Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Такую ярмарку и изобразил на своей картине Борис Кустодиев.
Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Сияет яркими красками небо, солнце расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. А может быть именно вот таким образом и стоило.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Только щеки да нос краснеют». Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.
Что это за город. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».
Это собирательный образ России. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Мы жили на третьем этаже. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.
Какова шуба на нем. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Эта картина — сюжетный композиционный центр выставки, ведь у каждой выставки свой сюжет, композиция, особенно если она посвящена 125летию такого художника, как Кустодиев. И. Шаляпин». К этому времени у них уже родился сын. Комнат пять, все они располагались анфиладой.
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Вот кого рисовать-то.
Любовь к ней отражается в каждой работе. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши.
Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Зашел с мороза прямо в шубе. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Чертовски трудно. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках.
Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Работа была заказной. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. И построением композиции и смелой, непринуждённой манерой письма Кустодиев подчёркивает настроение творческой атмосферы, царящей в мастерской Матэ, отдававшего себя полностью искусству и своим ученикам.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Вместе с семьей отправляется в Париж. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Грабаря (1916). За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
При виде этой невероятной, прямо фантастической жизненной потенции становилось стыдно за недостойные минуты недовольства судьбой, сетований и прямого нытья у нас — здоровяков и крепышей». И. Е. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя.
Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
Болезнь прогрессировала. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. А вот что пишет Н. А. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю— мне нечего было исправлять или отвергать. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Но бодрость не покидала его. В 1916 году наступил полный паралич ног.
Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник».
Кустодиев твердо решает стать художником. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.
Расцвет графического творчества Бориса Михайловича Кустодиева пришелся на первые послереволюционные годы. Красный цвет стен половые в белом, с подносами видна какая-то абсолютно неуместная пальма в кадке — все вместе сурово, зловеще, хмуро. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Добужинского (1913), И. Я. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Рериха (1913), М. В. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Ирина Кустодиева, дочь художника, вспоминает: "Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым.
Но и среди них выделяется портрет Грабаря. События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.
Это были живые типы Островского. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
"Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Нестеров. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Будто впервые.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Высота комнат необычайная. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.
Окончив духовную семинарию, Борис отправляется в Петербург с одной только целью – поступать в Академию художеств. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии.
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2.
В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Билибина (1914), Е. Е.
Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. А шуба.
Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Это позволяет нам не углубляться в биографические тонкости, а кратко обозначить канву жизненного пути художника все же необходимо.
И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Я. Билибин, 1901).
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Лансере (1915), И. Э. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Искусство требует всей жизни. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета».
Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Отца своего он почти совсем не помнил.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.