Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Так принято называть правую часть картины Босха из-за изображения на ней странных инструментов. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Отзывы о Босхе в литературе XVI века довольно немногочисленны и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».
Глядя на закрытые створки, на которых изображен Мир на 3-й день творения, суровый и серый, за которыми скрыта известнейшая картина Босха «Сад земных наслаждений», зритель не может вообразить, какой калейдоскоп цвета за ними скрыт. Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария— «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария – «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» начала XVI века – работа неизвестного последователя великого художника. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Основная часть сюжетов картин Босха связана с эпизодами из жизни Христа и святых, которые противостоят пороку, а также взяты в аллегориях и пословицах, повествующих о человеческой жадности и глупости.
Босх умер 500 лет назад, но современные музыканты, дизайнеры, хореографы, художники и авторы продолжают черпать вдохновение из его произведений, в основном из его самой известной картины — «Сада земных наслаждений». Так, в 1572 году Дамианоде Гуа, португальский гуманист и друг Эразма Роттердамского, обвиненный инквизиторами, в доказательство своей религиозности сказал, что купил и подарил церкви картины Босха. В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа. Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений».
Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью». - Все гонятся за чувственными восторгами, социальным положением, почетом и славой, но все это краткосрочно, переходящее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, – писал о картине испанский монах Хосе де Сигенса, библиотекарь Эскориала и ценитель Босха. Картины Иеронима Босха, как правило, не имеют датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. Прежде считалось, что чертовщина на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Психоделические картины Босха оказали влияние не только на его современников вроде Питера Брейгеля Старшего. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха. Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх выполнял и другие заказы.
Однако про творчество Иеронима Босха можно рассказывать и рассуждать, разглядывая все мельчайшие нюансы и детали его картин, бесконечно долго.
На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Три влюбленные пары, которые уединились в разных местах – на возу среди невидимых им ангелов и рядом в кустах и просто на земле, – предаются любовным утехам. Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Что же мы видим у Босха. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной.
Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося.
Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. По Писанию они все еще закрыты. Даже многие церковные деятели эпохи Возрождения, будучи покровителями искусства, сами заказывают картины на сюжеты языческой мифологии.
То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. И все же лучше судить о Босхе по его работам. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Короли на лошадях следуют за ним, а небольшая кучка счастливчиков беззаботно сидит на его вершине. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Приглушенный колорит молчаливо запечатлел скудость жизни обитателей таверны, мимо которой идет оборванный, с забинтованной ногой путник. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Его техника называется алла прима. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Источником обновления художественной системы в Северной Европе было уже упоминавшееся движение Новое благочестие, которое привело в начале XVI века к Реформации. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Другой объелся до рвоты.
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Творчество Босха загадочно и современно. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Бог видит «.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Рядом сидит в кресле тучный монах. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха.
В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Идиллические райские видения и картины ада, населенного то женственно-беспомощными, а то чудовищно уродливыми существами, отвратительные превращения, таинственные символы — все это характерно для большинства произведений Босха и делает его творчество уникальным и волнующим явлением в истории искусства. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья.
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех.
Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Картина называется «Искушение святого Антония «. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Она находится на трехстворчатом алтаре, на внешней поверхности створок которого в виде прозрачной сферы изображена Земля на 3-й день ее творения.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Вот, собственно и всё.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Он – живое обличение глупости и безбожия. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства.
В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Легенда о мессе Св. Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». И наиболее сложным. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь.
Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Ни одна из этих работ не сохранилась. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Перед странником лежит ненадежный мостик.
Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. И даже Игорь Фёдорович, да. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Из одного только Лондона бежало около 20 тысяч человек, а президент Тулузы Ориаль используя свое служебное положение, подготовил персональный Ноев ковчег.
Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Ерун ван Акен родился около 1453г. Это увлечение длилось несколько десятилетий. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.
Достоверные факты скупы. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Сюжет не нуждается в пояснениях. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения.
Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», – писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке. Босх вырос в семье потомственных художников. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. По Йохану Хейзинге, любование безобразным, получение чувственного наслаждения от отвратительного и ужасного было выражением психологического состояния европейца XV века, связанного с зарождением новой маньеристической эстетики. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Босх и реален и символичен. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи.
Одно время считалось, что подобный эффект призван лишь развлекать аудиторию, однако современные исследователи полагают, что в произведениях знаменитого художника содержится куда более глубокий смысл. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Иоанна.
«Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Также есть версия не менее популярная, чем о секс – культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Пастыри и паства совместно беспутствуют.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Это – кощунственная для церкви мысль. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.
Если присмотримся внимательнее, то увидим, что в телегу впряжены всякие уродливые существа, которые в действительности тянут его прямо в ад. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
«Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Творчество Босха загадочно. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Здесь он сидит, облокотившись и не то наблюдает за борьбой между святым и демонами, не то глядит на странный предмет на белом платке вроде отрезанной стопы. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.
В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. 1478 года), стали художниками. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. В отличие от других нидерландских мастеров — Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена — Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая — Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли.
Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».
Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.
Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Меня зовут Лубберт Дас». Порой астрологические предсказания становились сенсациями. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Картина Босха – не иллюстрация к ней. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.
и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его работ в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Ад изображен в правой части триптиха. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Это было последнее произведение Босха. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Он родился в голландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и 1455 годами (как и многие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
«Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Лишь 7 творений Босха подписаны. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, смотрятся куда более реалистичными и материальными.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал.
Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Интеллектуальная и духовная жизнь Хертогенбоса объединялась главным образом Братством Богоматери и двумя религиозными общинами Братства Общей Жизни, выступавшего против ереси и развращенности духовенства.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Пара огромных ушей, скрепленных стрелой, давит толпу грешников, подминая их под себя мочками и разит огромным клинком. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Для совращения святого организованы черная месса и шабаш.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне.
На черном фоне расположен под ним Ад. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. в боковом пределе) братства. Сколько его ни набери, богаче не будешь.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Спорна центральная часть. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Христос на облаках в сиянии Славы находится в маленьком Раю, который занимает всего лишь третью часть центрального триптиха.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. У путника в руках палка, которой он готов защищаться от животного, которое ассоциируется с клеветой. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.
Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Его техника называется алла прима. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»).
На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Из пятерых сыновей Яна три стали художниками, в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году и оставивший мастерскую брату Иеронима Гооссену, тоже художнику. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога.
За спиной оборванца – котомка с нехитрыми пожитками, на поясе – кинжал ибо дороги полны опасностей. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Эта суета не касается святого, который крепок в вере.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Иоанна, бесследно исчезли. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Во времена самой свирепой инквизиции его заказчиками и почитателями были самые высокопоставленные особы. Как воссоединится душа с телом. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Босх – был личностью весьма интересной. Это уже безнравственность и блуд. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Сатира – одна из сторон живописи Босха. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Существует несколько исследований, посвященных алхимическим символам использованным Босхом в его картинах.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Внизу под ним буйствует Жадность.
В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ).
Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Перед вами – репродукция картины Босха.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Он напоминает гигантскую строительную площадку. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.
Картина Босха показывает корабль. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Современников Босха забавлял гротеск его изображений. в Хертогенбосе (Брабант). Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Босх сам присоединился к этому братству в конце 1480-х годов. Распущенность, царившая при дворе Римского Папы и в монастырях, стремление церковнослужителей к наживе, продажа индульгенций сделали Церковь объектом ожесточенной критики, особенно в странах Северной Европы. Там, вероятно и родился около 1450 года. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Пылали костры инквизиции.
Лишь семь творений Босха подписаны. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Это особенно видно по изображению преисподней.
Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном.
Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Безжалостность – вот что она значит для живописца.