Сын повторял судьбу отца. Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Это кажется совершенно непоследовательным, противоречивым— содной стороны, разочарование ввере, сдругой— «Библейские эскизы».
В 1831 году Иванов поселился в Риме. Художник Иванов Александр Геннадиевич. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Гоголь ему пенял, что так он никогда не закончит картины. Основой для него предполагался Рафаэль, то есть живопись Высокого Возрождения. Кризис веры у него действительно был.
Картина говорит зрителю о прекрасном. Однако русские революционные демократы поспешно записали Иванова всвой лагерь. Но вего главной картине, «Явлении Христа народу», осталось глубокое послание Александра Иванова из XIX века.
В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. Обладатель почетных грамот и дипломов. «Математика» для Иванова— обобщение всякого научного познания. Этот особый взгляд скептической эпохи позволяет по-своему толковать «Явление»: люди на картине Иванова лишены легковерия, они вслушиваются, вдумываются, сохраняя дистанцию сомнения. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». В ней я старался подойти сколь возможно ближе к лучшим образцам итальянской школы и вместе с тем составить что-то своё, в чём быть может и успел», но всё же: «Картина не вполне окончена, с сокрушённым сердцем отрываюсь я от любимого труда зрение ослабевает в утомительной работе, окончательно решает против меня задачу».
Известный художник Лилия Ратнер очень точно выразила его суть: «Пророческое видение А. Иванова заключено втом, что эпоха хотела ине могла удержать живое чувство единения сБогом». Однако, поездка чуть не сорвалась. Это не искусство в привычном понимании этого слова, это дизайн, который по определению не может претендовать на духовность, на откровение, способное, если уж не перевернуть жизнь человека полностью, как хотел Иванов, то, по крайней мере, сильно взволновать, духовно обеспокоить, «встряхнуть» его. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна.
Однако «Библейские эскизы» писались не для христианского храма, задумывалась некая «мировая история религий» вне определенной конфессиональной традиции. Член творческого союза художников. На свою картину он возлагал большие надежды, предполагая получить за нее сколько-нибудь серьезную сумму, которая позволит осуществить его мечту — совершить путешествие в Землю Обетованную, после чего намеревался осесть в Москве, с которой он, в отличие от нелюбимого им Петербурга, связывал большие надежды. Для картины написано около четырехсот этюдов, портретных набросков, законченных пейзажей. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека. Точно явлена внезапная, еще робкая радость этой измученной души— сХристом приходит надежда не на земное, ана божественное правосудие исострадание. Интересен портрет «дрожащего»— (крайняя справа обнаженная фигура мужчины) воценке Михаила Алленова: «Ивановский дрожащий, всвоем роде— мещанин, привыкший охранять себя от любых сквозняков, трепещущий от одной мысли ораспахнутых дверях иоткрытых пространствах».
Рожалин ипредставил Иванову мир немецкого романтизма, который вту пору быстро укоренялся вРоссии не как философское течение, акак новый способ переживания жизни. На пути кХристу остаются борения человека XIX века, который «немог расстаться сосвоей мнимой свободой ума исердца, стать рабом Христовым»— слова архиепископа Иоанна (князя Шаховского) оЛьве Николаевиче Толстом, но как точно они характеризуют большую часть мятущейся интеллигенции XIX века. В 1850-е Иванов ознакомился скнигой Штрауса «Жизнь Иисуса». К примеру, отрывок из письма Огарева кГерцену: «Ради Бога не доводи себя до дуэли, вспомни, кто ты идля чего». Не ожидавший такого положительного исхода Александр Иванов в 1830 году едет за границу, посещая европейские страны, такие, как Австрию и Германию много открывает для своих познаний, но более всего художник был очарован Италией, где он надолго остановился, жил и работал, восхищался полотнами Микеланджело, в частности пораженный произведением Сикстинской капеллы и Сотворения мира копировал их.
Его находки (возьмите этюд Драпировки, лежащие на круглом столе) сделали бы честь многим новаторам живописи конца XIX века. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Вся семья жила художественными интересами.
Работал Иванов с«дотошностью немецкого профессора». Считается, что эта книга сыграла особую роль врелигиозном кризисе Иванова. Посетив Германию, в 1831г Александр Иванов поселился в Риме, а на Родину ему суждено было вернуться через 27 лет, лишь перед самой смертью. Творческая личность художника не приемлет официальные рамки и нормативность инструкций Общества поощрения художников в живописи. Это заставляет его распускать слухи о своей болезни и всячески уклоняться от возвращения домой из-за страха, что ему навяжут должность в Академии. В этих работах открывается библейская история. Тем не менее сама тема картины, кажется, не оставляла его. И тогда суровый немец хлопнул по столу рукой (в два часа ночи) и радостно сказал: «Этто отфет. Работая над картиной, художник создает множество этюдов, чудесных пейзажей (например, Ветка), портретов (один из них — Н. В.
Появляется целый цикл картин, посвященных этой сложной трагичной тематике: «Переселенцы. Но надо понимать, что так было в самом начале работы над картиной, в 1830-е гг. Эта картина была послана в Петербург в качестве пенсионерского отчета и была там встречена одобрительно. Скорее здесь большее, это образ человеческой земной неправды, несправедливости. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. ». Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой. Картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, но была встречена холодно.
Его обучала мать и для него нанимали учителей. Он хорошо знал русский язык, русскую культуру. Так как он был художником, а не иллюстратором чьих-то идей. Ходоки», «Обратные переселенцы». Александр Иванов (1806-1858). Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками.
Но, как видите, сам он упорство и методичность относил к русскому характеру. Было то густо, то пусто, причем особенно густо не было никогда, а пусто (стакан кофе с черствой булкой или чашкой чечевицы на весь день) бывало довольно часто, поскольку он не писал картин на продажу. Тонко трактует тему двух пространств доктор искусствоведения Михаил Алленов: «Расстояние, разделяющее зрителей здесь иХриста там невозможно мысленно измерить количеством шагов, пространство это поистине безмерно». Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает.
Однако Иванов не спешил возвращаться на родину: он был захвачен «всемирным сюжетом», призванным преобразить духовно не только искусство, но и все общество. Именно «появление», а не торжественное «явление», похожее на театральное действие: вот, Он появился но здесь нужно скорее ставить вопросительный, а не восклицательный знак. Он был недоверчивым и замкнутым человеком. В Русском музее находится его «Явление Христа Марии Магдалине».
Для современного человека они могут стать неожиданным глотком чистого воздуха, глотком живой воды. К сожалению, вотличие от этюдов, всамой картине вся тончайшая световая игра, вся открытая художником пластика во многом засушены, все подчинено фигурной композиции, которая решалась вакадемическом строе. Влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, Иванов решил жениться на ней, но отец отговорил его от этого шага. Кто знает.
В состоянии духовного вакуума Иванов встречается слиберально настроенной русской эмиграцией. – Методика, которую он выбрал, действительно, была не из простых. По его мнению, «кропатели» гениями не бывают. В частности, он неожиданно стал говорить о кризисе в протестантизме. На смену приходит скептическое, рациональное поколение. Белинский писал: «нам мало наслаждаться искусством, мы хотим знать, без знания для нас нет наслаждения». Привычно внем видят образ социально угнетенного человека.
Получается ив группе апостолов нет однозначного ответа на проповедь Иоанна. Кстати, авторское название картины не «Явление Христа народу», а «Появление Мессии». Как верно отметила искусствовед Н. Дмитриева, «Иванов действительно дышит воздухом древнего эпоса, действительно переносится вмир Библии». Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие».
Это дань Иванова античности. В ней и правда, гораздо больше «академического», чем в первом полотне. Более того, он о ней высказался так: «Это всего лишь начаток понятия о чем-то порядочном». Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. Гоголя, с которым А. Иванова связывали дружеские отношения). Картина поглотила художника целиком. Онистал первым учителем своего сына. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени.
Писать без веры религиозные картины— это безнравственно. В 1848 году Европу охватили народные выступления, национально-освободительные движения. Но все-таки абсолютно очевидно, что эти вещи не вдохновляют, они лишь оформляют среду.
Здесь отчетливо виден другой пластический рисунок— юный, «распахнутый», златокудрый Иоанн Богослов, живые струящиеся складки его алой накидки, за ним апостол Петр, готовый двинуться впуть, апостол Андрей, весь обратившийся вслух. На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Все эти годы Иванов жил очень скромно, практически бедно. Движение группы нисходящее.
В течение нескольких лет он исполнил две картины. В романтическом мировидении художник не просто творец, это преобразователь жизни, миссионер скистью вруках, ведущий обезличенную толпу. С этим вопросом тесно связана и тема арестантов: «Беглый», «Бунт в деревне», «Отправка арестантов». Тогда центр тяжести картины вовсе не вявлении Христа. На переднем плане— изображение раба сверевкой на шее. Под влиянием славянофильских убеждений художник верил вособую спасительную миссию России, писал об этом своим неуклюжим, высокопарным стилем: от России «должно ждать законов все человечество, вследствие коих начнется повсеместное Царство Небесное на всей планете земле». Он и сам продуцировал новые идеи.
Фигура Христа, например, подобна ожившей статуе. Как уже упоминалось, на картине ощущается это безмерное пространство, разделяющее людей «здесь» иХриста «там». Но результат превзошел ожидания: виден совершающийся переворот в ее душе, многоплановость образа, переживаний, вполне осознанное лишь во второй половине ХХ века состояние «уже, но еще не». Иванов уходит от упрощенного схематизма, окончательного деления на верных иневерных. Перед Иоанном Крестителем вцентре композиции— народ, каждый из этих людей по-своему воспринимает призыв кпокаянию. При всей выразительности Иванов создает обобщенные, «вечные» характеры. Надо вспомнить, что говорил об Иванове известный художественный критик В. В. Пушкинское «Ум ищет божества, асердце не находит»— тоже из XIX века, века, вкотором на роль божества последовательно примеряются то искусство, то наука или революционные идеи, но таинственное живое единение сБогом эта эпоха не удерживает идраматичный опыт прошедшего столетия остается нам, потомкам, для осмысления. Но Иванов передает другое, самое главное творческое послание, которое уходит за рамки сиюминутных смыслов той эпохи: содной стороны, вкартине есть разорванность между земной инебесной жизнью но, сдругой стороны, одновременно есть иглубинная, вечная тоска человека по иному, горнему миру, по тому Христу идущему вдалеке на фоне тающих вголубой дымке далеких гор. В этом вечный смысл картины, которая сегодня не случайно занимает всю громадную стену взале Третьяковской галереи.
И дело не в том, что не закончены некоторые детали: лицо раба с веревкой на шее на переднем плане или отражение в воде одежды юноши в левом нижнем углу картины (Иванов «переодел» его, а отражение осталось прежним). Г. С. Сковороды на художественно-графический факультет. С отличием закончил его в 1992 году. Это грешно». Последние годы вРиме Иванов действительно почти не работал над «Явлением». Брата Сергея он даже просил прислать из Москвы прориси древних икон.
Ответ Иванова оказался двусмысленным. До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. Выходящие из воды люди влевом углу картины. Сам художник тяжело переживал холодный прием картины, которой он отдал почти всю жизнь.
Соответственно, не удивительно, что Иванова заинтересовала актуальная тогда тема переселения в Сибирь. В поисках нужного образа «сличаются» женские имужские головы натурщиков, копии сантичных статуй иитальянских мастеров, натурные этюды. Родился 3 июня 1962 г. в городе Харькове. Уже в одиннадцать лет Александр Иванов становится вольноприходящим учеником Академии (1817—1828), после окончания которой он уезжает в Италию (1831) и пребывает там практически до конца отпущенной ему жизни.
Окрыленный такими успехами чувствуя свой дар, молодой художник много работает учитывая ошибки и недочеты развивая свой талант и не напрасно в 1827 он создает картину Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона, за это произведение не смотря на критику руководства академии к некоторым деталям работы художника, Иванова награждают большой золотой медалью. Острые социальные проблемы всегда занимали художника. Именно вот таким образом роль русского художника-пророка виделась ему особо значительной. Некоторые критики отмечали вэтой несоразмерности смысловую перверсию: пророк «перевешивает» Спасителя.
Одновременно нет окончательной преграды, чтобы войти туда. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». – Иванов был категорическим противником, как он говорил, «иконостасов в стиле жанр», считал, что из храмов нужно убрать академическую живопись, которая заняла место древних икон. Задача современного человека, считал Иванов, утвердить веру «отраслью ума человеческого»: «Мы начинаем уже выкупать род человеческий из пороков, посредством математики, прочным путем теперь человек доходит до своего вдохновенного Спасителя».
Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Ранние работы Иванова («Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф, толкующий сны» (1827), выполненные в традициях академического классицизма, обеспечили ему статус «пенсионера» Общества Поощрения Художеств, что позволило художнику поехать в Италию для знакомства с шедеврами классического искусства и дальнейшего совершенствования мастерства. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев.
Он сам эту картину не очень любил. «Библейские эскизы» остались незавершенными. Крупные, мощные складки одежды, масштаб фигуры— все подчеркивает значительность его миссии— это пророк, уготовляющий путь грядущему Спасителю. Фигура Спасителя на этом фоне гораздо меньше, она вотдалении, вглубине.
Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Эпоха, поддавшись искушению рационализмом ищет опоры вточном знании. Думается, что вкупе все сыграло здесь свою роль: книга Штрауса, революционные события вЕвропе, само время, стремившееся «алгеброй гармонию поверить»— все неразвязанные узлы иутопии XIX века. Участник многих региональных, республиканских международных выставок.
Иными словами, «картина не есть последняя станция, за которую надобно драться». Еще одна важная деталь, о которой забывают: у него были большие проблемы со здоровьем. Иванову пришлось пройти через тяжелый религиозный кризис иего картина, вырастая из реалий своего времени, отразила духовный надлом не только автора, но ицелой эпохи, большей части интеллигенции середины XIX века. Картину «Явление Христа народу» Иванов задумывает вРиме, куда он прибыл в1830 году вкачестве пенсионера Петербургской Академии художеств. Круг его общения вРиме был не широкий, но выбор знакомств делал ему честь: он дружил сГоголем, Жуковским, общался сГерценом, сблизился сНиколаем Рожалиным— знатоком античности инемецкой литературы ифилософии. Для многих из них Иванов искал по два-три прототипа иногда они были не только мужские, но и женские (. ).
Вот так Иванов оказался актуальным для религиоведов и богословов XXI века. В мае 1857 года он вернулся на родину. Иванов принялся за «Явление Христа народу». В процессе работы над картиной художник создал множество этюдов с натуры, многие из которых по своим художественным качествам не уступают самой картине. Тем не менее он был поглощен новым делом— созданием огромного цикла, который вошел висторию искусствоведения под названием «Библейские эскизы».
«Все более или менее согласились называть нынешнее время переходным, — писал Гоголь всвоей Авторской исповеди вконце 1840-х годов. — Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир вдороге, ане упристани». В это время растут революционно-демократические настроения. Идея храма не связана сопределенной конфессиональной традицией. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины. Но, слава Богу, есть целый ряд изданий, где «библейские эскизы» хорошо представлены.
– Это было его желанием. И мы с ним вместо того, чтобы спать, полночи проговорили. А источник музыки, как бы сама безмолвная музыка – это Аполлон. попутно изучая основы библии. Скорее попытка художественно переработать и«вытащить» из многоликого сплава голов, жестов, улыбок, движений— задуманный характер. По матери Иванов был немец, так что не знаю, какая кровь тут сыграла большую роль.
Здесь ни вкоей мере не упрощенный синтез, когда воедино склеиваются осколки разных образов. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. входит в более высокие сферы. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х).
– Это недоразумение, это очень поверхностный взгляд. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Начав свое творчество в Италии с двух ставших известными картин (Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением, 1831—1833 Явление Христа Марии Магдалине после воскресения, 1835), Александр Иванов следующие двадцать лет трудится над главной картиной русской живописи — Явление Христа народу. Это состояние души, этот страх перемен, нерешительность просвечивают через внешнюю скованность, «дрожание». Картина вызвала самые противоречивые толки.
Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью. Но многие совсем некритично воспринимают его слова, обращенные к Герцену: «Я утратил ту религиозную веру, которая мне облегчала работу, жизнь () Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы». Он оглядывается на Христа, который идёт сзади.
В полном соответствии со своей ранней картиной, когда Иисус обращается к Марии: «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». Закончив один курс, поступил в Харьковский Педагогический институт им. В том же 1858 году он умирает от холеры.
Его учителем был отец — А. И.
Есть у него и еще одна известная картина, хотя тоже неоконченная: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Александр Иванов был старшим ребёнком. В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве. Это цикл изображений будет иллюстрировать всю историю отношений человека иБога. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы.
Но в зале Третьяковской галереи, посвященном Иванову, висит и картина «Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Какой уж тут кризис веры.
В Харьковское Художественное училище поступил в 23 года. Н. В. Есть соблазн вписать сюжет жизни Иванова всюжет «блудного сына»: «Библейские эскизы» есть не что иное, как подтверждение— человек справился сдуховным опустошением, вера вдуше жива. Могу рассказать в связи с этим замечательный случай. В них живые отношения человека иБога, где чудесное, вопреки всем идеям Штрауса, вплетено вткань реального. Картина была написана в Обществу поощрения художников. Христос в «библейских эскизах» Иванова всегда в центре изображения.
В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Мы же помним слова Иванова: «Писать без веры религиозные картины— это безнравственно. Так же, как просвечивает приверженность ккомфортной земной жизни вхоленой плоти хозяина раба, «достаточного человека»— (сидит на земле, повернувшись обнаженной спиной кзрителю). И все же от многих его произведений «веет вечностью, веет простором» – как от полей и гор в известной песне. Первые уроки получил от отца, а с 1817 по 1828 год учился в Академии художеств. В разговорах сГерценом в1857 году он надеется разрешить мучивший его вопрос, какое же «новое воззрение» займет покинутое место, что будет ныне вдохновлять искусство: «Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы.
Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Не случайно число его этюдов к картине исчислялось сотнями. Сам Иванов любил эту картину.
Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура». Он так работал над картиной, как ни один другой художник. Словно именно пророк несет ответственность за судьбы человечества. Художник мучительно переживал свой провал. Однако Нафанаил, крайний слева вгруппе апостолов, не поддерживает общий порыв, — он «сомневающийся», сомнения «обездвиживают» его— застывшие складки одежды, опущенная голова, замкнутые руки.
Это грешно». Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В отдалении схолма спускается группа фарисеев. Для выделения главных объектов он традиционно использует световоздушные эффекты. Фарисеи спиной кХристу, спиной кИстине. Вследствие странностей характера Иванов жил особняком.
Но вцелом это был гигантский труд. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. Это Магдалина – образ потрясающей выразительности. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской.
А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. В 1858 году Иванов, наконец, вернулся из Италии вПетербург ипривез ссобой «Явление Мессии». Действительно, написание картины «Явление Христа народу» заняло у него более двадцати лет жизни. И тогда я рассказал ему про Иванова, всю эту историю с «библейскими эскизами», как он сравнивал источники и что у него получилось в результате: по краям сюжеты, с которыми сравнивается Евангелие, а в центре – Христос как центр и вершина «лестницы» несовершенных прозрений о Нем. В это время он начал работать над своим самым знаменитым и масштабным полотном «Явление Христа народу» (1837-1857), работа над которым затянулась на долгих 20 лет.
По меткому выражению историка искусства иобщественного деятеля того времени, Владимира Васильевича Стасова, Иванов «всех слушал иникого не слушался». Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Именно Иванов открыл для русского искусства эпоху пленэра.
Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Это явилось огромным вызовом для людей верующих или по корням православным. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге.
Мы привыкли вконце ожидать итога, разрешения. Да исам художник за двадцать лет работы над картиной поменялся внутренне. Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века.
В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Кстати, сохранились его чрезвычайно интересные тексты – «Мысли при чтении Библии», они опубликованы. Однако она показывает, что Иванов и в юности был отнюдь не рядовым художником. Способ сей согласен и с выбором предмета и с именем русского и с любовию к искусству».
Гигантские задачи, священные цели— этим был наполнен исторический день. В середине XIX века внастроении русского общества происходит перелом. Контрастом кэтой группе— апостолы за спиной Иоанна Крестителя. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. В контексте того времени становится понятен пафос творческих задач Иванова: «я уже обрек себя умереть на пути кпользе отечества», отсюда же не прост картина, а«сюжет моей картины всемирный». Не говоря о том, что многие «библейские эскизы» по художественному качеству и содержанию превосходят все, что Иванов делал до этого.
Он во всем искал новых сведений, уточнений кизучаемым евангельским событиям. Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному. Сама картина как бы вырастает из реалий либеральной русской среды середины XIX века.
Иванов, вдухе времени, всегда почтительно идаже спафосом отзывался ознании инауке. А некоторые этюды по силе даже превосходят то, что оказалось потом на картине. Розанов саркастически отмечает: «Первое явление Христа народу, которое (страшно сказать. ) комически соскальзывало на первое представление народу, где представляющим ипочти рекомендующим является Иоанн Креститель иотчасти Иванов». Однако такое композиционное решение вполне оправданно.
Основная масса работы оставалась за кадром. Десять лет спустя Иванов сгоречью признался Герцену: «События, которыми мы были окружены, навели меня на ряд мыслей, от которых яне мог больше отделаться, годы целые занимали они меня и, когда они начали становиться яснее, яувидел, что вдуше нет больше веры». Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. И, действительно, пытался создать новую иконопись. Позднее двадцатый век даст свои выстраданные ответы мятущемуся девятнадцатому столетию. С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам.
Я не против них (за некоторым исключением) и не собираюсь метать в них громы и молнии: пусть каждый человек выражает себя как хочет. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». Свой «всемирный сюжет» Иванов находит вЕвангелии: «я остановился на С 1848 года картина «Явление Христа народу» была почти такой же, какой теперь мы ее видим. На огромном полотне— собирательный образ человечества «на перепутье из физических сил вдуховные»— так сам Иванов определил тему своей работы. Два центральных образа картины— Иоанн Креститель сего призывом кпокаянию иСпаситель, через которого идаровано миру спасение. Иоанн Креститель на переднем плане картины.
Иванов, который по-прежнему жил иработал вРиме, пытался как-то защититься от этого «шума истории», сосредоточившись на выстраданной идее своей картины. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». В течение нескольких лет он выполнил две картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-1833) и «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836).
Но и содержание сюжета, его смысловые акценты менялись. Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу». Он умер год спустя в Петербурге во время эпидемии холеры 15 июля 1857 года, не дожив две недели до своего 52-летия. Он так и писал: «Я художник, пытающийся создать новый иконный род». Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма.
В сравнении со всеми прообразами (помните – опять «сравнения и сличения». ) образ Христа всегда оказывается самым значительным, вершиной духовных и культурных достижений человечества. Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах. Потому он картину и не закончил. Брюллов называл Иванова «кропателем». Метод совершенно новаторский.
Это путь без будущности, без перспективы. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Это иесть «Библейские эскизы» иэто лучшее, что создал Иванов. Свой художественный метод сам Иванов определил как путь «сличения исравнения». Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». Несколько эскизов (прежде всего: «Благовещение», «Преображение», «Хождение по водам», «Тайная вечеря», «Бичевание», «Распятие») – настоящие шедевры. Но и здесь есть момент, который, безусловно, выходит за рамки академического канона.
То одни персонажи были вокруг Христа, то другие. Стасов: «Иванов всех слушал, но никого не слушался». Здесь человечество перед фактом явления Христа. Они прочитывали его картину абсолютно сдругой перспективы:«Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы идущий дружной толпой за горячим проповедником», — так написал окартине Репин, чьи взгляды были созвучны взглядам революционных демократов.
Общая устремленность этих людей— вверх, кСпасителю. Дальше Кипарис изображенный с открытым ртом: он воспроизводит мелодию своим голосом, т. е. Он прочно «привержен плотью кземле». В картине множество смысловых параллелей: здесь не только апостолы ифарисеи, рабы игоспода, но истарость имолодость. Под руководством профессора Егорова Ф. Е.
Однако даже спустя 26 лет напряжённой работы Иванов считал её так и незавершённой. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Сюжет картины взят из евангельского писания, в нём Христос явился Марии Макдалине после смерти, сначала принявшей его за садовника. Дадут свой ответ ифилософы— уже вдвадцатом веке Иван Ильин выскажется вотношении знания иверы: «В области веры имеется своя особая достоверность исвои полноценные основания, не замечать их или отвертываться от них можно только по недостатку духовного опыта».
.