В дальнейшем он продолжил обучение у Андреа Верроккьо. Особенности творчества художника Боттичелли: свои шедевры он создавал во время расцвета Ренессанса – эпохи, в которую заново было переосмыслено отношение к античной культуре, религиозным сюжетам, реализму. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне восприимчивыми к вопросам совести и морали. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро Подагрика. Помимо своего творчества, наставник юного Боттичелли прославился романом с послушницей Лукрецией Бутти, которую он выкрал из монастыря, женился на ней и впоследствии сделал моделью для своих многочисленных и очень популярных «мадонн».
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Рядом с ними меркнут любые другие изображения, даже электронные. Зиновия». Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.
Гуманного, просвещённого, величественного и абсолютного подобно божеству. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Здесь нет статистов: каждый персонаж, как и в первой картине исполненный красоты и благородства, по-своему поклоняется Иисусу. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) — в Национальной галерее в Вашингтоне. Чтобы прославиться и обрести вес в обществе, Гуаспарре (чье имя в другом прочтении Каспар— носил один из новозаветных волхвов, что и определило сюжет заказанной картины) вкладывает огромные деньги в строительство семейной капеллы в церкви Санта Мария Нуово и заказывает алтарную роспись набирающему популярность Боттичелли.
Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Но берегитесь: весна — пора опасная. Что же. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Особую прелесть придает картине то, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Мы можем предположить, что хорошие— учитывая как влияние, которое оказал Филиппо Липпи на становление живописной манеры и идеала красоты своего ученика (высвеченный, пастельный колорит, светлые волосы, светящаяся кожа, поворот головы в три четверти), так и то, что много лет спустя Боттичелли станет учителем сына Филиппо и Лукреции, Филиппино Липпи. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину иСправедливость, тем самым концентрируя внимание намире ипокое. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Кисти Боттичелли принадлежат три фрески, описывающие историю Моисея (смотрите на те, где есть архитектура, — говорят сегодня гиды в Сикстинской капелле, желая обратить внимание туристов на творчество Боттичелли) и воплотившие в себе все то, что Боттичелли взял от Возрождения, — сложную световоздушную и линейную перспективу, внимание к техническим и архитектурным деталям. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Может мастер кисти смотрел далеко вперед. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина.
Это – известное расположение фигур, на плоскости то сближаемых, то, наоборот, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, а с линией. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное. В 1480-х годах Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» («Величание Мадонны»)— одну из своих самых известных при жизни работ на религиозную тему в виде весьма сложного композиционно тондо. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей.
Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Программу росписи составили сцены Ветхого и Нового Завета из жизни Моисея и Иисуса Христа. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). В близкой по времени "Мадонне Бенуа".
Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». Они не требуют специального света, они его излучают. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен.
Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. «Мадонна Магнификат» вошла в число наиболее копируемых и популярных сразу после написания— редкий случай в истории живописи. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.
Сандро Боттичелли – великий художник (настоящее имя этого мастера эпохи Возрождения Алессандро ди Мариано Филипепи), родился в Италии в 1445 году. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Сандро Боттичелли (итал. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Осенью 1482 года, когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию, где вскоре пережил утрату отца. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. от Луки I: 46).
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение.
Ключ к процветанию вселенной и каждого ее отдельного элемента – всеобъемлющая любовь. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. В 1484-м появляется его самая известная картина— «Рождение Венеры». Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Одно из них – «Покинутая». После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Если верить Вазари (наиболее близкому по времени к Боттичелли и информированному исследователю), Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, прозванный Боттичелли, родился в 1445году в семье флорентийского кожевника Мариано Филипепи. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу.
Так что эта работа не только первый крупный заказ, но и первый автопортрет мастера. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
В нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, победу Медичи над Пацци, соединение страстей и мудрости у Лоренцо. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Боттичелли немало потрудился, стараясь превзойти всех живописцев своего времени, но в особенности Доменико Гирландайо, выполнившего с другой стороны образ св.
Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи.
Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас. Репродукции Сандро Боттичелли словно пышный, лёгкий, едва уловимый сон. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды. В этой работе замешано все, что интересовало художника в тот момент, — античное искусство и мифология (миф о Флоре), знание античной скульптуры (или зарисовок с нее, что прослеживается в композиции произведения и постановке фигур), неоплатоновское учение о душе как идеале (если принять во внимание версию о том, что центральная фигура картины— образ умершей невесты заказчика картины (она— единственная, кто движется в картине не по направлению к зрителю, а от него), воплотившейся в идеале— сродни Дантевской Беатриче). В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Название картины уже говорит освоем сюжете. В том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры.
В 1500году он пишет одну из своих самых мрачных и единственную подписанную картину— «Мистическое Рождество». У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В последние годы жизни Боттичелли уже почти ничего не писал.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. Тот в своих проповедях справедливо осуждал праздность, разнузданные нравы богачей Флоренции, тиранию Медичи. Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище.
По словам Вазари, он «отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду». Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). Около 1470года Боттичелли открывает свою мастерскую и начинает принимать первые заказы. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. При всём при этом Сандро при желании мог любоваться Симонеттой Веспуччи каждый день – их дом соседствовал с палаццо Веспуччи. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Именно он увидел в Боттичелли ту неповторимость, мастерство передачи чувств и эмоций, уникальный стиль, которым мы теперь любуемся и вдохновляемся. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ.
В 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, где вскоре и умер, а Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Перед нами довольно разные оценки.
Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело деВивиано деБрандини изГаиуоле. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной.
Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Картины Сандро Боттичелли в интерьере смотрятся невероятно эффектно и драматично. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится. Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году. Первое документальное свидетельство о нем относится к 1458году, когда его отец, Мариано Филипепи, указал в налоговом кадастре Флоренции, что у него четыре сына— Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный».
Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. В качестве фона Сандро Боттичелли, картины которого представлены в самых знаменитых мировых галереях использовал готические церкви, стены замков, достигая таким образом живописный романтический эффект. К тому же «Весна» являет собой один из первых примеров чувства контура, которое расцветет в полную силу в графике и поздних живописных работах Боттичелли. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Композиция двухфигурная. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения.
Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Так завершается этот путь – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. И так каждый день, в одно и то же время. Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца.
Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры» и «Весна» и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте. Хотя к ее ли образу.
Наполотне изображена роскошная поляна вапельсиновом саду, где весна входит всвои права, здесь расцветают цветы, которых художник нарисовал больше пятисот штук разных видов, форм ицветов. Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы.
Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Настоящее имя Боттичелли— Алессандро Филипепи (для друзей — Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Не удивительно, что произведениями этого гения не просто любуются – их чувствуют. Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици.
Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. А знала ли Симонетта о существовании Сандро. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
С тех пор интерес к его картинам не угасал. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты: благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму, картина производит впечатление написанной на выпуклой поверхности. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли.
Еще одним общественным заказом — художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари).
Имеется и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями, что обсуждалось в кружке Медичи. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия. С каждого полотна выдающегося мастера струится мягкое сияние чистых прозрачных цветов.
Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
Ветры и ора захвачены движением, они преданно служат богине, но и энергия ветров и порыв оры – все растворяется, гасится в совершенном покое, окутывающем Венеру. Яркие и красочные полотна прекрасно украсят интерьер.
До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии».
Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Пламенные проповеди монаха Савонаролы сделали свое дело. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. К концу XV века жизнь и мировоззрение Боттичелли претерпели кардинальные изменения. Художник был силен в написании натюрморта.
Еще одна изсамых популярных картин античного характера ииконографического расположения фигур наполотне. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Ее лицо завораживает нас абсолютной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. «Уже в картине «Благовещение» (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, — отмечает И. Е. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480).
Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Она одна обращена к зрителю. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Укартины есть скрытый смысл. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Картина была заказана бывшим менялой Гуаспарре ди Джаноби дель Лама, нуворишем, не принятым флорентийской знатью. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Сюжет этой картины известен всем. Иеронима. Таким образом, Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда еще раньше его уже, вероятно, ввел Верроккио. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Еще секунда – и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений и чудо рождения закончится. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Все происходящее на картине лишь ее окружение. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Испытующе смотрит на нас Флора. Но – судьба распорядилась иначе и после первого же года в ювелирной мастерской (а надо заметить, что обучение в ней начиналось не только с тяжелого труда, но и с рисования), Боттичелли попал в ученики к одному из великих художников Флоренции, Филиппо Липпи, чей стиль оказал невероятное влияние на Боттичелли. Варнавы. Большое произведение Боттичелли— «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», все же в ее основе лежит живое ощущение бытия». В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Иеронима. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре.
В 1475году он создает свою первую значительную работу, с которой входит в круг двора Лоренцо Медичи Великолепного— картину «Поклонение волхвов». Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин (в основном «мадонн»), выполнявшиеся учениками художника по его рисункам и картонам. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
Данилова. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». В эру раннего Ренессанса был одним из ярких представителей. В 1478году по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, дальнего родственника Лоренцо Великолепного, Боттичелли пишет один из своих известнейших шедевров— «Весну» («Primavera»).
И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты — но кто знает это. Буквально физически ощущают переживания и эмоциональное состояние изображенных персонажей. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в мае 1510года и 17числа был похоронен на кладбище церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим.
Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. Известно, что Боттичелли был младшим из четырех братьев. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. В первой очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли – при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов, – но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости: в расположении фигур чувствуется известная искусственное, особенно в сцене справа.
В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения.
И все же это так. Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Иоанном Евангелистом». Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Боттичелли создал чарующий, будто случайно увиденный момент из жизни Природы, когда его освещенные на картине фигуры походят на цветущий сад, когда деревья, повинуясь дуновению ветра, чуть-чуть шевелят ветвями, как бы кружась в неуловимом танце. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. «Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа», — пишет Н. А.
Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обогатил и возвысил изысканной поэтикой образного мышления. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи.
Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок.
Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции. Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Это время было пиком славы Боттичелли: клиенты толпами шли в его мастерскую, вот таким образом часть заказов исполняли ученики мастера, в то время как сам он брался за сложные и престижные заказы.
В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. — Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые одежды.
Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. В какой-то момент влияние его было настолько сильно, что семейству Медичи пришлось спасаться из Флоренции бегством, а на всех главных площадях города зажглись «костры тщеславия», в которых люди, отрекаясь от бренного мира, жгли все, что могло быть сочтено предметом развлечения или орудием греха, — музыкальные инструменты, книги, предметы роскоши, картины и пр. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. И, конечно, это породило особое искусство.
Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Что же определяет искусство Боттичелли.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, — это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Проповеди Савонароды о грядущем конце света привели к тому, что народ в феврале 1497 года на центральной площади устроил огромный костер, в котором сжигал ценные произведения искусства. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».
Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего.
XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Радость на полотнах гениального итальянца сменяется задумчивой мечтательностью, спокойная созерцательность – неудержимой страстью. Она пример верности, чести исамопожертвования ради других. Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием.
Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). Сюжет картины возвращает нас кгреческим мифам илегендам.
Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». Достоверно не известно, какие отношения сложились между Боттичелли и его первым учителем. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.
Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Картины Сандро Боттичелли полны мифологических сюжетов и библейских аллегорий.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии. Венера на полотне Боттичелли являет собой и эталон женской красоты XV века— длинные светлые волосы, бледная, светящаяся кожа, миндалевидные глаза, вытянутое лицо, худощавая фигура черты идеала, обозначенные еще Симоне Мартини в XIV веке, сформулированы в «мадоннах» Филиппо Липпи и здесь доведены до совершенства. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Он был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой.
Иоанном Крестителем и св. Боттичелли покинул мастерскую Филиппо Липпи в 1467году в возрасте двадцати двух лет. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. В 1481–1482годах Лоренцо Медичи отправляет Боттичелли, наряду с другими флорентийскими мастерами, в Рим, где он получает свой крупнейший заказ от папы римского Сикста IV на роспись капеллы (которую в дальнейшем назовут Сикстинской, по имени папы). Последнее появление его в истории искусств относится 1504году, когда Боттичелли участвовал в работе группы художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело во Флоренции.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Вбудущем этот приём подхватят идругие художники.
По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени. Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, среди их многочисленных потомков. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе.
Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Как известно Боттичелли был вхож вэту знатную семью инередко писал для нее картины наразные тематики иотчасти портреты всех членов еесемьи. Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи. Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Варнавы». Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).