Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Рожь. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие.
Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
На картине изображен не просто сосновый лес. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». К ним относятся "Уголок заросшего сада. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). С Крамским у них были особенно теплые отношения. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Что ждет остальные деревья, которые стоят на заднем плане известно самому Шишкину, но обрубленные под корень пеньки навевают тоску и свидетельствуют о превосходстве человека над природой. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Передвижники). Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой.
Таковым является Иван Иванович Шишкин. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Произведение было подготовлено к пятидесятилетию со дня смерти Михаила Юрьевича и стало достойной иллюстрацией сборника его стихотворений.
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Эта картина – очень светлая и яркая. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу».
Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов.
Картины с названиями – в количестве двенадцати полотен – расположены в помещении Третьяковской галереи, которую стремятся посетить туристы со всего мира и москвичи – истинные ценители искусства. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. О его рисунках постепенно узнала вся школа. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.
С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
Последнюю свою работу он так и не закончил. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».
В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Работа над картиной происходила в 1889 году.
Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Большую часть картины занимают серые облака. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого.
В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Картина "Полдень. Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника.
Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Член-учредитель ТПХВ (см. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Русское богатство". «Сосновый бор. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись. Благодать.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Офорты Шишкина, стилистически и по содержанию близкие его живописи, способствовали возрождению этого вида гравюры в России. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Последняя работа автора является наиболее известной. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта.
Раздолье, простор, угодье. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Мачтовый лес в Вятской губернии". Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.