«юдифь» (итал. giuditta)— единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне. В апреле 1820 года Байрон в письме Уильяму Бэнксу пишет: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне». По свидетельству современников, Джорджоне не успел картину дописать по причине смерти.
В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как "Гроза" и "Сельский концерт", появляется особый тип пейзажа – пейзаж настроения. И то, что сюжетная канва была не очень существенна для Джорджоне, подчеркивает то обстоятельство, что сначала, как обнаружило рентгеновское исследование картины, вместо фигуры юноши была изображена слева еще одна обнаженная женщина. В картине Гроза Джорджоне изображает человека как часть природы. Уже в ранних работах видно, что Джорджоне большое внимание уделял пейзажу, который не просто являлся фоном для фигур на переднем плане, а играл важную роль в передаче глубины пространства и создании впечатления от картины. Многие исследователи считают, что сюжет здесь вторичен, а первична созданная Джорджоне на картине атмосфера.
Художественно наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников (Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Порденоне и многие другие), что, в частности, породило проблемы атрибуции его картин. Картина была написана незадолго до смерти. Джорджоне не окончил картину. Двести лет назад, в 1772 году, когда картина Джорджоне прибыла из Парижа в Петербург и навсегда поселилась в Эрмитаже, к ней стали настороженно присматриваться: мало того, что на живописи угадывались следы вторжения чужой, не авторской кисти, начали проявляться и симптомы серьезного заболевания.
Во всяком случае, эти картины не имеют никакого значения для дальнейшего творчества Джорджоне. С помощью рентгеновской съёмки картины было установлено, что на месте мужчины Джорджоне изначально планировал написать другую обнажённую женщину, а вся картина писалась в несколько этапов. «буря» (итал. La Tempesta)— одна из известнейших картин венецианского художника Джорджоне. А другая, также из-за смерти неоконченная, картина Джорджоне, ныне находящаяся в Вене, кажется аллегорией его собственного творчества.
Считается, что подлинных картин Джорджоне в настоящее время совсем немного. В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как Гроза и Сельский концерт, появляется особый тип пейзажа – пейзаж настроения.
Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства директор центра «Эрмитаж — Италия» и куратор выставки, рассказывая о творчестве Джорджоне, напомнила, что «Гроза» до сих пор считается сдной из самых таинственных работ в творчестве мастера и что эта загадка до сих пор не разгадана. И тем и другим приходится с величайшей осторожностью снимать исторические напластования. На картинах Джорджоне почти всегда можно увидеть юношей или девушек с музыкальными инструментами в руках, а позднее эти герои стали частыми «гостями» на картинах коллег художника, которые переняли манеру письма у своего вдохновителя. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. В конце XVIII— начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон.
По его сообщению, картина в собрание Кроза поступила от М. Фореста, который, в свою очередь, приобрёл её у коллекционера Бертена. Bine Neuinterpretation // Pantheon. 1969.
2000. Либерале, которому посвящен собор). Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Истина в первой инстанции. Giorgione lenigme et la couleur // LOeil.
Свидетельством этого являются техника, цвет и настроение картин Джорджоне, созданных в манере и стиле позднего Беллини. Из сохранившихся документов видно, что уже в 1500 г., в возрасте двадцати трех лет, талант художника был высоко оценен: ему стали поручать важные и ответственные работы. В 1504 г. кондотьер Туцио Костанцо (Tutsio Costanzo) в память о сыне поручил Джорджоне создание алтарной композиции в соборе Кастельфранко (Duomo, Castelfranco Veneto). Алтарная композиция «Мадонна с младенцем на троне между Св. Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. Картина «Три философа» итальянского художника Джорджоне. Итальянский художник (настоящее имя Джорджо Барбарелли или Джорджо да Кастельфранко), который в силу своего авторитета и ума впоследствии стал известен под именем Джорджоне (Великий Джордж) (согласно Вазари). Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея).
Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот. Я е умею в ответ промолчать в основном. Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. Примечательно, что к началу XVI века образы богинь, которые зачастую были «не очень одеты» не пользовались популярностью искусство было преисполнено духом благочестия, вот таким образом изображения обнаженного женского тела хотя и встречались в европейской живописи, но очень редко.
На ней имеются лишь незначительные иногда точечные утраты. Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) итальянский художник. Один из основоположников Высокого Возрождения. Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час. Их общая толщина достигала полмиллиметра, а иногда и целого миллиметра, а это очень много. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй. Или изображаются три возраста человека.
Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника. Однако она держала меня в постоянной тревоге: не случится ли что-нибудь неожиданное. Это было типа Роман Первый Непогрешимый, прям как папа римский.
Каждый в свое время покрывал «живописью» тетради и книги с помощью переводных картинок. Справа поместил св. Firenze, 1991 Rapp J. Die Favola in Giorgiones Gewitter // Pantheon. Наше знание его карьеры ограничено несколькими современными ссылками с 1506-10 годов и только горстка картин бесспорно приписана ему, включая Запрестольный образ Кастельфранко (в церкви Сан Либерате в городе его рождения), портрет Лоры и Трех Философов (Вена) и Буря (Accademia, Венеция). семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. М., 1962 Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне.
Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж. Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво.
«Раскопки» на холсте, проведенные Маловой, подтвердили выводы, которые были сделаны при предварительных комплексных исследованиях картины. У нас в институте был на курсе такой парень, потом ушёл. 1998. — В Эрмитаже произошло событие огромной важности. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».
Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. К числу лучших произведений венецианской школы относится «Юдифь» Джорджоне. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму.
Munchen, 1925 Marassi A. Giorgione. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Впервые каталог коллекции Кроза был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Темные драпировки, волосы и прочие второстепенные детали картины он часто писал «алла прима».
Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура. Несколько вытянутые вверх фигуры двух пресонажей, мощные вертикальные складки их одеяний усиливают настроение покоя, разлитое в картине. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Клаунер (1955) трактует картину как миф о рождении Диониса. Milano, 1913 Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами.
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. дано живописное выражение элементов из которых состоит каждое субастральное тело. С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Августинский монах положил руку на клавиши клавесина и обернулся к канонику со скрипкой, положившему ему на плечо свою руку. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. Возможно обучаюющийся в мастерской Джованни Беллини, в то же время, что и Лоренцо Лотто и Пальма Веккьо, Джорджоне начал свою карьеру, по словам Вазари, как специалист малых молитвенных мадонн.
Литература о Джорджоне: Вазари 2001. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Я человек эмоций и настроения. Неизвестна и его семья. Наконец, рентгенография.
Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Джорджоне работал на государственной службе над большим полотном (с тех пор бесследно потеряно) для приёмного зала Совета десяти. Вып. Его тело было привезено в Кастельфранко.
Они напитались почвенными водами, в которых содержится немало солей. Всё что смотрят другие, знают другие, думают другие это ерунда. Его «Юдифь» напоминает библейскую воительницу, которая гордо держит свой острый меч.
Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника". Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо. Вышла 1 книга, скоро выйдет 2 и потом 3 книга с её стихами.
В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера» «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника— гармоничное единство человека и природы. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Тем не менее ему было невдомёк, что слово иго изменяется по падежам. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Многие ученые предполагают, что он появился на свет в маленьком городке Кастельфранко.
Легендой или былью является утверждение Вазари о том, что Джорджоне являлся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли, рожденным вне брака, достоверно установить так и не удалось. Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). Представитель венецианской школы. «Так как красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции. Три философа изображенные художником в одноименной картине интригующе неопределенны: старец, мужчина среднего возраста и юноша, представленные рядом с темной пещерой, предположительно на фоне заката в горной долине, могут быть и тремя волхвами и аллегориями разных наук (астрологии, философии, математики) и, наконец, фигурными воплощениями трех разных эпох в жизни человечества (ветхозаветно-библейской, средневеково-схолатической и ренессансной). Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца.
В результате трепетная живопись потеряла объемность, глубину, стала плоской. Небо, дерево, дальаий пейзаж, трава, стена — все было переписано ими заново. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля.
Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки).
Алексей, я лично знаю человека бесполезного агрессивного портящего нервы всем. Его волхвы в раннем «Поклонении волхвов» и философы в картине «Три философа» отличаются друг от друга не только по возрасту, но и по своему личному облику. Иногда воспроизводится античная идиллия. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей).
Giorgione Maler als Dichter. Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных. В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Сделанное же Маловой ярко выделяется даже на этом фоне. «Лаура» 1506 года (название картины пошло от ветви лавра позади натурщицы) аналогична в технике и красках, показывает новый идеализм начала 16-го века в постановке композиции и в психологической отдаленности изображения.
Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции.
Antoinette Larcher, род. В конце концов кристаллики солей раскалывают камень, превращают его в щебень. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. 4 Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза».
Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой. Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. СПб., 1997. Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы (в том числе на работы Себастьяно дель Пьомбо, Я. Пальмы Старшего и др. ), получила развитие у его ученика Тициана.
Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи. Только спустя почти двадцать лет после смерти Джорджоне, около 1530 пода, картина была названа венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, «Пейзажем на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко: А название «Гроза» или «Буря» появилось у этой работы лишь в XIX веке. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж. Слева стоит молодой человек с посохом и задумчиво смотрит кдоа-то в сторону. По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508.
Его "Спящая Венера", "Три философа", "Гроза" украшали знаменитые художественные собрания любителей искусства. Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий. Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. В картинах Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, Дрезденская галерея) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Прозрачная красота этого светлого пейзажа, полного простора, окутанного голубоватой воздушной дымкой, вторит настроению тихой задумчивости, в которую погружены мадонна и святые. Бросив вызов смерти, он сгорел, как позже погибли его наилучшие фрески при пожаре Немецкого подворья. Георгием, либо св.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов. Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных и философов. И могла веселится как подросток, шутить. Juin. Реставрация картины закончилась в 1971 году.
Вообще реставрационные работы, выполненные в Эрмитаже, очень высоко ценятся во всем мире. Данная трактовка в полной мере относится и к картине художника «Три возраста жизни». Очевидна и аллюзия с Девой Марией. Milano, 1955 Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat.
Она умела философствовать, легко употреблять сложные слова замысловатые. Mainz, 1971 Pignatti T. Giorgione: Lopera completa. Влечение его к прозрачным краскам подтверждается другой его поговоркой: «Желал бы, чтобы белила стоили столько, сколько ультрамарин, а ультрамарин – сколько белила». Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. Также ходили слухи, что новое имя он получил из-за крупного телосложения, но информация пока не имеет подтверждений.
И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». Всем желаю такую подругу, но не желаю рано её потерять. В древних мистериях пещера – завершённый образ мира. Это не так. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения».
М., 2001 Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник. Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477 – 1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Вазари отнёс его и Леонардо да Винчи к основателям современной живописи. Джорджоне тщательно прослеживает меняющиеся в зависимости от освещения тончайшие красочные переходы и передает едва уловимые градации цвета. При этом на фотопленке фиксируются и древние кракелюры — трещины в красочном слое. Франциском и Св.
Большой интерес вызывает не только личность художника, но и происхождение его псевдонима. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи»— предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность.
della mostra. В то же время сам сюжет картины необычен. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Лучи «икс», пронизывая картину, делают доступными для изучения слои живописи, лежащие наиболее глубоко, — самые старые. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы.
Это качество отличает и знаменитую картину Джорджоне Три философа (1505–1506). Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея.
История живописи эпохи Возрождения. Полотно не подновлено, каждый видит, что картина старая. Живопись, созданная рукой Джорджоне, сохранилась хорошо.
Её закончил Тициан, который позже, адаптировал образ к своей «Венере Урбино» (Флоренция, Уффици) 1538 года. Вып. // Итальянский сборник. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. В произведениях Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
Помните технологию того процесса. В картинах Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, Дрезденская галерея) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Соли, оставшиеся в статуэтке или плите, при изменении влажности воздуха начинают путешествовать в толще камня, скапливаются в микроскопических трещинах и порах и образуют кристаллы, которые медленно, но неотвратимо растут, раздвигая щели, расширяя пустоты. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Других дат его рождения нет. Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. Не установлено его происхождение.
Все же философы при всем индивидуальном различии образов в первую голову воспринимаются не столько как неповторимые, яркие, портретно охарактеризованные индивидуальности или тем более изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), сколько как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона».
Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. СПб., 2001. Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати. Потом прикладываете ее к поверхности, которую решили украсить, тщательно приглаживаете.
Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. Размер работы мастера 124 x 145 см, дерево, масло. Вып. За века «Юдифь» покрылась десятками, если не сотнями, лаковых пленок. Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных.
Один из них такой же, как тот, что увенчивает голову рыцаря, стоящего у трона Мадонны (рыцаря считают либо св. Я считал его самой поэтической работой Джорджоне. 1510, Дрезден, Картинная галерея).
В 1893 году реставратор А. Сидоров перевёл картину с доски на холст. В те времена художники брали в качестве основы для картины преимущественно деревянные доски (холст стали широко использовать лишь с XVII века). Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз.
Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр.
2 Лаврова Н. Юдифь: О некоторых особенностях композиции шедевра Эрмитажа // Новый мир искусства. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Слева с картины смотрит богато одетый юноша.
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Voi. Сегодняшний отдел реставрации Эрмитажа — это крупный научно-исследовательский и художественный комплекс, включающий в себя фиЗико-рентгеновскую и химическую лаборатории, биологическую группу и шесть мастерских, которые занимаются широким кругом проблем консервации и восстановления произведений искусства и предметов старины, оказывают «скорую помощь» экспедициям археологов при обнаружении древних памятников. Она выжила в ужасной аварии оставшись инвалидом на всю жизнь.
Он был умнее всех историк ему не указ. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки.
Milano, 1942 Fiocco G. Giorgione. А им мог быть только Джорджоне. Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом. Однако Гроза – не просто иллюстрация к литературному произведению.
Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Не установлено его происхождение. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Недаром состояние природы как бы передается и людям, находит отзвук в настроении неопределенной поэтической взволнованности, которым они охвачены.
Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи. Было ему тогда 33 года. За четыре с половиной века существования «Юдифь» побывала в разных руках.
Итальянский художник (настоящее имя Джорджио Барбарелли или Джорджио да Кастельфранко), кто от его высоты и величия его ума был впоследствии известен как Джорджоне (по Vasari). Milano, 1955 Pallucchini R. Giorgione. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам.
Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании. Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда. Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств).
По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. По словам биографов, за яркую внешность и величие духа в Италии молодого человека прозвали Джорджоне, что в переводе означает «большой Джорджо». 2004. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).
Сделаем небольшое отступление и объясним термин «переводная». London, 1900 Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. 9 Виппер 1977. Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св.
М. Кальвези (1962) предположил, что на картине изображено «Нахождение Моисея», причём, «цыганку» представил как дочь Фараона, а пастуха как Гермеса Трисмегиста – охранителя ребёнка. Dresden, 1979 Cioci E La Tempesta interpretata dieci anni dopo. Подражатели Джорджоне «пересмотрели» творческие взгляды своего учителя и рисовали богинь «в чем мать родила», чтобы изобразить вакхическое опьянение, любование собственной физической красотой и ожидание любовных развлечений. Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю.
Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. Внизу у саркофага к нам обращаются стоящие здесь, как верные стражи, прекрасный рыцарь в вороненых латах — Святой Либерале, покровитель Кастельфранко и монах Святой Франциск. Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).
Остается спорным вопрос и о месте рождения известного мастера. Фотоаппарат, оказывается, часто видит совсем не так и не то, что видит человеческий глаз. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея искусства, Вашингтон) Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Отсутствуют традиционные для искусства XV в. библейско-евангельские образы. В 1506 году он разделил студию с Винченцо Катена. Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусств, Вена). Войско неприятеля, лишившись предводителя, в страхе отступает.
Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Так например, картина «Сельский концерт» (Pastoral Concert, 1508-1509), считающаяся работой Джорджоне, специалисты Лувра теперь приписывают Тициану. Milano, 1955 Pignatti T. Giorgione.
Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. М., 1982 (2-е изд. : М., 1996) Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). 58 JoverM.
М., 2008 Cook H. Giorgione. Но сейчас должен признаться: с тех пор, как закончилась реставрация «Юдифи», я изменил «Спящей Венере». Все обошлось благополучно. Судя по ней, картина была несколько шире.
Это были знатоки греческого и латинского языков, читатели Аристотеля и Плиния, коллекционеры антиков, поклонники буколической поэзии Бембо и Наваджера, любители и ценители живописи, проникнутой светским духом. В исследовательскую и реставрационную практику музея внедрены физико-оптические методы, рентгеноструктурный и спектральный анализ (с применением микролазерного анализатора, электродиализа) ингибиторы коррозии металла, полибутилметакрилат, пенопласты, фторопласты и другие синтетические материалы, вакуумная техника, способы определения кислотности гравюр и исторических документов с помощью электродов. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам).
Манера общения насмешливая и высокомерная. Фигуры расположены уже в самой пейзажной среде, хотя еще в пределах переднего плана. Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св.
Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Густая черная полоса — это фотоаппарат заметил на полотне сравнительно свежую краску. Однако "Гроза" – не просто иллюстрация к литературному произведению. В чем дело.
Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Юдифь, победительница грозного врага своего народа — Олоферна, была в эпоху Возрождения одной из излюбленных библейских героинь и изображалась в виде суровой воительницы. Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины.
Bergamo, 1948 Coletti L. Giorgione. Она была удивительным светлым оптимистичным человеком. Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов.
Благополучно просуществовав тысячелетия, они, хотя теперь и пребывают в музейной неприкосновенности, вдруг начинают разрушаться. 56 Hornig C. Giorgiones Drei Filosophen. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Во Франции в конце XVII— начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см) с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева. При всех её проблемах, поддерживала всех она, а не её.
Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. Они считают нам сказать не чего, а культурные считают что им всё равно не в толкуешь и не отвечают имея гордость. Другие исследователи и толкователи видели в сюжете картины библейские аналогии — изгнание из рая Адама и Евы (на эти мысли, очевидно, наводила обнаженная женская фигура), бегство в Египет.
// Художник. Она никогда не жаловалась. Первый — это широко известный в XVI веке и воспроизведенный в ряде гравюр Автопортрет в виде Давида, который Вазари видел в доме патриарха Гримани. Но никогда нагие дамы на картинах не пребывали в состоянии сна.
Арнальдо Ферригуто в своей монографии о Джорджоне изданной в 1933 году интерпретировал сюжет в духе учений венецианских гуманистов XV – XVI веков о философии Аристотеля и считал, что в «Буре» изображено аристотелевское представление о четырёх стихиях: земле, воздухе, воде и огне, т. е. 1695), была размещена в первом томе каталога. Одна из них повествует о подвиге Юдифи.
Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза. Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио.
Слышится тихое журчание воды, льющейся из кувшина, который держит в руках молодая женщина, звон струн так любимого художником инструмента – лютни, протяжные звуки свирели, легкий шелест деревьев. В сочинении Микиеля упоминается много портретов исполненных Джорджоне и находившихся в разных венецианских собраниях.
559. Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй.
5 Смирнова И. А. Джорджоне. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Berlin, 1971 Einem H. von. СПб., 2000.
Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. Всю жизнь я преклонялся перед картиной Джорджоне «Спящая Венера», хранящейся в Дрезденской галерее.
ст. Джорджоне первым из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому и не чуждому натуральности пейзажу. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Подобный тип музицирующих персонажей даже получил персональное название – «джорджонески». Немалую роль в картине играют композиция и цвет. 1676).
Однако художники, много раз бравшиеся за чинку картины, сильно исказили ее. Переселение древних камней из земли в самые благоприятные музейные условия, как правило, влечет за собой тяжелое «заболевание» экспонатов. Кроме того, в коллекции Ван Регтерна (Альтена, Амстердам) хранится рисунок исполненный размывкой коричневым тоном и очень точно следующий оригиналу, подписанный: J. De Bisschop Fecit Na Raphael (Я. Имя Зорзи да Кастельфранко (Zorzi da Castelfranco), т. е.
Волнение в спокойствии – так можно определить настроение картины. Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников.
Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления. А в 34 нелепо абсолютно умерла из за несчастного случая. «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы. Очевидно, заказчиком картины был уроженец Кастельфранко военачальник Туцио Костанцо, потерявший в 1504 году своего юного сына Маттео, — герб семьи Костанцо украшает в картине Джорджоне нижнюю часть постамента трона Мадонны, которая напоминает деревянный саркофаг, — такие саркофаги, затем заменявшиеся на мраморные, часто устанавливали в это время под алтарным образом в семейных капеллах.
Но при этом девушка настолько грациозна и нежна, что становится понятно, почему для уничтожения полководца Олоферна она воспользовалась красотой, этим неотразимым для любого мужчины оружием. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. В 1507-1508 гг. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю).
На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема. Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. Milano, 1955 Della Pergola P. Giorgione. Оно оказалось удачным и существует по сей день. Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось.
И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана. Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века. Белоусова считала, что сюжет картины связан с «Фьезоланскими нимфами» Боккаччо. На других изображен концерт на вольном воздухе.
Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. И тем не менее, картина «Гроза» глубоко поэтично передает сдержанное волнение человеческой души, пробужденной от своих грез отзвуками далекого грома. Т. 3 Алпатов М. «Венера» Джорджоне. В таких более поздних работах, как Буря сам пейзаж – главный объект картины, а технические возможности масляной краски используются в качестве средства для уникального объединения света и тени, которые мягко падают на фигуры и их окружение.
Этим произведением я не уставал любоваться, восхищаться, много писал о нем. Voi. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477/1478-1510) известный как Джорджоне (Giorgione), родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето близ Венеции. О личной жизни живописца известно лишь из знаменитых «Жизнеописаний» (Lives of the Most Eminent Painters, Sculptors, and Architects) биографа и художника Джорджо Вазари. Джорджоне писал «Юдифь» на дереве. Но Джорджоне более эмоционален, чем его великий учитель и интересуется главным образом не столько линейной перспективой, сколько воздушной и проблемами колорита. Milano, 1968 Kes-selhut U. Giorgione. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии.
Наши знания о его карьере ограничивается несколькими современными источниками отображающие период с 1506-1510 год и лишь несколько картин, которые бесспорно приписываются ему, включая «Мадонну Кастельфранко» (в церкви Святого Либерате в его родном городе), портрет Лауры, «Три философа» (Вена) и «Бурю» (Венеция, Галерея Академии). Кто-то считал, что сохранилась только одна бесспорная картина Джорджоне, кто-то приписывал ему около 60 полотен. Реставрация проводилась с огромной осторожностью, бережностью и любовью. Собственно реставрация началась в 1969 году. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита.
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия).
По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478. Кто не знает этой картины. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок.
Справа поместил св. Вот древнеегипетские и ассирийские скульптуры и рельефы. Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист». Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста. // Художник.
Он придавал теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Английский поэт-романтик Байрон, сам тогда не имевший собственной семьи, видел в сюжете «Грозы» семью художника которой у Джорджоне не было. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Вместо традиционной алтарной ниши перед нами четко обозначенное, но неопределенное пространство: залитая дневным светом вымощенная плитками площадка, отделенная высоким темно-красным парапетом от расстилающейся на заднем плане, окутанной легкой дымкой пейзажной панорамы с гладью озера, деревьями и кустарником, лугами и небольшим замком на холме.
с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). "Юдифь" (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Все эти разнородные элементы образуют своеобразное, несколько загадочное целое. Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. 1998. 4 Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник.
Богатейший материал дала научная фотография. Кроме того, «Гроза» Джорджоне стала продолжением серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» Но эту картину можно вполне обоснованно назвать шедевром из шедевров: по оценке специалистов, картина входит в десятку лучших живописных произведений мира. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Развивала любую философскую мысль. Александр Артюшенко, они эмоционально выражают своё мнение. Работа реставраторов живописи напоминает работу археолога. Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это».
Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием. Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря» (в русских источниках обычно Гроза). Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют.
Все сделано безукоризненно, с большим чувством меры. Думаю, что реставрационные работы подобного масштаба случаются раз в столетие. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. В 1895 году немецкий учёный Викхоф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, которая под видом кормилицы прячется в лесу, где спасает сына короля Ликурга.
А следовательно, можно определить автора картины (как по почерку устанавливают, кто автор рукописи). Юдифь (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников. Сведения о Джорджоне очень скудны.
Milano, 1963 Lilli V., Zampetti P. Giorgione. Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров). Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. «Концерт под открытым небом» (Париж, Лувр) – предмет спора между Джорджоне и Тицианом, «Суд Соломона» приписывается Себастьяно дель Пьомбо, в то время как «Спящая Венера» (Дрезден), как известно из не совсем современного источника оставлена частично незавершенной.
Каждый видевший замечательное произведение Джорджоне с трудом узнал бы «Юдифь» на этих фотографиях. После 1508 Джорджоне часто работал совместно с Тицианом, что чрезвычайно усложняет атрибуцию картин. Видимо и сама гроза имела символическое значение. Картина «Гроза» воистину революционна по своей жанровой структуре: главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а фигуры (мужчины слева и полунагой женщины, кормящей ребенка справа) превращаются почти что в чистый стаффаж, хотя, несомненно и наделены своей, до сих пор неясной, сюжетной ролью (возможно, это Адам и Ева после Грехопадения). На третьих изображаются сады любви.
«Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием», — так говорил Тициан. Запрестольный образ Кастельфранко также вживую отображает основы итальянского искусства (Коста и Перуджино), при этом более экспериментальные взгляды Леонардо, который посетил Венецию в 1500 году, упомянуты Вазари как оказавшие большое влияние. Десятки раз фотографировали «Юдифь» в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, в инфракрасных лучах, при просвечивании рентгеном.
Теперь я не меньше люблю «Юдифь», я восхищен ею и преклоняюсь перед этим замечательным творением великого мастера. Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером.
Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия» изданный в Венеции Альдом Мануцием. Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством. Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины.
Правда, у «Юдифи» кризисных явлений не было. Влияние Церкви на политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицам духовного звания занимать государственные должности). Важную роль в эстетическом восприятии картины играет ее колорит, в частности изысканно нарядное сочетание оттенков голубого цвета (пейзаж вдали), винно-розового и связующего их сиреневого (платье и поясок героини). Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. "Волнение в спокойствии" – так можно определить настроение картины.
Очертания ее стройной фигуры спокойны и плавны, юное лицо задумчиво и лишь ломающиеся складки золотисто-розового одеяния, окрашивающиеся внизу в красноватые тона, напоминают о драматических событиях. Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне. При съемках через сильно увеличивающий объектив получаются макрофотографии, на которых специалисту нетрудно выявить «почерк» художника, то есть манеру наложения красок, направление движения кисти. Либералисом» или «Алтарь Кастельфранко» (Madonna and Child Enthroned between St Francis and St Liberalis, 1505) является самой известной и знаменитой из работ живописца. Из архивных документов, датированных 1508 г., видно, что Джорджоне работал над созданием фресок на здании Немецкой биржи (Fondaco dei Tedeschi), причем фрески на другой стороне улицы выполнялись Тицианом. Ни один из них не прослеживается.
Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Трое других исследователей (Эйслер, 1925 Рихтер, 1937 Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Юноша, держащий в руках циркуль и линейку, это математик, натуралист исследующий законы природы, но это и поэт, восхищенный ее красотой.
Venezia, 1955 Volpe C. Giorgione. Он постоянно находит приключения себе и создаёт их другим. Комментарий Марьетта— первое письменное упоминание «Юдифи». Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы.
Milano, 1978 Water A. Giorgione. И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести. 1961. Заново открыть путь к изучению творчества художника помогли «Заметки о произведениях искусства», написанные патрицием Маркантонио Микиэле. Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции.
Порой не знаешь, что делать. «Досье» картины — огромные папки, заполненные снимками. На первый взгляд, всё просто и ясно.
Были обнаружены отпечатки пальцев художника. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Немалую роль в картине играют композиция и цвет.
Т. 2 Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. К сожалению, сохранились лишь фрагменты фресок с едва заметными контурами фигур. В «Заметках о произведениях искусства» (Notizie dopere del disegno, 1520-1543) венецианского патриция и коллекционера Микиэля Маркантонио (Michiel Marcantonio), опубликованных в XIX в., содержится не только подробное описание произведений искусства, находившихся тогда в государственных и частных коллекциях Северной Италии, но и биографические сведения об авторах, подробное описание этих произведений и комментарии Маркантонио. Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен. Именно в этих «Записках» говорится о пяти работах Джорджоне: «Буря» (The Tempes, 1507-1508), «Три философа (The Three Philosophers, 1508-1509), «Спящая Венера» (Sleeping Venus, 1508), «Мальчик со стрелой» (Young Man with Arrow, 1506) и «Пастух с флейтой» (Shepherd with a Flute, 1508). Джорджоне умер 25 октября 1510 г. во время эпидемии чумы в Венеции. Искусствоведы считают, что Джорджоне был чрезвычайно влиятельным среди своих современников и вместе с Тицианом внесли значительный вклад в развитие венецианской школы живописи.
Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Все они испещрены пятнами, штрихами, рябинами-точками. Некий чудак обвел все кирпичики и травинки золотом. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво.
1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). 5 Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб. Вот таким образом работники музеев «переводили» картины, паписанные на дереве, на холст.