Картины Франсуа Буше с названиями, которые в полной мере раскрывают их содержание, покоряют чистотой исполнения и особенной манерой, сложившейся еще в ранние годы творчества художника.
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Вот насколько всё переменилось.
Сложно представить, чтобы эта изящная красавица могла проводить по нескольку часов в погоне за дичью. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. А. С. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал. Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком.
По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. И как иначе. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. Смысл имели лишь разговоры о любви.
Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Творчество художника оказало огромное влияние на развитие декоративной керамики второй половины XVIII века. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов.
Темами картин Буше Франсуа были сценки из жизни французской знати, пасторали, пейзажи. Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов».
Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших». «Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных.
Там большое влияние на художника произвели работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме.
Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. Французский художник Франсуа Буше (1703–1770) рисовал свои картины в стиле рококо. Участие в 1722—1723 годах в создании серии офортов для Сборника Жюльена, в котором воспроизводились произведения Ватто, позволило ему познакомиться с творчеством этого художника, усвоить его композиционные приемы. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы.
Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. Где он только не прикладывал свой талант. Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок.
Картины художника хранятся во многих музеях мира: Лувре, музее Пётит Пале, лионском Музее Изящных искусств, санкт-петербургском Эрмитаже, Национальной Лондонской галерее, мадридском музее Прадо и во многих других. С 1760 года Буше терял былую популярность. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы.
Точно не установлено, кто изображен на холсте. Буше скончался 30 мая 1770 года. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине.
Во Франции им был Франсуа Буше. Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов. Мягкое сияние женского лика пропитано благородством и каким-то едва уловимым ожиданием. Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты.
А. С. Пушкина)13. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 г Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора». «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им.
Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Написанные им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна.
В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. По Европе вальяжным размеренным шагом чинно шествует стиль Рококо. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах.
Его работы отличаются непринужденной раскованностью и чувственностью. В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен. Он творил очень плодотворно: многочисленные гравюры, декорации для спектаклей и опер, роспись вееров, миниатюры, орнаментальные росписи фарфоровых изделий, картины для шпалерных мануфактур королевской семьи и, конечно известные иллюстрации к книгам Боккаччо, Мольера и Овидия принесли заслуженную славу Франсуа Буше.
С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент.
Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Пушкина Аврора и Кефал, 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств).
Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Сиринга делалась следующим образом. Было принято считать, что достойно внимания – лишь всё самое красивое.
Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов.
А. С. И всё это у него получалось самым лучшим образом. Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года.
Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Буше Франсуа Boucher Francois (29 сентября1703, Париж—30 мая1770) - французский художник, гравер, декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века.
И в один прекрасный день она стала его любовницей. Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре). Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года.
В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Также Франсуа Буше прославился как «первый художник короля» – на протяжении своей жизни он написал множество портретов августейших особ.
Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Пастухи и пастушки. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов. То, что раньше считалось низким и недостойным. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Вы ведь в курсе, что нынче в моде.
Автор декоративных грациозных мифологических и пасторальных сцен, пейзажнй, эскизов для шпалер. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами.
Вторая картина называется "Летняя пастораль". Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
В 1737 году Буше стал профессором Академии. Первый художник короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру. Многие из них являются набросками к его будущим картинам.
Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Конец 18 века.
К тому же кому теперь интересны парадные залы. О мадам говорили, что «она благоухает розами». Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Работы «Вид Тиволи», «Вид садов Фарнезе» созданы под влиянием впечатлений от Италии. Буше Франсуа Картины и биография Франсуа Буше Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. И все это – галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзаж – все разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня – богиня Флора, а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка и неважно, Венера она или пастушка. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Франсуа Буше – это самый, пожалуй известный из всех работавших в технике рококо мастеров. С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Сиринга была родоначальницей современного органа. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. В 1722 году молодой художник получает заказ на иллюстрацию издания «Французской истории», а в следующем году за картину «Евил-меродах, освобождающий из оков царя Иоахима» получает академическую премию. Портретная живопись не была "коньком" Буше.
Современные критики 18 века находили, что картины, написанные Франсуа Буше по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой это относится, может быть, к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы этих картин не сохранились. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Настоящее признание пришло к Буше в 1737 году, когда его картины впервые появились в Салоне. Сюжеты в большинстве своем связаны с мифологической тематикой. В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено.
Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Он напоминает зрителю о прозрачной воде, тенистых дубравах, вечерней прохладе – словом о том, что разнеживает чувства, навевает приятные воспоминания и мечтательные мысли. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине.
"Фарфоровое искуство" Франции, несомненно, многим обязано Буше и, конечно же, мадам Помпадур. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины.
Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса.
Но картину "Марс и Венера, застигнутые Вулканом" следует считать исключением из этого правила. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. Франсуа Буше стали обвинять в развращении юношества и лучшие из картин художника не находили покупателей.
Был успешен и при жизни был удостоин множества почестей. Иначе стиль Рококо еще называли «Веком Венеры и Купидона». Его искусство ярко выразило характер эпохи Людовика XV, когда уходили в прошлое героические идеалы предшествующего времени и обретал силу вкус к грации и рафинированности, присущий рококо. Его работы совершенны и абсолютно очаровательны.
Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Это был по-настоящему придворный художник, обласканный вниманием знати. Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки.
Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Пушкина). Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки.
В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Писал портреты известны, например, портреты мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11.
В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов).
Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле).
Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами.
Особенно воспета живописцем богиня Венера. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры.
На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Это именно из-под его кисти вышли самые пухлые, самые сдобные Венеры и самые прелестные Купидоны. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником).
Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Если вы любитель сладостей – Буше для вас. Всю жизнь он писал взахлеб, оставил невероятно большое количество картин, гобеленов, рисунков, гравюр и других работ.
По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). И в каждой европейской стране был характерный его представитель и выразитель этого стиля. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. 24 ноября 1731 года Франсуа Буше был принят в академию, где написал мифологическую картину Венера и Вулкан с оружием для Энея.
С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. Сама мадам де Помпадур приглашала Буше расписывать стены своего будуара. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние.
Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. В ней проиллюстрирован целый миф. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной".
Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им.