Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники.
Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). Это его и погубило. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения.
Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. События могут развертываться на природе или в помещении. Веласкес и др. ).
В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность.
Ракши, «Летом» А. И. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Жилинский, Г. М. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США).
По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества— однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». В полотнах воспевался мирный труд. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы.
Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина.
Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом.
способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Нередко подобные картины небольшие по размеру. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».
При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер).
В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. В картинах мастеров XIXв.
Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Волга", 1891–1895). На контрасте с псевдомонументальными полотнами, популярными в силу политической ситуации, безыскусное отражение быта вызывало естественную симпатию. Делакруа, О. Верне). Наверняка все эти картины или хотя бы большая часть из них, вам знакомы. О чём рассказывает бытовая картина. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. В. Герасимов). Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж.
И часто через предметы быта, обстановку художнику легче раскрыть суть изображаемой сцены, выявить внутренний мир, поступки, переживания героев своих произведений. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). Федотова.
И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Центральная часть триптиха – «Благовещение». Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв.
Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра).
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Обычно он переплетается с историческим и портретным жанром, а также с пейзажным. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола».
Буржуазия стала высмеиваться, а картины приобретали всё большую реалистичность. 1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс.
Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Увидев любую из этих работ, невозможно её забыть, как и самих авторов. Логичность конструкции картины, отображение подробностей обстановки и естественность положений являются признаками бытового жанра художника. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках.
Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. П. Кончаловский). Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ).
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. В это же время впервые на холстах появились люди, занятые своим привычным трудом.
Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме.
Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. Попкова, «Земляничная поляна» Ю. М. При взгляде на такие картины создается ощущение, что художник писал сюжет с натуры. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности.
Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Особое место в искусстве XIXв.
Ню (произошло от фр. Далее вы можете увидеть 20 знаменитых картин великих русских художников. Зачастую бытовой жанр соприкасается с другими видами живописи, а вот таким образом сам по себе встречается очень редко.
Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Нерешённые социальные проблемы взрываются то восстанием, то национально-освободительной войной, революцией. По словам Левитана, в каждой нотке русской природы существует неповторимая красочная палитра, отсюда и возникает огромное раздолье для творчества. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА.
Русь", 1900) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Коржев, В. Е. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанризмельчал, будучи обремененным нравоучительностью.
Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства".
На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. В 1850—60-х гг. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист.
В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). А. Пластов), города (Ю. И.
Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Любовь к жанровым наблюдениям перешла и в искусство зрелого европейского средневековья, хотя теперь они заняли более второстепенное место. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов».
Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Пименов), семьи (П. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). Русская живопись ценится во всём мире.
Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Благодаря особой эмоциональности сюжета произведения, наличия разных персонажей, детального описания обстановки зритель словно становится участником событий, которые видит на полотне. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва — маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем. Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто.
Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий.
В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. Тщательно выписана его грузная, пузатая фигура, одутловатое лицо, спутанная борода, осовелые глаза, малиновая ряса и голубой омофор и облачение.
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. С кем только её ни соотносили. Наиболее известна и популярна его картина «Опять двойка». Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847).
Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). По стилю работ ученик Боровиковского. Пименова, «Мать и сын» В. Е.
Иконопись в переводе с греч. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».
В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. передвижники.
В них находит своё отображение типичный поток времени. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Саввинская слобода", 1883). Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. Серебрякова, Д. Д.
Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. Сокольники", 1879, "Мостик. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира.
Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). означает «молитвенный образ». Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок.
«Танцоры и музыканты». Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара).
Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба».
Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Плес", 1889 "Свежий ветер.
Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. 480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Золотой Плес", 1889 " После дождя. Пластов, А. А.
Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. В 1768г.
Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ). Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Многие картины советских художников посвящены молодости, жизненному расцвету: «Весна», «Юность» Аркадия Пластова «Ода весне», «Текстильщицы», «В Севастополе» Александра Дейнеки и др.
А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди.
Лактонова и многих других. А. Бронников, К. Е. Маковский). В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Сюжет картины Письмо запорожцев султану, который задумал художник, был основан на реальных исторических событиях в 1676 году, после письменного ультиматума турецкого султана Магомета четвертого, что вызвало бурю отрицательных эмоций у запорожских казаков.
А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». Корин). В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.
цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Письмо запорожцев турецкому султану, тема картины с которой И. Репин начал работу с 1880 года и создал ряд эскизов к основной и окончательной работе над запорожцами, которую закончил в 1891 году. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра.
Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом. Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Эти картины изучают в школе, они являются настоящими визитными карточками крупных музеев и самих художников, что их создали.
СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства. Ок. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья.
Вальдмюллер, К. Шпицвег). В 19 веке бытовые картины окончательно утрачивают декоративность и откровенно показывают тоску и боль человека, бедняков. Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Обычная житейская ситуация из быта чиновника проникнута лёгким юмором – здесь находит своё отражение настрой прогрессивной интеллигенции того времени.
Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра. Учился у Робера Компена, .
В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Многие картины великих русских художников все мы знаем с раннего детства.
К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Во 2-й половине 19 века бытовой жанр занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру исторического жанра, портрета и пейзажа.
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник.
Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. Сюжеты бытового жанра отражают сложившийся жизненный уклад – труд и отдых, будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей. 19 век использовал бытовые картины как оружие против социальной несправедливости. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением.
Деталь фрески. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.
Повседневная жизнь горожан их труд и отдых – в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма. Большое количество полотен, созданных в бытовом жанре, в советской живописи изображают крестьянский труд: они наполнены светом, здоровьем, радостью, как, например, на картинах Аркадия Александровича Пластова: Ужин тракториста», «Полдень», «Летнее время. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости.
В искусство XIXв. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. что тоже чувствуется в этой работе. Русские мастера жанровой картины не преследовали задачи шаг за шагом фиксировать характерные сцены из жизни народа с тем, чтобы в конечном счете охватить ее полностью.
Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Он может наказать само действие или момент, предшествующий событию или сцену, следующую за совершившимся событием, выражающую реакцию на него. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре.
Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картинслабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописисокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров – (портрет, пейзаж и бытовая картина). К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров – от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных мастеров. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Бытовой жанр требовался для показа колхозных праздников со столами, ломящимися от яств, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. С другой стороны, частная жизнь, ее радости и бытовые неурядицы стали ценным материалом для картин, как бы подводящих итог существованию дореволюционной России, в ее ярмарочно — пестром (Б. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889).
Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Мурашко, З. Е.
(К. В России свою актуальность он набирает в 18 веке, а в Европе – веком раньше.
Художники воссоздают жизнь деревни (А.