Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело деВивиано деБрандини изГаиуоле.
Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). В 1481–1482годах Лоренцо Медичи отправляет Боттичелли, наряду с другими флорентийскими мастерами, в Рим, где он получает свой крупнейший заказ от папы римского Сикста IV на роспись капеллы (которую в дальнейшем назовут Сикстинской, по имени папы). Чтобы прославиться и обрести вес в обществе, Гуаспарре (чье имя в другом прочтении Каспар— носил один из новозаветных волхвов, что и определило сюжет заказанной картины) вкладывает огромные деньги в строительство семейной капеллы в церкви Санта Мария Нуово и заказывает алтарную роспись набирающему популярность Боттичелли. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Пламенные проповеди монаха Савонаролы сделали свое дело.
Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано. Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем.
В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св.
Рядом с ними меркнут любые другие изображения, даже электронные. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти. В 1475году он создает свою первую значительную работу, с которой входит в круг двора Лоренцо Медичи Великолепного— картину «Поклонение волхвов».
Вздувающиеся складки его легкой одежды напоминают складки одежд трех граций из знаменитой картины Боттичелли «Весна».
И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Перед нами довольно разные оценки.
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. «Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», — пишет Н. А.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Перекликаясь по теме со знаменитым «Рождением Венеры» (ок. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.
Мы можем предположить, что хорошие— учитывая как влияние, которое оказал Филиппо Липпи на становление живописной манеры и идеала красоты своего ученика (высвеченный, пастельный колорит, светлые волосы, светящаяся кожа, поворот головы в три четверти), так и то, что много лет спустя Боттичелли станет учителем сына Филиппо и Лукреции, Филиппино Липпи. К тому же «Весна» являет собой один из первых примеров чувства контура, которое расцветет в полную силу в графике и поздних живописных работах Боттичелли. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Картины Сандро Боттичелли полны мифологических сюжетов и библейских аллегорий.
Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Посрамленный дьявол и черти прячутся под землю, признавая себя побежденными. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Но берегитесь: весна — пора опасная.
Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480).
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году. В этой работе замешано все, что интересовало художника в тот момент, — античное искусство и мифология (миф о Флоре), знание античной скульптуры (или зарисовок с нее, что прослеживается в композиции произведения и постановке фигур), неоплатоновское учение о душе как идеале (если принять во внимание версию о том, что центральная фигура картины— образ умершей невесты заказчика картины (она— единственная, кто движется в картине не по направлению к зрителю, а от него), воплотившейся в идеале— сродни Дантевской Беатриче).
Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения.
Но – судьба распорядилась иначе и после первого же года в ювелирной мастерской (а надо заметить, что обучение в ней начиналось не только с тяжелого труда, но и с рисования), Боттичелли попал в ученики к одному из великих художников Флоренции, Филиппо Липпи, чей стиль оказал невероятное влияние на Боттичелли. Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим.
Программу росписи составили сцены Ветхого и Нового Завета из жизни Моисея и Иисуса Христа. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Если впервом портрете Боттичелли изобразил назаднем фоне интерьер комнаты, товпоследней копии онрешил сделать однотонный фон, что небыло характерным для портретной живописи того времени. Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи, сын бывшего учителя мастера.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы».
Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Иоанном Крестителем и св. Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. С каждого полотна выдающегося мастера струится мягкое сияние чистых прозрачных цветов. Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа.
1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами.
Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Социальные и политические потрясения, пережитые Флоренцией изгнание Медичи, краткое господство и гибель Савонароллы, – все это сильно повлияло на впечатлительную натуру художника. Отдавшись целиком живописи, он стал последователем своего учителя и подражал ему так, что Фра Филиппо его полюбил и своим обучением вскоре поднял его до такой степени, о которой никто не мог бы и подумать. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици).
Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны».
Наклоны фигур соответствуют друг другу своими линейными очертаниями. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Он создал свой «боттичелливский» тип задумчивой мадонны.
После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Иеронима. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. В последние годы жизни Боттичелли уже почти ничего не писал. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Зиновия». Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения.
Богиня цветов Флора щедро усыпает землю розами инарциссами, северный ветер Зефир своей силой гнет ветки деревьев книзу. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В 1484-м появляется его самая известная картина— «Рождение Венеры». Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров, стоя в огромной раковине, скользит по поверхности моря к берегу. Ключ к процветанию вселенной и каждого ее отдельного элемента – всеобъемлющая любовь.
Картины Сандро Боттичелли в интерьере смотрятся невероятно эффектно и драматично. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи.
Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
С тех пор интерес к его картинам не угасал. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов.
Но этот единичный исторический факт в его художественном воплощении приобретает вечное и общечеловеческое звучание: тут и ощущение слабости женщины и сострадание к ее одиночеству и подавляемому отчаянию и глухая преграда в виде закрытых ворот и толстой стены, напоминающей стены средневекового замка. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Если верить Вазари (наиболее близкому по времени к Боттичелли и информированному исследователю), Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, прозванный Боттичелли, родился в 1445году в семье флорентийского кожевника Мариано Филипепи.
Может мастер кисти смотрел далеко вперед. Последнее появление его в истории искусств относится 1504году, когда Боттичелли участвовал в работе группы художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело во Флоренции. Стремителен полет ангела, прекрасна гибкая линия его изящной ступни. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Иоанном Евангелистом». Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. К концу XV века жизнь и мировоззрение Боттичелли претерпели кардинальные изменения. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи.
Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Данилова. Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится. Варнавы». И он рассказал, что когда-то, очень давно, он очень любил эту девушку, но она причинила ему много горя, так что от ее жестокости и надменности он убил себя. Этого библейского персонажа Боттичелли изображал нераз, так как юная Юдифа олицетворяет все христианские, эстетические иморальные каноны эпохи Ренессанса.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». «Рождество» – одна из последних работ мастера, единственная подписанная и датированная им картина. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В 1480-х годах Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» («Величание Мадонны»)— одну из своих самых известных при жизни работ на религиозную тему в виде весьма сложного композиционно тондо.
В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Начало 90-х годов открывает в творчестве Боттичелли новый, поздний период. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Первое документальное свидетельство о нем относится к 1458году, когда его отец, Мариано Филипепи, указал в налоговом кадастре Флоренции, что у него четыре сына— Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный».
«Мадонна Магнификат» вошла в число наиболее копируемых и популярных сразу после написания— редкий случай в истории живописи. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», все же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Сюжет этой картины известен всем. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, среди их многочисленных потомков.
В 1500году он пишет одну из своих самых мрачных и единственную подписанную картину— «Мистическое Рождество». Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
А знала ли Симонетта о существовании Сандро. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. По своей благородной простоте, по ясной прелести юношеского образа с его смелым открытым взглядом, этот портрет принадлежит к лучшим произведениям портретного искусства Кваттроченто.
Чудесный маленький портрет молодого человека недаром долгое время приписывался Мазаччо. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря или таинство явления в мир Красоты. Она пример верности, чести исамопожертвования ради других. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. «Уже в картине «Благовещение» (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, — отмечает И. Е.
Одно из них – «Покинутая». Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари).
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем.
Такова его картина «Марс и Венера», написанная, по-видимому, на стихи какого-то придворного поэта, а может быть изображающая в аллегорической форме любовь Джулиано Медичи к красавице Симонетте Веспучи, в расцвете лет умершей от чахотки. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. По-прежнему пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости.
Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.
Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Гуманного, просвещённого, величественного и абсолютного подобно божеству.
Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв. Фото полотен итальянского художника передают огромнейший талант флорентийца, оставившего яркий след в творческом наследии своей страны. Видимая телесность у Боттичелли таит в себе мистическую духовность совершающегося чуда. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию».
Еще одна изсамых популярных картин античного характера ииконографического расположения фигур наполотне. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици).
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин (в основном «мадонн»), выполнявшиеся учениками художника по его рисункам и картонам. Известно, что Боттичелли был младшим из четырех братьев.
По словам Вазари, он «отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду». Название картины уже говорит освоем сюжете. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. Яркие и красочные полотна прекрасно украсят интерьер. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Боттичелли покинул мастерскую Филиппо Липпи в 1467году в возрасте двадцати двух лет. Обе фигуры вырисовываются на темном фоне миртовых зарослей (мирт – символ любви), а в глубине видно светлое море из пены которого родилась Венера. В какой-то момент влияние его было настолько сильно, что семейству Медичи пришлось спасаться из Флоренции бегством, а на всех главных площадях города зажглись «костры тщеславия», в которых люди, отрекаясь от бренного мира, жгли все, что могло быть сочтено предметом развлечения или орудием греха, — музыкальные инструменты, книги, предметы роскоши, картины и пр.
В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Кисти Боттичелли принадлежат три фрески, описывающие историю Моисея (смотрите на те, где есть архитектура, — говорят сегодня гиды в Сикстинской капелле, желая обратить внимание туристов на творчество Боттичелли) и воплотившие в себе все то, что Боттичелли взял от Возрождения, — сложную световоздушную и линейную перспективу, внимание к техническим и архитектурным деталям. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в мае 1510года и 17числа был похоронен на кладбище церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции. Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте.
Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Достоверно не известно, какие отношения сложились между Боттичелли и его первым учителем. Работа, по-видимому, предназначалась для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический символ рода.
Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное. Венера на полотне Боттичелли являет собой и эталон женской красоты XV века— длинные светлые волосы, бледная, светящаяся кожа, миндалевидные глаза, вытянутое лицо, худощавая фигура черты идеала, обозначенные еще Симоне Мартини в XIV веке, сформулированы в «мадоннах» Филиппо Липпи и здесь доведены до совершенства. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил утрату отца. Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище.
Так что эта работа не только первый крупный заказ, но и первый автопортрет мастера. Укартины есть скрытый смысл. Ведь прижизненные фотографии Симонетты по известным причинам отсутствуют, а четко атрибутированных портретов не сохранилось. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине». До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Варнавы.
Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас. Она одна обращена к зрителю. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Полная поэтического очарования эта картина Боттичелли была исполнена им, по-видимому, в начале 80-х годов XV века. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». Эту картину Сандро написал вподарок набракосочетание Лоренцо диПьерфранческо деМедичи сСемирамидой, азаказал сей подарок сам Лоренцо Медичи.
Композиция двухфигурная. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици).
Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Эту картину итальянского художника можно увидеть вэкспозиции Лондонской национальной галереи. Помимо своего творчества, наставник юного Боттичелли прославился романом с послушницей Лукрецией Бутти, которую он выкрал из монастыря, женился на ней и впоследствии сделал моделью для своих многочисленных и очень популярных «мадонн». В 1478году по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, дальнего родственника Лоренцо Великолепного, Боттичелли пишет один из своих известнейших шедевров— «Весну» («Primavera»). Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. Испытующе смотрит на нас Флора. Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне.
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В свою очередь и линейное начало, свойственное этому художнику, не выступает здесь так ярко, как в «Марсе и Венере», а живет в слиянии с тончайшей пластической моделировкой. Это объясняется, вероятно, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался. Иеронима.
В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли. Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Вбудущем этот приём подхватят идругие художники. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Написана она была вконце 1500 года инесет всебе определенный смысл инекий призыв кмиру испокойствию, так как втовремя вИталии проходили беспорядки. Около 1470года Боттичелли открывает свою мастерскую и начинает принимать первые заказы.
Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Но, с другой стороны, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, что проявилось уже тогда, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи.
Сандро Боттичелли – великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. Тот в своих проповедях справедливо осуждал праздность, разнузданные нравы богачей Флоренции, тиранию Медичи. И так каждый день, в одно и то же время. Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Хотя к ее ли образу.
Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. Неоднократно писал он на сюжет «Благовещения», по-особому претворяя традиционные образы и передавая объемность фигур и материальность тканей. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.
Греческие боги на картинах Боттичелли – одни из излюбленных героев, которых изображает художник. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии».
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. Репродукции Сандро Боттичелли словно пышный, лёгкий, едва уловимый сон.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
Они не требуют специального света, они его излучают. В 1500 году он пишет «Рождество» – обычный традиционный сюжет, который всегда трактовался художниками XV века в спокойном повествовательном плане со многими бытовыми подробностями. Художник был силен в написании натюрморта.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине и боги ветров осыпают ее дождем из роз и гонят раковину к берегу.
Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Что же определяет искусство Боттичелли.
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это.
Сюжет картины возвращает нас кгреческим мифам илегендам. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Сандро Боттичелли (итал.
Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры» и «Весна» и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. Все происходящее на картине лишь ее окружение.
.