Тело было кремировано, а прах развеян. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. Кажется, что Бэкон работает, как мясник и видит человека мясной тушей. В первых – учился, на вторых – заводил знакомства. Тело было кремировано, а прах развеян. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника.
Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Как вспоминал сам художник впоследствии, он заставлял его кататься верхом, хотя знал, какой губительный эффект оказывает присутствие рядом с Бэконом, страдающим хронической астмой, лошадей и собак.
Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных. К 1950 году Фрейд и Бэкон были уже близкими друзьями. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи.
«Атмосфера в полуразрушенном Лондоне была, если можно так выразиться, сексуальной, — вспоминал Ауэрбах. Три этюда фигур у Распятия, триптих, 1962Триптих на тему поэмы Т. С. В 1992 художник умер в Мадриде в возрасте 82 лет.
Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция. Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ.
В основном играет в Монте-Карло, потом вдруг возвращается. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Приведу вам один простой пример.
Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины». При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. И точно таким же легендарным стал хаос, царивший в мастерской, которая вмещала эскизы, открытки, необходимые Фрэнсису отрывки газет.
Эти слова произнесены Беккетом о единственно возможном и, по его мнению, уместном, хотя и безотрадном, выборе современного художника, которому следовало бы попытаться «выразить то, что выражать нечего, выражать нечем, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания выражать, но есть обязательство выражать». Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях. Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя., художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. В конце 1980-х Бэкон экспонировался в восточном Берлине и даже в Москве (1988).
Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Триптих «Орестея Эсхила», 1981 — одна из важных работ этого периода.
– Бэкон часто говорил: пыль вечна. Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы. В 1927 году Бэкон по настоянию отца совершил полугодовое путешествие в Берлин вместе с другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы».
Три этюда. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Он и раньше создавал автопортреты, однако эта работа, одна из поздних, служит своеобразной кульминацией творческого пути Бэкона. В 1960-х годах Бэкон осыпан множеством премий и почестей.
Создаваемые им гобелены, мебель снискали популярность у публики, чего не скажешь безоговорочно о произведениях изобразительного искусства. Живопись Бэкона передаёт трагедию существования. В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий» и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. Он также выставляется в Мадриде и Барселоне (1978). Ужас, неотделимый от осознания неразрешимой загадки человеческого бытия, магически отражается в волне ощущений, выплескиваемых с картин Бэкона, становясь бесценным фактом, событием внутренней жизни, — и это свойство эмоционально насыщенной, во многом провокационной живописи Бэкона, пожалуй, ни с чем не сравнимо. Если пишет картину, то, как правило, сам же ее уничтожает — и все в таком духе.
Ретроспективы картин в музее Гугенхейма и в Институте современного искусства Чикаго. В рисунке еще больше, чем раньше, проступала скрупулезность и стилизация. Фон у Бэкона, как правило, однороден и монохромен. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины». Ну же, расскажите мне о своих сексуальных предпочтениях. Именно фон, зачастую, яркий, густой и кричащий, либо же лирически нежный и приглушенный, придает целой композиции динамический драматизм и способствует проявлению, высвечиванию в них агонального измерения, — всего того, что делает картину со-бытием (в значении — совместного бытия) и сопереживанием. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. О живописи разговор заходил нечасто.
Довольно часто мне хотелось кого-то ударить. Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души. Выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» проходит в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России и подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии.
По молодости лет я то и дело ввязывался в драки. Его можно любить, можно – ненавидеть, но ни в коем случае нельзя пройти мимо его творчества равнодушным. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет. Бэкон сознательно избегал любой повествовательной иллюстративной формы (ставшей анахронизмом с развитием фотографии и, в целом, средств аудиовизуальной коммуникации), стремясь воздействовать на зрителя, его нервную систему, посредством прямого ощущения.
Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. «Иногда я (садился в поезд и) ездил повидаться c ним в Кент, — рассказывал Фрейд в 2006 году.
В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. На вопрос, какое же впечатление произвел на него Бэкон, когда они познакомились, Фрейд ответил c раскатисто-гортанным немецким «р» (родимое пятно берлинского детства): «Роскошное, просто роскошное. Спустя каких-то 40 лет в Гран-Пале с помпой открылась ретроспектива Бэкона – он оказался вторым художником, получившим при жизни пропуск на главную выставочную площадку французской столицы. В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях. Написана на льняном полотне.
Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. Просто у него на время отнята его идеальная сторона. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. Написана на льняном полотне.
Такого рода изоляция дает обширный простор для многоуровневой интерпретации живописи Бэкона: и платонической (человек в пещере идей) и психоаналитической (человек в темнице собственного подсознания, внутренних томлений и страхов) и социальной (человек в плену запретов, налагаемых общественной моралью и самим устройством общества). Его подход к делу, вот что меня подкупало. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы.
Одной из ранних и первых из замеченных критиками работ молодого художника была выполненная как будто по мотивам рентгеновского снимка картина «Распятие» (1933 г., частное собрание), вводящая зрителя в проблематику, занимавшую Бэкона всю последующую творческую биографию: темы насилия, жестокости, отчуждения, бессилия, отчаяния, страха смерти и его преодоления. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». (Ауэрбах, как и Фрейд, родился в Берлине, но ему повезло меньше: его родители погибли в концентрационном лагере в 1942 году, через три года после того, как отправили сына в Англию. ) По вечерам все встречались в Сохо, не столько намеренно, сколько случайно, — все ходили в одни и те же места. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово.
Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Не только потому, что жених был Лорнин сын, а сам он был женат на Лорниной племяннице Китти, одновременно поддерживая интимные отношения c невестой Энн Данн, но и потому, что Фрейд и Майкл Уишарт, когда-то, в ранней молодости, живя в одной комнате сначала в Лондоне, а потом, после войны, в Париже, друг c другом тоже согрешили. В терминах скульптуры можно сказать так: арматура, цоколь, которыи может быть подвижным и Фигура, прогуливающаяся в пределах арматуры на цоколе». И четыре невероятных глаза — об этом говорят и пишут совершенно все. Фрейд к этому времени уже пользовался определенной известностью в кругу старших по возрасту поэтов, писателей и художников гомосексуального склада, включая Спендера и Уотсона, Седрика Морриса и Артура Летт-Хейнса (оба, напомню, его наставники в художественной школе в Дедхеме, в Восточной Англии). И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946).
Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34. Художник шокировал публику двумя своими триптихами на тему распятия (1962 и 1965), в которых изобразил убийц и их истекающую кровью жертву. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Это были портреты и натюрморты или комбинации того и другого. А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом.
Тем не менее, попытка организации пространства у Бэкона присутствует постоянно: перспектива, линия горизонта, параметры трёхмерного пространства (вроде клети или аквариума). Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Фрэнсис Бэкон умер в Мадриде 28 апреля 1992 года от сердечного приступа. В конце концов, мы живем только раз и запретных тем у нас быть не должно.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Бэкон Фрэнсис Картины и биография Фрэнсиса Бэкона Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист.
Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г. ). Представляю себе эту поездку. Да, он мог целыми днями, а иногда и неделями бездумно наслаждаться жизнью. Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал.
— первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Искусство Бэкона и есть пронзительное, безгранично талантливое свидетельство этого выбора. Своеобразие Бэкона отчасти в том, что в его фантазии преломились не только очевидные всем модернистские эталоны импортированные из континентальной Европы, но и абсолютно новый строй образов, рожденный фотографией и кинематографом. Ответов на эти вопросы мы уже не получим.
Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Его приключения в европейских столицах с их богатейшими художественными собраниями, андерграундными галереями и барами, шумными артистическими компаниями, наконец, просто притонами — и стали «университетами» будущего живописца. Однажды мы все умрем и превратимся в пыль». Наверное, доживи Фрэнсис Бэкон до этого момента, он был бы счастлив оказаться в такой компании, ведь Пикассо и Ван Гог были его кумирами, не говоря уже о не попавшем в список «арт-форбсов» Веласкесе (его работ попросту нет на рынке). Плотность интенсивность, внутреннее напряжение картин мастера — изображаемые им фигуры зачастую «схвачены» в момент движения, оборота — как бы отражают постоянный зуд и беспокойство, постоянное присутствие чего-то дискомфортного изначально присущего и душе и телу, стремящегося вырваться из внешних рамок внутренней цензуры, сомнений и страхов.
Все мрачно и драматично. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века. Это несколько приободрило художника, но ненадолго. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18.
Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Другим популярным местом был клуб «Горгулья», располагавшийся под крышей на углу улиц Дин и Мирд: танцевальный зал, гостиная и кофейный салон — здесь витал дух (по свидетельству очевидца Дэвида Льюка) «тайны и томного эротизма».
Посмотрите в его лицо – и поймите его лица. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь.
В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. В 1927 году Бэкон по настоянию отца совершил полугодовое путешествие в Берлин вместе с другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). «Он прекрасно знал, что это будет за картина.
У Китти были теткины огромные глаза, но не было ее уверенности и прыти. Только в 1944-м, за год до знакомства c Фрейдом, ему удалось нащупать нечто новое, необычное, выбивающее из равновесия — в триптихе, названном «Три этюда для фигур у распятия». Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Эмигрант из Мюнхена, завоевавший репутацию лучшего фотопортретиста в Лондоне Эдвардианской эпохи, Хоппе стал связующим звеном между «живописной», предпочитающей мягкий фокус старой фотографией и жесткими, резко сфокусированными фотопортретами эпохи модернизма. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется.
С полным отсутствием сантиментов по поводу собственных усилий. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Когда они познакомились, Фрейду было двадцать два, Бэкону тридцать пять.
В волосах он прорисовывал каждую прядь. После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Война еще не окончена. Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг.
Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата). Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин».
Но по крайней мере никто не дышал ему в затылок. О Фрэнсисе Бэконе Фрейд узнал от художника старшего поколения Грэма Сазерленда. По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье. Но, судя по всему, спрашивать было бы едва ли не большей ошибкой. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16.
Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». В Картинах (1946) у Бэкона впервые появляется трупный мотив, который становится основополагающим в творчестве художника: перед ширмой сидит чудовище в человеческом облике, а за ширмой лежит зверь с распоротым брюхом. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса. Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец).
Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень бэконовское место — уборную. Своей кистью Бэкон превращает людей в уродов, одноглазых, безруких, обрубленных монстров. Одновременно с этим, человеческой (человекоподобной) фигурой, этим основным объектом и структурным элементом художественного исследования и подачи, работы Бэкона не исчерпываются. Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен. Это вынудило их постоянно менять место жительства.
В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут. Веселая подростковая разбросанность и беспардонность вступила в фазу обуздания. Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями. Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека.
Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин. Бэкон облюбовал ресторан «Уилерс». Ему было совсем не жаль усилий». О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно.
Жил (еще одна невообразимая комбинация. ) со своим любовником Эриком Холлом, господином средних лет и c Джесси Лайтфут, пожилой женщиной, которая когда-то была няней Фрэнсиса. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. Ключевым этапом на пути к его оценке и признанию послужил триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944, Галерея Тейт, Лондон).
И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении». В 1944 Бэкон вернулся к занятиям живописью.
Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Это не красота формы, а красота настроения и движения. В 1926 году отец изгнал Фрэнсиса из дома после того, как застал его наряжающимся в одежды матери. В манере Бэкона было что-то импульсивное, эротичное.
Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать». В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка».
В 1964 пишет триптих «Три фигуры в комнате», в 1965 триптих «Распятие» (Государственная галерея современного искусства, Мюнхен). Другое важное качество Бэкона — его инстинктивная любовь к масляной живописи. Первым был его кумир. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Мое же, наоборот, показалось мне ужасно вымученным. Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия».
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. У него был дар говорить по душам и откалывать номера. Весной 1927 года Бэкон отправляется в Берлин к родственникам. В это Бэкон не верит.
Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. Раньше я никогда особо не задумывался о своем поведении.
На первой створке триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из Трех фигур в комнате, на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два кадра назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). Абсолютно уникальный тип. Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате». Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще.
Как складывалась их беседа. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. На основе этой картины Бэкон создал ряд работ, перекликающихся с Портретом папы Иннокентия X кисти Веласкеса известной из которых был вариант, датируемый 1953 годом (Этюд портрета папы Иннокентия X по Веласкесу, также Кричащий папа). Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса.
В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. Работа считается краеугольным камнем в его творчестве, так как именно здесь окончательно сложился характерный стиль, который будет присущ всем последующим работам художника. Посетив выставку Пикассо в галерее Поля Розенберга в Парижe, Бэкон решил также заняться живописью.
Бэкон наперекор своей экспериментальной эпохе мыслил себя скорее «старым мастером», чем ниспровергателем традиций. Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса. В одном из интервью Бэкон иронично заметил: «Я не экспрессионист, как некоторые говорят. В 1971 после продолжительной болезни скончался Джордж Дайер. К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году.
«Он был невероятно дисциплинирован», — вспоминал Фрейд. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. Меня этот тип заинтересовал. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет.
Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. Есть очевидные, как, например, скульптура Родена, открывающая тему манипуляций с человеческим телом или клетки на рисунках Джакометти – в такие же будет запихивать своих героев и Бэкон.
Однако, для того, чтобы ощущать неуловимую хрупкость и мимолетность человеческой жизни, необязательно гнить в окопах или голодать. По-настоящему критика заметила его лишь в 1944 году, когда Бэкон представил на суд публики «Три этюда фигур в ногах Распятия» : грязно-серых зооморфных существ на кричаще-оранжевом фоне. Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков.
В особенности это касается знаменитой серии работ по мотивам классического портрета Папы Иннокентия X кисти великого Диего Веласкеса (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) известной как «Кричащие Папы». Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Застенчивость Китти импонировала Фрейду, который и сам иногда прятался в раковину. Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Это вынудило их постоянно менять место жительства.
Но он далеко не был таким экстравертом, как Бэкон и никогда не раскрывался до конца. В голове как-то само собой возникало, чт я хочу сделать и я это делал. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот». Картина Бэкона Ван Гог – Вариации (1957) представляет великого художника как символ изоляции человека. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже.
Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно»1. В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Оба мертвы.
Дело было в 1945 году. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. После ряда неудач, Бэкон уничтожил большинство своих работ и некоторое время не занимался живописью1.
Наверное, есть другой способ решить проблему». Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Мог ли Фрейд устоять. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн.
Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны. В этих местах мужчины и женщины в перерывах между игрой в покер или рулетку пили, говорили и танцевали. Эта знаменитая свадьба 1950 года отмечалась в доме, где жил Бэкон. В начале 1929 года Бэкон возвратился в Лондон, поселился в доме 17 по улице Куинсбери Мьюс Уэст в Южном Кенсингтоне и занялся дизайном интерьеров. Магма тел: ни животные, ни люди — одинокие распластанные фигуры. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора.
Достаточно иметь гений. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. И я написал ему, а может, просто к нему нагрянул, так вот c ним и познакомился». В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает.
О, его можно и любить и ненавидеть. Его смерть стала большой трагедией для Бэкона и не раз возникала в последующих работах художника. С подобной трактовкой структуры бэконовской живописи трудно не согласиться.
Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. Частые переезды и болезнь (астма) помешали Фрэнсису получить систематическое образование.
Запечатленная женщина является, по сути, куском израненной плоти, недалеко от которой находится ребенок-паралитик. С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей. Если ранние работы Бэкона довольно тёмные, то в дальнейшем они становятся более активными по цвету и даже — декоративными (излюбленные художником жёлтые, брусничные, вишнёвые, оранжевые цветовые тона реже — холодные, где предпочитаемые — чёрные, тёмно-синие, серо-зелёные). Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам.
Фрейд жил тогда в идущем на снос здании в Паддингтоне. С этой свадьбой для Фрейда всё окончательно, дьявольски запуталось.
Название связывает нарисованных существ со святыми, которые традиционно располагались у подножия распятия в религиозной живописи. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях.
Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, размазанные фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). «Колючие» штудии асимметричных объектов, будь то люди или животные, растения или неодушевленные предметы — всё, на что он обратил свой дотошный, придирчивый взгляд. Или всё происходило легко и невинно в свете совместной поездки, задуманной, в сущности, шутки ради. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины.
– объясняет Харрисон. К 1962 году проводится ретроспектива работ художника в галерее Тэйт. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция.
Международная выставка сюрреалистов, куда предложил Фрэнсис Бэкон картины, отказала ему, ответив в типично авангардистской манере: мол, полотна недостаточно сюрреалистичны. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36.
Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Едва началась война с Германией, — Бэкон получает «белый билет» — художник с детства страдал от астмы. Если сравнить триптих 1944 года с Этюдом к автопортрету, становится видно, как изменился почерк художника: на смену жестким, несколько рваным мазкам оранжевого фона первой работы приходит монохромное, гладкое исполнение второй. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Они друг друга стоили — и тот и другой редкие, экзотические птицы. Играл он без удержу.
Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. Нетрудно представить, какое электризующее действие такие речи производили на Фрейда.
И конечно, его целеустремленность тоже бросалась в глаза. Хотя краска наложена свободными широкими мазками, композиция изобилует деталями: желтый цветок у мужчины в петлице, под белым воротничком восточный ковер у него под ногами, написанный c размашистым шиком, в небрежно пуантилистской манере полукруглое ограждение, внутри которого заключено пространство наподобие цирковой арены (этот прием Бэкон, любитель театральных эффектов, в последующие десятилетия будет эксплуатировать снова и снова). Должно быть, немало изумлен был и Бэкон.
Если верить Данн, в нем говорила ревность — не только к ней самой. Так, может быть, здесь не обошлось без сексуального интереса. Творчество Бэкона вряд ли правильно назвать непосредственным продуктом эпохи глобальных конфликтов и потрясений, хотя мастер был свидетелем и современником многих трагических событий, на которые не скупился прошедший век. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9.
Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33. Как и монстры с Трех этюдов. Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964).
В 1964—1967 годах пишет женские портеты (не свойственные творчеству Бэкона) — портреты и этюды Изабель Раусторн, Генриетты Мораес и других. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. По словам куратора, художник знал, что смерть близка. И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога.
Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. Живопись Бэкона всегда на грани риска, экспрессивна и импровизационна. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32. А он мне ответил: Ты о нем наверняка даже не слышал.
Самая впечатляющая его картина той поры — натюрморт, мертвая птица: на плоской поверхности лежит цапля c растопыренными крыльями, каждое перышко на ее спутанном оперении — своего особого оттенка серого. Он продолжал анализировать эту смерть и в последующих работах. В 1911 семья переезжает в Лондон. Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына. В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица.
Желание стать художником возникло у Фрэнсиса, когда он, ещё восемнадцатилетний юноша (выгнанный отцом из дома за гомосексуальные наклонности, проявлявшиеся в трансвестизме), посетил в 1927 году выставку рисунков Пикассо. До него квартиру снимал фотограф Э. О. Хоппе, который использовал бильярдную под фотоателье. И я думал: ну надо же. Через два года – снова неудача.
В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника. В конечном итоге, мне нечего выражать» («экспрессионизм» и глагол «выражать» в английском одного корня). Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954).
Не по какой-то конкретной причине, а только потому, что он таким родился. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). Напротив «Горгульи» на той же Дин-стрит располагалась «Колони Рум» или «У Мьюриэл» (по имени хозяйки Мьюриэл Белчер), — комнатушка на верхней площадке убогой лестницы, где, по словам приятеля Бэкона Дэниэла Фарсона, «вы не бог весть что получали за десятку, зато могли даром получить всё, о чем можно мечтать». Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея».
А тут Бэкон c его рискованными творческими эскападами, c его бравурной театральностью.
Там юноши стали любовниками. Фрэнсис меня не поучал, этого и в помине не было. Хоппе подвизался и как театральный художник. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса.
И действительно, на тот момент это самое блестящее достижение Бэкона. Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему.
Сквозь эти отверстия самым наглядным образом происходит коммуникация со зрителем. С тех пор как он посмотрел в Берлине «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна и «Метрополис» Фрица Ланга и увидел хронофотографии Эдварда Майбриджа — пофазовые снимки движущихся людей и животных, ему не давала покоя специфика фиксации жизни c помощью новой техники, сочетание скорости и дробности, а главное — возникающее в связи c этим ощущение утраты, разъединенности и смерти. В октябре 1971 года в Гран-Пале в Париже открылась большая ретроспектива, представившая более 100 полотен Бэкона.