Помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». Картину, выполненную Антроповым, государь одобрил.
Причем Антропову был положен довольно солидный по тому времени оклад – 120 рублей в год. Вообще, отношения Алексея Петровича со Святейшим синодом не складывались. 1754). Он во многом носил еще, если так можно выразиться, этнографический характер: российское дворянство (образованное общество XVIII века было, как известно, почти исключительно дворянским) знакомилось с практически неведомой ему стороной жизни. С наибольшей полнотой эти тенденции выразились в творчестве В. Л.
Очень ярким и своеобразным портретистом был ученик Левицкого С. С. Вопрос очень сложный историки еще не дали на него ответа. Он открывает красоту в реальных ландшафтах. Овладев профессиональными навыками, в 1739 году Алексей Антропов был зачислен в штат Канцелярии, в «живописную команду», которой руководил И. Я. Это полотно производит сильное впечатление. В ней Левицкий проявил не только мастерство и чувство юмора, но и, пожалуй, незаурядную смелость. Расцвет этого жанра начинается в сороковые годы.
Такие похожие и такие разные. Интерес к живописи проявился Алексея еще в раннем детстве. Его кисти принадлежат блестящие парадные портреты князя Куракина (1801—1802), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) и др. Причем работы великолепные.
Судьбы этих людей часто складывались трагически. Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины. Каждый портрет — самостоятельное произведение, у каждой смолянки — свой характер. Таковы портреты О. К.
Есть предположение, что в Париже и что на ней изображена французская семья. Русский музей). В это время происходит смена поколений, появляются новые мастера. Шидловской, Е. А. Он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из нее.
В 1742 году А. П. Рокотов и Левицкий.
Растрелли. Левицкий и П. С. Первые русские натюрморты принадлежат кисти нескольких мастеров, в том числе анонимных. Русский художник, художник-портретист А. П.
До сих пор не решен вопрос, кисти одного или нескольких авторов принадлежат многочисленные изображения, украшающие Андреевский собор. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Скончался 1795 года июня 12 дня.
В его обязанности входило наблюдать за работами петербургских иконописцев, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, писать и поправлять иконы исполнять портреты представителей русского духовенства («Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки»), а также обучать новых мастеров.
Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами приСиноде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному иконописному и финифтяному мастерству». Фигурки читающих людей мы можем увидеть и на панно Суходольского (например, «Прогулка», ок. Какое многообразие характеров и настроений. После смерти Петра I в России начались сложные времена. В том же 1773 году Левицкий получил большой заказ от Екатерины II.
В это время ему было уже за 40 и он пользовался уважением и известностью. Родился 1716 года марта 14 дня. Измайловой, М. А. Гос. Пишет виды знаменитых парков в окрестностях Петербурга — Гатчины, Павловска, Петергофа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799—1801). Просуществовав еще многие годы, оно явилось своеобразным памятником А. П. Педагог.
В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью. Связь с техникой иконы и парсуны очевидна во многих его произведениях. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней». Такая участь ждала и первого известного художника XVIII века, выдвинувшегося при Петре, — Ивана Никитина. Краснощекова». В доме Антропова поселились ученики с Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. Антропов написал четыре парадных портрета нового императора.
В 1804 году им был написан один из первых очерков по русскому искусству — «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках». Одно из лучших классических произведений художника. Лучшие достижения русской живописи и в конце века были по-прежнему связаны с портретом.
В поздних вещах времен Екатерины II можно увидеть отблески классицизма. Румянцевой». Спорна дата его рождения: 1732 или 1735 год а может и 1736 (умер художник в 1808 году). относится к тем русским художникам середины XVIII века, которые по уровню исполнения заметно приблизили русскую живопись (в случае Антропова речь идет о портрете) к живописи западноевропейской.
Выписаны они так тщательно, что создается иллюзия реальности, недаром эту разновидность натюрморта искусствоведы называют «обманками». музей А. С. Они абсолютно живые.
Отсюда обилие аксессуаров, призванных подчеркнуть это положение, театральная парадность позы. Предприняв отчаянную попытку определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода.
Он скончался в Петербурге от горячки 12 (23) июня 1795 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре. О незаурядном таланте свидетельствуют уже его юношеские работы: «Смеющийся крестьянин», «Крестьянин со стаканом в руке» и особенно — поэтический портрет крепостной танцовщицы шереметевского театра Татьяны Шлыковой-Гранатовой, написанный, когда художнику было около восемнадцати лет. Уже с 15-ти лет Антропов учился живописи у разных мастеров, а в 16-летнем возрасте, в 1732 году, он начинает учебу в Канцелярии от строений – государственном учреждении, ведавшим застройкой Петербурга.
Портрет становится более интимным.
Боровского. Таких портретов русское искусство ещё не знало. Филипповой, В. А.
Художник вглядывается в лица этих людей пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней (это особенно заметно в портретах Хрипуновой и неизвестной крестьянки в русском костюме). Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Искусно вписанные в интерьер, они тем не менее вполне воспринимаются и отдельно.
Иронический смысл портрета — конечно, не просто в погружении модели в домашнюю обстановку: такой прием, не раз встречавшийся в портретной живописи XVIII века, только добавил бы картине искренности и тепла. Такие картины, как «Крестьянский обед», «Сговор» и особенно «Празднество свадебного договора», позволяют поставить его в ряд с лучшими художниками его времени. Особенно после разрушительной пугачевской войны.
Он был крепостным в течение всей своей жизни. Художник испытывал к императору не просто благодарность — он восхищался этой могучей личностью, глубоко уважал его государственный гений. Наконец, одним из виднейших мастеров этого периода следует считать Н. И.
Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Екатерине понравились росписи временного дворца, сделанные Боровиковским. Это — близость внутренняя. За четыре года (1752-1756 гг. ) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. Захарова, Л. Каравака. Левицкий и П. С.
Крестьянская проблема в России всегда стояла остро. В 1770 году он выставил в Академии картину «Владимир и Рогнеда». Разумеется, речь не идет о каком-то влиянии или заимствовании. Первым учителем А. П.
И, конечно искусство. Будучи поклонницей французских просветителей, она, дабы не допустить расшатывания основ государства (с началом революции во Франции эта задача стала особенно актуальной. ), преследовала вольномыслие и беспощадно подавляла крестьянские бунты.
Вслед за этим полотном художник в течение последующих двух лет создал целую галерею замечательных портретов, в том числе архиепископа С. Кулябки, княгини Т. А. Трубецкой, духовника императрицы Ф. Я. Дубянского и других. Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить «Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощёкова». Человек на портрете уже не молод в его взгляде и упрямо сжатых губах сквозит горечь. Парадный портрет — во многом порождение стилистики барокко (это направление, зародившееся в XVI веке, господствовало тогда в России) с его тяжеловесной пышностью и мрачноватым величием.
Лопухиной, Е. Н. Портрет не подписан, но близок по особенностям письма Антропову. В какой бы области ни работали представители семьи Антроповых их с уверенностью можно назвать мастерами своего дела.
Подобная направленность сказалась на целом ряде работ А. П. Антропова, например, на портрете А. Л. Апраксиной (конец 1750-х гг., Гос. Лампи-старшего и, возможно, у Левицкого. Обучался живописи с 1732 г. у A. M. Несколько иначе рассматривал свою задачу Суходольский. Как известно, Шувалов И. И.
Затем был направлен в Академию. Кто хоть раз видел созданные ими портреты, навсегда останется под их очарованием.
В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Печально окончилась творческая жизнь Ивана Никитина. Однако дворцовые успехи художника, также как и правление Петра III, даже не удостоившегося коронации, оказались кратковременными. Портреты супругов Бутурлиных, А. М. Яркие психологические характеристики даны и в камерных портретах — Г. Р.
В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых былДмитрий Левицкий. В самом конце 1789 года на первой странице «Санкт-Петербургских ведомостей» появилось объявление Антропова об открытии частного училища во флигеле его собственного дома, где уже в первый год занималось 119 человек. Расписывал плафоны, писал иконы, позже стал крупным портретистом. Стремился к абсолютному владению техникой, точному знанию анатомии и перспективы. В самом конце 1789 г. на первой странице «Санкт-Петербургских ведомостей» появилось объявление Антропова об открытии частного училища во флигеле его собственного дома, где уже в первый год занималось 119 человек.
Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания— зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная драпировка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д. ), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. Аргунова (1771 — после 1829). А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны. Вместе с тем критерий точности, «похожести» в передаче внешности модели оставался главнейшим в традиции отечественного портрета XVIII века.
Среди них наиболее известно имя Григория Теплова. Державина, Д. П. Впрочем, последнее не суть важно. К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II в том же 1762 г., художник вместе с подмастерьем (Д. Левицким) подготовил 8 портретов ее величества для триумфальных ворот, поставленных в разных частях города. Ещё один портрет государыни Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не раз возвращался к образам царской семьи и близких к ним лиц исполняя заказы Синода «для поднесения высочайшим особам». Антропову. Когда-то она вызвала к жизни шедевры Феофана Грека и Андрея Рублева.
Этот голштинский принц был избран бездетной Елизаветой в преемники только из-за родства (он являлся ее племянником, внуком Петра I), а не из-за личных качеств, увы — ничтожных. Шувалова». В 1770-х гг. Нарышкиной, М. И. Предприняв отчаянную попытку определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода. В этих работах он впервые заявил себя художником классицистского направления.
Через два с лишним столетия многими историками искусства портрет будет воспринят как сатира на императора. Современники приняли антроповский портрет Петра III вполне благожелательно, он имел очевидный успех. Вторая половина XVIII века — время высокого взлета русского портретного искусства. Они плоскостны, статичны, лишены светотени, неточно передают внешность портретируемых (известных авторам, как правило, понаслышке).
Арсеньевой, сестер Гагариных, крестьянки Христиньи (последний замечателен еще и тем, что для Боровиковского важна не «этнографичность» образа крепостной крестьянки, а, как и в портретах дворянских девушек, внутренний мир). Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи. Составленное им первое в России пособие по пластической анатомии — «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании» — также использовалось в Академии в течение нескольких десятилетий. Позднее, в 1928 году, сенатский портрет попал в Третьяковскую галерею.
Своеобразие Антропова проявилось и в «Атамане Ф. Краснощекове» (1761), напоминающем лучшие образцы украинского портрета, с которыми художник познакомился в 1752—1755 годах во время работы над росписями киевского Андреевского собора и в портретах четы Бутурлиных (1763), М. - А. Румянцевой (1764), особенно в «Портрете А. М. Измайловой» (1759). Антропов создал «портрет торжественный, репрезентативный, – справедливо утверждает Г. В. Последний написал портрет А. (1776, ГРМ). На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». Пять лет провел в крепости, затем, в 1737 году, бит плетьми и сослан в Сибирь. О его жизни мы не знаем практически ничего, кроме происхождения из крепостных крестьян (возможно, князя Потемкина) и того, что свои лучшие произведения он написал в семидесятые годы.
Трощинского, генерала Ф. А. Ни в коем случае. Дрожжин. Родился 1716 г. марта 14 дня.
Что и проявилось в портрете Петра III (1762.
И впоследствии, обучая молодых художников в Академии, он не переставал учиться сам. Угрюмов (1764—1823). Рассказ о бытовой живописи XVIII века будет неполным, если мы не упомянем о чудесной картине И. Фирсова «Юный художник» — одной из первых, относящихся к этому жанру. Ещё один портрет государыни Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не раз возвращался к образам царской семьи и близких к ним лиц исполняя заказы Синода «для поднесения высочайшим особам».
Самые известные полотна Антропова созданы в пятидесятые-шестидесятые годы. Это, в частности, портреты архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ), архиепископа Гавриила Петрова (1774, ГИМ), духовника императрицы Елизаветы Петровны Федора Дубянского (1761, ГЭ), московского архиепископа П. Левшина (1775, Тверская картинная галерея). де Велли). Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке. А. П.
Однако вернее всего было бы отнести его творчество к раннему реализму. Не прекращал Антропов и писать портреты. Демидова.
Одной из первых европейских держав. В большинстве своем эти работы были копиями с собственных оригиналов или картин других мастеров. Петр Федорович, симпатизировавший прусскому королю Фридриху II, заключил с ним мир, а затем и военный союз, сведя тем самым «на нет» все усилия России в Семилетней войне.
Вишняков (1699-1761). Тем рельефнее выступает на фоне импозантного антуража ничтожество, физическое и нравственное уродство высокопоставленной модели. Нужно отметить, что за те полгода, что царствовал Петр III, А. П.
Орнаментальность форм, тщательное выписывание деталей, присущие работам Антропова идут от парсуны предшествующего столетия, но реалистическое восприятие натуры, достоверная передача характеров – это новое в русском искусстве. Перед нами — иная художественная система, предназначенная для духовного искусства. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось. Ясная логика классицизма казалась в то время глотком свежего воздуха на фоне декоративной вычурности и перегруженности аллегориями поздних барокко и рококо, в духе которых работали тогда приглашенные в Россию иностранные художники (например, С. Торелли и Ф. Фонтенбассо). Отсюда проснувшийся интерес к крестьянскому быту, костюму, обрядам и традициям. Смены царствований ощутимо сказались на его творчестве.
1759 – «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой». Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. В основе ее сюжета — события далекого X века, описанные в «Повести временных лет».
Однако он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Но — сдаваться. Вместе с тем в портретной манере А. П. Антропова на протяжении всех периодов его творчества чувствуется влияние старых живописных традиций конца XVII — начала XVIII вв. Косвенным подтверждением этому может служить то обстоятельство, что одновременно с А. П. Частная жизнь Петра III также не вызывала приязни у столичного дворянства.
Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Была ли в том необходимость. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней». Особую роль в развитии отечественной исторической живописи сыграл Г. И.
Не это ли потрясение в конце концов и бросило его в кровавую бурю революционной Франции. Шестилетнее отсутствие обусловило некоторое «отставание» Антропова от столичных живописцев, мастерство которых за это время весьма и весьма возросло. Измайловой, 1759 Портрет статс-дамы графини М. А. Акимов (1754—1814) создал еще ряд картин, в основном на мифологические темы (например, «Самосожжение Геркулеса»), долго преподавал в Академии, одно время возглавлял ее.
До сих пор не решен вопрос, кисти одного или нескольких авторов принадлежат многочисленные изображения, украшающие собор. А вот еще одна прекрасная картина, написанная все в том же 1773 году. Учеником Антропова также был русский художник П. С. Дрождин. Граф Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания – зачисляет в университет на должность «живописного мастера».
Перед зрителем предстает своенравная и умная старая барыня с острым, властным невыразительным лицом, покрытым плотным слоем румян и белил. В дальнейшем И. А. Особенно показателен портрет атамана Ф. И. Краснощекова (1761, ГРМ), сильно напоминающий одновременно парсуну и украинский портрет.
Боровиковского (1757— 1825) — одного из лучших мастеров портретного жанра в русском искусстве. Измайловой». Сын солдата лейб-гвардии Семеновского полка.
В ранней юности он пел в придворном хоре, оттуда попал в ученики к Аргунову. К тому же не следует забывать, что А. П. Антропов всю свою жизнь писал иконы. Это мастерство производит большое впечатление в картине девятнадцатилетнего Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», написанной под большим влиянием учителя, но на профессиональном уровне вполне зрелого художника. Грота.
Щукин (1762—1828). Впрочем, нам сейчас важно другое. О признании портрета говорит и тот факт, что в феврале 1762 года А. П. Для него характерны лаконичность, немногочисленность деталей (каждая из которых становится особенно значимой, прибавляя что-то к характеристике модели), как правило — глухой темный фон.
С именем И. П. С этой картиной и ее автором связано несколько загадок. Он даже Екатерину II написал в образе «казанской помещицы», гуляющей по саду в теплом салопе.
Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений. В нем рождалось осознание того, что это и есть русский народ. Среди них несколько схожих между собой портретов императрицы Елизаветы Петровны. И. Шуваловым, куратором созданного в1755г. Дата рождения: 1716Дата смерти: 1795Антропов А. П.
О жизни Федора Степановича Рокотова мы знаем не так уж много. В 1768 году Лосенко написал две «академические фигуры в величину ординарного человека» — штудии обнаженного тела, условно поименованные «Каин» и «Авель», а через год — картину «Зевс и Фетида». Имя Боровиковского в русском портретном искусстве рубежа столетий отнюдь не одиноко. Это портрет известного заводчика П. А.
В оформлении пейзажа как жанра сыграли роль создававшиеся ранее и носившие, если можно так выразиться, познавательно-топографический характер виды городов, парков, дворцов и различных памятных мест а также — театральные декорации интерьерные росписи и панно, пейзажные составляющие портретов и многофигурных картин. Левицкий. Еще один пример — парадный портрет императора Петра III. Один из них – «Портрет статс-дамы А. М. Портрет статс-дамы А. М. Она создана как будто на одном дыхании. Например, в картине «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800) он разрабатывает актуальную во все времена тему власти как долга и бремени. Не менее убедительные образы создал художник в портрете А. В.
Но только к концу 1765 г. его хлопоты увенчались успехом и Антропов был окончательно утвержден в прежней должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья. Московского университета. Русское же искусство XVII столетия находилось еще во власти традиции и канона. Перед нами пусть погрузневшие от возраста, но все еще влиятельные женщины с чертами незаурядности на лицах. Однако, он справедливо не числился среди мастеров первого ранга.
Примером для себя она избрала Петра I (по ее повелению ему был воздвигнут знаменитый памятник на петербургской Дворцовой площади). Предприняв отчаянную попытку определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода. Его всегда отличали наблюдательность, живое любопытство, жадное стремление к знаниям. Аргунова (1729—1802) связана особая страница в истории русского искусства. Однако мастеровитые художники были нужны. Быстро стал знаменит, получал много заказов.
Все это, конечно, не от недостатка таланта. Находясь за границей (в шестидесятых годах он дважды побывал в Париже, потом в Риме), Лосенко вел «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры», где тщательно анализировал свои впечатления от работ великих европейских мастеров — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Пуссена изучал памятники античности, определяя собственную дорогу в искусстве. Светская живопись того времени — это портреты-парсуны (от латинского слова «persona»), которые очень напоминают иконописные лики.
Художнику, очевидно, хотелось добиться возвышенного и одновременно помпезного эффекта. Рокотов. Антроповым писать Петра III был приглашен Ф. С. Именно картину, так как его образы апостолов – «земные», почти простонародные, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета – ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине. Именно картину, так как его образы апостолов – «земные», почти простонародные, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета – ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине. Но главное у Шибанова — лица.
Он стоит в грациозной позе с подзорной трубой в правой руке. В XVIII столетии русские портретисты отнюдь не писали карикатур на своих заказчиков. И художник отправился в Петербург — совершенствоваться в живописи.
Этой работе художник отдал около трех лет, но заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного» был выполнен отлично. На обороте одной из них указано, что она представляет «суздальской провинции крестьян» и писалась «в той же провинции, в селе Татарове». Измайловой В Москве А. П.
Эта ничтожность личности так ярко видна в портрете (при том, что он просто переполнен драпировками, орденами, горностаевыми мантиями и прочими атрибутами пышности и власти), что незадачливого императора становится, честно говоря, жалко. Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному иконописному и финифтяному мастерству». На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». В самом деле, параллели очевидны. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». И, подобно «Смолянкам» Левицкого, дает и нам почувствовать тот легкий, пьянящий воздух, которым дышала Россия XVIII века.
Учился он у И. Б. Он по-прежнему воплощение силы духа и неукротимой энергии. Лицо умершего, тревожно освещенное пламенем свечей (оставшихся «за кадром» картины), выписано строго реалистично и вместе с тем исполнено подлинного величия.
Бутурлиной, а также в «Портрете статс-дамы графини М. А. Характер каждой прочитывается точно, одну не спутаешь с другой. Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына. Художественные принципы Лосенко определились к концу шестидесятых годов. Петр в сопровождении гвардейцев был отправлен в Ропшу, где и погиб.
Шестилетнее отсутствие обусловило некоторое «отставание» Антропова от столичных живописцев, мастерство которых за это время возросло. А также — сам Петербург (например, «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых», 1804), в изображении которого главным для него остается природа, а архитектурные сооружения воспринимаются как ее часть. Антропов родился 14 (25) марта 1716 года в Санкт-Петербурге. И художник отходит от первоначального замысла. Для Сената и была написана копия.
Во-первых, он уже существовал в русской живописи (в отличие от большинства других жанров, которым только предстояло появиться). До 1776 года продолжалась его работа над «Смолянками» — серией портретов воспитанниц Смольного института, той самой, что навсегда прославила бы его имя, даже если б он не написал ничего другого. Основная же причина в том, что в петровскую эпоху резко выросла значимость личности — активной, жаждущей самоутверждения, ломающей традиции и сословные барьеры.
В камерных же портретах кисти Аргунова именно эта характеристика выходит на первый план. Такое отношение очень заметно в известном портрете Петра кисти Никитина. При новом царе произошли резкие изменения во внутренней и внешней политике России. Это, разумеется, ущемляло патриотические чувства россиян. Таковы были «птенцы гнезда Петрова» — от Меншикова до Абрама Ганнибала — азартные и талантливые люди самого разного происхождения, благодаря которым российский корабль смог одолеть штормовое море радикальных реформ. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера».
Но прежде всего Боровиковский — мастер женского камерного, точнее, домашнего портрета. Пребывание Антропова в Москве, выполнявшего многочисленные заказные портреты, затянулось до середины 1763 года. Особенно недовольна была гвардия, ударная сила всех дворцовых переворотов.
В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). Иногда эти картины заставляют вспомнить о парсунах: в них (как и в произведениях Вишнякова) подчас не хватает воздуха и динамизма неизменно точной внешней характеристике моделей не всегда сопутствует внутренняя. Внутренняя политика Екатерины была решительной и жесткой.
Родился Боровиковский на Украине, живописи учился у отца. Пример тому – большой «Портрет императора Петра III», выполненный художником для Сената. Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному иконописному и финифтяному мастерству».
Когда и где написана картина. Известности достиг рано: в конце пятидесятых годов, когда ему было еще далеко до тридцати, ему поручили исполнить парадный портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). То, что очень быстро начал развиваться именно жанр портрета, неудивительно. Румянцевой, А. К. Именно картину, так как его образы апостолов — «земные», почти простонародные, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета — ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине.
Подобная работа входила в обязанности художника, состоящего при синодальном ведомстве. В последний период А. П. Антропов все меньше работает с натуры, но создает много икон. Измайловой, 1759, ГТГ Портрет Петра I, 1770, ГРМ).
Антропова был француз Луи Каравак (1684-1754), много лет живший в России и ставший придворным художником, а затем – родственник Антропова Андрей Меркурьевич Матвеев (Кобылин) (1701-1739) – художник, окончивший в свое время Антверпенскую Академию художеств, а потом работавший в Канцелярии от строений, в которой до открытия Академии художеств учились и служили практически все русские художники. До конца своих дней мастер писал образа «для поднесения высочайшим особам». Ее можно было бы назвать «Нищие». Получив престол путем узурпации (был отстранен и заключен в крепость малолетний император Иоанн Антонович), она решительно взялась наводить в государстве порядок.
Мастер испытал воздействие стиля барокко, особенно в ранний период своего развития. Существовал ли какой-то иной путь. Дрожжин.
Совсем иначе работал над этой темой И. Ерменёв (1746 — после 1789), акварелист и график, сын конюха, окончивший Академию художеств и известный тем, что участвовал во взятии Бастилии 14 июля 1789 года. Например, парные портреты великого князя Петра Федоровича (1753, ГРМ) и великой княгини Екатерины Алексеевны (1753, ГРМ) А. П. Антропов писал с «живописных образцов» Г. -Х. Это не просто интерьер, это своеобразный «портрет без модели» (впрочем, Шувалова мы все-таки видим: на стене кабинета висит его портрет работы Ж. -Л. Но только к концу 1765 г. его хлопоты увенчались успехом и Антропов был окончательно утвержден в прежней должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья. Его десюдепорты — это, как правило, пейзажи.
Петр III изображен на биваке, за его спиной походные палатки. Безусловно, он очень хорошо знал ту жизнь, которую изображал в своих картинах. Семинарист, ученик Феофана Прокоповича, впоследствии государственный деятель и ученый, он создал несколько своеобразных и по-своему очень привлекательных живописных работ.
Портрет отличается ярким колоритом и контрастом цветовых вариаций. Высшим властям определенно пришлась по вкусу именно антроповская интерпретация Петра III. Матвеева, М. А. Наиболее известные из его учеников – Д. Г. Скончался 1795 года июня 12 дня.