Величайший ученик венецианской школы живописи Джованни Беллини оставил после себя богатейшую галерею картин разных жанров. По целому ряду картин Джованни Беллини можно проследить, как изменялся его стиль по мере того, как он переходил под влиянием Антонелло к живописи масляными красками. Около 1480 Беллини написал большую картину «Святой Франциск» (Нью-Йорк, собрание Фрик). Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины «Моление о чаше» (видимо, в начале 1460-х годов обе – в Национальной галерее в Лондоне). Несмотря на многочисленные попытки увидеть в картине скрытый философский смысл, Беллини создавал полотно без установки на дидактические поучения – пейзаж и герои здесь, по мнению художника, представляют собой всего лишь неотъемлемые составляющие вселенской гармонии.
Творчество Беллини открывают картины в духе падуанской школы. Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Ошибочно приписывается Беллини, однако внизу картины видна подпись Дюрера и дата.
Специальные издательства выпускают музейные каталоги, представляющие творчество Джованни Беллини, – картины (с названиями, датой происхождения, хронологией и условиями хранения). В своих картинах Беллини передает совместное звучание движений человеческой души с состояниями природы. На картинах Джованни Беллини отображен мир во всем его разнообразии: глубокое синее итальянское небо, сельские виды, разнообразные человеческие переживания и чувства. Особенно заметно влияние Мантенья в одной из работ Беллини – картине «Преображение».
Центральной картиной Алтаря Пезаро является монументальная работа кисти Беллини «Коронование Марии».
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). Святые объединены общим действом, общим чувством.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища».
В рациональное пространство, присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира, сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство, которое художник изучает в многочисленных «мадоннах»). Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. В 1479-1480 Джентиле работает в Константинополе в качестве портретиста султана Магомета II («Портрет Магомета II», Лондон, Нац. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов.
Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки.
Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Отстраненность, бесстрастность, одухотворенная величественность лика Святой Марии на картине Беллини — несомненное влияние византийского наследия. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Эти образы определяют самую суть итальянского пейзажа по ним можно проследить историческое развитие городов: романская кампанилла сосуществует здесь с готической.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию.
На этом же образе мы встречаем и парапет, отделяющий первый план от второго. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу.
Уже в первых его картинах фон действия составляют пейзажные панорамы с зелеными лугами, сельскими дорогами, речками и озерами, скалами и синеющими на горизонте горами. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Створки органа собора Сан-Марко («Св. Лаврентия», «Триптих св.
Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Якопо оставался бы для нас абсолютной загадкой, если бы от него не сохранилось два альбома рисунков (один – в Лувре, другой – в Британском музее). Некоторые рисунки Беллини как будто намекают на такую воздушность и простор. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. 1459, Лондон, Нац.
На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения – между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в. ) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. В начале 1470-х гг. Замечательно и то, что вместо эротов Мантеньи появились подобия взрослых девушек.
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Влияние Мантеньи усилилось, возможно, благодаря ранней картине Джованни Бел-лини и проявилось в «Пьете» (1472. В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. По другой версии (П. Одновременно Джентиле исполняет и многочисленные заказы (большинство не сохранилось): в 1466 он продолжает роспись Скуола Гранде ди Сан-Марко, начатую отцом в 1474 ему поручают перенести на холст фрески Джентиле де Фабриано и Пизанелло в зале Большого Совета Дворца дожей.
В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. 1471—1475, Пезаро, Городской музей).
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Одни ученые полагли, что сюжет изображения был заимствован из средневековой поэмы о скитаниях души. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах).
Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. В великолепно рассчитанной трактовке пространства в «Триптихе Фрари» (1488, Венеция, ц. СантаМария Глориоза деи Фрари) Беллини апеллирует к урокам Антонелло и добавляет к ним геометрическую строгость объемов. Эта работа подчеркивает предпочтение художником профильных портретов.
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Но важно уже то, что при этом сказывается чувство пространства. Другой характер имеют эти самые угрожающие формы у Босха и Брейгеля: там они входят не в качестве декоративной схемы (как, например, в Мадонне с каменоломней Мантеньи), а в качестве драматически необходимого элемента (как у того же Мантеньи в Распятии). 2 На другой картине той же серии пейзаж состоит из мягких мшистых гор, на третьей – из полноводной реки с гористыми берегами. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Величие его таланта проявилось в фигурах, вырисовывающихся на «зеленом нефрите воды» (Р.
Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. По-видимому, ок. Особенно интересно было бы нам увидать теперь пейзажи в этих фресках. Это произведение уже зрелого мастера.
Альбрехт Дюрер, посетивший в том же году Венецию, в письме Виллибальду Пиркгеймеру сообщал: «Джованни Беллини очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. С поэтической изобретательностью Беллини противопоставляет этому нисхождению увеличение стен и башен вдоль холмов, видимых через открытую спинку трона. Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари. Боги и богини Джованни Беллини величавы и прекрасны их облик и пластика движений иногда напоминают античные статуи. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. 1460, Лондон, Нац. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
Символом богатства и процветания являются, видимо и золотые яблоки, которыми играют в центре площадки маленькие дети. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Себастьяна, защитников от чумы. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника.
крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Иероним» (Флоренция, палаццо Питти, дар КонтиниБонакосси) и «Стигматизация св.
В «Алтаре СанДзаккариа» фигуры двигаются в ослепительном свете открытой в природу апсиды цвет, вылепленный светотенью, достигает здесь эффектов, достойных кисти Джорджоне. Его любовь к точности никогда не ограничивается выделением эпизода или детали. Лонги) в картине «Процессия на площади Сан-Марко» (1496), в многоцветных мраморных мостовых в картине «Исцеление Пьетро де Людовичи» (1502), а также в работе «Чудо с крестом на мосту СанЛоренцо» (1500). – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Св. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти.
Это большое полотно, созданное восьмидесятичетырехлетним художником, демонстрирует удивительную молодость его души. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г.
Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Иову и св. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Однако современные исследователи пересмотрели систему отношений Антонелло – Беллини.
— Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. У Мантеньи драма, отраженная в призме научной стратиграфии, теряет свою насыщенность у Беллини, напротив, она подчеркивается и усиливается самой природой.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Это, видимо, граничит с тем, что во время Высокого Ренессанса папский престол пользовался услугами более маститых живописцев, а Джованни только начинал свою карьеру. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок.
В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Эту работу он исполняет в сотрудничестве с Джованни и многими другими художниками. С 1470-х гг. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило.
С одной стороны, здесь присутствует «строго выверенная перспектива», в основном вдохновленная Антонелло с другой – «расширенное пространство, не пустое, а заполненное атмосферой, смягчающей соотношения объемов». гал. ), «Крещение Христа» (Виченца, ц. Санта-Корона), «Алтарь СанДзаккариа» (1505, Венеция, ц. Сан-Дзаккариа).
23 февраля 1506г. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. В то же время атмосферное сияние в композиции «Преобрахение» (1485, Неаполь, Капо-димонте) смягчает рельефность пейзажа. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Но если в полотнах последнего все пронизано стремительным движением, бурной экспрессией, то в последней работе Джованни Беллини перед нами предстает прекрасный мир, полный спокойствия и тишины. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно уже для его ранних, «мантеньевских» произведений. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Винченцо Ферреро (ок.
Стиль его творчества оттачивался на протяжении долгой карьеры и превратился в нечто уникально индивидуальное. В этом алтаре еще сохраняется некоторая жесткость моделировки форм, характерная для ранних работ венецианского мастера. Сопровождая Джентиле да Фабриано, Якопо еще молодым человеком побывал во Флоренции и этим объясняется почти всюду встречающаяся в его композициях замена готических форм античными, ренессансными. Академии), «Пьета» (там же), «Мадонна дель Прато» (Лондон, Нац.
1450). На ней можно видеть, как св. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Так, в картине «Моление о чаше» (ок. Картина «Священная аллегория» предвещает такие произведения мастера, как «Святое собеседование Джованнелли» (Венеция, гал.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. гал. ), восходящей к работе Мантеньи на тот же сюжет (1457, Тур. Кроме того, Джованни Беллини стоит у истоков так называемой венецианской школы живописи, отличающейся особым ощущением цвета, звучностью и яркостью красок, насыщенностью цветовой палитры, унаследованной от традиции византийских мозаик собора Сан-Марко. В картине «Распятый Христос» (ок.
Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. На Распятии в Веронском музее пейзаж сводится к полосе серой земли и к горизонтальным тучам, застилающим весь фон5. Но там известная роль в композиции снова предоставлена высохшему дереву.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Они расположены в три яруса. Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
(ок. Около 1506 Дюрер называет Беллини самым крупным венецианским художником. Эффекту дали, простора, воздуха и свободы способствует усердно (хотя и не совсем последовательно) вычерченная перспектива трех плоских склепов на первом плане, колонки-памятника, часовни, садовой ограды, укреплений замка, прямолинейного канала справа.
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Винченцо: «Св.
Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга).
Не вызывает сомнений только «Триптих св. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. В этих произведениях пространственные ритмы фигур создают новую художественную реальность, характерную для фресок в Фондако деи Тедески (1503, Джорджоне и Тициан) и в створках органа ц. Сан-Бартоломео (Себастьяно дель Пиомбо). Шедевром этого периода (1460-е) стал «Полиптих св.
Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. Между заказом и исполнением прошло почти двадцать лет и внесённые за эти годы художником изменения и дополнения вызвали множество вопросов у исследователей. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Репродукции Джованни Беллини смотрятся в интерьере торжественно и очень богато. В них не чувствуется методы художника, до мании занятого одной проблемой в этих рисунках отразились всевозможные, очень разнообразные увлечения этого художника. 1485, Венеция, гал.
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501).
Последняя деталь очень любопытна как признак натуралистических исканий Беллини. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний.
Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). В бергамских картинах (Мучения святых Лючии и Аполлонии) сцены тесно заставлены довольно странными сооружениями смешанных ренессансных и готических форм в луврской Мадонне расстилается далекий вид на города, замки и горы, освещенные вечерней зарей, но вид этот чрезвычайно робок по исполнению и уступает в смысле разрешения перспективных задач даже произведениям Монако. На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Если даже допустить, что две картины в Бергамо происходят из его мастерской (а это едва ли верно) и что Мадонна с Лионелло дЭсте в Лувре принадлежит его кисти (что также оспаривается), то мы все же не будем располагать достаточно яркими показателями того, как относился Беллини к пейзажу в живописи. На фоне спокойных, мирных ландшафтов предстают у него евангельские эпизоды изображения мертвого Христа, Мадонны, святые в многостворчатых алтарях, на фоне природы — голубого неба и легких серебристо-белых облаков предстают персонажи его портретов. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Старший сын Якопо Беллини, Джентиле, вместе с отцом и братом Джованни исполнил алтарный образ для капеллы Гаттамелаты в ц. Санто в Падуе (1460, не сохранился). Этот тип распространился и за пределами Венеции.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Схема здесь как будто прежняя, падуйская, суровая перед нами камень и вода. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици).
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. Эта мраморная стенка изображена в данном случае с неподражаемым иллюзорным мастерством. «Женщина за туалетом», 1515, Вена, Музей истории искусств «Опьянение Ноя», Безансон, Музей изящных искусств).
1500, Рим, Капитолийские музеи). В 1474 он исполняет официальный портрет дожей. Или же это нагроможденные и увеличенные по рецепту Ченнини камушки. Екатерины и св. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников».
Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Они расположены в три яруса. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире».
Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.
Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Это первое из полотен на мифологический сюжет, созданных по заказу Альфонсо дЭсте для алебастрового кабинета в его замке в Ферраре.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа).
В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств).
Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с младенцем и старого священника на переднем плане. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов.
В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление.
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. 1455, Венеция, Музей Коррер). «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.
Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Так, в серии «Мадонн с младенцем» (ок. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению).
Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. В закрытом пространстве алтарной картины для ц. Сан-Джоббе (ок. Изображённый за парапетом св. 1501, Лондон, Нац. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Они имели множество оттенков и предоставляли обширные возможности для импровизаций, разобраться в которых подчас крайне трудно.
Беллини достигает в ней сложного синтеза поэтичности и религиозной метафоричности, который отражает всю тонкость его щедро одарённой натуры. 1455), Распятие (ок. Таким образом, на первом плане пейзажа в нижней части располагаются массивные башни и стены крепости, словно обласканные светом, позволяющим почувствовать фактуру камней, а бастион на вершине холма залит солнцем и тает на фоне прозрачного неба. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Лондон, Национальная галерея).
является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».
Восхитительный зеленый пейзаж, правдивый, как этюд Дюрера, стелется по обе стороны Мадонны с херувимами Беллини (1480-х годов, в Венецианской академии) очень близок к нему по настроению пейзаж с замком, видимым справа за мраморным парапетом (отметим этот парапет, как черту сходства с картиной в Уффици), на большом подписанном образе Беллини (1488 года) в церкви С. -Пиетро в Мурано подобный же мотив с замком встречается и на лондонской Мадонне с апельсином и на одной из маленьких, полных романтического чувства картин Злословие в серии странных аллегорических сюжетов Беллини в Венецианской академии. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). В 1436 Якопо пишет «Распятие» (не сохранилось) для собора в Ве-роне, одном из центров готики в этом произведении он показывает себя учеником Джентиле да Фабриано. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано». Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов.
Восхитительный зеленый пейзаж, правдивый, как этюд Дюрера, стелется по обе стороны Мадонны с херувимами Беллини (1480-х годов, в Венецианской академии) очень близок к нему по настроению пейзаж с замком, видимым справа за мраморным парапетом (отметим этот парапет, как черту сходства с картиной в Уффици), на большом подписанном образе Беллини (1488 года) в церкви С. -Пиетро в Мурано подобный же мотив с замком встречается и на лондонской Мадонне с апельсином и на одной из маленьких, полных романтического чувства картин Злословие в серии странных аллегорических сюжетов Беллини в Венецианской академии2. Чудесный пейзаж встречается, далее, на картине Крещение Христово (1500-1502 годов) в церкви Санта – Корона в Виченце. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св.
Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. В его картине «Опьянение Ноя» выражена юношеская привязанность к жизненным ценностям, непринужденность существования.
Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. музей «Алтарь Сан-Кри-зостомо», 1513, Венеция, ц. Сан-Кризостомо), присуща монументальность и черты, появившиеся в работах молодых современников художника, ставшего у истоков нового течения в венецианской живописи («Пир богов», 1514, Вашингтон, Нац. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
Это произошло, когда оба мастера приглашены были написать по портрету Лионелло дЭсте. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование».
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).
У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Святые, обращенные лицом к зрителю, представлены в свободном помещении из левого верхнего угла льется мягкий свет, объединяющий всю картину.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин.
Христофор» и «Св. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св.
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Так же в ногах у Мадонны можно увидеть трех восседающих ангелов играющих на музыкальных инструментах святые, окружавшие Мадонну, погружены в молитву и размышление. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Однажды Якопо явился даже соперником – и счастливым соперником – Пизанелло. Портреты Беллини отличались скорее фотографической точностью изображаемого, чем отражением его внутреннего мира, что привлекало в его работах венецианских патрициев: им казалось неподходящей слишком ярко выраженная индивидуальность для человека, состоящего на государственной службе.
Обучался сначала у отца Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи, женой которого была его сестра Николлоза. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Однако может быть предложена и другая интерпретация. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. В знаменитой картине «Оплакивание Христа» (Милан, пинакотека Брера) гладкий и нетленный мрамор Мантеньи, одушевленный, по замечанию Паллуккини, «внутренней жизненной силой, данной цвету светом», обретает у Беллини нежную плоть. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Вероятно именно Беллини положил начало схеме, вскоре принятой за образец, а Антонелло использовал ее в своей алтарной картине из ц. Сан-Кассьяно: Богоматерь на высоком троне в центре композиции, а святые по обе стороны от нее – «Святое собеседование» располагается в апсиде, открывающейся наружу позади трона.
Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. галерея, окончен Тицианом).
Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. 1505г., Лондон, Национальная галерея). На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Две картины— «Св. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Однако пребывание во Флоренции и примеры с севера могли его научить и этому. «Распятие» (Венеция, музей Коррер) свидетельствует о влиянии Мантеньи (в изображении тела Христа и скал, на которых расположен крест), но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини: в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Вместо суровых замков появляются простые сельские дома и фермы.
Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его).
Иова и св. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». Все изображенное объединяет у него жизнь природы, ее гармония, царящие в ней покой и тишина. Союзником Пизанелло в его передовом завоевывании правды можно, до известной степени, считать ученика Джентиле да Фабриано, венецианца Якопо Беллини. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был.
Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера.
Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Св.
Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень.
Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Он же хорошо мне заплатит. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Нет картин знаменитого художника в Риме.
В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Картины «Воскресение Христа» (Берлин-Далем, музей), «Св. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. «Мадонна» (1448, Милан, пинакотека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях. 1400, Венеция – 1470/1471, там же) Согласно документам, в 1423-1425 Якопо жил во Флоренции и учился у Джентиле да Фабриано. Франциска и Иеронима и напоминает, по мнению Р. Лонги, «старинные китайские картинки». Пейзажи Джованни Беллини тоже являются исключительными, но достаточно редкими. Изображённый за парапетом св.
Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. И все это вдруг приобретает правдивый и при этом несколько буколический оттенок, уют и теплоту. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства. Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа.
Схема здесь как будто прежняя, падуйская, суровая перед нами камень и вода. Чаще всего, на них изображались молодые люди. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе.
В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Однако в противоположность последнему преданность натурализму сказывается у Беллини не столько в усердных этюдах с натуры (хотя попадаются и такие, например, акварельные этюды цветов), сколько в пейзажах. Произведениям Беллини исполненным после 1510 («Мадонна», 1510, Милан, пинакотека Брера «Успение», Мурано, Гор. и подпись Беллини. 23 февраля 1506г. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501).
Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. 1505, Хэмптон-корт). Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Винченцо Феррери» (1464, Венеция, ц. Санти-Джованни-эПаоло). В результате чего появляется мягкость и плавность контуров и фигуры словно окутываются дымкой. Франциска» (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы около 1480.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Некоторые исследователи поспешили сделать предположение, что Джованни был рождён от любовницы или являлся сыном Якопо Беллини от гипотетического первого брака. Песчинка мелкая, но отнюдь не малозначимая.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). гал. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера.
Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. 1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал.
гал. ) здесь он испытывает влияние персидских миниатюр. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок.
Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Он же хорошо мне заплатит.
Р. Лонги, который атрибуиро-вал это произведение Беллини, подчеркивает здесь важность света, слегка касающегося фигур святых и «дерзко ниспровергающего тонкую ювелирную работу падуанского мастера и оживляющего холодную композицию». В картине «Блаженный Лоренцо Джустиниани» (1465, Венеция, гал. Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины.
Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). На ней можно видеть, как св. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия.
На этом же образе мы встречаем и парапет, отделяющий первый план от второго. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами.
музей). Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Строгость перспективы, кажется, поглощена свободным сочетанием тонов. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Некоторые исследователи полагают, что она навеяна средневековой поэмой о паломничестве души отсюда и второе название картины — Души Чистилища.
На первой картине мы видим тучные пастбища, расположенные по круглящимся холмам, с большим замком-фермой в отдалении и Альпами в фоне во второй – плодородную, всю занятую пашнями и сельскими постройками долину с лесистым холмом и цепью гор вдали на третьей – прекрасно, целиком с натуры нарисованное фиговое дерево, покрытую зеленью скалу и снова, под гаснущим вечерним небом, нескончаемые ряды высоких гор. Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Однако интерес к подобному творчеству мог возникнуть под влиянием и других мастеров того времени. Эта мраморная стенка изображена в данном случае с неподражаемым иллюзорным мастерством. 1505, Лондон, Нац. Однако многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш.
Среди этих пейзажей и архитектурных фонов Якопо особенно замечательны те, что рисуют далекие проспекты на долины среди высоких, остроконечных, точно изваянных из базальта гор. А какая прелесть заключена хотя бы в небе, стелящемся над всей этой Божьей благодатью, в его глубокой синеве, в его пушистых, рыхлых облаках, облаках Пуссена, что тают в воздухе, что плывут и расплываются, бросая мягкие прозрачные тени. Лаврентия», «Триптих св.
Свидетельством тому служит картина «Коронование Марии» (Пезаро, Гор. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ.
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Автор знаменитой пизанской фрески представил сцену в тесном ущелье, вернее, прислонил ее к традиционно нагроможденным скалам. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Вершиной его искусства 1480-х гг.
Этот тип распространился и за пределами Венеции. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Беллини очень заинтересовали ее художественные возможности и он начинает сначала работать в смешанной технике, а потом полностью переходит на масляную живопись.
Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). Он располагается в одноименной церкви Венеции. 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр). Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок.
По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Венецианская школа). Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции.
1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). За перилами стоят апостолы Павел и Петр. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Екатерины и св.
Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти XV в. (Карпаччо, Чима, Монтанья). В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины.
Между 1460 и 1464 годами он участвовал в создании алтарей для церкви Санта-Мария делла Карита. 1475, Городской музей в Пезаро). Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид).
По-прежнему это еще только фантазии на тему о горах. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Около 1451, в Ферраре, вместе с Пизанелло он исполняет портрет «Лионелло дЭсте», а также «Мадонну Лионелло дЭсте» (Париж, Лувр) – одно из лучших творений итальянской придворной готической культуры. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).
Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям. Джованни начал писать около 1449 испытав влияние отца и уже в 1459 возглавил мастерскую в Венеции. Святые Людовик и Христофор символизируют две разновидности церковной деятельности, Людовик— церковную службу во всех её видах, Христофор— проповедничество. Больше того — в его композициях вообще нет панорам городов или каких-то городских построек. Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Винченцо: «Св. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте).
Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Между заказом и исполнением прошло почти двадцать лет и внесённые за эти годы художником изменения и дополнения вызвали множество вопросов у исследователей. Особенное очарование придает этой спокойной, ясной, полной гармонии композиции необычный для алтарной картины фон — пейзаж. Христофор» и «Св. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца.
Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни— Николозии. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры.