Тем не менее, талант Буше был достаточно многогранным: он писал пейзажи, пасторали, портреты, картины на мифологические сюжеты иллюстрации к книгам, эскизы парковых скульптур, гобеленов и театральных декораций, оформлял интерьеры дворцов. Картины Франсуа Буше заказывали король Франции, его фаворитка и вся придворная знать. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Франсуа Буше. Картина «Завтрак» Ф. Буше – одна из жемчужин его живописных работ. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства.
Картины Франсуа Буше современники называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь. Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается. Франсуа Буше, картины которого известны многим поклонникам рококо, синтезировал в работах те или иные традиции и приемы живописи, подбирая наиболее подходящий своему характеру стиль.
Одна из страниц биографии Франсуа Буше – создание серии гравюр по картинам Ватто, что заняло у него 2 года жизни и помогло в изучении произведений и манеры этого живописца. Картины Франсуа Буше с названиями, которые в полной мере раскрывают их содержание, покоряют чистотой исполнения и особенной манерой, сложившейся еще в ранние годы творчества художника.
Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигур. Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни.
Картины Франсуа Буше очень разнообразны и посвящены самым разным сторонам жизни. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон.
Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740-е годы добился покровительства мадам де Помпадур.
В 1722 году молодой художник получает заказ на иллюстрацию издания «Французской истории», а в следующем году за картину «Евил-меродах, освобождающий из оков царя Иоахима» получает академическую премию. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году Буше получил академическую премию за картину Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток.
Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Очаровательные детишки, вылепленные по рисункам художника, только и делают, что собирают цветы и поют песенки. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. «Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. Франсуа Буше – это самый, пожалуй известный из всех работавших в технике рококо мастеров. За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние.
И всё это у него получалось самым лучшим образом.
Писал портреты известны, например, портреты мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку.
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Вторая картина называется "Летняя пастораль". Конец 18 века. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Где он только не прикладывал свой талант.
В ней проиллюстрирован целый миф. Правда, о том, что "сочинил" пастуха, виноград и Лизетту драматург Фавар, забыли уже очень скоро. Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия.
За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов». Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты. Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия.
Не зря говорят, портреты Франсуа Буше можно очень долго рассматривать, поражаясь изяществу, с которым прорисован каждый слой богато отделанных одежд, все детали шикарных интерьеров. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду.
Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Пушкина). Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.
Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной». Пастухи и пастушки. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Его работы совершенны и абсолютно очаровательны.
Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших». Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет. Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 г Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора». К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии "официальной фаворитки". Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы.
Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Во Франции им был Франсуа Буше.
Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Летняя пастораль 1749Мельница в Шаратоне 1750Туалет Венеры 1751Аполлон и пастушка 1750Венера и Вулкан с оружием для Энея Восход Солнца 1752Портрет мадемуазель Луизы ОМерфи, 1752Закат 1752Любовное письмо 1754Портрет маркизы де Помпадур, 17 Гении искусств 1761Пан и Сиринга 1759Меркурий вручает младенца Бахуса, 1769Леда и Зевс в образе лебедя, 1760-еВенера в кузнице Вулкана, 1769 Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет».
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур.
Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". В конце жизни Буше заявит, что посещал мастерскую Лемуана в течение всего трех месяцев. В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Сама мадам де Помпадур приглашала Буше расписывать стены своего будуара. Работы «Вид Тиволи», «Вид садов Фарнезе» созданы под влиянием впечатлений от Италии.
Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. С 1760 года Буше терял былую популярность. Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини.
И в один прекрасный день она стала его любовницей. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. Точно не установлено, кто изображен на холсте. Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов).
Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Портретная живопись не была "коньком" Буше. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. То, что раньше считалось низким и недостойным.
Также Франсуа Буше прославился как «первый художник короля» – на протяжении своей жизни он написал множество портретов августейших особ. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). К тому же кому теперь интересны парадные залы. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева).
Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше скончался 30 мая 1770 года. Был успешен и при жизни был удостоин множества почестей. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине.
В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории.
Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. А. С. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.
По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Было принято считать, что достойно внимания – лишь всё самое красивое. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы.
В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Пушкина Аврора и Кефал, 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств).
С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им.
И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов.
Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Сиринга делалась следующим образом. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
Как отмечает Пьер Розенберг, Лемуан «подарил» Буше «ясные и сверкающие тона, элегантные формы и легкость мазка». "Осенняя пастораль" – одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть "перерабатывалась" в небольшие пейзажи. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Там большое влияние на художника произвели работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко.
Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Начиная с 1740-х годов любовница короля стала живо интересоваться фарфоровой мануфактурой в Венсенне. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. В 1727 Франсуа Буше отправился за свой счет в Рим, где усердно изучал творчество живописцев Франческо Альбани и Пьетро да Кортона, с последним художника в дальнейшем часто сравнивали.
Делал декорации для опер и спектаклей, расписывал фарфор, создавал картины для королевских шпалерных мануфактур, а ещё писал прекрасные картины. Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки.
Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Одно время это полотно висело в Версале, а после смерти королевской фаворитки перешло к ее брату. Иначе стиль Рококо еще называли «Веком Венеры и Купидона». Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит.
К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником). Вы ведь в курсе, что нынче в моде. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. По Европе вальяжным размеренным шагом чинно шествует стиль Рококо.
Темами картин Буше Франсуа были сценки из жизни французской знати, пасторали, пейзажи. Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру. И как иначе. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов.
Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Вот насколько всё переменилось. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. Омфала – царица Лидии, к которой за убийство Ифита по приказанию Дельфийского оракула был отдан в трехгодичное рабство Геркулес. Кроме набросков, Буше создавал и вполне законченные рисунки, каждый из которых может считаться самостоятельным произведением искусства.
Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Буше Франсуа Boucher Francois (29 сентября1703, Париж—30 мая1770) - французский художник, гравер, декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Сюжеты в большинстве своем связаны с мифологической тематикой. В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Французский художник Франсуа Буше (1703–1770) рисовал свои картины в стиле рококо.
В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Участие в 1722—1723 годах в создании серии офортов для Сборника Жюльена, в котором воспроизводились произведения Ватто, позволило ему познакомиться с творчеством этого художника, усвоить его композиционные приемы. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты.
За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю. Это был по-настоящему придворный художник, обласканный вниманием знати.
Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Буше Франсуа Картины и биография Франсуа Буше Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770), французский художник, гравер, декоратор, первый художник короля, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Мягкое сияние женского лика пропитано благородством и каким-то едва уловимым ожиданием. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме.
Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. И в каждой европейской стране был характерный его представитель и выразитель этого стиля. Если вы любитель сладостей – Буше для вас. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали11.
Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Знатная заказчица позирует живописцу в богатом, переливающемся светлом шелковом платье, лиф украшают букет цветов и объемный голубой бант, цвет которого перекликается с лентами на широкополой соломенной шляпе в ее руке. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.
Особенно воспета живописцем богиня Венера. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога.
О мадам говорили, что «она благоухает розами». Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана.
На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. Смысл имели лишь разговоры о любви.
По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Его работы отличаются непринужденной раскованностью и чувственностью. В 1737 году Буше стал профессором Академии.
Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть.
В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль. А. С. В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета.
По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др. ), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735). «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. Первый художник короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху.
Историки искусства полагают, что за свою жизнь Буше создал не менее десяти тысяч рисунков в различной технике. Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия13.
Сиринга была родоначальницей современного органа. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре). А. С. Пушкина)13.