Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизмтворчества В. Ван Гога, Э. Мунка, Дж. Энсора – художникипереняли методику использования цвета и света искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины. Часто картины в стиле экспрессионизм противопоставляются работам импрессионистов. Энергетика картин, яркий эмоциональный окрас считалась основным признаком принадлежности к экспрессионизму. Это все замысловато смешивалось и превращалось в чрезвычайно самобытные картины экспрессионизма.
Однако картины в стиле экспрессионизм в значительной мере повлияли на развитие нового направления в искусстве — нэоэкспрессионизма.
В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Многие выдающиеся произведения экспрессионизма в Германии – результат плодотворного творческого сотрудничества единомышленников. Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса.
Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий.
Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. Август Маке, Альберто Джакометти, Амедео Модильяни, Бальтюс, Василий Кандинский, Димитрис Митарас, Зинаида Серебрякова, Иоганнес Иттен, Карлос Саенс де Техада, Кэте Кольвиц, Линд Уорд, Люсьен Фрейд, Макс Бекман, Мстислав Добужинский, Николаос Литрас, Осип Цадкин, Оскар Кокошка, Панаиотис Тетсис, Пауль Клее, Рамон Овьедо, Рафаэль Забалета, Рихард Герстль, Спирос Папалукас, Теофрастос Триантафиллидис, Франк Ауэрбах, Франц Марк, Хаим Сутин, Эгон Шиле, Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Ян Слёйтерс, Янис Царухис, Яннис Моралис. Любовь к ярким краскам интерес к примитивному искусству, стремление к отображению духовного мира роднят мастеров экспрессионизма с такими творцами, как Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, а также с Марком Шагалом, Хаимом Сутиным Русские коллекционеры уже сделали несколько важных покупок. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф.
Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Экспрессионист отрицает мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Умер Поллок 11 августа 1956.
«Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. В экспрессионизме было много противоречий. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Его едва ли не главная особенность состояла в том, что объект в нем подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект именно характерной экспрессионистской деформации.
Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая. Принцип выражения преобладает над изображением12. По крайней мере, если такие произведения в обозримом будущем появятся, они произведут фурор.
Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала 20 века, Первую мировую войну и революционные движения. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Хаотические органические формы, мрачность и угловатость их живописи позволили теоретикам говорить об общности экспрессионизма с немецким готическим искусством и даже с орнаментами древнего германского племени остготов.
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Bracke). Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Возникла в 1905 году.
Новый взгляд, который Ницше излагает в этой книге, во многом оспаривает традиционный немецкий подход, который трактует древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. В 1910г.
Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов. Экспрессионизм отражает такие эмоции, как боль, разочарование и страх, в работах художников часто присутствует мотив крика. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Очень распространены мотивы боли и крика.
Мы не французы, мы немцы. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний.
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией идеей о торжестве иррациональных сил. Литературный язык Андреева также полон экспрессии, символичен. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. В 2003 году одним из главных событий в мире искусства стала огромная ретроспектива Макса Бекманна в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Даже спустя десятилетия необычный стиль и техника у многих вызывает недоумение, а работы кажутся неумелой мазней обычного ребенка. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии.
Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Если импрессионизм, который пришёл на смену классическим техникам живописи, всё также изображал действительность, лишь различными техниками подчёркивая настроение, атмосферу, лёгкие переживания и впечатления, то последующий за ним экспрессионизм перешёл от копирования и созерцания к самостоятельному творению и переосмыслению всех канонов искусства. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост».
Холст, масло. Экспрессионизм (от фр. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). Новый стиль в искусстве, который стал настоящим открытием как для художников, так и для зрителей, развивался очень быстро и стремительно. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост».
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Такие картины выглядели нарочито грубыми и небрежными. Путь, по которому пошел экспрессионизм, мы называем логаэдизацией, суть которой в том, что система ужесточается до предела, чем демонстрирует свою абсурдность. Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями».
Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека.
Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. И уже ничто не имеет значения.
Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Только спустя время это творчество получило четкое определение.
Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912).
В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
(Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.
Но она страшная. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. В творчестве Шёнберга и др. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга.
Ланга, П. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента.
Вайоминг). Частное собрание. – Только это может быть экспрессионизмом»). Именно под влияние идеи дионисического хаоса чувств, вновь открытого Ницше, немецкие художники и литераторы воплощают в своих работах сильные эмоции и глубокие переживания. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества.
В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»).
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Экспрессионизм (от лат. Поживем — увидим. Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики.
Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой.
В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма».
Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. В архитектуре (Р. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Картины Клайна, часто сравнивали с восточными каллиграфиями. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Картон, масло, темпера, пастель. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Холст, масло. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили.
Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Эволюция отд. У немецких импрессионистов и экспрессионистов, несмотря на дальнейшее чёткое разграничение этих стилей, прослеживается много общего: академический афронт, сосредоточенность на конкретном жизненном окружении и ряд живописных приёмов. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора.
Не осталась в стороне и Германия. Наибольшее развитие получил в начале XX века. В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский.
Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». Часто творцы не грунтовали полотна, что вызывало недоумение у зрителей. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж.
Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Очень распространены мотивы боли и крика.
Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии.
В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Работа отмечена новшествами, характерными для начала 50-х годов. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк.
Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику.
Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом.
е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Я пишу скорее белым, чем черным: белый цвет не менее важен». Кёльнский собор потрясен до основания». Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму.
В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма.
Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Но с приходом к власти нацистов все изменилось. «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. – Гюбнер).
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения.
В этом была их схожесть с фовистами. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. На немецком языке писали также авторы т. н.
В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы.
Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку.
Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Франс Клайн Фигура Восемь, 1952. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Э. Мунк «Крик» (1893). В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату.
Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот.
Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского.
Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики.
Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.
Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна.
Кафка и Г. Майринк). В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Неровные края по периметру привносят эффект вибрации. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф. Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению Синий всадник.
Отличающийся экспериментальным подходом к художественному творчеству, экспрессионизм использовал оригинальные новаторские приёмы выражения: различные смещения, преувеличения, упрощения, создание завышенного цветового контраста и напряжённых острых контуров для усиления энергетики формы. Художник любил крупный формат. Предпочтение в картинах отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение.
Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость).
Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров.
У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами.
Картины Экспрессионизм. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм.
Новые творцы полагали, что искусство должно вновь обрести смысловую палитру, а не красочную. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Это течение было настолько популярно в двадцатых, что захватило все направления искусства и ярко проявилось в живописи, литературе, музыке, театре, архитектуре и кинематографе. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Она страшная, эта музыка. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску.
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Экспрессионизм (от лат. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов.
Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Он объяснил: Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором.
В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Германия также не осталась в стороне.
Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было.
Мне такое ограничение не нравится». Мы внутри, а не снаружи». Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ.
Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. В начале 50-х годов Клайн использовал в своей живописи только черный и белый цвета. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии.
Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Сам автор отрицал параллели: «Каллиграфия – это письменность, а я не пишу писем.
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Часто они использовали грубые мазки, угловатые линии, яркие цвета и контрастные оттенки. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму.
Именно Харольду Розенбергу и Климентину Гринбергу мы обязаны изобретением названий живопись действия (Action Painting) и живопись цветных полей (Colorfield), с помощью которых были даны нарицательные имена в одном случае – красочной жестикуляции Де Кунинга и Поллока, а в другом – широким цветным полосам Ротко, Стилла и Ньюмана. По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей.
Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. В 1912г. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Как и большинство новаторских направлений, это течение не сразу было принято в обществе. Они были недовольны своим архитектурным образованием, они начали сходиться для коллективных сеансов рисования с натуры. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве.
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Лени. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм.
Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам.
Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Во французском языке оно так же звучит аналогично этому. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково.
Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Дионисическое начало по Ницше – это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе.
Ротко пришел к своим Цветным полям после ряда работ исполненным между 1946-1949 годами. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. 91 х 73, 5 см. В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством.
За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война).
В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. В результате объединение официально прекратило существование. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Вот уж никогда бы не подумала, что появлению фильмов ужасов как жанра мы обязаны именно художественному стилю экспрессионизм. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Принцип выражения преобладает над изображением. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Марк Ротко Gelb und Gold (Золотое и золотое), 1956.
Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение.
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей.
Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Критики соединяли их под общим названием Multiforms (полиморфные, многообразные формы). Его живопись станет нежней. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер).
Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Позже возникла группа «Синий всадник». N-Y, собрание Виллиама С. Рабин. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни.