Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт).
Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). В первые годы своего правления Агостино делал множество крупных заказов на художественные и строительные работы общественного характера. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. То же самое – в картинах «Преображение», «Распятие», «Моление о чаше», написанных под влиянием Мантеньи. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Картины алтаря исполнены маслом, что свидетельствует о знакомстве Беллини с техникой, которую окончательно ввёл в венецианскую живопись Антонелло да Мессина, приехавший в город в 1475 году.
Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Беллини создает иллюзорное пространство с изображением словно продолжающейся в перспективе архитектуры храма с кессонным сводом, глубокой нишей и боковыми пилястрами, повторяющими реальные пилястры церкви. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди.
Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Над низким парапетом виднеются только плечи, одетые в накидку и лицо, буквально втиснутое в узкие рамки шапочки. Исследования в рентгеновских лучах, проведённые в 1956 году, подтвердили вмешательство в картину двух художников – Доссо Досси и Тициана, однако это вмешательство относилось главным образом к лесистому пейзажу, составляющему фон сцены. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской.
Христофор» и «Св. 1505, Лондон, Нац. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность.
В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи исследователи считают его созданным около 1460г. Леонардо Лоредано (1436 – 1521) был избран дожем в 1501 году и возглавлял Венецианскую республику во время ее войны с Камбрейской лигой. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. 23 февраля 1506г. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов.
Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. И в то же время в композиции картины есть гармоническое равновесие: облик Христа и стоящих рядом с ним старцев величав и ясен, тона серебристо-белых одежд Христа и рубиново-красных и сиреневых одеяний старцев образуют полнозвучный, праздничный аккорд.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). 1475, Городской музей в Пезаро).
Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. В старости Беллини не утратил способности, как к восприятию нового, так и к обновлению своего искусства. Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Оно долго оставалось незавершённым и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Именно эту мягкость и золотые тона перенял у Беллини его прославленный ученик Тициан. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
Размер картины: 170 x 188 см. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи.
Две картины— «Св. На ней можно видеть, как св. Венецианская школа). На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
Однако может быть предложена и другая интерпретация. Винченцо Ферреро (ок. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.
В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Лаврентия», «Триптих св. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей.
Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году.
Немаловажное значение для творческого становления Джованни имело знакомство с живописью Антонелло да Мессина, работавшего в Венеции в 1475—1476 годах и способствовавшего распространению здесь техники масляной живописи. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников».
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Этот тип распространился и за пределами Венеции. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души». Мадонны того времени – знаменитая «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря церкви Сан-Джоббе, будто окутанная дымкой, «Мадонна с младенцем» 1483 года из Академии Каррара, отличающаяся чувством умиротворённости, а также «Мадонна с деревцами» – нежное и наполненное символами произведение.
«Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. В этом произведении Беллини впервые под влиянием живописи Пьеро делла Франчески решающую роль начинает играть свет: все фигуры погружены в световую среду, меняется колорит краски становятся более теплыми, свет теплым и прозрачным. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Джованни Беллини был удивительным мастером, способным на протяжении своей карьеры, продолжавшейся более 60 лет, улавливать новые веяния и воспринимать их, оставаясь, тем не менее, самим собой. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. и подпись Беллини.
Таким образом, картина может быть истолкована как аллегория Венеции, богатой и процветающей, оплота христианства и защитницы христианских святынь — недаром слева, за пределами площадки, где находятся главные персонажи, по берегу озера удаляется турок. Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно.
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. Джованни Беллини был сыном основоположника венецианской ренессансной школы Якопо Беллини и младшим братом живописца Джентиле Беллини с семьей Беллини был связан родственными узами один из ведущих мастеров Северной Италии Андреа Мантенья, женатый на Николозии, сестре Джентиле и Джованни и оказавший существенное влияние на творческое формирование последнего. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
Вершиной его искусства 1480-х гг. 1501, Лондон, Нац. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини. В 1500 – 1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок.
Лаврентия», «Триптих св. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» – обе в Прадо, Мадрид). Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Винченцо: «Св. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина.
Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов.
Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. Этот тип распространился и за пределами Венеции. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
Богоматерь молится своему спящему Сыну. По другой версии (П. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). 1459, Лондон, Нац. Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св.
Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
«Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу и голый, почти лишённый растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось. Несколько «Мадонн с младенцем» относят к раннему этапу творчества художника, это где-то 1450-60-е годы. Иова и св. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника.
Созданная им портретная галерея — одна из самых обширных в Италии XV века — насчитывает около двадцати портретов. На ней можно видеть, как св. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. За перилами стоят апостолы Павел и Петр. По-видимому, ок. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
Эта картина, к сожалению, не сохранилась. Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля интерес к линейной перспективе и археологии. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
В начале 1470-х гг. Все они, в первую очередь, поражают совершенством колористического решения, которое в полной мере раскрывается в шедевральных «Мадонна на лугу» и «Мадонна с благословляющим младенцем», написанных уже в начале XVI века. Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне.
— Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано». Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш.
Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов.
Этот тип распространился и за пределами Венеции. Себастьяна, защитников от чумы. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти.
Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Изображённый за парапетом св. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Но, следуя традиционной схеме решения таких композиций, Джованни Беллини вносит в нее чисто венецианскую праздничность. Критик В. Н. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен).
К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством».
В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища».
Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Он очень стар, но все еще лучший в живописи». Изображённый за парапетом св. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза.
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). В этом алтаре еще сохраняется некоторая жесткость моделировки форм, характерная для ранних работ венецианского мастера. будущую крестную жертву Христа. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. В настоящее время хранится в галерее National Gallery of Art, США, Вашингтон. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св. На картине есть подпись художника и дата 1488г. 1500).
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов.
Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. Это произведение уже зрелого мастера. Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна.
Беллини очень заинтересовали ее художественные возможности и он начинает сначала работать в смешанной технике, а потом полностью переходит на масляную живопись. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. 1464—1468, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло) и др., восходящих к композиционным моделям Я. Беллини, еще отмеченных некоторой скованностью в передаче движений и ракурсов, жесткостью моделировки форм, проявляются неповторимые черты его дарования. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами.
Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Композиция Святого собеседования с изображением Богородицы в окружении группы святых появилась в изобразительном искусстве в XV веке. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. Христофор» и «Св.
Человечность, особое внимание к подлинным человеческим чувствам людей пронизывает все картины Беллини. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе).
Лаврентия», «Триптих св. На одной из работ того периода – «Пьете», художником сделана латинская надпись: «Как только эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини исторгнет слёзы» – слова из «Элегии» Секста Проперция. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. 1455, Венеция, Музей Коррер). В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино».
Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. Святые объединены общим действом, общим чувством. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия.
Иову и св. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом.
В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Это было последнее завершенное произведение мастера. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской.
По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». Не вызывает сомнений только «Триптих св.
В картине нет никакого действия она очаровывает теплым, мягким светом, который связывает все части произведения воедино, в некое духовное пространство. Св. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. В «Мадонне Леман» того же периода уже чувствуется влияние Мантеньи – застылая, мертвенная атмосфера, силуэт, будто высеченный из мрамора и ощущение остановившегося времени. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Особенное очарование придает этой спокойной, ясной, полной гармонии композиции необычный для алтарной картины фон — пейзаж.
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан.
Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Исследователи считают, что по большей части эти алтари писали другие художники, а Джованни мог принадлежать сам замысел. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы.
Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки.
Он же хорошо мне заплатит. 1500, Рим, Капитолийские музеи). Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан-Джоббе, эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями.
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Он же хорошо мне заплатит. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. Самая известная из них – «Греческая Мадонна» украшала Дворец Дожей, пока в начале 19 века после наполеоновских церковных реквизиций не попала в Галерею Брера. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок.
По другой версии, обнажённая женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). 1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. 1505г., Лондон, Национальная галерея). 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Эту гармонию подчеркивают прекрасно уравновешенные фигуры апостолов Петра и Павла слева от трона и Святых Иеронима и Франциска справа, хотя их позы и жесты отнюдь не являются зеркальными.
Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок.
На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование».
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. В дальнейшей жизни Беллини, подобные композиции начали занимать основное место в творчестве. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты».
Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей – Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. 1505 г., Лондон, Национальная галерея). Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин.
1471—1475, Пезаро, Городской музей). Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Винченцо: «Св. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция).
галерея, окончен Тицианом). В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Исследования в рентгеновских лучах, проведённые в 1956 году, подтвердили вмешательство в картину двух художников— Доссо Досси и Тициана, однако это вмешательство относилось главным образом к лесистому пейзажу, составляющему фон сцены.
В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Краснова). 23 февраля 1506г.
К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Они расположены в три яруса. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей.
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.
С 1470-х гг. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах).
Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. К концу жизни в своём искусстве он далеко ушёл от того, с чего начинал и в этом отношении его сравнивают с Рафаэлем.
Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. В своих многочисленных портретах он следует разработанной Антонелло да Мессиной классической схеме погрудного трехчетвертного портрета, но дает ей новую интерпретацию, наделяет своих персонажей большей внутренней активностью, сообщает небольшим по размерам работам венецианскую праздничность, декоративную нарядность изображая свои модели на фоне сияющей голубизны неба, подчеркивающей яркость одежд, тона белокурых или рыжих волос (Портрет юноши, ок. Джованни Беллини работал на стыке раннего и высокого Возрождения. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г.
Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». Изображённый за парапетом св.
Лондон, Национальная галерея). Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции.
Исследователи видят в них несомненное влияние Антонелло да Мессины, который был замечательным мастером этого жанра. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г. и подпись Беллини. Две картины – «Св. Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи».
По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Так, например, в одной из последних картин Опьянение Ноя художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования.
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Они расположены в три яруса. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата).
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Христофор» и «Св. Нет картин знаменитого художника в Риме. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Не вызывает сомнений только «Триптих св. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. Точная дата его рождения неизвестна. 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Чаще всего, на них изображались молодые люди.
Он располагается в одноименной церкви Венеции. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т. е.
Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру. 1455), Распятие (ок. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция).
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.
Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Они расположены в три яруса.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Беллини достигает в ней сложного синтеза поэтичности и религиозной метафоричности, который отражает всю тонкость его щедро одарённой натуры. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини.
Он же хорошо мне заплатит. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Она создана совместно с братом Джентиле.
Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Св. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини – картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
«Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.
Мир в Священной Аллегории преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина — Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.
«Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Екатерины и св. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Известный и почитаемый горожанами художник в своей огромной мастерской обучал несколько поколений венецианских живописцев, многие из которых впоследствии получили мировую известность (Тициан, Джорджоне и др. ).
14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). Исследователи указывают на «нежную бесстрастность» Мадонн Беллини, связывая это качества с влиянием византийской школы, при этом технику исполнения определяя как нидерландскую. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии.
В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори.
Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
И с этого времени Джованни продолжил обучение в мастерской Мантеньи, который был придворным художником у герцогов Гонзага. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. 1505, Хэмптон-корт). Иову и св. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Екатерины и св.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.
Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец.
Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). Винченцо: «Св. Он же хорошо мне заплатит. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). В то же время его творческий облик отличает большая целостность.
Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.
Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Из переписки Изабеллы дЭсте с Пьетро Бембо известно, что герцогиня поручила Бембо заказать Беллини картину ещё в 1505 году.
По другой версии (П. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея).
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари.
Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена.