Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Оба художники. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Что вы знаете о русских художниках, которые были представлены на выставке 1898 года. В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.
В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. «Среди молодых художников, – писал Н. И. Кравченко, – теперь очень мало таких, которые гонялись бы за кричащим сюжетом //». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».
Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Именно там им были написаны «Версальские серии».
Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.
Вопросы к Вступлению: Первые выставки С. П. Дягилева. 1. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге.
Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Вообще художник не сидел на месте (разве что только когда писал картины): он оформлял постановки Большого драматического театра в Петрограде и позже – «Русских сезонов» Дягилева в Париже, участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, собрал вокруг себя творческое объединение «Мир искусства», выпускавшее журнал с тем же названием Кажется, пора сказать «стоп», чтобы не утонуть в цепочках однородных членов предложения. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Именно значение Дягилева в истории «Мира искусства» и всей русской культуры объясняет то внимание, которое автор данного пособия уделяет деятельности Сергея Павловича. Год тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества.
Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Однако прямых указаний на сотрудничество художника с чекистами в известных документах нет и этот вопрос остаётся невыясненным. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). К декадентам критик причислил и Константина Коровина, у которого «кроме внешнего мастерства, ничего нет» и друзей Дягилева, представивших портреты, пейзажи и композиции на тему XVIII века. Их обычно связывают лишь с именем С. П.
3. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Одновременно он нередко преувеличивал значение творчества своих ближайших соратников и друзей. Например, отец художника был известным архитектором – он создал проекты костела в Петербурге, здания вокзала в Петергофе, перестроил «большой» и «шахматный» гроты.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Точнее было бы сказать, что А. Н. 6. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.
В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. А. Н.
2. Серебряковой. Вспомните критику их творчества В. В. Стасовым. В 1898 году вместе с С. П. Стасов вопрошал: «Зачем им было являться среди декадентских нелепостей и безобразия. ». Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.
Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Художник умел ценить величие искусства прошлого.
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Обратившись к теме прогулок короля, Бенуа стремился передать все очарование и великолепие окружавшей Людовика обстановки. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Бенуа стал задумываться об эмиграции. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Но и здесь перед А. Н. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы.
Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.
При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных спектаклей принимали участие всё те же художники «Мира искусства», – играл Сергей Павлович Дягилев. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. 8. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. В противоположность В. В. Стасову другие критики, как, например, Сергей Глаголь, восхищались новизной произведений, молодостью и мастерством экспонентов и с восторгом отмечали, что выставка «собрала яркие образчики всего наиболее свежего и молодого в русском современном искусстве».
Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. Почувствовав это, А. Н. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Они организовали кружок любителей искусства. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета.
Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Ей недостает именно историзма. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Здесь впервые экспонировались произведения ряда сильных представителей нового направления в России. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».
Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Как отнеслись критики на эту выставку. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Русский музей стр.
Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). П. Дягилев стремился познакомить русскую публику с современным зарубежным искусством, а потом – познакомить зарубежную общественность с русским искусством. Сложную художественную жизнь того времени характеризовало противопоставление традиционного академического направления – с одной стороны и – передвижников с другой. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Его имя неотделимо не только от «Мира искусства», но и от истории всей русской культуры конца XIX – первой четверти XX века. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
В каком учреждении состоялась выставка русских и финских художников. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Не исключено, что А. Н.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Детство будущего художника прошло в Петербурге.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. «От этих. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. Выставки, устроенные С. П. Дягилевым, показали, как уже сказано выше, появление нового направления, которое назвали «декадентским». Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала.
Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Он говорил о появлении нового направления в русской живописи, о талантливых молодых художниках-передвижниках – В. Серове, К. Коровине, А. Васнецове, которым «тесно» в рамках тенденциозного передвижнического искусства. Как мы видим, далеко не все критики разделяли отношение В. В. Стасова к искусству. Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.
В отборе экспонатов на выставку проявился интерес устроителя к проблемам живописи, а не к социальным идеям, которым отдавал предпочтение Стасов. И в науке и в художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником.
К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Совершал длительные заграничные поездки. Александр Бенуа был женат.
В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Что говорили о выставке молодые художники. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Они составляют едва ли не половину его наследия. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Но даже с большевиками А. Н.
В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.
По всему видно, как безоглядно художник был влюблен в Петербург и его окрестности, а еще – во французский Версаль. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.
Но к 1890-м годам художники этого направления утратили прежнюю идейность. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику».
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Чем отличалось творчество передвижников 1890-х годов. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. петергофских впечатлений, вероятно и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля», - вспоминал впоследствии художник. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.
«Дягилев вечен, Дягилев чудо», – сказал о Сергее Павловиче его ученик известный танцовщик и хореограф Сергей Лифарь. Они организовали кружок любителей искусства. В прессе, живо откликавшейся на все явления художественной жизни, началась дискуссия. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Он не был ни художником, ни артистом. Из письма художника к Ф. Ф.
Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). В отличие от короля и его свиты, напоминающих легкие тени прошлого, бронзовые ребятишки кажутся энергичными и живыми.
5. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Например, картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» 1887 года, также показанная на выставке русских и финских художников, с ее светлым, ярким колоритом и беззаботным обликом девочки вызвала резкие высказывания со стороны маститых передвижников. В отличие от консерваторов, С. П. Дягилев с большим интересом относился к свежим силам в искусстве и привлекал молодых художников на организованные им выставки. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Даже В. В. Стасов идеолог и защитник передвижничества, в статье «Выставки» 1897 года отмечал незначительность сюжетов, к которым обращались художники этого направления. Русский музей). Автор отметил, что молодые художники смотрят на живопись «не как на средство, а как на искусство, как на нечто такое, что может существовать само собой, своими задачами». Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Вот таким образом Владимир Васильевич назвал выставку «декадентской» (слово «декаданс» означает «упадок»).
В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Он был талантливым человеком, проявившим свою любовь к изобразительному искусству, музыке, театру – в виде той многогранной просветительской деятельности, которой занимался в течение всей жизни. Его любимыми игрушками были миниатюрные декорации, бумажные фигурки актёров, составлявшие целые наборы, с помощью которых мальчик мог самостоятельно ставить кукольные спектакли. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Однако в СССР нельзя было жить вне политики.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности).
С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Стасов находил «замечательными и истинно художественными» только портреты «юного Серова», особенно портрет великого князя Павла Александровича, «весь блистающий золотом лат и каски на солнце и ярком воздухе» и эскиз Левитана «Над вечным покоем». Определение «декаденты» утвердилось в обществе после первых же выставок, устроенных С. П. Дягилевым. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм.
Первые выставки С. П. Дягилева Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Назовите имена финских художников, представленных на выставке 1898 года. 4.
Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Бенуа уже в апреле 1923 года. Это нельзя считать случайностью или излишней субъективностью.
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».
Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина.
15 января 1898 года в Музее училища технического рисования, основанного известным предпринимателем и коллекционером бароном Александром Людвиговичем Штиглицем, открылась интереснейшая выставка – русских и финских художников. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Шаляпина и З. Е.
В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.