Он жил в Замоскворечье. Репиным, другими известными художниками. Сложно находил себя Аполлинарий Васнецов. Пейзажи этого края восхитили его больше южных.
В этот раз картины «Сибирь», «Московский Кремль», «Избушка на курьих ножках» и «Элегия» были приняты и экспонировались в Русском отделе. Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. В основу сюжета автор положил бытовой эпизод из средневековой Руси 12 века.
Но вскоре эта работа наскучила ему. Синяя гора». По прошествии трех лет Аполлинарий понимает, что идеи народничества несовершенны. Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Обе картины были высоко оценены зрителями. Член ТПХВ (с 1899), один из организаторов Союза русских художников (1903). В дальнейшем художник не пропустил не одной выставки передвижников.
Он работает под руководством брата, знакомится с В. М. Художник создал четыре картины: «Весна», «Лето» или «Гроза идет», «Осень», «Зимний сон» или «Зима» (1908 – 1914). Его приобрел В. Третьяков. Сам залив только угадывается в левой верхней части картины.
Прелестен был и его «сибирский» овор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей». Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Александр Бенуа, хорошо знавший художника, так вспоминал о нем: «Мне нравились его довольно наивные и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы. Урал» Эпический размах — и тут же нежная «Эллегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Первые пейзажи А. Васнецова посвящены Вятскому краю: «Заречные дали» (1878) и «На реке Вятке» (1878).
Здесь его заинтересовал исторический пейзаж. В этот период юноша поглощен самообразованием, причем преимущественно разносторонним. В том числе и «Тайга на Урале. На фоне леса выделяется старое дерево с голыми ветвями. Бровары», «На берегу Днепра», «Дома, освещенные солнцем», «Тополь над Днепром» (1887), «Днепр перед бурей» (1888) и «Весенняя тишь» (1890). Следующее путешествие Васнецова проходило по Европе.
Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год). Он увлекся изображением Москвы прошлых эпох: «На рассвете у Воскресенского моста» (1900), «Улица в Китай-городе» (1900), «Базар. В 1891 году он путешествует по Уралу. Художник не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города.
Нет, были, конечно и поиски, были и колебания, но только в самом начале творческого пути. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва. «Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. Максимовым, И. Е. Урал» (1892) и «Оренбургские степи» (1893) и «Кама» (1895) и «Северный край» (1899).
Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. Картины художника отличаются статичными композициями. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Художник всегда мечтал рисовать пейзажи. В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург. Здесь он выполнил много этюдов, но закончил только три картины: «Ифигения в Тавриде» (1890), «Утро у Байдарских ворот» (1890) и «Эллегия» (1893). В Москве находится мемориальный музей-квартира Васнецова.
В возрасте 14-и лет он потерял и отца. Небо мглистое, бессолнечное. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. В 1903 году прошла первая выставка Союза.
В 1898 году он поселяется в Париже. Поездка завершается в Париже в 1900 году. Две работы были удостоены серебряных медалей. К этому периоду относится его работа «Ахтырка» (1880). Так, в журнале «Нива» были напечатаны его работы «Лунная ночь на реке Каме» (1879) и «Вид на реке Каме» (1879), «Вид Троице-Сергиевой лавры», «Вид на храм Христа Спасителя» (обе 1880). Его работа «Старый дом» дышит спокойствием и умиротворением. Последнюю работу Васнецов послал на Всемирную выставку в Париж.
Он расположился на фоне терема, на крыльце которого автор изобразил его семью. Эти работы существенно отличаются от предыдущих картин художника по живописной манере. Это и молодые елочки и взрослые высокие деревья.
Во дворе столпилась челядь, слуги и простые крестьяне. В 1895 году художник посещает Кавказ.
XVII век» (1903). В 1901-18 руководил пейзажным классом МУЖВЗ. Синяя гора», «Горное озеро. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой.
Вскоре Москва появилась и на его картинах «Вид на Крымский мост» (1879), «Кремль и храм Христа Спасителя (1879). Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Здесь он намеревается подготовить несколько картин к Весеннему салону 1899 года. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва). Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву.
Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами. «Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов. Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. Одно из таких полотен называется «Двор удельного князя». Здесь Васнецов выполнил несколько рисунков и этюдов: «Луг. Он отдавал предпочтение изображению бытовых сцен или сооружений прошлого.
Эта одна из наиболее знаменитых его работ, которая потребовала от него огромного напряжения сил и умений. Возможно именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. Именно в это время происходит значительный прорыв в развитии Васнецова как художника. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Синяя гора».
В 1889 году художник посещает Крым, где прожил чуть меньше полугода. В 1885 году Аполлинарий навещает своего брата Виктора в Киеве. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор).
Художник хотел посетить Францию и Италию, где он активно изучал западную живопись. Родился в семье священника. За картину «Лесная тропинка» (1885) Васнецов получил премию Московского общества любителей художеств. Из путешествия Васнецов привез множество этюдов, которые затем стали картинами. Особенно привлекало его XVII столетие.
Васнецов вновь представляет работы для Салона. Художник получает признание и публики и маститых коллег. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения. Наиболее известна работа «Тайга на Урале. Аполлинарий Михайлович Васнецов, русский художник и график, театральный художник. Но художник не был доволен собой. Но работы «Сумеречный ветер» (1899) и «Старорусский город» (1899) не были приняты жюри.
Картины Аполлинария Васнецова занимают важное место в отечественной живописи. Отец определил его для учебы в Вятское духовное училище, но Аполлинарий с детства увлекался рисованием и совсем не хотел стать священнослужителем. В серовато небе, плотно затянутого облаками, одиноко парит чайка. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера. Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
На первом плане художник изобразил гору, поросшую деревьями. Древний лес застыл в неопределенном ожидании. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям. Примерно в 1899 году Васнецов вышел из Товарищества передвижников и основал в 1901 году союз «36 художников», затем – Союз русских художников, просуществовавший до 1923 года. Холодное осеннее небо наполнено рваными облаками.
В 1907 году Аполлинарий приступил к серии «Времена года», которую задумал уже давно. В 1883 году А. Васнецов на выставке передвижников представил два пейзажа: «Серый денек» и «Роса» (обе 1883). Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения.
Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. Еще до поездки за границу, художник переселился в Москву. От родных просторов — к историческому пейзажу. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей.
Синяя гора» (1891) и «Горное озеро. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная – знакомят с личными вещами художника.
Материал для них он получал в многочисленных поездках по России и Европе. Васнецов долго работал над циклом, несколько раз перерисовывая уже написанное. Человеческие фигуры — не просто дополнение к пейзажу, его украшение. После поездки из-под его кисти появляются пейзажи: «Казбек» (1895), «Эльбрус перед восходом солнца» (1896), «Кавказ» (1896), «Дарьял» (1897) и «Пустыня гор» (1897). Это произведение просто пугает мощью природы. Весьма интересна картина «Серый денек» или «Серенький день», которая создана под впечатлением путешествия в Финляндию, предпринятую им в 1881 году. Картина выполнена в холодных темных тонах: зеленом, сером и фиолетовом.
Расцвет творчества художника приходится на конец 19-го века. За картину «Тополь над Днепром» Аполлинарий был выбран членом Товарищества передвижников, а за работу «Весенняя тишь» он получил премию Московского общества любителей художеств. А на следующий год за работу «Старая дорога» (1886) он был удостоен премии имени С. Г. Строганова. «Картины Аполлинария мне очень нравятся. В центре композиции – русский князь, принимающий дань от жителей. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» – большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое.
Город очень понравился художнику и он еще несколько раз приезжал в столицу древней Руси. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Лунный свет, падающий на ночной город и спокойную гладь воды, придает изображению поэтический вид. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. После окончания училища в 1872 году Аполлинарий уехал к брату. На полотне изображена заброшенная, пустая изба.
Он разочаровывается в этом течении и отправляется в Москву. Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). После Парижа художник посещает Рим, затем Неаполь, Флоренцию и Венецию. Поля, перелески, пашня. На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху. За горой начинается болото, а еще дальше – непроходимая чаща и горы.
Таким образом, Васнецов отобразил основные социальные слои средневекового времени. Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого.