Дейнека давно уже пользуется популярностью у коллекционеров, но успех картины За занавеской обусловлен двумя факторами. Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом. Соединив в себе всю героику Великой Отечественной войны, картина Дейнеки воспевает мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5.
За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки.
Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки является картина Мать. В послевоенный период картины Дейнеки снова прославляют радость жизни, движения, здоровья, например, «Юность», «Раздолье». Дейнека много рисует сюжетных картин отдыха. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни.
Картина советского художника Александра Дейнеки За занавеской продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3, 5 млн долларов. Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских (Автопортрет в панаме, Женский портрет, Портрет художника Вялова) испытывают заметное влияние авангардных течений. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
Заметные картины Дейнеки этого периода Тракторист (1956 г. ) и У моря. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). В 1941 году Дейнека создаёт картину Левый марш, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта (Владимир Маяковский в РОСТА, 1941).
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой.
К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области.
В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ).
Учился в Харьковском художественном училище. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Он не показывает непосредственно боя с противником. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
Картина «Окраина Москвы. Любая работа Дейнеки на торгах— событие, будь то картина, рисунок или карандашный набросок. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). С 1920-х гг. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В картине практически нет никаких примет быта. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).
С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Дома тревожно притихли. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.
В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму.
Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В нем, правда, тоже пробыл недолго.
В 1919-1920 гг он был мобилизован в Красную Армию: принимал участие в обороне Курска от белых войск, неоднократно выезжал на фронт в качестве художника агитационного театра, но и во время службы оставался руководителем художественной студии при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Их получилось около 300.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
путь зигзагообразный, путь колебаний. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. носивший название Безбожник у станка (т. к.
И все. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо.
Герой Социалистического Труда (1969). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). С детства увлекался техникой и любил рисовать.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.
Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ.
Дейнека действительно был большим мастером. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности.
В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925 – 1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
У финиша", 1927). Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Где остальные мозаики — неизвестно. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
Художник увлекается темой спорта. Строг и суров ритм картины. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. носивший название "Безбожник у станка" (т. к.
Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики». Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
«Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Происходит кристаллизация режима. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Александр Дейнека родился в 1899 году в семье железнодорожника в Курске. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). «Весь путь ОСТ –. В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту».
Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Своим творчеством Дейнека старался откликаться на все важнейшие события современной ему жизни. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва).
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Удивительная лаконичность, скупость художественных средств, подчиненных поставленной задаче, оригинальная композиция характерны для этой картины.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Полетико. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Дейнека вспоминал, что подготовительный эскиз был утвержден загодя, а за большое полотно он все никак не мог взяться. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
С задачей он, впрочем, все равно справился. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. В 1919-1920 гг. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Красота Рима поразила его. И художник вновь справляется с вызовом.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями.
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов или даже итало-немецких фашистов. В связи с работой в журналах Дейнека много ездил по стране, набираясь натурных впечатлений. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Талантлив он был и в литературном творчестве.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений.
Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи – плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Художественный образ предельно величав и обобщен. Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные спортсмены, чувственные и прекрасные в своей античной наготе девушки и юноши, лирические пейзажи и натюрморты. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.
Здесь ломать копья бессмысленно. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Мерно и стройно шагает отряд.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». После Февральской революции занятия в училище прекратились. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Но картина не была одинокой удачей. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Война вызвала к жизни суровые, трагические темы. Из Парижа художник отправился в Италию.
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. К огромному холсту, занимавшему все свободное пространство восьмиметровой комнатушки, он даже не подходил. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария.
Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Но враг не пройдет. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Революционные события во многом определили судьбу Дейнеки. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. За это время им были созданы сотни рисунков, многие из которых послужили основой для будущих картин.
С 16 лет обучался в Харьковском художественном училище. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. В суровых, непреклонных лицах, в крепко сжатых кулаках, в тяжелой поступи людей выражена уверенность стойко и непоколебимо защищать достижения революции. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. Ноябрь 1941».
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Прыжок с колокольни».
Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). В 1945 году Дейнека вылетает в Берлин, где присутствует среди немногих художников при подписании капитуляции Германии. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. В кафе, Париж.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника.
Таким видит город Дейнека Александр. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов.
В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Фон дан скупой линией отдаленного города. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность.
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. Исследования, книги, выставки.
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Набережная Сены, Париж. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. В 1928-29 гг.
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Защищал родной город Курск от белых. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Александр Дейнека, уроженец Курска, получил первое образование в Художественном училище города Харьков. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. 2009–2011». Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
Они занесены снегом. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Его картины понравились публике, которая была, правда, удивлена тематикой американских работ художника: сплошные негры, унылые придорожные пейзажи. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Но была и противная сторона.
Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: "Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор", "Красная Нива". Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).
Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка.