Художники барокко стремились передать движение в своих картинах. Многие художники барокко осознавали время и использовали его в своих картинах, чтобы передать силу природы. Версальский дворец поражает масштабностью, его парковый фасад раскинулся на 640 метров, а Зеркальная галерея, на протяжении 73 метров удивляет картинами, скульптурами и зеркалами – непременными атрибутами барокко.
Яркие примеры картин эпохи барокко можно наблюдать в творчестве Рубенса («Распятие», «Страшный суд», «Битва греков с амазонками») и Караваджо («Больной Вакх», «Отдых на пути в Египет», «Призвание апостола Матфея»).
Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610). Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.
Во всех видах искусств стиль барокко слилось с более легковесным стилем рококо. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса.
В картине нет ничего надуманного – все подлинное, внушенное тем трагическим содроганием, которое испытывают перед лицом только что совершившегося ужасного события. Манера стоять, сидеть, ходить и т. д. Эта среда была рассадником стиля рококо.
Интерес к натюрморту заметен во многих работах Караваджо. Возглавил строительство комплекса Хуан дс Эррера (ок. Единственным в то время художником, которому суждено было подняться выше образного языка своей эпохи и возродить французскую живопись в годы застоя, был Антуан Ватто (1584-1721). Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу.
Франциска». Те новые черты, которые художник привнес в портретную живопись в сконцентрированном виде, раскрылись в двух лучших портретах мастера – Портрет жены художника (1775, пастель, Париж, Лувр) и в Автопортрете с зеленым козырьком (1775, пастель, Париж, Лувр). Культурным центром Европы все равно осталась Италия.
Большое место в живописи мастера занимает пейзаж. Иконостасы словно перешли в категорию зрелища рая и изобилия, составляя разительный контраст черным курным крестьянским избам. Возвращается обратно лишь в 1639 г. Летом этого года в Риме проводили карнавал, на котором Роза выступил в роли странствующего актера под маской Ковиелло (плебея, не смирившегося со своей судьбой). Грез был забыт и умер в полной нищете и одиночестве. Яркий след в живописи Франции второй половины ХVIII века оставил художник необычайно разностороннего дарования Оноре Фрагонар (1732-1806).
Типичная такая парсуна – портрет князя В. В. Голицына. Молодому живописцу вскоре была предоставлена возможность организовать индивидуальный показ работ для членов Королевской Академии.
Создавая свой вымышленный мир мечты, Ватто, однако, никогда не терял связи с реальностью. Но достаточно назвать около трехсот картин и несметное множество рисунков, которые в последнее время приписываются Ватто, чтобы представить себе неизбывную творческую энергию, поразительную трудоспособность и продуктивность мастера, прожившего столь короткую жизнь (Ватто болел туберкулезом). Поражает новизна, самобытность, широкий диапазон образных, эмоциональных и живописных решений, большое разнообразие сюжетов. В 1596 г. художник исполнил одну из первых в истории европейской живописи композиций в этом жанре — «Корзину с фруктами».
Портрет бандита оказывается сложнее открытого и несколько романтично настроенного юноши с полотна «Автопортрет». — шлак). Она была связана с манерами, которые все больше и больше становились рафинированными. Оба натюрморта были замечены в академических кругах.
Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. У другой девицы, разметавшейся на ложе, проказник Амур похищает ее рубашку. Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. занимает творчество Микеланджело да Караваджо. Особенно характерно решение человеческого тела.
Данью новым вкусам был и условный, но удивительно легкий и светлый колорит художника. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. В природной стихии как будто растворяются гротескные человеческие фигуры, придающие ландшафтам фантастический вид («Пейзаж с прачками» «Горный пейзаж», 1720-е «Проповедь св. Он заставлял обожествлять правителя или дворянина, т. к. Единственным наставником художника оставалось его богатое воображение.
Мода эпохи стиля барокко тяготела к большой стилизации и искусственности. Вся композиция построена на контрастах, заострена. Заметив в сыне стремление к знаниям, науке и искусству, родители решили определить его в иезуитскую коллегию конгрегации Сомаска, расположенную в Неаполе.
Народная среда еще очень долгое время жила по традиционным нормам и представлениям. Русская аристократия оказалась втянутой в быстроизменяющиеся (по сравнению с традициями) художественные стили, которые находили свое выражение в требованиях моды и этикета. В этом нас убеждает одна из самых известных галантных композиций мастера – Паломничество на остров Цитера (Париж, Лувр). Тон всему произведению задают необычные переходы света в тень и использование красок определенного цвета (темно-коричневым фон, желтоватые одежды актера символизируют ложь и обман).
К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. Нравы стали откровенно нестрогими, вкусы – прихотливыми, формы – легкими и капризными.
Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. Вся система по ведения стала подчиняться жесткому церемониалу. Ко всему моралист подавлял в Грезе живописца.
Жилло писал эскизы театральных декораций. За портреты, написанные в Риме, художник избирается в члены Академии святого Луки. Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Они горюют из-за разбитого кувшина, оплакивают умершую птичку или молятся, воздев к небу затуманенный слезой взор (Девочка с деревянной куклой, Разбитый кувшин, Мертвая птичка, Утренняя молитва).
Эскориал расположен у подножия амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Кажется, через секунду все оживет, подует легкий ветерок, заколышутся деревья, защебечут птицы. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Жизнь персонажей Шардена размерена, спокойна, небогата событиями. В Неаполе художнику не удалось избежать нападения, во время которого он был ранен. Динамика и особая эмоциональность заданы в картине резкой сменой светлым и темным пятен. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем итальянского.
Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. И здесь вкусы учителя и ученика, очевидно, совпали. Его стихи энергичны, порывисты, эмоциональны и в некоторых местах чересчур грубы и резки. Кроме всего прочего, получил музыкальное образование, научился играть на арфе, флейте, гитаре и даже пробовал сочинять небольшие музыкальные произведения (известны написанные им серенады-донцеллы).
Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. В 1715 году после более чем полувекового царствования умер Людовик ХIV. Микеланджело Меризи (1571--1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи.
Происходившие изменения в мировоззрении, ценностно-нормативной системе не могли сказаться на по ведении. Ватто снова, как и в случае с театральными сюжетами, не был оригинален в выборе жанра.
Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма.
В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. Мода эпохи барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал иным. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Петра в Риме.
Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. Характерным элементом интерьера эпохи барокко являются бронзовые люстры с хрустальными подвесками. Во время странствий он делал множество зарисовок с видами итальянской природы. Колорит великого мастера оказал на него сильное влияние.
В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». В каждой стране стиль Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Пространства в барокко имеют сложные построения.
Заметно здесь и сходство главного героя картины с самим автором. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками.
Перенесенные затем на картины, эти ландшафты необычайно реалистичны, живы, естественны. Вдали за скалой скрываются две фигуры. Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Он перестал писать, зато стал хранителем Лувра. освободилась от испанского владычества, архитектура отличается сдержанность и простотой. Так, «Морской порт» написан в лучших традициях К. Лоррена. Именно в этот период им была написана большая часть пейзажей.
Барокко потребовало качественно иных принципов мировосприятия. Театр военным действий у Сальватора Розы необымайно выразителен и, как правило, располагается до самого горизонта на фоне разрушенных, застывших в молчании архитектурных построек (башен, дворцов, храмов) и прозрачно-голубого неба, местами закрытого еле заметными для глаз белыми облаками. В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто работал в Германии. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Расцвет живописи в Испании предвосхищает творчество Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541- 1614), родившегося на Крите. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск.
Одну из комнат своего дома Сальватор Роза превратил в мастерскую. Каковы бы они ни были. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв.
И здесь Буше почти не было равных. Головы людей приобретают эллиптическую форму. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике.
Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.
формировался собственный архитектурный стиль – своеобразная экспансивная пластика. Особенно интересна и показательна работа Розы под названием «Пейзаж с мостом», хранящаяся в настоящее время в галерее Питти во Флоренции. Стиль эпохи порождается не каким-то отдельным, однозначным фактором. В 1750-е годы, когда Шарден достиг уже вершины мастерства, начинал свой путь к признанию Жан Батист Грез (1725-1805). Спрашивают дорогу у какого-то оборванца. Первую известность принесла ему картина Чтение Библии. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Отныне стремление идти от реального жизненного мотива, от конкретной жизненной ситуации никогда не оставит художника. В 1728 году на Выставке молодых среди множества выставленных живописных работ резко выделялись два написанных непривычно просто и материально натюрморта Шардена – Скат (Париж, Лувр) и Буфет (Париж, Лувр).
Форме одежды (свободная, декоративная) стали соответствовать манеры, жесты (медленные, плавные). В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа».
Только на подъеме неостывшего чувства художнику могла прийти гениальная в свей простоте и смелости идея – сохранить реальную ситуацию, образ, еще стоявший перед его глазами: Марат в ванне, отвечающий на письмо Шарлотты Корде (оно у него в руках) и предательски ею убитый. К середине 1789 года Париж напоминал военный лагерь. Однако молодой художник идет дальше учителя. Отсюда грандиозность и нарочитая монументальность построек этой эпохи. Жиль у Ватто беззащитен и бесконечно одинок.
Наиболее заметно это в картинах с морскими пейзажами. Он был учеником Буше и Шардена и в своем творчестве осуществил альянс этих разных течений.
Заботливый отец объясняет детям только что прочитанную страницу из Библии. В разное время в термин барокко вкладывалось разное содержание. Большой интерес представляет цикл картин на тему монастырской жизни («Трапеза монахинь», «Похороны монаха»). Успех Розы был огромным. В архитектуре стиль, называемый «украинским», «московским» или «нарышкинским» барокко, признан большинством искусствоведов.
Барокко смог выразить новое представление о безграничности и многообразии окружающего мира, его единстве и драматичной изменчивости, пробудил интерес к стихиям природы. Регентом при пятилетнем наследнике престола был назначен Филипп Орлеанский. Эпоха Возрождения подошла к концу. Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи5. Два путника едут по дороге.
Для оформления королевского дворца вблизи Мадрида Веласкес пишет «Сдачу Бреды» — первую историческую картину, в которой нет аллегорий, ложной драматизации событий и в которой отдается уважение мужеству проигравших сражение. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560--1609) или Гвидо Рени (1575--1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. В середине 30-х гг. Внимание начали уделять любому жесту, позе, даже, благозвучию голоса.
Стиль Барокко сменился более спокойным палладианством. Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб». Теперь уже не в Версале, а в столичных особняках аристократов и крупных буржуа задавали тон в светской жизни, в литературе и искусстве.
Солнце зашло за облако. Первоначально жаргонным выражением «perola barroca» португальские моряки называли бракованные жемчужины неправильной формы, а в разговорном итальянском языке середины XVI века слово «barocco» использовалось как синоним всего неуклюжего, грубого и фальшивого. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини, Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля.
Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти. Пряничный облик русского церковного барокко легко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями. Карнавальное действо проходило на Пьяцца Навона. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение.
вытесняется классицизмом. напрямую стала связываться с господствующими ценностными системами. Конфигурация плана усложняется соприкасающимися объёмами, границы между которыми еле уловимы, смежные элементы воспринимаются одним целым. Назвали его Сальватором.
1530-1597). К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Человек как будто пытается спрятать свои мысли от товарища.
Теперь модницы хотели походить на древнюю статую. Образ Жиля не имеет аналогий в живописи ХVIII века. Стиль Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко.
Давида привлек моральный аспект этого предания. Не пришедшись ко двору в Мадриде, Эль Греко обосновывается в Толедо. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени.
Фигуры вытягиваются, части тела деформируются. Мастера того времени искали вдохновения не в природе, а в своем воображении. Стиль Розы в поэзии, равно как и в живописи, проявился во всей его полноте. В отличие от эпохи ренессанса, когда отдельное здание строилось безотносительно к окружению, это была группа построек, композиционно связанных между собой и с объединяющим их пространством площади.
Старый мир с его естественностью и простотой объявлялся миром грубости и примитива, а задача человека в новом мире – освободиться от природных оков и «облагородить» естественное начало. Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные приемы. Родился в 1573 г. в Ломбардии.
Характерным примером раннего московского барокко может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни. В возрасте 14-15 лет он попал в Венецию и там обучался в мастерской Тициана.
Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест.
Живопись барокко. Его кредо было — постоянная работа, совершенствование техники.
Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа. Нарастало недовольство народных масс своим положением. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик. Художник изображает мрачные руины, темные лесные чаши и морские бури.
Пьетро да Кортона сравнивает картины эпохи барокко не с трагедией, что характерно для картин классицизма, а с эпической поэмой и присущей ей широтой повествования, множеством разнородных сюжетов, красочностью и свободной композицией. Полотно под названием «Ложь» является хорошей иллюстрацией к стихотворению «С лица снимаю своего румяна я и краски». В этих странах на протяжении 13-15 вв. Сооружение ансамбля было начато в 1563 г., велось под личным присмотром короля.
В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии. Выставленная в Салоне в 1781 году картина произвела огромное впечатление на публику. Определившие тему и содержание Велизария черты получили развитие в знаменитой Клятве Горациев (1784, Париж, Лувр).
Эскориал был сооружен в 45 км от Мадрида у скалистых отрогов Сьеры-де-Гвадаррамы. Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи. В живописи преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные или мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Особое внимание художник уделяет передаче освещения.
Изменениям подверглось всё – архитектура и интерьер домов и дворцов, городская и сельская планировка, армейская дисциплина и военное дело На место средневекового замка пришёл дворец, предназначавшийся для отдыха, увеселений и мирного труда (к примеру, административного), вот таким образом отпала необходимость в крепостных стенах, громоздких башнях с бойницами. Это было в духе времени. Скат был настолько высоко оценен современниками, что его автора назвали французским Рембрандтом. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным).
Недовольство старым режимом охватило решительно все слои общества. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Его пейзаж — естественный и конкретный: идеальные, скорее даже абстрактные образы Лоррена заменены здесь фигурами обыкновенных рыбаков из Неаполя. Живопись Диего Веласкеса отличалась сдержанностью и скупостью, в нём также было заметно влияние Караваджо (контраст полумрака и освещённой сцены на первом плане).
В странах с развитой промышленностью и торговлей (Англия и Голландия) буржуазные революции завершились победой нового общественного строя. Караваджо скрывался от наемных убийц в Сицилии и Южной Италии. В итальянской архитектуре стиль барокко самым видным представителем Барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль.
Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Таковым является «Мужской портрет» («Портрет бандита»), на котором перед нами предстает человек с острым, пронизывающим, проницательным взглядом и застывшей на губах язвительной улыбкой. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Святого Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). В картине «Блудным сын» сюжет, по сравнению с евангельской притчей, оказывается несколько упрощенным и приземленным.
Они, видимо, заблудились в незнакомом для них месте. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Простота и естественность стали отличительной манерой мастера (Портрет супругов Лавуазье, 1788, Нью-Йорк, Метрополитен музей Портрет госпожи Пекуль, 1784 Портрет Лазаря Гоша, 1793, Киевский музей западного и восточного искусства Зеленщица, 1795). Давид видел героев в Робеспьере и Марате, но вскоре после падения якобинской диктатуры он так же искренно предался душой Наполеону. Происходили изменения и в облике человека.
Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто.
Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Веласкес умирает в возрасте 61 года в 1660 г. Он работал над монументальным циклом картин, посвященных Генриху IV, создал ряд алтарных картин, среди которых «Святой Рох» для церкви св. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура – это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему.
Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. В протестантской Голландии, которая после буржуазной революции 16в. Он стал законодателем моды и самым престижным художником середины века.
Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Давида встречали как живого героя. Стены ее украшали авторские работы живописца. Вся знаковая система, сложившаяся во время господства стиля барокко, должна была подчеркивать отличия аристократической среды, усиливать абсолютную власть, четко ставить границы в системе дисциплинарных пространств. В том же ключе созданы и известные сатиры Розы, среди который особое место занимают «Поэзия», «Музыка», «Зависть», «Война», «Живопись», ставшая своего рода гимном молодого литератора и художника. К политической власти рвалась крепнущая буржуазия. Поселился в Риме в начале 1590-х гг.
Ватто никогда не волновало, будут ли куплены его работы. Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Драматический дар художника проявился в его последних работах — «Избиении младенцев», «Несении креста» и «Стигматизации св. Здесь задавались празднества и балы неслыханного великолепия.
Другим стало торжество естественных наук, техники и светской жизни. Все эти образы позднее найдут полное отражение в картинах Сальватора Розы. Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм.
Особняком в испанском барокко стоит творчество некоего Доменика Теотокопулоса, вошедшего в историю как Эль Греко: будучи православным греком и по «первому образованию» иконописцем (на Крите имеется икона византийского стиля, подписанная его именем), он создавал картины преимущественно на религиозные темы, отмеченные влиянием византийской иконописи между тем он создал свою собственную технику письма, которая так и осталась оригинальной – последователей и подражателей у Эль Греко не было. Ярким примером служит знаменитым «Лесной пейзаж с тремя философами». Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения». Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Самый прославленный автор таких работ -- Д. А. Каналетто. В это время он приобрел замок Стен близ Малина, где подолгу жил. Одной из центральных в искусстве барокко быта идея «учить зрителя или читателя ненавязчиво, поучать посредством прекрасного». Юноша торопливо похищает поцелуй у прелестной девицы. Так, герой представлен как простой неаполитанский крестьянин.
Особой утонченностью передачи сокровенных душевных состояний отмечен признанный шедевр мастера – Жиль (Париж, Лувр). Принятие барокко потребовало перемен в нормах поведения и во внешнем виде аристократии. Созданный ими стиль вошел в моду при дворах европейских монархов. В завершение он прописывал холст тончайшими лессировками, объединяющими изображение в едином гармоничном колорите. Шарден постоянно совершенствовал свое мастерство, ни на мгновение не останавливаясь на достигнутом. Но над какими бы произведениями ни работал Франсуа Буше, они всегда были лишены истинных человеческих чувств и их содержание отличалось поверхностным художественным замыслом. С равным успехом он мог варьировать один и тот же салонный сюжет, бесконечно повторять один и тот же превратившийся в штамп образ.
Большой известностью пользовалась семья художников Карраччи, создавших множество стенных росписей на античные мотивы в Риме и Болонье. Так появилась знаменитая «Гадалка» (1595). Другая типичная черта – противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противопоставляются резко освещенные детали). В середине 17 в. Бернини выстроил величественную колоннаду, обрамляющую площадь перед собором. В отличие от оформления церквей, фасады барочных дворцов несколько более сдержанны. Богатым фасадам барочных храмов соответствовали ещё более роскошные интерьеры.
После ссоры с одним из представителей местной знати ему пришлось уехать на Сицилию.
Он превыше всего ценил свою творческую независимость и презрительно относился к деньгам. Одним из самых ярких примеров такой личности был выдающийся художник века Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту. Это время абсолютизма. Последнее было важным, обновившим язык французской живописи открытием. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто.
В конце 1680-х годов в стране разразился финансовый кризис. Антония Брешианского» «Морской пейзаж», 1730-е). Нет здесь и пышного окружения: блудным сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы.
Расслабленному гедонизму рококо Давид противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига – то, что было необходимо гладиаторам буржуазного общества. Уже в первом крупном произведении Давид заговорил о долге перед родиной, о тех жертвах, которых часто требует исполнение этого долга (Велизарий, Лилль, Музей изобразительного искусства). Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. Художник пользовался покровительством кардинала дель Монте.
Он используется широко и разнообразно, его формы всегда объемны, пластичны и фактурны. Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций.
В 1608-1609 гг. Большое внимание уделялось головным уборам и парикам. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»34. В самом наименовании стиля барокко сокрыты особенности его природы.
Со времени возвращения в Испанию в 1651 г. начинается период наивысшего расцвета творчества Веласкеса. Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Создается впечатление, будто бы природа лишь заснула на какой-то миг. Но это только один из источников барочного искусства.
Изящество манер воспринималось источником немалого эстетического удовольствия. Один из наиболее часто применимых приёмов – световой сноп от полураскрытых проёмов, который точечно разрезает воздушную среду. В ХVII веке Версальский двор гремел, был эталоном роскоши и вкуса во свей Европе. 1591 «Вакх», 1592-1593), в которым слащаво-красивые герои академического искусства уступают место образам простых итальянцев с характерными чертами лица (миндалевидным разрез глаз, полные губы, темные шелковистые кудри).
Цвет на его картинах является средством передачи настроения, а не действительности: на холодную, зеленовато-синюю основу ложатся резкие пятна более теплых тонов, раздражающие своим контрастом. Очень популярны были громадные кровати с нарядными навесами, с которых струились вниз красочные покрывала. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление».
Бунтарский дух Караваджо проявился и в его творчестве. Сильное воздействие на формирование художественных взглядов общества оказал философ и писатель Жан Жак Руссо. Можно ли говорить о барокко в допетровской России и Украине.
Таковы герои его ранних работ («Маленький больной Вакх», ок. Он также испытывает влияние Тинторетто и Веронезе. Приехав в Париж в 1750 году, Грез через пять лет стал уже известным художником. Художественное образование получил в Милане. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Из окон ветхой усадьбы Казаччио открывался чудесным вид на Неаполь и вулкан Везувий.
В эпоху барокко впервые появляется понятие «гарнитур» – комплект гармонирующей друг с другом мебели. Необычайно яркая выразительность портрета достигается мастерским владением живописной техники и использованием контрастным красок (темная шляпа и светлый фон, белая сорочка и черная шуба). В такой обстановке рушились надменные идеалы уходящего в прошлое царствования. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления) Ньютон открыл универсальный закон тяготения.
Эстетика эпохи барокко кардинальным образом изменила существовавшую ранее систему ценностей, возведя всё «неправильное», «странное» и «причудливое» в ранг достоинств. Знаменосцем искусства Революции стал Луи Давид (1758-1825). Но то, что писал Ватто, решительно отличалось от бездумных сюжетов его современников.
Стремясь к достоверности, Караваджо всегда изображает в своих произведениях реальную жизнь, какой бы грубой и беспощадной она ни была («Жертвоприношение Авраама», 1594-1596 «Юдифь и Олоферн», 1595-1596). Вся поверхность охвачена опалово- сероватой лазурью. Костюм был подчинен этикету. Кровати – обязательно с балдахинами и покрывалами.
Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге. Но, по существу, этот стиль во Франции не привился. В интерьерах и экстерьерах построек применяются скульптурные элементы, рустованные колонны, волюты и раскреповки, а также пилястры.
Деление дома на, как мы теперь говорим, функциональные зоны происходило по двум принципам: на господские помещения и помещения для прислуги на женскую и мужскую половины. Этот образ нельзя назвать определенно однозначным.
Художника привлекают образы бродячих музыкантов, солдат, цыган, комедиантов. Наступил XVII в., ставший новым этапом в истории западноевропейского искусства. На необычном для Ватто большом холсте (почти два метра в высоту) написан в полный рост популярный персонаж итальянской комедии масок – наивный, доверчивый неудачник Жиль.
Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Абсолютно лишив лица, руки и другие не прикрытые одеждой части тела всех оттенков красного, придающего фигурам жизненность, он употреблял оттенки исключительно желтого и серого цвета. На Веласкеса оказывает влияние общение с Рубенсом, который был в Испании в 1628 г. Во время пребывания в Италии, куда художник был послан, чтобы пополнить дворцовую коллекцию картин, он пишет «Кузницу Вулкана», которая демонстрирует свободу письма и богатство цветовой палитры.
Фигуры людей на них выступают из тёмного фона, а их плоскостный облик, не лишённый условностей, отличается некоторой «театральностью» поз. Все это должно было выделить аристократию из окружающих ее людей. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма.
В эти дни Давид заканчивал грандиознейшее, едва уместившееся в его мастерской полотно Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей (1789, Париж, Лувр). Став национальны в Испании и Португалии стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством. Парижская публика увидела Брута через месяц после взятия Бастилии.
Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Впоследствии (в 1614 г. ) план собора был удлинен пристройкой и был сооружён новый фасад, выполненный в патетических барочных формах. В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа. В 1717 году картина была представлена Ватто в Академию.
Она проходит в повседневном труде, заботах о доме и самых прозаических занятиях (Прачка, Ленинград, Эрмитаж Молитва перед обедом, Ленинград, Эрмитаж). Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы.
Большую популярность в эпоху барокко имеют шпалеры или, как их называли во Франции, гобелены – односторонние тканые ковры без ворса из шерсти и шелка, выполненные вручную, часто с использованием золотых или серебряных нитей. Сальватор Роза и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Именно в это время выдающимся мастером были сделаны подлинно великие и подлинно новые открытия, которые воплотили суровый героический пафос революции и проложили дорогу самым плодотворным исканиям искусства ХIХ века. Фанатический приверженец античных традиций, он видел в них путь к моральному перевооружению искусства. Мебель воспринималась предметом искусства, украшением интерьера.
Но наиболее талантливым и признанным среди них был Франсуа Буше (1703-1770). Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона. А вот в живописи ничего подобного не наблюдалось.
В то же время барокко подняло искусство минувших эпох на новую ступень. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа.
Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Там же, в Абруццких горах и Калабрии, молодой художник встретил бродяг-разбойников, среди которых находились и те, кто был изгнан из общества «добропорядочным» людей за свободолюбивые, смелые мысли. Сальватор Роза является создателем и такого вида пейзажа, как философский. В пейзажах Розы заключена огромная сила, особая экспрессия. В 1658 году он пишет свою знаменитую картину «Менины» («Фрейлины»), несколько лет спустя «Миф об Арахне», в которой демонстрирует построение одного пространства в другом.
Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения. В доказательство своих слов художник остановил проходившую мимо цыганку и написал ее предсказывающей судьбу молодому человеку.
В 1570 г. художник прибыл в Рим, а в 1576 г. переселился в Испанию. Внешний вид обязан был подчеркивать высокий статус человека.