одного изпредставителей масштабной российской секции. Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка « Звено » и « Кольцо » (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. Так, в «Quatrains» О. Хайяма (1936) за основу взята персидская миниатюра, «Мистерия крови» А. Франса (1941) исполнена по мотивам западноевропейских рукописей позднего средневековья, в «Оде к Вакху» Горация (1937) переработаны приемы и стилистика античной живописи.
Отношения этих двух элементов активны и энергичны. Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи. Приехал он и в Нижний Тагил.
От других авангардистов Экстер отличало еще и чувство укорененности в культуре. Так, в своем оформлении «Ромео и Джульетты» Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были «слишком зрительны». Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино.
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала « третейским судьей » в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки « 0, 10 » (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. И вот у Лиссима я увидел все эти замечательные работы. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях. В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции.
В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо.
Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась). Экстер привнесла в московскую культурную жизнь свежесть перемен, в том числе благодаря знакомству с новейшими сценографическими тенденциями, утвердившимися в Париже в 1910-1913 годах и « Русским сезонам » Дягилева (оформительская работа Бакста), а также революционному исполнению Вацлава Нижинского в « Полуденном отдыхе фавна ». Опыт был огромной смелости. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери.
Их дискуссии окубизме, вероятно, побудили Малевича окончательно концептуализировать своё видение нового беспредметного творчества– супрематизма. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус « беженки ».
В 1908 при содействии Давида Бурлюка устроила выставку «Звено». Впервые приехав в Париж в 1907 году, она перезнакомилась со всеми знаменитостями – с Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Пабло Пикассо и Арденго Соффичи – и узнавала кубизм и футуризм из «первых рук». Впечатление от нового французского искусства было подобно озарению, внезапно пришедшей ясности. Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Одновременно с ним движется и изображение.
Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». В 1928 году Луис Лозовик, автор первой американской книги, заказанной « Socit Anonyme » Катрин Дрейер и посвященной новому русскому искусству, опубликовал статью, посвященную марионеткам Экстер. Даже если на творчество Экстер повлияли формальные ограничения французского кубизма и линейная динамичность футуризма, ее картины свидетельствовали об исключительном чувстве цвета и вели к новой концепции живописи как независимого исследования цветовых сочетаний, диссонанса, стихийных пространственных ритмов. Подолгу живя во Франции и Италии, Экстер никогда не порывала с «левыми» художниками Москвы, Петербурга и Киева. Она продолжила эти новаторства. О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо.
Параллельно с « чистым » творчеством Экстер очень много работала для сцены: ей принадлежат костюмы и декорации к пьесам Ромео и Джульетта (1921), Товарищ Хлестаков, Смерть Тарелкина. Рабинович, И. И. Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр для оформления постановки «Благовещения» Поля Клоделя в 1920 году. Это « конструктивное внутреннее взаимодействие », вышедшее из логики кубизма, создает новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Александра Экстер известна не только как одно из главных действующих лиц авангарда, участница практически всех значимых модернистских выставок, но и как театральный художник, реформировавший современный театр. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»).
Жил он под Нью-Йорком. Когда мир – это знак, вмещающий всеобщие категории. С 1924 года жила в Европе. В 1924 году Экстер отправляется в Италию.
В книге нет деления на иллюстрации и текст: одно неотторжимо от другого. Экстер Александра Александровна (1882-1949) – известная художница, представлявшая авангардные направления супрематизм и кубофутуризм. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломеи» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921). Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь.
Преподавала в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства (1925–1930) и ателье М. Франкетти. Так в «Натюрморте с яйцами» (1914) на вещи, украшающие праздничный пасхальный стол, надвигается, окружает, пытается их себе подчинить, мир окрашенных плоскостей, по-разному ориентированных. Она настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации « русской секции » на Салоне Независимых.
Даже новое « открытие » русского конструктивизма в последней трети ХХ века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только иллюстрацией рукописей. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914).
Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. С помощью Надежды Ламановой и Веры Мухиной (которая работала с ней в Камерном театре) Экстер создала костюмы, а ее сподвижник Исаак Рабинович вместе с Сергеем Козловским работал над декорациями. В своих «Записках коллекционера» Никита Лобанов-Ростовский так описывает этот случай: Родилась в 1882 г. в Белостоке.
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала «третейским судьей» в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки «0, 10» (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. Движутся вообще, движется сами им внутри себя. Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была «художницей с исключительной чуткостью», отозвавшейся на его «сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра». Экстер (урожденная Григорович) Александра Александровна (1882, Белосток Гродненской губ. его книгу От мольберта к машине, Москва, 1923 г. ). Из предисловия Таирова к альбому «Alexandra Exter.
Тогда Нина показала свою французскую журналистскую карточку, которую получила, работая в парижском отделении журнала «Ридерс дайджест». Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. Несмотря на такие имена, как Ермолова, Нижинский, Павлова, Шаляпин, Южин и т. д., актер обычно играл и двигался «внешне», в соответствии с сюжетом. В 1923 году Александра Экстер также поучаствовала в декоративном оформлении первой « Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки », а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной Армии. В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище. Жанр кино предоставил Экстер массу возможностей: она прибегла к кинематографическому методу «движения» персонажей, дав зрителю постоянно меняющуюся точку зрения — прием использованный ею при работе над марионетками, также рассматривавшимися как кинетическое целое (они тоже предназначались для фильма). Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами.
Однако эта выставка стала лебединой песней чешского модернизма, равно как и этого периода творчества Экстер – шел 1939 год и через несколько месяцев после вторжения Bермахта в Судетскую область началась кровавая и разрушительная Вторая мировая война. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта». В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством.
Отныне он не достоин изображения. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Но даже в Париже официальное образование не успевает за духом времени. Десять лет спустя Таиров подчеркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в 1921 году она « изобрела вертикальную сцену ».
Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус. Пожалуй, трудно найти более подходящий эпиграф ко всем Les Livres Manuscrits Экстер. Костюмы Экстер для фантастического фильма Аэлита (1924 г. ), представленные в 1924 году в Венеции и в 1925 в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами.
До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Отсюда – и некая герметичность пластики и отрешенная, сосредоточенная в себе образность. В эскизах Экстер экспрессивная динамика острых изломанных плоскостей «молниеобразно» прочерчивает силуэт человеческой фигуры, подчеркивая стремительность ее динамичного ракурса.
Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева. она преподавала в московском Вхутемасе.
TПродолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского « Союза молодежи » и московского « Бубнового валета », с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. В 1920-х гг. Среди гостей и учеников упомянем Лисицкого, Рабиновича, Илью Эренбурга, его жену Веру Козинцеву, ученицу Экстер и ее брата, будущего кинорежиссера Григория Козинцева, польского композитора Короля Шимановского.
У Экстер не было преемников и все ее наследие попало в Америку.
Еще одним препятствием к изучению ее « чистого » (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. Последний потряс ее до глубины души. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство.
В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Одну анфиладу почти полностью занимают станковые произведения от наиболее ранних до наиболее поздних и перед зрителем последовательно проходят натюрморты, пейзажи, абстрактные композиции, поздние работы, синтезирующие в себе различные мотивы, а также вклиниваются как напрашивающаяся параллель рукописные книги, оформленные Экстер и ее театральные фантазии (эскизы к неосуществленным спектаклям, схемы декораций для различных зрелищных заведений, – театра, цирка, оперетты и пр. ). Два зала выставки были целиком посвящены творчеству Экстер. абстрактную живопись в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене). Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич. Ассоциации художника прозрачны, символы конкретны: за ними – Франция «Стихи» Ронсара Экстер – это французская феерия, где все невидимыми нитями граничит со всем – не только со словом Ронсара, но и с тем, что это слово взрастило.
Нивинский, А. Г. Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции. Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием.
В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). Он унаследовал все ее работы, которые были пересланы ему в Америку. Будучи пионером нового дизайна, Экстер всегда оставалась «поверх измов», свободно обращалась с ними и в случае конструктивизма возражала против той экономичности и скупости, которую проповедовали Родченко и братья Стенберг. Полотна, представленные ею в Венеции, упрочили европейскую известность художницы, которая продолжала расти в последующее десятилетие.
Так, весной 1915 года она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки « Трамвай V », организованной Малевичем и представленной в Санкт-Петербурге в самый разгар войны. Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 году альбома из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей « Четыре дороги » с предисловием Александра Таирова. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Спровьери в Риме. Виртуозность вертикальных платформ, впечатлявших публику в постановке Ромео и Джульетты, размещение наклонными уступами площадок и лестниц, устремлявшихся ввысь в ритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляли современников. Кто-то уверен, что художница давно мечтала выехать, другие считают, что причиной отъезда стал разрыв с Таировым.
Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. Приехав в Париж в начале 1925 года, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже в его « Современную академию », где она преподавала сценическое оформление, поскольку абстрактная живопись вызывала в то время гораздо меньший интерес. Сна настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации «русской секции» на Салоне Независимых.
Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). А ее театральные эскизы в каталоге оценены предварительно в сто — сто двадцать тысяч.
На камине стояли чашка и соусница, расписанные С. М. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в « Первой международной футуристической выставке », организованной галереей Спровьери в Риме. Я долго разыскивал работы Экстер. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного «построения». В Киеве она безусловно играла главенствующую роль.
О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Ее учениками были И. М. Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга. Она рассказала нам, что в течение многих лет болезни Экстер за ней постоянно ухаживала медсестра Мишлин Строль.
Знаменитый искусствовед Яков Тугенхольд так писал о произведениях Александры Экстер еще в двадцатые годы: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы Взор зрителя ищет в них человеческого содержания, аналогий и намеков на какие-то привычные конкретные образы – и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов. Представленные в 1924 году в Венеции на « Выставке новой театральной техники », ее декорации и костюмы сразу завоевали международное признание. «Аэлита» своей двойной любовной историей, вдохновенным изображением жизни на Марсе и неприкрашенной картиной повседневной советской жизни соединила мечты с реальностью, счастливое будущее и настоящее, как это делали фильмы с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба.
В это же время она проявила интерес к прикладным искусствам использовав кубистические формы для создания бытовых вещей. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре. Театральное творчество Экстер преодолевает океан: в 1926 году ее работы представлены на « Международной театральной выставке » в Нью-Йорке, а в следующем году – на знаменитой « Machine age exhibition », которую Альфред Барр организовал в новом нью-йоркском Музее современного искусства. Продолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского «Союза молодежи» и московского «Бубнового валета», с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь. Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье.
Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка «Звено» и «Кольцо» (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной сэутуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. В 1907 уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии Ла Гранд-Шомьер и познакомилась с представителями современного французского искусства – Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом, с итальянскими футуристами.
Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. Осень 1917 года в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место в экспозиции ежегодного салона объединения « Бубновый валет », недолгим председателем которого был в то время Казимир Малевич. Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917).
Зачем писать то, что видимо. С 1928 жила в пригороде Парижа Фонтенэ-о-Роз. Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году). Тогда их вообще никто не покупал.
Мадемуазель Анзиани, дама сорока с небольшим лет, вспоминала об Экстер с теплым чувством. Абстрактная пластика подошла к концептуальному рубежу, который молодой искусствовед Николай Тарабукин вскоре назовет « концом живописной практики » и « самоубийством художника » (см. За семь лет до этого Экстер выполнила макеты и костюмы к спектаклю «Саломея» Московского Камерного театра, который был признан «одной из вех 1917 года». Работы к трем главным для Экстер постановкам, демонстрируемые здесь достаточно подробно, наглядно показывают, как художница, увлеченная в середине 1910-х – начале 1920-х годов абстракцией, в числе первых создает трехмерную беспредметную сценографию, – декорации, сконструированные из объемных геометрических элементов.
В 1962 г. я встретился с художником Лиссимом, бывшим киевлянином и другом Экстер. Таким образом, еще только предстоит определить и закрепить за Экстер то место на художественном небосклоне XX века, которое по праву принадлежит ее творчеству. А ведь в 1910-е годы ее живопись была очень заметна в среде авангардистов, в том числе и российских. Но театр – лишь одна сторона деятельности художницы.
Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. Умерла в 1949 году в пригороде Парижа Фонтен-о-Розе. Эскиз к постановке испанских танцев» (1918-1919). Человек очень интеллигентный, элегантный, умный. в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.
В 1914 в Киеве организовала авангардную выставку «Кольцо». В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и фугуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от «правоверного» кубизма. Она не страдала аскетизмом и лаконичностью и, проектируя моды в 1923 году, широко использовала богатство узора и смесь стилей, объединявшую супрематистские мотивы, египетские аллюзии и дополнения из меха.
Два года спустя Экстер приняла участие в выставке « Cubism and abstract art » – уже вошедшей в историю панораме, представленной Альфредом Барром в Нью-Йорке. Таковы заостренные треугольники кипарисов и постепенный наклон ступеней в «Фамире Кифареде». Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме». Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи».
Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. Она задумывает свои костюмы почти всегда динамически. Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. Новости с Запада доходили до него так же быстро, как и до Москвы, но воспринимались более естественно, без оглядки на возможную конкуренцию, так заботившую москвичей.
Маринетти. Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. Эта свобода, являющаяся результатом чисто энергетической концепции цвета, достигла важного рубежа на « конструктивистской » выставке « 5х525 », открывшейся в Москве в сентябре 1921 года. Такие книги художница делала, как правило, в одном изредка — в трех-пяти экземплярах.
После недолгого сотрудничества с Таировым она работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович, 1926), над оформлением берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер (1927) и над коллекцией трафаретов, вышедших в свет в 1930 году. Создавалось впечатление, что кконцу авангардистской эпопеи её живопись окончательно отошла навторой план. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке « Золотое сечение » (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных « геометрических » рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм.
К тому времени интерес к абстрактному искусству в Европе угас, но художница продолжала творить и весьма удачно, в области сценического оформлления спектаклей. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг.
Костюмы к «Аэлите» прекрасны. «Таинство крови» – особый случай в искусстве Les Livres Manuscrits Экстер.
Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве. Так, А. Эфрос писал о ее декорациях к «Фамире Кифареду» : «Аполлоническая статика» держала центр торжественной лестницей. В это время она увлечена кубофутуризмом, но обязательно – беспредметным. Излюбленные Экстер пять цветов звучат то мощным аккордом, то нежнейшими нюансами – создается стройная музыкальная гармония.
В период эмиграции Экстер занималась преподаванием, оформлением спектаклей, декоративным искусством. Озаглавленная « Divadlo » (театр), эта последняя презентация творчества Экстер, включавшая 116 номеров в каталоге, стала самой крупной из всех когда-либо организованных выставок ее сценических проектов. На стенах висели четыре или пять больших картин маслом и несколько трафаретов из книги «Alexandra Exter decors de theatre», стоял расписанный Экстер сундук, а два ящика были набиты трафаретами и различными книжными иллюстрациями. В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж.
Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Служащий отказался, заявив, что записи закрыты для публики. Даже новое «открытие» русского конструктивизма в последней трети XX века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. При этом работы художницы экспонируются и за границей. Не вызывает сомнений, что та же сознательная сдержанность привлекала Таирова в братьях Стенберг, которых он пригласил оформить целый ряд важнейших спектаклей в Камерном театре, в том числе «Грозу» и «Святую Иоанну» в 1924 году. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм.
Она активно участвует в художественном процессе в Париже, продолжает театральную деятельность, ее декорации даже пересекают океан и выставляются в Нью-Йорке. Оттуда они более не вернутся. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. Отсюда – распахнутость пространства (иными словами: отсутствие павильона), взаимопроникновение интерьера и экстерьера.
Окончив в1906 КХУ, вкоторое она поступила в1901 вольнослушательницей, мечтала продолжить образование вПариже. Член и экспонент объединений «Звено» (1908), «Бубновый валет» (с 1910), «Союз молодежи» (с 1913), «5 х 5 25». В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже.
Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее « Der Sturm ». Открытие состоялось в пражском Художественно-промышленном музее (Umleckoprmyslov muzeum) – в стране, где в 1920 году появился продуктивистский неологизм робот, который писателю Карелу Чапеку удалось включить в словарь понятий европейской культуры. я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить»). Костюмы Экстер – это и есть застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Так, на недавней «конструктивистской» выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены «вне каталога» рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не «постмодернистским» классификациям.
Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди со6ратьев -«беспредметников» осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом.
Став выпускницей, Александра Александровна продолжила обучение вольнослушателем в КХУ. В 1910 году она сняла мастерскую, расположенную в доме номер 10 по улице Буассонад, в самом центре модного квартала Монпарнас. Сценическое оформление спектаклей « Фамира Кифаред » (1916 г. ) и « Саломея » по Оскару Уайльду (осень 1917 г. ), которые Таиров поставил в Камерном театре, принесли Экстер известность. Отсюда и то, что архитектурные мотивы и пейзажные фрагменты возникают словно вывезенные на подмостки па тележках, а часто недвусмысленно напоминают театральные прати- кабли.
Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). В отличие от непримиримой Москвы или провинциальной Одессы, Киев в то время мог гордиться атмосферой подлинно европейской столицы. Но отвернуться уже нельзя – он начинает ощущать холодные и чистые как музыка чары это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идеи пространства и глубины идеи равновесия и движения». В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. Как можно заметить в самых разных ее работах, в основе этих построений лежал принцип «центрирования».
Работу Экстер писала в самый плодотворный период творчества – в Москве или в первые годы жизни в Киеве. Таиров и Экстер были пионерами». Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. Переработка народных мотивов придала особую окраску декоративности произведений Экстер, когда под декоративностью понималось не только решение формальных задач (другими словами, принцип «искусство для искусства»), но и вплетенность искусства в жизненную среду.
Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. Вторая же анфилада полностью посвящена театральной части творчества Экстер, разворачивающейся почти параллельно (в хронологическом смысле) станковой, причем трем главным постановкам в наследии художницы – названным выше спектаклям Камерного театра – отдано три специальных зала. На родину художница больше не вернется.
В начале своего творческого пути Экстер была близка к круп/ символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Еще одним препятствием к изучению ее «чистого» (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. Вышивка украшала модные платья, сумочки, шарфы и подушки.
В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено». Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. Приехав в Россию, она знакомится с К. Малевичем и супрематизмом и пишет картины.
В 1933 году Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и « Рубаи » персидского поэта Омара Хайяма, но основная масса рукописных книг была создана ею в тяжелые 1939-1942-е годы. Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи. Представленные на ней театральные работы Экстер получили золотую медаль. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Её привлекал фовизм.
Режиссер Протазанов снял Аэлиту в 1923 году и представил ее публике в начале 1924 года. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и футуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от « правоверного » кубизма. Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б. Г. Романова, В. Ф. Нижинской и Э. Э. Крюгер, 1924–1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936–1938), декоративные ширмы и керамику.
Это был период нового взлета ее живописи: Экстер участвовала в самых смелых авангардистских акциях, таких как конструктивистская выставка « 5x525 » (сентябрь 1921 г. ), ставшая апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве. Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году.
Москва) вРоссии. Родилась всемье акцизного чиновника. В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии. И очень многое в нем определялось колористическим «менталитетом» художницы, сформировавшейся под сильным воздействием цветовой стихии украинской народной живописи.
Её отец был коллежским асессором (гражданский чин). Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чем свидетельствует ее членство в ассоциации абстрактного искусства « Круг и квадрат » издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась « респектабельность » этого художественного направления. Выдающийся искусствовед А. Эфрос писал, что костюмы А. Экстер «застывшие в линиях и красках человеческие ритмы».
Так, на недавней « конструктивистской » выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены « вне каталога » рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не « постмодернистским » классификациям. Она была широко образована и знания становились одной из тем игры в ее работах. С группой ведущих модельеров страны работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922–1923), принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923). В 1924 художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы.
В большой гипнотической силе полотен художницы убеждаешься, попадая в пространство беспредметной композиции «Движение плоскостей». Редкие художники ее поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении. Созданные по полиматериальному принципу, наподобие рельефов Татлина или дадаистских ассамбляжей Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском « новом реализме ». Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе. В 1934 году Альфред Барр снова включил произведения художницы в « Международную выставку театрального искусства ».
Это был русский еврей, сын киевского банкира. В начале своего творческого пути Экстер была близка к кругу символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). «Конструктивная» оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише «геометрических стилей». Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. В своих размышлениях о новой постановке Александр Таиров подчеркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом (в перспективе), а строилось попланово – по вертикали.
Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. Умерла в 1949 г. в Фонтене-о-Роз, под Парижем, в полной нищете. Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Именно так: подразумевая и всю широту и всю эмоциональность слова «ликование».
Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Участник выставок с 1908.
Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. В России долгое время считалось, что произведения, созданные Экстер, как и многими другими авангардистами, на «загнивающем западе», не представляют интереса.
Но ее супрематизм вовлечен в энергетику движения – и в этом гениальность Экстер. Для его спектаклей в 1922 и 1923 годах она создала « линейные » конструкции неслыханной для того времени смелости. В поэзии Ронсара Экстер проницательно уловила ее совершенно французскую природу.
Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. На нынешней выставке это особенно наглядно демонстрируют ее рукописные книги. Лисимом. В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма.
После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Пугающее настойчивым и бесстрастным ритмом черных букв. В своей работе для «Аэлиты» Рабинович подчеркнул вертикали как в восходящих эллиптических колоннах из гладкого «металла» (гипс и дерево), так и в полупрозрачных занавесах, веревочных и металлических. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Александру Экстер знают все, даже не зная ее имени – достаточно посмотреть фильм «Аэлита» Якова Протазанова 1924 года создания, чтобы навсегда запомнить необычные костюмы, созданные А. Экстер и художником МХАТа И. Рабиновичем.
Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище. В 1921- 22 гг. Здесь ненавязчиво совмещены два принципа – тематический и хронологический.
Результаты этой энергетической зрелости цвета видны в серии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 года в Берлине (галерея Ван Димен) и в 1924 году на Венецианском биеннале. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько « городских пейзажей » – футуристическое видение « Флоренция » (сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве), « Синтетическое изображение города » и « Парижские бульвары вечером » (также хранится в ГТГ). Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). Отныне художница работала восновном втеатре.
Конструктивистские марионетки Экстер пользовались бесспорным успехом. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. В 1915 примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. После революции художница развила бурную общественную деятельность. В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ). « Мадам Экстер », как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи.
Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного « построения ». Так, он писал: «Поэтическая речь есть ковровая ткань имеющая множество текстильных основ.
Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». Именно она познакомила русский авангард с новациями французских и итальянских современников. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам.
В 1905 Ася Григорович сменила фамилию – она вышла замуж за своего двоюродного брата, успешного адвоката Николая Экстера. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Участвовала в российских и европейских выставках авангардного искусства (Салон Независимых, Бубновый валет, Трамвай В, Союз молодежи и другие). Его задача в том, чтобы творить восходящие звезды из всего, что мелькает в пределах его досягаемости» – это Пьер Ре- верди, финальный пассаж его «Мыслей о поэзии». Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). Эти «индустриальные» материалы, разумеется, являлись частью футуристского и конструктивистского культа машины (вспомним «Кошку» и «Стальной скок»), но для Экстер они были не просто «новинкой»: в отсутствие цвета они определяли форму и благодаря своей прозрачности и преломляемости вписывались в окружающее пространство.
В 1945 умер Г. Некрасов. В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации.
« Экстер отталкивалась от своего кубистского опыта », писал он в 1921 году в Записках режиссера. «дионисийская динамика» определяла фланги скатами и кубами, взгромоздившимися на ребра". В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. Думаю, что Экстер завещала ему ра» боты, так как во время и после войны он посылал ей продукты и это продлило ее жизнь. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус «беженки». Подобно тому, как абстрактное искусство упразднило ссылку на предмет (экстраживописный), Александра Экстер стала Христофором Колумбом современной сценографии – она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом – нематериальным и мощнейшим оформлением произведения. Отсюда – игра перспективой, меняющийся принцип перспективных сокращений.
Иногда Экстер создавала непосредственно стилизации, тонко обыгрывавшие первоисточник. И, пожалуй, трудно найти более точное выражение самой сущности подхода или, точнее, природы искусства художницы в этих книгах, чем формула Реверди в тех же «Мыслях о поэзии», прозвучавшая за несколько фраз до финала: «Задача не в том, чтобы выразить или даже передать, как говорит Валери, поэтическое состояние: нужно его возбудить. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. Тогда я обратился к искусствоведу Накову, моему товарищу еще со студенческих лет. Глубокое понимание Экстер основ этого взаимодействия ярко выявилось в первой же совместной работе с Таировым над постановкой «Фамиры Кифареда» в 1916 году, а позднее — над «Саломеей» в 1917 году, «Ромео и Джульеттой» и «Смертью Тарелкина» в 1921-м (не осуществлена). Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана.
Примечательно, что этот же принцип перешел у нее затем и в сценографию. «Композиция» (начало 1920-х) и «Эскиз мужского костюма к «Ромео и Джульетте» (1921) или «Балерина. Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное. В 1915 – 1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).
Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915. Считается одной из основоположниц стиля ар-деко в дизайне. В том же 1927 году в берлинской галерее « Der Sturm » Герварта Вальдена состоялась выставка, целиком посвященная сценическому творчеству Экстер – создавалось впечатление, что к концу авангардистской эпопеи ее живопись окончательно отошла на второй план.
Ее радикальным нововведением стала замена традиционных стационарных декоративных панелей игрой света с четкой и в то же время динамичной пространственной логикой. Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха. Некоторые помнили ее имя, но, к сожалению, никто не мог точно сказать, где она жила. пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер.
Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. 1931). Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство.
Создала оригинальный стиль «конструктивистского» театрального костюма и декораций, была художником знаменитого кинофильма Я. Протазанова «Аэлита» (1923). Течение действия выражалось в текучести декорационных элементов. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.
В 1907 году Александра уехала в Париж. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне. В 1927 году она получила заказ на большую серию марионеток, которую она впоследствии представила в Магдебурге (1929 г. ) и Берлине (галерея Флештхейм, 1931 г. ). Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Успех костюмов был обеспечен вдумчивостью и тщательностью художника.
Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). Другими словами, движение на сцене играло вспомогательную роль. Увлеченная в первый парижский период своего творчества (1910-1914 гг. ) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, в России она стала инициатором первых выставок «современного декоративного искусства» (Москва, 1915 и 1917 гг. ). Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер.
Проблемы пришли позже. её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). Появление Таирова и его Камерного театра переключило основное внимание на «внутреннюю технику актера» и на свободное движение.
Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких « орфическому » направлению, названному так Аполлинером и разработанному в Париже Пикабиа и Купкой. Мероприятие, названное « Выставка современного декоративного искусства », проходило в помещениях галереи Лемерсье. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактных картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре 1915 года подлинно революционной выставки « 0, 10 ». Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом, открыли ей двери в так называемое «хорошее общество». В 1925-30 гг.
Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди собратьев-« беспредметников » осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. Энергетическая логика, определяющая эту автономию « освобожденного цвета », проецируется в « метастилистическое » состояние, поскольку энергия по определению является внеформальным понятием.
Их влияние прослеживается, например, в фильме Метрополис Фрица Ланга. По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Но у вас тогда и этих денег не было и он мне дал рассрочку на два года. Александре Экстер присущи смелость композиционного мышления, острая линейная выразительность в ее театральных эскизах «борются статика и преодолевающая ее воля к движению» и этот контраст «замедляет действие, останавливает его в самых выразительных фазах». Черный цвет специалисты считают «опознавательным знаком живописи Экстер по его безграничным колористическим возможностям» – он покоряет своей «глубиной и таинственностью, бесплотностью и массивностью, активностью и нейтральностью».
Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х). Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала « академии » Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе « Ла Гранд Шомьер ».
Решительный шаг был сделан зимой 1915-1916 года. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова. Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других.
Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm». Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Его понимание сцены было в основе своей архитектурным, а не декоративным, что он и продемонстрировал в своем наиболее удачном оформлении, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» 1927 года позднее, даже в самый напыщенный послевоенный период советского искусства, он оставался верен своим убеждениям. Еще один важный момент. В это время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподает в московских « свободных мастерских » (Вхутемас), а также работает для ателье моды Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести Аэлита).
В этом произведении благодаря работе с цветом фигуративные реминисценции поглощаются самостоятельными, чисто беспредметными планами. « Конструктивная » оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише « геометрических стилей ». «Мадам Экстер», как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи. Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др. ), Франции (Салон Независимых – март 1912-го и др. ), в Италии.
Заимствуя известное и замечательное название их можно было бы определить как «Книги ликований». Это был период нового взлёта её живописи. (Ср., например, Кандинский: «. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916).
Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке. Но важно помнить, что именно фильмы грёз (часто импортированные Голливудом), а отнюдь не эксперименты Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова привлекали московскую публику в начале 1920-х годов. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». За границей Александра Экстер продолжает работать. Они очень не похожи на пышные костюмы к «Ромео и Джульетте» и напоминают, скорее, простые и строгие костюмы Александра Веснина к «Федре». Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность.
Ее кубизм всегда был цветным. Животный, растительный, степной, скифский, египетский, – какой угодно, национальный или варварский, – он всегда говорящ, видящ, деятелен». Но ее важнейшей оформительской работой 1920-х годов стал фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924). С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Интерес художницы к итальянскому футуризму (Балла, Боччиони, Северини), который она знала по Парижу, а также увлечение кубизмом в самой абстрактной из его версий, обозначенной Аполлинером термином « орфизм », предопределили ее приход к абстракции в живописи, о чем свидетельствует « Городской пейзаж » (Слободской музейно-выставочный центр). Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма.
Так, например, об оформленной Экстер «Саломее» А. Эфрос писал: «Саломея решалась как капитальная сюита протекающих красочных плоскостей. Только что прогремевший «Авиньонскими девицами» Пикассо поражает воображение публики кубистическими экспериментами: препарирует действительность на элементы, низвергая тысячелетние постулаты красоты и гармонии. Тышлер. Знаковая деталь: картина, отосланная в 1919 году Музейным бюро Москвы в Слободской центр, фигурировала в инвентарной описи под недвусмысленным названием « Беспредметная композиция » – именно так она воспринималась в то время. Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. Ее сосредоточенность на ритмической организации пространства, на ритмической рамке действия была главной особенностью ее стилистического подхода к театру, будь то кубизм «Фамиры Кифареда» или конструктивизм парижских замыслов середины 1920-х годов, будь то театральные костюмы или марионетки.
И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества. Полотна, представленные художницей вВенеции, упрочили её европейскую известность, которая продолжала расти впоследующее десятилетие. И в этом случае на картине она изобразила самою себя».
В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Она прочнейший ковер. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер.
Таким образом, в эскизах костюмов Экстер происходит «опредмечивание» абстрактных форм благодаря характеру и сущности персонажа. Училась в киевском художественном училище (1901–1903, 1906–1908), вольнослушательница). Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. здесь разгулялось». В кратком заявлении, опубликованном художницей в каталоге, четко выражен ее колористический демарш того периода: « работы свидетельствуют о решениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов и перехода к конструкции цвета, основанной на законах его самостоятельности ». Все – только ассоциации, но властные и сильные, не отпускающие и не позволяющие от себя отрешиться. Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912).
Дружба с Робером и Соней Делоне обогащает ее возможности во всех смыслах: она трактует по-своему открытый Робером орфизм и через супругов Делоне сводит знакомство со знаменитыми галеристами Вильгельмом Уде и Гервартом Вальденом. Она открыла первую частную студию, где страждущие уловить zeitgeist, «дух времени», собирались для общения и обучения. Эта постановка стала настоящим триумфом. Все остальные книги Экстер (вспомним хотя бы ее Ронсара, ее Вийона) совсем не похожи на эту.
После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Ее композиции их цветовой строй, отдельные мотивы могут вызывать в памяти самые разные образы и произведения прошлого. Образование будущая художница получала в Киевской гимназии святой Ольги. Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942.
Дружба с Робером и Соней Делоне раскрыла перед Александрой Экстер новые художественные и социальные горизонты – благодаря им она познакомилась с искусствоведом и коллекционером кубизма Вильгельмом Уде и берлинским галеристом Гервартом Вальденом, ярым сторонником супругов Делоне и самой смелой новой европейской живописи. Так далеко театр еще никогда не забирался. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября 1915 года. В 1921–1922 – в Высших художественно-технических мастерских в Москве. В октябре 1917 года строгое световое оформление « Саломеи » ознаменовало рождение театрального конструктивизма – эта постановка стала настоящим триумфом. Он отказался, а двадцать лет спустя призвался мне, что это решение было одним из самых неудачных, какие он в жизни принимал.
Укорененность Экстер в культуре проявилась также в использовании любимых ею с детства мотивов украинского народного искусства (родом художница была из Украины). Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала «академии» Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе «Да Гранд Шомьер». В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Центр у Экстер почти всегда выделен, он задает тон, определяет всю композицию, неважно, центростремительной или центробежной она воспринимается (ср., например, «Беспредметная композиция» (1917-1918) и «Движение плоскостей» (1917-1918). –1949, Фонтен-о-Роз под Парижем)Художник, график, художник театра. Родилась в Белостоке (Гродненская губерния).
Не эмигрировали, нет, просто остались. Она притягивала к себе людей и все, к чему обращалась – становилось значимым. Экстер, привыкшая к относительной интимности Камерного театра, столкнулась с проблемой преодоления барьера между зрелищем и зрителем и «Аэлита» помогла ей найти решение: с помощью создания иллюзии художница практически втягивала публику в действие. Сверкающее блеском клинков, шлемов, щитов. Эти качества помогли ему в создании изысканного решения «Федры» 1922 года и в построении конструкции для «Человека, который был Четвергом» 1923 года. Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности». Их сюжеты выбирались заказчиками, но качество исполнения указывает на особый интерес художницы к античной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо).
Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Экстер дематериализовала декорации и беспредметным (абстрактным) образом дополнила драматическую суровость монументальных конструкций Гордона Крейга. При этом работы художницы экспонируются и за границей.
Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. Les Livres Manuscrits Экстер – это французские книги.
К оформленным ею постановкам, вошедшим в историю как русской, так и мировой сцены, относятся прежде всего: «Фамира Кифаред» (по И. Анненскому, 1916), «Саломея» (по О. Уайльду, 1917) и «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, 1921), осуществленные в Камерном театре под руководством А. Таирова. левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Девушка окончила Киевскую министерскую женскую гимназию и поступила в Киевскую рисовальную школу, а после – в Киевское художественное училище. Европейские гастроли Камерного театра Таирова (Берлин и Париж, 1923 г. ) уже заложили основы этого успеха.
При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. Именно «амазонка авангарда», как ее назвал поэт Бенедикт Лившиц, первая на заре века познакомилась с новейшими течениями в искусстве и привезла их в Киев. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Еще ребенком она оказалась в Киеве – семейный переезд был связан с работой отца, финансиста. В ближайшее воскресенье мы отправились навестить мадемуазель Строль. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами.
Хотя жизнь в эмиграции для советской гражданки (гражданство она не меняла) была непростой, Экстер и там многое успела сделать. Эта энергия совершенно беспрепятственно циркулирует в новой свободе, от самой строгой геометрии до туманного лиризма абстракции экспрессионистского типа, когда цвет проявляется в состоянии своего зарождения (см. Рассматривая экстеровские «Стихи» Ронсара, непроизвольно вспоминаешь, что, наверное, чаще других поэт называет имя Авроры, богини зари. Дягилев помог с переездом в Париж, Фернан Леже сразу же пригласил к себе в школу преподавателем.
.